«Составление жизненного и профессионального планов»
262
зарплаты. Профессиональные планы чёткие, самоопределяются в более зрелом возрасте, поэтому меньше привержены конкретной профессии и более мобильны в поисках работы. 3. «Стабильные занятые» — крайне редко по своей воле меняют место работы. Стремление сделать карьеру выражено слабо, сильной заинтересованности в работе нет, реализуется стратегия избегания труд- ностей. Выбор профессии зачастую сделан не самостоятельно, а по пря- мому указанию родителей. При трудоустройстве зачастую используют родственные связи. Мало говорят о достижениях, планы профессио- нального роста отсутствуют, важен стабильный доход. 4. «Неопределившиеся (депрофессионализированные)» — слабо ориентированы на свою специальность (получение которой заведомо не интересовало, учились для диплома в близлежащем учебном заведе- нии), не имеют желания сделать карьеру, преуспеть в профессии, их профессиональные цели краткосрочны и расплывчаты. Профессио- нальный путь неопределившихся нестабилен, они часто меняют работу. Как правило, заняты на работах, не требующих квалификации. Первые две стратегии позволяют достичь успехов в профессиональ- ной карьере. Карьера начинается с осознанного выбора профессии, и её следует отличать от карьеризма, под которым понимается достижение успехов в любых видах деятельности, вызванное стремлением к личному благо- получию. Карьерист отдаёт свою энергию служебному росту, а не росту профессионального мастерства. Варианты профессионального развития и карьерного роста: продвижение по горизонтали — повышение профессионального мастерства (например, повышение рабочего разряда, категории, полу- чение награды, почётного звания, учёной степени); перемещения, свя- занные с улучшением условий труда, места работы, заработной платы;
продвижение по вертикали — по иерархической лестнице стату- сов, должностей, связанных с руководством людьми, участками дея- тельности (например, водитель — начальник автоколонны — директор автопарка). Условия успешной карьеры: мотивация — побуждение к действию (благополучие, справедли- вость, власть, деньги). Она должна быть присуща человеку, а не идти извне — от родственников, друзей; реальность выдвигаемых целей — правильное соотношение своих возможностей с трудностью достижения цели. Например, чтобы стать
Президентом России, надо достичь 35-летнего возраста, иметь высшее политическое, экономическое или юридическое образование, иметь опыт работы в государственных органах власти, быть избранным наро- дом; возможности личности — наличие способностей (физических, психологических, профессиональных) в избранной деятельности. Профессиональная деятельность и карьера будут успешными лишь в том случае, если способности и возможности человека соответствуют выбранной профессии. Профессиональная пригодность — соответствие задатков, спо- собностей, желаний человека и требований профессии. Например, женщины не могут быть шахтёрами из-за тяжёлого физического харак- тера труда, больные дальтонизмом не смогут стать профессиональными художниками, а люди с заболеваниями сердца — лётчиками и т. д. Существует несколько степеней профессиональной пригодности: непригодность к профессии, годность, соответствие профессии и при- звание. О непригодности говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, которые несовместимы с работой по профессии, специальности, или работа может усугубить имеющиеся отклонения в здоровье (например, ухудшение зрения, слуха).
Годность — способность человека освоить профессию при отсут- ствии особых к ней способностей. Соответствие человека определённой профессиональной дея- тельности — наличие личностных качеств и способностей, соответству- ющих профессии. Призвание — идеальное сочетание, комплекс качеств (психологи- ческих, физических, моральных), обеспечивающих успех в профессии. Чтобы найти своё призвание, необходимо пробовать себя в различ- ных областях деятельности, заниматься самообразованием, консульти- роваться с педагогами, психологами, врачами. При разработке жизненного и профессионального планов, стра- тегии профессиональной карьеры следует учесть, что цикл жизни профессий постоянно сокращается. Если раньше полученного про- фессионального образования хватало «на всю жизнь», то теперь для сохранения конкурентоспобности на рынке труда человеку необ- ходимо постоянно быть готовым как к повышению своей профес- сиональной квалификации в рамках профессии, так и к смене про- фессии.
