Признаки конфликта. 1.2. Конфликты в условиях учебной деятельности в период адаптации студентов 1 курса. 1.3 Методы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов в учебном коллективе
Признаки конфликта
Первый признак конфликта – Биполярность Представляет противостояние и одновременно взаимосвязанность, содержит в себе внутренний потенциал противоречия, но сама по себе не означает столкновения или борьбы. Второй признак конфликта – Активность Другой признак конфликта, но только та активность, которая синонимична понятиям «борьбы» и «противодействия», активность невозможна без некоторого импульса, задаваемого осознанием ситуации со стороны субъекта конфликта.
Третий признак конфликта – Субъекты конфликта. Субъект конфликта является активной стороной, способной создавать конфликтные ситуации, а также оказывать влияние на процесс протекания конфликта, что, в свою очередь, зависит уже от его интересов. Традиционно, субъекты конфликта отличаются своеобразным типом мышления, называемого конфликтным. Противоречие может быть источником конфликтных ситуаций лишь для тех людей, которые обладают конфликтным мышлением. 1. 2. Конфликты в условиях учебной деятельности в период адаптации студентов 1 курса Этап студенческой жизни и учебы имеет свои трудности, однако многое определяется на начальной стадии обучения. Во-первых, прежней системы взаимоотношений учащихся с педагогами, а во-вторых, их знаний, умений, установок на обучение. Происходит осмысление новой роли студента-первокурсника, появляется самооценка правильности принятого решения, постепенно формируется отношение к избранной профессии, к особенностям учебного процесса и его требованиям, к товарищам по группе и преподавателям. Студент всматривается в свое профессиональное будущее, пытается найти поддержку. На этой основе у студента возникают новые стремления и планы. Как отмечают исследователи, большинство студентов-первокурсников рассчитывают, что процесс обучения в высших учебных заведениях начинается сразу с получения профессии, конкретного и практического дела. Но в реальной действительности появляется неудовлетворенность тем, что приходится снова заниматься изучением социальных и гуманитарных дисциплин, возникают неуверенность в своих способностях, некоторая неприязнь и безразличие. Отсюда - настороженность и критичность к преподавателям, замкнутость и натянутость отношений с ними, боязнь плохих оценок.
Исследователи процесса адаптации студентов к обучению в колледже выделяют четыре ее аспекта: 1. психофизиологический аспект адаптации связан с ломкой выработанного годами динамического стереотипа и формированием новых установок и навыков; 2. социальный аспект затрагивает взаимодействия их со средой и привыканием к коллективу; 3. педагогический аспект связан с особенностями приспособления студентов к новой системе обучения; 4. профессиональный аспект затрагивает процесс включения студентов в социально-профессиональную группу, освоение ими условий будущей конкретной трудовой деятельности. Комплексное решение указанных аспектов дает возможность преодолеть проблемы первого года обучения студентов в колледже. Исследования подтверждают предположение о том, что состояние учебно- материальной базы колледжа, оснащение его аудиторий, лабораторий, библиотек, общее эстетическое содержание и оформление помещений создают определенную психологическую основу для адаптации студентов к специфике среднего учебного заведения. В учебных заведениях с развитой материальной базой и высокой культурой студенты-первокурсники настроены оптимистично. Ведущим фактором, обеспечивающим адаптацию студентов – первокурсников к специфике учебного заведения, являются общий уровень учебно-воспитательной работы профессорско-преподавательского коллектива колледжа, его традиции, нравственный климат, хорошо налаженные взаимоотношения по направлениям: преподаватель- студент; преподаватель – преподаватель. Исследователи подчеркивают, что от складывающихся отношений зависит необходимость применения той или иной доли средств, которые использует преподаватель для воздействия на студента. Малейшая деформация в отношениях, упор на формальное требование создают сопротивление любым формам педагогических воздействий. При этом неприязнь студентов к преподавателям приводит к затягиванию процесса формирования деловых взаимоотношений в группе, разобщает коллектив, усложняет положение студентов. Можно выделить основные причины усложнения процесса адаптации студентов-первокурсников к специфике среднего учебного заведения: во-первых, из-за различия между преподавателем и студентом в жизненном опыте, знаниях, социальной зрелости.
1. 3 Методы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов в учебном коллективе В учебной практике конфликт имеет особое значение. Спонтанно возникающий или специально создаваемый, он характеризует возникающее противоречие в отношениях между субъектами. Чтобы решить конфликт нужно знать стратегии поведения в конфликте. В основе существующих стратегий поведения в конфликте лежит стремление каждой из сторон выиграть или найти иной способ сосуществования. Стратегиями поведения в конфликте обозначают выделенные К. Томасом пять основных способов поведения – противоборство (соперничество), приспособление (уступчивость), избегание, компромисс (взаимные уступки), сотрудничество (взаимный учет интересов).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|