Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направления воспитания. Эпиграф: в деле воспитания развития навыков, должно предшествовать развитие ума.   аристотель




НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ

Каждое направление воспитания можно рассмотреть по следующему плану:

• Сущность, определение, актуальность, цель и задачи.

• Базовые понятия.

• Содержание: знания, ценности, нормы, идеалы, способности, умения и навыки, привычки поведения, качества личности, формируемые в рамках данного направления.

• Пути осуществления: методы, средства, формы.

• Примеры работы по данному направлению из периодических изданий (указать источник).

 

 

умственное воспитание

Эпиграф: В деле воспитания развития навыков, должно предшествовать развитие ума

                               Аристотель

• Сущность, определение, цель и задачи.

• Умственное воспитание происходит в процессе приобретения научных знаний, но не сводится только к накоплению определенного их объема. Процесс приобретения знаний и качественное их углубление будут фактором умственного воспитания лишь тогда, когда знания становятся личными убеждениями, духовным богатством человека, отражающимся на идейной целеустремленности его жизни, на его труде, общественной активности, интересах. Формирование мировоззрения - это сердцевина умственного воспитания.

    Умственное воспитание –     

Это формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мировоззрения и интеллектуальной свободы

(источник: Каджаспиров Педагогика)

Актуальность умственного воспитания:

Напишите несколько аргументов, обосновывающих актуальность умственного воспитания современных детей и подростков

Умственное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук, что способствует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, развитию склонностей и дарований.

Умственное воспитание направленно на формирование творчески мыслящей личности, развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной и специальной подготовки.

 

Умственное воспитание как фактор всестороннего развития личности

Умственное воспитание реализуется в процессе систематического обучения учащихся, построенного на основе принципов развивающего обучения, и внеклассной работы по развитию их умственной культуры. Умственное развитие происходит в результате всей суммы возможных жизненных влияний, в том числе и специальных воспитательных действий. Оно происходит также под влиянием окружающей среды, средств массовой информации и др. (источник: Подласый второе издание Педагогика)

Цель умственного воспитания подрастающего поколения - заключается в формировании осознанного мышления, познания и развитого интеллекта личности,  формировании интеллектуальной культуры человека.

Задачи умственного воспитания:

-накопление фонда знаний о природе, человеческом обществе и мышлении

-овладение основными мыслительными операциями

-формирование интеллектуальных умений

-формирование научного мировоззрения

(источник Подласый второе издание Педагогика)

2. Базовые понятия. Найдите и запишите определения понятий (со ссылкой на источник)

Мировоззрение-  целостная система научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир. (Сластенин В. А Педагогика: учеб. пособие для студ. выш. учеб. заведений)

Интеллектуальная культура синтез различных особенностей мышления, которые проявляются в профессиональной среде и связаны уровнем интеллектуального развития, социумом, умением адаптироваться и занимать активную позицию в любой деятельности. (Словарь Каджаспировой Г. М Коджаспирова А. Ю)

Любознательность- склонность к приобретению новых знаний, пытливость. ( Словарь Каджаспировой Г. М Коджаспирова А. Ю. )

Познавательный интерес важнейшее образование личности,

которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формирование в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения. (Г. И. Щукина)

Невежда – отсутствие знаний, некультурность. (Словарь Ожегова)

Невежа – грубиян, мужлан, невоспитанный человек. (Словарь Ожегова)

3. Содержание:

Накопление фонда знаний. Объем знаний, соотносимых с представлением об образовании, естественно, является понятием относительным, т. к характеризуется прежде всего уровнем культурного развития общества. Накопление определенного фонда знаний предусматривает овладение учебным материалом: фактами, терминаминалогией, символами, именами, названиями, датами, понятиями разного вида, связями и зависимостями, существующими между ними и находящими отражение в правилах законах, формулах.

