Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 13. Рецензирование научного текста. Структура научной рецензии. Отзыв. Резюме-выводы.




Рецензия жанровая разновидность научных произведений, близкая к отзыву, но отличающаяся от него тем, что оценка дается изложенному материалу не столько на основе личного отношения, а в результате анализа фактов. В связи с этим рецензию можно определить как критический отзыв. Рецензия предполагает более глубокий анализ научного текста, поднимает более широкий круг вопросов в рецензируемом материале.

Эти два жанра (отзыв и рецензия) тесно связаны между собой по своему предназначению – выразить отношение к прочитанной работе – книге, статье, докладу, диссертации, просмотренным фильмам, спектаклям.

В отзыве и рецензии определяющей частью является собственно рассуждение. В связи с этим данному функционально-смысловому типу речи характерны следующие структурные части: экспозиция (подведение к вопросу или введение в тему рассуждения) – проблемный вопростезис – доказательство тезиса (собственно рассуждение) – выводы.

Отличительными признаками отзыва от рецензии является, во-пер-вых, в отзыве реализуется рассуждение – объяснение, а в рецензии – рассуждение – доказательство и рассуждение – размышление и, во-вторых, отзыв имеется о чем-либо (о статье …), рецензия же пишется на что-либо (на кинофильм, на статью, на книгу и т.д.).

Рецензия - это один из видов компрессии текста. Это вторичный научный жанр представляет собой жесткий способ построения текста, имеющий свои структурные особенности, языковые стандарты-клише. Рецензия - это не только сжатый вариант текста-источника с изложением позиции автора, в ней содержится анализ и оценка какого-либо научного сочинения, аргументированная оценка авторских выводов, достоинств языка и стиля, выявленные недостатки. В рецензии проводится оценка методов исследования, особенностей классификации фактов, определение значимости полученных результатов и применения их на практике. Особое место в рецензии занимают замечания и пожелания, которые следуют после аргументации каждого тезиса или в конце рецензии.

Структура рецензии:

1. Предмет анализа;

2. Актуальность темы;

3. Краткое содержание;

4. Оценочная часть;

5. Выводы.

В первой части указывается, что представляет собой рецензируемая работа: дипломный проект, диссертация...

Во второй части отмечается важность затрагиваемых в работе вопросов, их значение и т.п.

В третьей части рецензент осмысливает содержание прочитанного и связывает его с имеющимися знаниями.

В оценочной части обычно в начале дается общая оценка. Затем отмечаются достоинства работы: новизна, глубина раскрытия темы, аргументированность выводов. При выявлении и констатации недостатков предполагается доброжелательное отношение к работе и ее автору, поэтому все замечания делаются в корректной форме.

Отзыв – жанровая разновидность научных текстов, где главным содержанием является оценка работы, причем здесь проявляется именно личностное отношение автора отзыва к работе. Отзыв - это критическое описание какой-нибудь научной работы, мнение, оценка о работе. Основное назначение отзыва - представить работу к защите или к изданию.

Отзыв, в отличие от рецензии реализуется через рассуждение-объяс-нение.

Структура отзыва:

1. Вводная часть (оценочная);

2. Описательно-оценочная часть;

3. Вывод-оценка - резюмирующая часть.

Лексико-стилистические средства каждой части: 1. Посвящена важной проблеме, актуальному вопросу... 2. Довольно убедительно, убедительно доказывает, заслуга автора состоит в том, что... 3. В заключении дается правильный вывод, статья представляет интерес...

Пример аннотации

Теплотехника: Учебное пособие / Хазен М.М., Матвеев Г.А. и др.: Высш. школа, 1981. - 480 с., ил.

В книге рассмотрены техническая термодинамика, теплопере­дача, топливо и основы горения, котлоагрегаты и т.д. Приведены сведения о массообмене, дан материал по экономике тепловых электрических станций.

Предназначается для студентов энергетических специально­стей. Может быть полезно инженерам и техническим работникам.

 

Пример рецензии

Сборник заданий "Культура речи" представляет интерес для студентов неязыковых вузов. Он направлен на формирование и углубление языковой и стилистической компетенции.

Сборник заданий построен таким образом, чтобы обеспечить эффективность процесса обучения русскому языку студентам, обучающимся на казахском языке. Сборник представляет собой упражнения для аудиторной и самостоятельной работы студентов, направленные на развитие и совершенствование коммуникативных навыков, а также упражнения по речевому этикету и технике общения в различных ситуациях с использованием игровых заданий, иллюстраций, тестов и кроссвордов, содержит глоссарий наиболее употребительных терминов.

Сборник заданий отвечает главенствующему методологическому принципу программы – коммуникативности: русский язык изучается как средство общения и гуманитарного развития. Коммуникативная функция языка выдвигается на первый план, и это позволяет облегчить получение системных знаний о единицах языка, а также максимально эффективно совмещать сознательное и автоматическое словоупотребление.

Рецензируемый сборник заданий будет чрезвычайно полезным в практике вузовского преподавания курса "Культура речи" и во многом будет облегчать процесс овладения студентами программы элективной дисциплины.

Пример отзыва

«Словарь-справочник альпинистских, туристских и краеведческих терминов» Т.К.Жиздыбаева является многоцелевым, охватывает три крупных раздела и призван обслужить все аспекты теории и практики турист-ско-краеведческой деятельности.

Туризм - деятельность непосредственно связанная с отдыхом досугом, спортом, знакомством с культурным наследием, приобщением к природным богатствам. Такая деятельность должна планироваться и практиковаться как средство индивидуального совершенствования, являясь незаменимым фактором самообразования. Именно это обстоятельство и подготовка туристских кадров на различных уровнях выявило необходимость издания подобных учебно-методических пособий.

При отборе понятий, вошедших в терминологический словарь, был использован личный, многолетний опыт автора.

Почему словарь-справочник альпинистских, туристских и краеведческих терминов? Включение альпинистских терминов считается закономерным, так как в спортивном, особенно горном, туризме используются многие понятия и термины альпинизма.

Словарь-справочник содержит более 900 терминов и предназначен для педагогических коллективов и студентов системы туристского образования в качестве учебно-методического пособия. Книга будет также полезным справочником для профессиональных работников туристических компаний, туроператоров и туристских бюро, производителей туристского снаряжения.

 

Резюме-выводы

Резюме-выводы как жанр вторичного текста, в отличие от рецензии и отзыва, как правило, не содержат критический анализ и оценку, в отличие от реферата он значительно короче и в этом смысле приближается к аннотации, выбор языковых средств подчинен основной задаче: минимум языковых средств – максимум информации. Это обычно несколько предложений, раскрывающих самую суть описываемого объекта.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое рецензия?

2. Что такое реферат?

3. Что такое отзыв?

4. Что такое аннотация?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...