Упражнения на овладение навыком
Упражнение 1 Вспомните случаи «вопиющего» поведения, которые обсуждались участниками на предыдущих занятиях, и в парах (тройках) обсудите эти ситуации с точки зрения правильности установления санкций. Проанализируйте их по следующей схеме:
Участники слушают каждую подгруппу и выносят вердикт: правильно ли проведен анализ? Рекомендации ведущему Как бы ни проходило обсуждение, в ходе работы вы можете сделать два важных акцента:
Упражнение 2 Предложите участникам группы ситуации, требующие установления санкций (это стоит делать только в том случае, когда у участников группы нет опыта работы в школе и они ничего не могут предложить сами). Обсудите, какие санкции были бы в этих ситуациях уместны и эффективны. Ученик 1-го класса Боря К. сжег портфель первоклассницы (хотел проверить, горит ли он). Правильный ответ: Боря должен возместить стоимость портфеля и извиниться при всех перед девочкой, лучше, если он сам придумает, как он мог бы «загладить свою вину» перед ней. На уроке Марии Петровны сидит проверяющая комиссия. В середине урока опоздавший Миша А. потихоньку открывает дверь и вползает в класс на четвереньках, «чтобы никому не мешать». (Урок сорван, но в любом случае допустимая санкция — Миша должен извиниться при всех.)
Старшеклассник Валера Д. вламывается на урок в первый класс, «отпускает» детей гулять, привязывает молодую учительницу к стулу и запирает ее в классе, а сам уходит. (Это грубое поругание человеческого достоинства, поэтому здесь необходима максимальная санкция — всеобщий бойкот.) Восьмиклассник Петя Л. очень просил взять его на экскурсию. Когда учительница отказала ему, он при всех выкрикнул ей в лицо: «Ты дура, дура!» (Когда все участники конфликта успокоятся и выяснят отношения, Петя все-таки должен извиниться при всех.) Дима С. нечаянно сломал прибор в кабинете физики. (Дима должен возместить стоимость прибора или починить его.) Саша Д. баловался в кабинете физики с прибором и сломал его. (То же, что и в предыдущем случае, хотя по этому поводу могут быть и другие мнения.) Скажите следующее: Все истории, которые мы слышали сегодня, впечатляют — впечатляют прежде всего ошибками педагогов. Теперь, когда мы учимся на ошибках и не боимся их, мы можем сказать: «Хорошо, что в моей практике был этот случай. Он научил меня…» (пусть участники продолжат это предложение). Форма, в которой устанавливаются санкции, очень важна. Ваша задача — как можно более логично обосновать установление данной санкции, чтобы ученик согласился с тем, что она справедлива. Можно спросить ученика: теперь, когда это сделано тобой, какие будут последствия (что изменится)? Далее можно задать вопрос: что можно сделать, чтобы предотвратить эти последствия, и как ты будешь это делать? Ответы ребенка позволят вам подойти к санкциям как к естественным следствиям его выбора. Важно четко и развернуто сформулировать санкции и договориться о сроках. Важнейший момент — контроль за выполнением санкций. На это нельзя жалеть сил и времени. Если выполнение санкций растянуто во времени — оказывайте поддержку любым продвижениям к цели, поощряйте пусть маленькие, но достижения. И главное — устройте настоящий праздник в своем классе, когда ученик, преодолев трудности, наконец-то выполнит санкцию (например, купит испорченную вещь, на которую копил деньги несколько месяцев, работая после уроков в школьной раздевалке). Герой праздника — ваш трудный ученик — человек, который держит слово и умеет отвечать за свои поступки, какими бы они ни были. Торжество тоже должно быть соразмерно преодоленным трудностям, однако даже маленький сувенир, который вы при всем классе вручите ему, запомнится. Может быть, впервые ребенок переживет момент ответственности как положительный и перестанет ее бояться.
Обсуждение итогов встречи Все участники высказываются о том, что они получили на этом занятии, какие чувства испытывали и какие вопросы остались неразрешенными. Домашнее задание Применить на практике навыки установления санкций, которым участники научились на этом занятии. Санкции необходимо применить хотя бы три раза, следя за тем, чтобы они были правильными и по содержанию, и по форме представления. Описать происходившее (что произошло, что сделал учитель, как реагировал ученик). Занятие 11. Правила моего класса (моей школы) Цели работы
Упражнение на разогрев Сыграйте в любую детскую игру с правилами: «Гуси-гуси», «Третий лишний», «Море волнуется» (обратите внимание участников на то, как трепетно дети относятся к правилам). После игры позвольте участникам поделиться своими детскими воспоминаниями об играх, в которые они играли в их дворе или классе. Очень хорошо, если свои чувства выразят люди разных поколений. Поговорите о воспитывающем и развивающем значении игр с правилами. Дискуссия на тему занятия В ходе обсуждения проблемы задайте участникам следующие вопросы:
Рекомендации ведущему
Ведите дискуссию в свободной манере, дайте высказаться всем желающим. Они сами придут к выводу о том, что Устав школы существует, но не по нему живет школа и тем более каждый отдельный класс. Это нормальное явление, ведь существует Закон о браке и семье, но конкретная семья живет по своим неписаным законам. Участники также придут к выводу о том, что существует иерархия правил. Правила класса, кабинета, кружка, спортивной секции отличаются от правил школы в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|