264
Обучение «на всю жизнь» («для жизни») постепенно, с развитием производственных и информационных технологий меняется на обуче ние «через всю жизнь». В нашей стране для удовлетворения индивидуальных образова тельных потребностей конкретных обучающихся 10—11 классов, их профессионального самоопределения и личностного развития Феде ральным законом «Об образовании в Российской Федерации» преду смотрено профильное обучение, которое обеспечивает углублённое изучение отдельных учебных предметов, индивидуальный образова тельный маршрут обучающегося, сетевое взаимодействие школы с колледжами, вузами, центрами дополнительного образования, пред приятиями и организациями в интересах обучающихся. Таким обра зом, на уроках, профильных курсах, занятиях в кружках и секциях, экскурсиях каждый из старшеклассников может получить информа цию, знания и умения в интересующей его сфере будущей профессио нальной деятельности. При таком обучении необходимые предметы изучаются на профильном уровне, а остальные — на базовом. Наибо лее востребованы следующие профили: естественнонаучный, физи коматематический, информационнотехнологический, социально гуманитарный.
Как правило, в каждой школе обучающиеся и их родители, педаго гический коллектив и администрация школы принимают совместное решение о выборе профиля(ей) обучения в старших классах с учётом соблюдения интересов и возможностей всех сторон. Правильно выбранное профильное обучение поможет вам оконча тельно утвердиться в своём профессиональном выборе и поступить в колледж или вуз.
Практическая работа № 32 «Составление жизненного и профессионального планов» Цель работы: составить жизненный и профессиональный планы. Оборудование и материалы: учебник, компьютер с доступом в Ин тернет, рабочая тетрадь. Задание 1 Проанализируйте соответствие своих возможностей, желаний и способностей профессиональным характеристикам перечисленных ниже профессий (характеристики профессий указывают по отраслям
в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профес- сий — ЕТКС. Выясните медицинские ограничения к профессии, ре- гламентированные перечнем медицинских противопоказаний Мини- стерства здравоохранения Российской Федерации). Веб-дизайнер — специалист в области компьютерных технологий, который отвечает за то, как выглядит и воспринимается сайт. Он при- думывает логотипы, баннеры и другие элементы графики, продумывает навигацию по сайту, определяет, где следует разместить текст. Главная задача веб-дизайнера — оформить интернет-проект так, чтобы как можно больше пользователей им заинтересовалось. Модельер занимается разработкой эскизного проекта модели швейного изделия с учётом направлений моды и потребительского спроса. Должен знать: законы композиции костюма, приёмы художе- ственного оформления изделий, системы конструирования одежды и технологии её изготовления. Повар готовит и оформляет пищу на предприятиях общественно- го питания: в столовых, кафе, ресторанах, а также в образовательных организациях, на крупных предприятиях и в организациях (в детских садах, школах, на заводах, фабриках и т. д. ). Должен знать: признаки и органолептические методы определения доброкачественности про- дуктов; правила первичной обработки исходного сырья и продуктов; требования, предъявляемые к качеству полуфабрикатов из них; рецеп- туры, основы технологии приготовления, требования к качеству, пра- вила раздачи (комплектаций); сроки и условия хранения блюд; прави- ла нарезки продуктов; сроки и условия хранения полуфабрикатов, консервов; устройство, правила эксплуатации технологического обо- рудования, производственного инвентаря, инструмента, весоизмери- тельных приборов.
Задание 2 Составьте свой жизненный план. Задание 3 Составьте свой профессиональный план. Задание 4 С помощью Интернета найдите учебные заведения, которые гото- вят специалистов по выбранной вами профессии. Проверьте на сайтах этих заведений наличие лицензии и аккредитации по выбранной вами профессии (специальности). Выпишите требования для поступающих, сроки обучения, сходите на дни открытых дверей.
266
? Вопросы и задания 1. Приведите примеры профессий, имеющих повышенные требования к здоровью. Обоснуйте свой ответ. 2. Что такое карьера и карьеризм? Чем они различаются? 3. Обсудите карьеру известных людей, современных поли- тических деятелей. Какой стратегией профессиональной карьеры они достиг- ли успеха? 4. Обсудите проблему: вам предложили должность директора предприятия, но ваша семья поставила ультиматум: «Или мы, или карьера! ». Как вы решите эту проблему, что выберете — семью или карьеру? Можно ли найти компромисс? 5. Как вы считаете, от каких внешних условий может за- висеть успешность вашей карьеры? Задание С помощью Интернета пройдите тест на профориентацию. Выберите профессию (или две-три профессии), которая вам наиболее подходит. Г лав а 8
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|