Овладение основными мыслительными операциями. К числу основных мыслительных операций относят анализ, синтез, сравнение, классификация. Анализ представляет собой мысленное разложение целого на части или мысленное выделение отдельных его свойств. Синтез – это мыслительное объединение частей предметов или отдельных сторон явлений, их признаков и свойств. Сравнение – необходимая предпосылка для проведения обобщения. Классификация представляет собой распределение предметов или явлений по группам в зависимости от сходства или различия между ними.

Овладение интеллектуальными умениями. Среди интеллектуальных умений, которыми должен овладеть школьник для того, чтобы успешно учиться, выделяют в особую группу так называемые учебные умения, или умения учебной деятельности; эти умения имеют довольно широкую область применения и формируются в системе учебных дисциплин. Подразделяются на учебные (умение читать, слушать, устно излагать мысли) и специальные (умение читать ноты, технические чертежи, умение слушать музыкальные произведения и т. д)

Формирование научного мировоззрения. Является одной из важнейших задач, в основе которой лежит понимание научной картины мира и его познаваемости, осмысление важнейших законов развития природы и общества.

Умственное воспитание на уроках. Задача развития умственных сил в процессе обучения решается через освоение содержания учебного материала и через такую организацию познавательной деятельности, при которой обучающиеся вовлекаются в основные мыслительные операции и выполняются учебные действия, способствующие формированию тех или иных интеллектуальных умений.

Умственное воспитание во внеклассной работе. Внеклассная работа создает богатые возможности для умственного воспитания учащихся.

(Подласый 2е издание Педагогика с189-191)

4. Пути осуществления: методы, средства, формы.

Методы (выбрать из каждой группы в классификации, обосновать): Методы формирования сознания. Убеждение. Выполняя регулятивную функцию, убеждения определяют весь духовный строй личности – ее направленность, ценностные ориентиры, интересы, желания, чувства, поступки. Помогает сформировать устойчивые позиции ученика, привить зачатки мировоззрения. Методы организации деятельности через опыт. Упраженение. Помогает ученикам систематизировать свои знания в определенной дисциплине. Напрямую относится к накоплению фонда знаний. Методы стимулирования. Соревнование. Актуальная потребность подросткового возраста – стремление к самоутверждению, поиск своего места в мире. Соревнование способствует побуждению учащихся к самостоятельной работе, стремлению к лучшему результату, овладению мыслительными операциями, а именно сравнению.

Средства: Виды воспитательной и развивающей деятельности. Учение. В любом результате аналитико-синтетической деятельности (в понятиях, теориях, идеях) содержатся и знание, и способ деятельности. Это разные стороны процесса познания, но ведущая роль в этом процессе принадлежит знаниям. Все это требует развивать учащихся в единстве знания и умения мыслить и действовать. Предметы, вещи, устройства. Технические средства. К примеру, мы можем использовать интерактивную доску, для объяснения материала. Процессы произведения и явления духовной и материальной культуры. Искусство и общественная жизнь. Общественная деятельность вовлекает учащихся в широкий круг социальных отношений, вооружает разносторонней информацией, опытом общения. Конкретные мероприятия и формы работы. Вечера, собрания, праздники. Закон Российской Федерации «Об образовании» подчеркивает светский характер образования в школе. Это особенно актуализирует необходимость ответственности педагогов за формирование у учащихся научного мировоззрения.

Формы:

В образовательных учреждениях применяются массовые формы умственного воспитания: организация научно-популярных лекций силами учителей, показ научно-популярных кинофильмов, проведение читательских конференций, оформление тематических выставок книг, организация предметных недель, литературных, физических, химических и др. вечеров, конкурсов, олимпиад. По месту проведения – аудиторные, внеаудиторные. По количеству участников – индивидуальные, групповые. По методу воспитательного воздействия – словестные, практические. По виду деятельности – познавательные. По воспитательной задаче – познавательные. По компоненту воспитательного воздействия – словестно-логические.

5. Примеры работы по данному направлению из периодических изданий (указать источник).

«Нам бы в космос полететь» мероприятие ко Дню космонавтики. Всероссийская неделя музыки для детей и юношества. Всероссийская неделя детской и юношеской книги. (Справочник Музыкального руководителя №3 март 2021)

 

Физическое воспитание

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...