Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема №7. Праздники и искусство в жизни человека. Роль предложения в тексте.




Цель занятия: Дать понятие о роли предложения в тексте.

План занятия: 1. Механизмы действия этих функций.

2. Микротема как часть общей темы: одно или несколько предложений, объединенных по смыслу и раскрывающих с разных сторон КЗ текста.

3.Новая информация как главная коммуникативная цель высказывания. Понятие актуального членения предложения.

Предложение может выполнять ряд текстообразующих функций (ролей). Знание механизма действия этих функций помогает понять не только структуру текста, но и его смысл, разобраться, каким образом развивается в нем информация, а следовательно, имеет большое значение для понимания внутритекстовых связей. Предложение, выполняющее функцию прогрессии текста, обычно расположено в начале всего текста или в начале микротемы. Прогрессия текста с однонаправленным данным. Информация текста может развиваться в одном или нескольких направлениях. Прогрессия текста с разнонаправленным данным. Обеспечение прогрессии текста. Прогрессия текста – увеличение его объема и количества информации. Функцию обеспечения прогрессии текста выполняет предложение, в котором заявлено коммуникативное задание всего текста или одной из его частей. Такое предложение помогает настроить читателя на восприятие текста. Информация его развивается в последующих микротемах с целью раскрытия коммуникативной задачи текста

Функция обобщения текста. Функцию обобщения текста (ФОТ) выполняет предложение, в котором содержится вывод из предыдущего текстообразования. Оно обычно начинается словами-сигналами обобщения: так, таким образом, в заключение отметим, из сказанного следует, из сказанного можно сделать вывод, из приведенных примеров видно, одним словом. Предложение, выполняющее функцию обобщения текста, обычно расположено в конце текста, его части, законченной по смыслу, или микротемы. ать вывод, необходимо познакомиться с понятием о предложении в функции обобщения текста.

Абзац – отступ вправо в начале первой строки (красная строка) и часть текста между двумя отступами, обрамляющий начало новой мысли, сигнализирующий об окончании предшествующей. Важнейшая функция абзаца – графическое, пунктуационное выделение, оформление композиционно – синтаксических единиц текста – сложных синтаксических целых, фрагментов. Но нередко абзацное членение текста не совпадет с его композиционно–синтаксическим членением. Это присуще речи эмоциональной, в которой абзац выполняет экспрессивно – выделительную функцию.

Например:

Весь остаток дня они неспешно плыли в тумане. Бесцельно и неизвестно куда.

После того как люди пришли в себя и осознали свое положение, стоять на место было уже невозможно.

И они плыли. Быть может, приближаясь к земле, а возможно, напротив, удаляясь от нее. (Ч.Айтматов).

Актуальное членение предложения - членение предложения в контексте на исходную часть сообщения - тему (данное) и на то, что утверждается о ней - рему (новое). Иногда различают третий член актуального членения предложения - переходный элемент (или связующий член), выражаемый глагольным сказуемым (или глагольной частью сказуемого), содержащим временные и модальные показатели (вопрос о третьем члене актуального членения предложения является спорным).

Любой член (или члены) предложения в соответствии с контекстом или ситуацией может выступать как тема или рема: "Книга (тема) на столе (рема)" (ответ на вопрос: "Где книга?"); " На столе (тема) книга (рема)" (ответ на вопрос: "Что на столе?").

Актуальное членение предложения противопоставляется его формально-грамматическому членению.

Компоненты актуального членения предложения распознаются:

· по интонации (характер ударения, паузация)

· по позиции (обычно тема помещается в начале фразы, рема - в конце)

· по выделительно-ограничительным наречиям ("именно", "только")

· по ремовыделительным конструкциям

· по контексту.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое прогрессия текста?

2. Какие предложения выполняют функцию обеспечения прогрессии текста?

3. Что такое абзац?

4. Что собой представляет функция обобщения текста (ФОТ)?

