Единого Российского государства в XIV–XVI веках.
1. Предпосылки и условия объединительного процесса в землях Северо-Восточной Руси. 2. Причины возвышения Москвы: а) выгоды географического положения; б) политика московских князей. 3. Складывание единого государства во второй половине XV–первой трети XVI в.: а) объединительная политика Ивана III и Василия III; б) свержение ордынского ига; в) политический строй; г) социально-экономическое развитие. 4. Реформы 50-х гг. XVI в.: а) «боярское правление» в период малолетства Ивана IV; б) административные преобразования «Избранной рады»; в) военные реформы; г) изменения в финансовой и судебной сферах. 5. Опричнина Ивана IV: а) учреждение; б) террор; в) споры о политической и социальной направленности; г) отмена опричнины и ее последствия. СЕМИНАР № 3. (Тема 1.4) Россия в начале Нового времени. 1. «Смутное время» в истории России: a) социально-политический кризис рубежа XVI–XVII вв.; б) основные этапы Смуты: Лжедмитрий I, Василий Шуйский, движение Болотникова, «Семибоярщина», интервенция; в) феномен самозванства в годы Смуты. 2. Социально-экономическое развитие страны в XVII веке. 3. Первые Романовы и начало становления абсолютизма: а) Соборное уложение 1649 г.; б) церковь и государство: реформы патриарха Никона; в) изменение роли Боярской думы и земских соборов; г) отмена местничества. 4. Социальные движения в XVII в.: а) крестьянско-казацкие выступления («крестьянские войны»); б) городские восстания; в) церковный протест. Письменное задание: Заполните таблицу «Народные движения в России в XVII в.»
Сделайте вывод по таблице.
СЕМИНАР № 4. (Тема 1.5) Российская империя в XVIII веке. 1. Предпосылки петровских преобразований. Северная война 1700–1721 гг. 2. Реформы Петра I: военные; административные (губернии, коллегии, Сенат); социальные преобразования; изменения в культуре и быте; результаты и цена петровской модернизации. 3. Эпоха дворцовых переворотов: Екатерина I и Верховный тайный совет; «конституционное движение» 1730 г. и правление Анны Ивановны; Елизавета Петровна. Семилетняя война; Петр III и Манифест о вольности дворянства. 4. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II: а) Уложенная комиссия; б) реформы центрального и местного управления; в) сословная и экономическая политика; г) Пугачевщина. 5. Внешняя политика России в 1762-1796 гг.: а) русско-турецкие войны; б) разделы Речи Посполитой. Письменное задание: Заполните таблицу «Войны России в XVIII веке»
Модуль 2. СЕМИНАР № 5. (ТЕМА 2.1) россия в эпоху буржуазной модернизации. 1. Россия в первой половине XIX в.: складывание экономических и социально-политических предпосылок преобразований Александра II. 2. Либеральные реформы 1860–1870-х гг.: отмена крепостного права, земская, городская, судебная, военная реформы. 3. Контрреформы Александра III. 4. Промышленность и транспорт в пореформенной России: завершение промышленного переворота. 5. Деревня после отмены крепостного права: развитие помещичьего и крестьянского хозяйств. Письменное задание: Изучите основные мероприятия внутренней политики правительства Александра II и Александра III, известные как «Либеральные реформы» и «Контрреформы», сравните их между собой и заполните предлагаемую таблицу, в которой должны быть отражены такие аспекты как дата проведения реформы / контрреформы, название реформы / контрреформы, основные положения реформы / контрреформы, результат, значение.
«Реформы Александра II и контрреформы Александра III»
СЕМИНАР № 6. (Тема 2.4) Россия в начале ХХ века. Нарастание общенационального кризиса. 1. Особенности социально-экономического и политического развития России на рубеже XIX–XX вв. 2. Первая российская революция 1905–1907 гг.: причины, периодизация, характер, движущие силы, особенности, итоги. 3. Парламентаризм и многопартийность начала ХХ в. 4. Третьеиюньская монархия: политика и экономика. Реформы П.А. Столыпина. 5. Россия на международной арене в начале ХХ в. Участие в Первой мировой войне. Письменное задание: Сравните аграрные проекты С.Ю. Витте и П.А. Столыпина, заполните таблицу и ответе на вопрос: «Почему они не получили поддержки ни у правительства, ни у оппозиционных партий, ни у широких кругов российской общественности, ни у крестьянства?»
СЕМИНАР № 7. (ТЕМА 2.5) РЕВОЛЮЦИЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА (1917–1922 гг.) 1. Россия в феврале – октябре 1917 г.: а) предпосылки революционного кризиса; б) Февральская революция; в) политика Временного правительства и социально-политический раскол; г) приход большевиков к власти. 2. Становление советской государственности. 3. Гражданская война: а) причины и этапы; б) «демократическая контрреволюция»; в) Белое движение; г) причины победы большевиков. 4. «Военный коммунизм»: экономика, политика, практика. Письменное задание: Составьте хронологический план событий Февральской революции и заполните таблицу, проанализировав позиции российских политических партий по следующим вопросам
Модуль 3. СЕМИНАР № 8. (ТЕМА 3.1) СССР В 1920-х – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1940-х гг. 1. 1920-е годы: нэп: а) новая экономическая политика; б) образование СССР; в) внутрипартийная борьба по вопросам построения социализма. 2. 1930-е годы: сталинская «революция сверху»: а) индустриализация: противоречия, трудности, цена, значение; б) коллективизация: цели, методы, результаты и последствия; в) формирование тоталитарного политического режима. 3. Внешняя политика СССР в предвоенные годы. 4. Великая Отечественная война. Письменное задание: Заполните таблицу, в которой укажите хронологические рамки событий, причины перехода, основные положения, итоги.
СЕМИНАР № 9. (ТЕМА 3.2) СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В 1945–1991 гг. 1. «Холодная война»: истоки, этапы, последствия. 2. Послевоенный сталинизм. 3. Либерализация режима во второй половине 1950 – первой половине 1960-х гг. 4. Реформы Н.С. Хрущева. 5. Экономическое и общественно-политическое развитие СССР в 1965–1985 гг. 6. Перестройка М.С. Горбачева (1985–1991 гг.). 7. Распад СССР.
7. Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум).
Не предусмотрено для данной дисциплины учебным планом ОП. 8. Примерная тематика курсовых работ.
Не предусмотрено для данной дисциплины учебным планом ОП.
9. Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы студентов. Таблица 4. Очная форма обучения.
* Самостоятельная работа, включая иные виды контактной работы
Таблица 4. Заочная форма обучения.
* Самостоятельная работа, включая иные виды контактной работы
10.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).
10.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (выдержка из матрицы компетенций):
10.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания: Таблица 5.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|