Занятие 7. Власть и месть. Активное сопротивлению манипулированию
Цель работы Помочь участникам группы чувствовать себя уверенно в ситуации взаимодействия с властолюбивыми учениками, не позволяя манипуляторам управлять собой. Упражнение на разогрев Участники делятся на пары. Становятся лицом друг к другу. Один стоит абсолютно неподвижно, с застывшим «каменным» лицом. Задача другого участника — расшевелить своего бесчувственного партера, не говоря ни слова и не прикасаясь к нему. Затем участники упражнения меняются ролями. Скажите следующее: Дети, наши ученики, пытаются манипулировать нами. Кто их научил такой изощренной технике манипулирования? Учителя и родители, вот кто! Мы сами манипулируем ими по сто раз в день (шантажируем: «Если ты не сделаешь этого, я сделаю то-то…», подкупаем: «Если ты хочешь получить то-то, не делай этого…» и т.п.). И мы сами теряемся перед юными властолюбцами, потому что они ухитряются заставлять нас делать то, что мы делать не должны и за что нам потом бывает стыдно. Вспомните случаи, когда ученики манипулировали вами, чтобы добиться своего. Что вы чувствовали тогда? Может быть, есть случаи, которые до сих пор вызывают у вас чувство неудовлетворения? Рекомендации ведущему Поблагодарите того, кто рассказал о своем опыте, потому что человек говорил о неприятных переживаниях. Если все участники группы молчат, сами расскажите случай из собственной практики. Рассказывая, остановитесь на том, что вы чувствовали тогда. О благополучном выходе из этой ситуации можно пока не упоминать — важно, чтобы обсуждение не превратилось в «выставку достижений», а настроило членов группы на откровенный разговор о тех ситуациях, когда они были «не на высоте». Особенно часто учителя подвергаются попыткам манипулирования в конце четверти, при выставлении оценок.
Скажите следующее: У каждого человека существуют устойчивые «фильтры» восприятия других людей — «Я-слушания». Когда кто-то манипулирует нами, это удается ему благодаря нашим «фильтрам», дети угадывают их и бессознательно используют для достижения своих целей. Эти фильтры, не плохие и не хорошие сами по себе, порождают много проблем. Типичны такие, например, «Я-слушания», на которые легко «поймать» учителя: Я хочу, чтобы он стал добрым мальчиком. Я уважаю честность. Я хочу, чтобы ученики меня любили. Мне жалко этого ребенка, ему так не повезло с родителями и т.п. Пассивные властолюбцы — юные манипуляторы, по-видимому быстро находят наши «слабые места»: Я не сделал домашнее задание, потому что наша кошка заболела и я весь день сидел около нее. Я знаю, что сделал плохо, но это из-за моей лени, я очень ленив, вы же знаете, я и сам страдаю от этого, но ничего не могу сделать. Мы соврали, потому что не хотели вас расстраивать. Если вы не поставите мне четверку, отец убьет меня! и т.п. Узнаете ли вы эти ситуации? Дискуссия на тему занятия Перед началом свободной дискуссии выполните следующее упражнение: «Закройте глаза и попробуйте представить ситуацию, которая связана с неприятным случаем манипулирования вами. Представьте себе вашего ученика, выпрашивающего оценку, например. Где это происходило? Какое было время дня? Какое было освещение? Где находились вы и где — он? Что говорил или делал ученик? Услышьте его голос и слова. Попробуйте ощутить свою позу, прикосновения, полностью восстановите ситуацию. Что вы чувствуете? Какие фильтры включились у вас в этот момент? Часто ли они включаются в общении с учениками? (Дайте высказаться всем желающим.) Давайте вместе поищем нужные слова для сопротивления манипулированию».
Предложите участникам группы формулу достойного ответа в ситуации манипулирования. 1-я часть. Признайте силу ученика над вами, скажите ему о своем «слабом месте» и о том, что он может добиться своего, используя ваши слабости. 2-я часть. Скажите ему о том, что бывает потом. Опишите, что происходит с вами, когда осознаете, что кто-то использовал вашу слабость (возможно, вы начинаете сторониться этого человека или меньше ему доверяете, думаете о нем неприязненно или теряете уважение к нему — выберите то, что именно для вас характерно). 3-я часть. Объясните, почему это происходит. 4-я часть. Предложите ученику выбирать. Учитель информатики Александр Иванович не может видеть женских слез, об этом знают старшеклассницы. Одна из них, Таня, болела, много пропустила и должна получить в четверти «4». Теперь она выпрашивает «5». В конце ответа на зачете А.И. говорит ей, что знает она только на «4», ученица начинает плакать, она совершенно искренне рыдает и… А.И. тут же ставить ей «5», смущенно повторяя: «Ну, если для тебя это так важно…» Веселая Таня уходит домой, а А.И. чувствует себя очень неловко. На группе, выполняя данное упражнение, Александр Иванович придумал следующий ответ: Знаешь, Таня, у меня есть слабое место: я не могу видеть женских слез. Когда женщина плачет, я готов сделать что угодно, лишь бы это прекратилось. Я думаю, что сейчас ты легко можешь добиться от меня своей пятерки. (Пауза.) Однако я боюсь, что наши отношения, а я ценю их, после этого изменятся, я не смогу так же уважать тебя, как уважаю сейчас. (Пауза.) Наверное, я просто не люблю, когда меня используют. Ты, наверное, тоже не любишь? (Пауза). Так что выбирай, я поставлю ту оценку, которую назовешь ты сама. Важно, чтобы учитель поставил ту оценку, которую выберет ученица (в конце концов, дело не в оценке). Если все-таки выбирается «5», впоследствии у большинства детей возникает известный психологический феномен «горькой конфеты», то есть неприятные переживания ребенка могут оказать влияние на его дальнейшие выборы. Если же ученик (или ученица) делает выбор в пользу достойного, хотя и невыгодного, варианта, учитель обязательно должен поддержать его, выразив свои чувства форме «Я-высказывания». В случае с Таней, например, следующим образом: «Знаешь, Таня, что я чувствую сейчас? Огромное облегчение. Я горжусь тобой».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|