Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 6. Власть и месть как мотив «плохого» поведения. Изящный уход




Цель работы

Освоить эффективные приемы для снижения напряжения в классе на стадии «глухих раскатов».

Материалы

Для того чтобы участники могли эффективно работать на этом занятии, следует обеспечить их информацией о целях «плохого» поведения (Приложение, таблица 1, с. 201), и мерах экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с властными и мстительными детьми (таблица 6, с. 122). Для этого надо либо написать таблицы достаточно крупно (в формате плаката), либо распечатать их в таком количестве экземпляров, чтобы хватило каждому участнику группы.

То же касается схемы «Стадии "классного вулкана"» (см. главу 4, § 3).

Упражнение на разогрев

Упражнение «А я не обижусь»

Ведущий говорит: «Вы, наверное, знакомы с техникой активного слушания. Примените уточняющие вопросы и парафраз для снижения напряженности ситуации в диалоге с человеком, который стремится вас «задеть». Пусть один участник будет «склочником», его задача — придумать какое-нибудь утверждение, которое может вас «задеть» (например: «Все блондинки туповаты», «Те, кто в наше время держит дома собак, — лицемеры, ведь в стране полно голодных детей», и т.п.). Другой участник должен, не оправдываясь, повести разговор на эту тему, начав с уточняющего вопроса или парафраза. Например: «Вы имеете в виду натуральных блондинок или крашеных?»

В конце упражнения обратите внимание участников на тот факт, что известный прием активного слушания, как правило, не годится для снижения напряженности на уроке, это прием только для индивидуальной беседы.

Дискуссия на тему занятия

Скажите следующее: Тема сегодняшней встречи является ключевой в тренинге. Властные и мстительные дети слишком часто ставят нас в тупик и пугают. Никто не учит педагогов правильно вести себя в критических ситуациях, даже курсы конфликтологии рассчитаны, как правило, не на детей и взрослых и не на ситуацию урока, когда на «выяснение отношений» нет времени. Если вам все понятно в прочитанных дома главах, то мне хотелось бы обсудить их.

Рекомендации ведущему

Как показывает опыт, дискуссия по данной теме никогда не проходит спокойно. Особенно бурно она протекает, когда участники группы — учителя одной школы. Обычно кто-нибудь говорит: «А вот у нас есть такой ученик Ваня Птичкин…» (далее рассказывается «Сага о плохом ученике», причем остановить эту сагу практически невозможно, учителя припоминают случаи из прошлых лет, и обстановка все более накаляется, возникает тяжелая атмосфера возмущения и безысходности). Рефреном звучат фразы: «Вы представляете?», «Это просто ужасно!» и т.п. Ориентируйтесь по обстановке, иногда учителям нужно дать высказаться, чтобы «отреагировать» стресс. Однако, если вы чувствуете, что разговор принимает форму плохой игры «в родительское собрание» (по Э. Берну), прервите обсуждение и спросите: «Хотели бы вы что-то изменить в поведении Вани Птичкина? В ваших собственных отношениях с ним? В его отношении к вашему предмету?» Спросите участников, что они делали для этого? Какой была эффективность этих действий? Хотели бы они попробовать другие методы, которые опробованы педагогами и повсюду признаны наиболее эффективными специально для случаев властолюбивого поведения?

Если да, возвращайтесь к составлению Школьного плана действий и вашей дискуссии.

Покажите и прокомментируйте участникам схему «Стадии извержения "классного вулкана"». Спросите участников, согласуется ли эта схема с их собственным опытом, приведите примеры. Сравните схему «Извержение "классного вулкана"» с традиционной схемой развития конфликта.

Основные вопросы для дискуссии

  • Изящный уход: не кажется ли вам, что это слишком большая роскошь для учеников, обязанных вести себя дисциплинированно?
  • Есть ли в вашей практике положительный опыт применения изоляции как основного (и единственного) метода воздействия на ученика на стадии «извержения "классного вулкана"»? Что вас смущает в этом методе?
  • Ваше отношение к активным и пассивным властолюбцам разное или одинаковое? Приведите примеры.

Рекомендации ведущему

Дайте высказаться всем желающим, если они не выходят за рамки темы дискуссии, ведите дискуссию в технике активного слушания, то есть кратко резюмируйте своими словами основную мысль каждого выступающего, поощряйте «тихих» участников высказываться. Для ведения дискуссии можно использовать материалы с домашними заданиями учителей, собранными перед данной встречей.

Упражнение на овладение навыком

Попросите участников группы рассказать о своем личном положительном или отрицательном опыте применения описанных приемов «изящного ухода». Пока один человек говорит, остальные соотносят рассказанное с приемами «изящного ухода», описанными в таблице «Меры экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с властными и мстительными детьми». Предложите конкурс на лучший «изящный уход» из тех, что были рассказаны (в этом случае приготовьте заранее какой-нибудь приз победителю, например, медаль «За достойное поведение в недостойной ситуации»). Проанализируйте примеры неудавшихся попыток предотвращения конфликта с помощью «изящного ухода». Возможно, диагностика была выполнена неверно и стадия «глухих раскатов» уже сменилась стадией «извержения». Награждайте аплодисментами всех рассказчиков.

Разыгрывание ситуаций

Разыграйте предложенные участникам «трудные» ситуации и попробуйте вместе отыскать варианты беспроигрышных фраз в технике «изящного ухода».

Обязательно окажите поддержку победителю конкурса. Если у вас нет заранее заготовленного приза, наградите победителя общими аплодисментами.

Обсуждение итогов

Все участники высказываются о том, что они получили на этом занятии, какие чувства испытывали, какие вопросы остались неразрешенными.

Домашнее задание

  • 1. Начать выполнять шаг №3 ШПД для учеников, мотивы которых — власть или месть.
  • 2. Вспомнить свои удачные «изящные уходы» и соотнести их с предложенной классификацией приемов.
  • 3. Выполнить письменно Личное задание читающему книгу (гл. 4, § 3).
  • 4. Хорошо, если участники попробуют в своем классе применить описанные в разделе «Изящный уход» приемы и решить для себя, какие из них подходят им, а какие — нет.
  • 5. Еще лучше, если участники группы сдадут письменные части домашнего задания ведущему за день-два до следующей встречи.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...