Государственное автономное профессиональное образовательное учреждения Иркутской области
Стр 1 из 13Следующая ⇒ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждения Иркутской области «Заларинский агропромышленный техникум» Филиал «Кимильтей»
Программа адаптации студентов первокурсников
С. Кимильтей, 2016г.
Содержание 1. Введение. 2. Цель программы, задачи, формы работы. 3. Механизм реализации. 4. Приложение № 1. Ролевая игра «Давайте познакомимся» 5. Приложение № 2. Социологический опрос (начало сентября) студентов-первокурсников. 6. Приложение № 3. Анкета № 2 студентов – первокурсников. 7. Приложение № 4. Анкета № 3 студентов – первокурсников. 8. Приложение № 5. Анкета № 1 кураторов групп первокурсников. 9. Приложение № 6. Тест смысловых ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева. 10. Приложение № 7. Тренинг адаптивности или личностного роста студентов 1 курса. 11. Приложение № 8. Анкета № 4 студентов – первокурсников. 12. Приложение № 9. Анкета № 5 студентов – первокурсников. 13. Приложение № 10. Тест СПА социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда. 14. Приложение № 11. Анкета № 6 студентов – первокурсников. 15. Приложение № 12. Анкета № 12 кураторов групп первокурсников. 16. Приложение № 13. Памятка первокурснику «Как выполнить самостоятельную работу». 17. Приложение № 14. Памятка первокурснику «Как слушать и конспектировать лекцию». 18. Приложение № 15. Памятка первокурснику «Как подготовиться к сессии, экзамену».
Введение.
Адаптация как приспособление человека к изменяющимся условиям существования, представляет собой узловой момент его жизнедеятельности. Дезодаптация же проявляется в ощущении внутреннего дискомфорта, напряженности, чувства тревоги, снижении чувства самоценности и уверенности в себе, что блокирует возможность человека успешно взаимодействовать со средой и может послужить нарушения психического здоровья.
Проблема адаптации в частности весьма актуальна для студентов первого курса. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в ВУЗе.
На протяжении первого года обучения происходит вхождении студента – первокурсника в студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности. Процесс адаптации первокурсника протекает по следующим уровням:
1. Приспособление к новой системе обучения. 2. Приспособление к изменению учебного режима. 3. Вхождение в новый коллектив.
В процессе адаптации студентов-первокурсников к обучению в ВУЗе выявляются следующие трудности: 1. Переживания, связанные с уходом из школьного коллектива; 2. Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии; 3. Неумение осуществить психологическую саморегуляцию (отсутствие навыков выполнения самостоятельной работы; неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, каталогами); 4. Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; 5. Страх публичных выступлений перед своими однокурсниками и авторитетными вузовскими преподавателями; 6. Социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.
Успешное решение этих проблем связано с внедрением такой формы взаимодействия со студентами, которая бы способствовала более эффективной адаптации первокурсников на разных уровнях:
- образовательном – адаптация к учебной деятельности; - психологическом – развитие мотивации к обучению, уверенности в себе; -межличностном – обеспечение процессов эффективного межличностного взаимодействия.
Эффективность реализации Программы педагогического сопровождения процесса адаптации студентов 1-го курса к условиям вуза оценивается по показателям, характеризующим их социальную интеграцию в общество.
Для оптимальной адаптации студентов к обучению в ВУЗе важно знать жизненные планы и интересы первокурсника, уровень притязаний и самооценки; способность к сознательной саморегуляции поведения. Специфика первого курса не у кого не вызывает сомнений, первый из пяти лет, переходный после школы, связан с формированием нового коллектива.
Кроме того, для иногородних студентов накладывается еще факторы общежития и отрыва от родительского контроля. Но самое главное, что именно на первом курсе формируется Студент, закладывается фундамент на последующие годы. Не случайно такие перемены происходят у первокурсников за год, а последующие годы не дают столь больших изменений. Большое значение имеет нацеленность будущего студента на конкретный вуз. Резкий перепад характера учебного процесса в школе и вузе приводит к тому, что многие студенты, привыкшие ранее к постоянному контролю со стороны родителей и педагогов, расслабляются, не могут организовать свое время и уже на первой аттестации становятся кандидатами на отчисление. Поэтому уже в первые месяцы учебы в вузе просто обязательны встречи руководителей деканата со всем курсом, зав. кафедр со своими группами, а также активная работа кураторов.
Внедрение данной программы психокоррекционного воздействия по адаптации первокурсников способствует: 1. Оптимизации учебной деятельности студентов; 2. Оптимизации процесса адаптации первокурсников к условиям вуза; 3. Развитию личности студента, раскрытию его интеллектуального и личностного потенциала, поддержке его психического здоровья; 4. Повышению организационной культуры ВУЗа;
5. Обеспечению помощи кураторам и организации внеклассной работы со студентами – первокурсниками. 6. Успешному овладению выпускником Кумертауского филиала ГОУ ОГУ профессией инженера.
Цель программы – создание условий для успешной адаптации студентов первого курса.
Задачи:
1. Разработка и проведение психокорекционных мероприятий; 2. Формирование представлений о структуре учебного процесса, о внеучебной деятельности; 3. Развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в коллективе; 4. Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе.
Формы работы:
- Анкетирование; - Социологические опросы; - Диагностирование; - Лекционно-практические занятия; - Тренинги; - Ролевые и ситуативные игры; - Дискуссии; - Беседы; - Социально-педагогическое сопровождение; - Психологокоррекционное воздействие; - Включение студентов во внеучебную деятельность.
Механизм реализации:
1 этап – входная диагностика: Среди студентов – первокурсников и кураторов групп проводится анкетирование и социологический опрос с целью выявления проблемной области, связанной с адаптацией первокурсников. Через диагностирование выявляются особенности психологических проблем, затрудняющих адаптацию: мотивация к учебной деятельности, способность к сознательной саморегуляции поведения, уровень притязаний, коммуникативные особенности студентов – первокурсников.
На основании комплексного психодиагностического обследования формулируются цели и задачи психокоррекционной работы со студентами по адаптации. Специалистами отдела по социально-воспитательной работе проводится обучение кураторов по реализации данной программы.
2 этап – социально-психологическое воздействие: Проводятся социально – психологические мероприятия по адаптации студентов. Психокоррекционные мероприятия подразумевают организацию Т-групп, групп встреч, деловых игр в учебных группах первокурсников при тесном взаимодействии с кураторами.
3 этап - итоговая диагностика: заключительное социально-психологическое обследование студентов-первокурсников после проведения психокоррекционных мероприятий. Оценка эффективности проведения социально-психологической работы.
4-этап – углубленное психокоррекционное воздействие: Проводится по необходимости специалистами отдела по социально - воспитательной работе. со студентами –первокурсниками имеющими очень низкий уровень адаптации после проведения социально - психологической работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|