Условия, при которых могут наблюдаться различные связи между удовлетворенностью работой и выполнением работы
Исследования крупным планом. Влияние вознаграждения, зависящего и не зависящего от уровня выполнения работы, на связь между удовлетворенностью и качеством выполнения заданий
Вопрос исследования: Существует ли каузальная связь между удовлетворенностью работой и выполнением работы? Исследуемая гипотеза: Путем селективного манипулирования условиями вознаграждения можно получить любую эмпирическую связь между удовлетворенностью, определяемой по сообщениям испытуемых, и выполнением работы. Тип исследования: Лабораторный эксперимент. Испытуемые: Девяносто добровольцев мужского и женского пола из числа студентов первых курсов школы бизнеса. Независимые переменные: Зависимость вознаграждения от выполнения работы. Операциональное определение: а) соответствующее выполнению работы вознаграждение — хорошо работавшие испытуемые получают премию, плохо работавшие — не получают; б) несоответствующее выполнению работы вознаграждение — хорошо работавшие испытуемые не получают премию, плохо работавшие — получают. Вознаграждение каждого вида получили половина хорошо работавших и половина плохо работавших испытуемых.
Зависимая переменная: Выполнение экспериментального задания. Операциональное определение: общее число рядов фигур, подсчитанных согласно инструкциям. Общая процедура: Испытуемые получали по одному доллару в час за работу, заключавшуюся в подсчете результатов тестирования, которое, как они считали, проходили сотрудники бумажной фабрики. Испытуемым сообщили, что у них имеются пятидесятипроцентные шансы получить премию за количество и качество выполненной работы, но на самом деле эти премии распределялись на случайной основе и выплачивались половине хорошо работавших и половине плохо работавших испытуемых. Испытуемые работали в течение двух часов. В конце каждого часа они: а) отвечали на вопросы о выполнении работы и вероятности получения премии в их восприятии; б) получали оплату согласно плану эксперимента; и в) отвечали на вопросник об удовлетворенности работой. Результаты: Гипотеза получила подтверждение. Были обнаружены положительная корреляция между удовлетворенностью и выполнением работы у испытуемых, получивших соответствующее вознаграждение, и отрицательная корреляция — у испытуемых, получивших несоответствующее вознаграждение. Кроме того, у испытуемых, получивших в конце первого часа соответствующее вознаграждение, выполнение работы в течение второго часа улучшилось, в то время как у остальных испытуемых оно не улучшилось. Вывод: «Результаты этого исследования подтверждают гипотезу о том, что характер и сила связи между удовлетворенностью и выполнением работы существенно зависят от того, какая связь была организована между выполнением работы и вознаграждением».
По материалам статьи D. J. Cherrington, H. J. Reitz, and W. E. Scott, Jr., «Effects of Contingent and Noncontingent Reward on the Relationship Between Satisfaction and Task Performance.» Journal of Applied Psychology, 1971, 55, 531-536.
Современные исследования проблемы удовлетворенности работой
После того, как вывод о значимости влияния вознаграждений на связь между удовлетворенностью и выполнением работы получил всеобщее признание, поиски предпосылок и последствий удовлетворенности работой не прекратились, но их направленность существенно изменилась. Можно выделить по крайней мере три направления исследований. Во-первых, это изучение возможной зависимости удовлетворенности работой от личностных характеристик. Пока было бы преждевременно делать какие-либо выводы из этих исследований, но их основная идея проста: можно предположить, что счастливые люди являются более продуктивными сотрудниками, а также испытывают большую удовлетворенность работой (Staw & Barsade, 1993). Предпосылки. Второе направление — это повторный анализ той стороны связи между удовлетворенностью и выполнением работы, которая касается выполнения работы. В исследовании Острофф (Ostroff, 1992) изучается возможность того, что уровень традиционного анализа выбран неправильно; может быть, удовлетворенность работой оказывает положительное влияние не на индивидуальное выполнение работы, а на общий уровень выполнения работы в организации. Данные этой исследовательницы, собранные ею почти в 300 школах от более чем 13000 учителей, подтверждают мысль о том, что, как правило, эффективнее работают те организации, сотрудники которых испытывают большую удовлетворенность. А может быть, дело обстоит как раз наоборот? Оргэн (Organ, 1977,1988) выбирает другой подход, предполагая, что удовлетворенность работой влияет вовсе не на продуктивность в традиционном смысле, а скорее на то, что Бейтман и Оргэн (Bateman & Organ, 1983) называют гражданственным поведением. В рабочей организации гражданственное поведение — это «полезные, конструктивные поступки, совершаемые членами организации и ценимые или одобряемые должностными лицами, но не связанные непосредственно с индивидуальной продуктивностью и выходящие за рамки должностных обязанностей» (Organ, 1988, р. 548). Если сотрудник остается на работе после окончания рабочего дня, чтобы его коллега мог уйти пораньше и навестить друга в больнице, или добровольно вызывается представлять свой отдел в финансируемой организацией благотворительной кампании, или изобретает более эффективный способ выполнения своих обязанностей, то все это можно назвать примерами гражданственного поведения. Социальные психологи Кац и Кан (Katz & Kahn, 1966) называют такое поведение «спонтанным». В литературе по индустриально-организационной психологии можно найти родственные понятия, такие как поведение, не связанное непосредственно с выполнение рабочего задания (off-task behavior), просоциальное поведение и внеролевое поведение. Между определениями этих понятий существуют некоторые тонкие различия, но для наших целей адекватным является термин гражданственное поведение.
Некоторые исследования подтверждают гипотезу о том, что люди, которые испытывают большую удовлетворенность, чаще берут на себя работу, не входящую в круг их прямых обязанностей (Organ,1988; Organ & Konovsky, 1989; Organ & Ryan, 1995).По-видимому, у этой идеи есть будущее, поскольку индустриально-организационные психологи в целом постепенно оставляют попытки доказать, что удовлетворенность работой существенно важна для хорошего выполнения задания или роли (например, Moorman, 1993). Наконец, в исследованиях удовлетворенности работой, по-видимому, существует направление, ориентированное на улучшение прогностических возможностей установок — то есть на поиск более сильных корреляций между наблюдаемым поведением и оценками установок. Интересным примером является исследование установок и поведения, касающихся сбора вторичного сырья (Guagnano, Stern & Dietz, 1995). Исследователи обнаружили, что по установкам, относящимся к сбору вторичного сырья, можно было прогнозировать релевантное поведение только тех жильцов, которым были выданы контейнеры для утиля. Они предполагают, что можно усовершенствовать модели, связывающие установки с поведением, если включить в них контекст, в котором действуют люди (в данном случае наличие или отсутствие контейнеров).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|