Литература: 1.Мухамедиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы: Қазақ университеті, 2011.

 

Тема №8. СМИ и средства связи: их роль в жизни современного человека. Компрессия как основной вид переработки научного текста.

Цель занятия: Дать понятие о компрессии как основного вида переработки научного текста и об основных правилах компрессии текста.

План занятия: 1.Виды компрессии текста – первоисточника.

2. Основные правила компрессии текста. Ключевые слова текста.

Уже в незапамятные времена у жителей Древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. Слово лаконизм (краткость, сжатость речи) произошло от названия области Древней Греции – Лаконики, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи. Сохранилось предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: “Со щитом или на щите”. Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым. Потерять щит в бою считалось позором, а тело погибшего воина приносили на щите.

Известны лаконизм и меткость русских народных пословиц и поговорок, многие из которых едко высмеивают многословие, болтливость: “звону много, да толку мало”; “язык без костей”; “лучше ногою запнуться, чем языком”…

Что значит “СЖАТЬ ТЕКСТ”? “Сжать” текст – это значит “сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце”; “убрать все лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное”; “отказаться от подробностей”. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении обязательно сохранение стилевых особенностей, основных мыслей автора, логической последовательности событий, характеров действующих лиц.

Как представить это в виде картинки? ПИСЬМО. В нем мы свободно излагаем свои мысли, не следим за количеством слов. Если у нас мало времени, мы пишем ЗАПИСКУ, излагая только самое главное, сообщая минимум подробностей. Если мы ограничены в количестве слов, то пишем ТЕЛЕГРАММУ. Вот так можно представить степени сжатия текста.

 

Сначала мы потренируемся выбирать емкие и краткие слова для выражения мысли.

КРОССВОРД

Резко, с шумом закрыть.

Плохо растущий, болезненный.

Идти, делая частые, мелкие шаги.

Говорить, перебивая друг друга.

Дом, в котором приятно и удобно жить.

Ударить, сильно размахнувшись.

Этот прием называется – ЗАМЕНА. Замените выделенные слова одним словом.

1. Все взглянули друг на друга с немым удивлением.

2. В жизни всегда есть место героическим, самоотверженным поступкам.

3. Долгое время он жил, как Робинзон, на не заселенном людьми острове.

Запишите название этого способа: замена выражения одним словом.

 

Компрессия текста - преобразование исходного текста с целью придать ему более сжатую форму. Компрессия текста достигается путем опущения избыточных элементов высказывания, элементов, восполняемых из контекста и внеязыковой ситуации, а также путем использования более компактных конструкций.

Компрессия текста основана на трёх главных правилах:

1. Внимательное чтение текста и выделение ключевых слов и предложений. Ключевые слова – это слова, содержащие основной смысл высказывания. Ключевые слова обычно находятся в главной фразе абзаца.

2. Написание вторичного текста, выявление позиции автора, создающего новый текст по отношению к первоисточнику. С этой целью используются специальные стандартные выражения (клише), раскрывающие структуру текста-первоисточника. Выбор клише должен отражать его структуру.

– Статья представляет собой обзор различных направлений …

– В статье сообщается опыт …

– В книге описана методика …

– В статье обосновывается принцип …

– В работе анализируются различные подходы к решению проблемы...

3. Использование слов с обобщённо-абстрактным значением для краткой передачи основного содержания абзацев или частей текста: взгляды (кого? на что?), задачи, аргументация, доказательства (гипотеза), объяснение (наблюдаемых явлений), причины, условия (процесса), факты, данные, примеры, особенности, различия и т.д.

 

К основным видам компрессии научного текста относят план, тезисы, конспект, аннотацию, рецензию, реферат.

План – порядок, в котором изложено содержание книги (раздела книги, отдельной статьи), последовательность, в которой раскрываются отдельные вопросы.

Тезисы – кратко сформулированные основные положения, главные мысли научного труда, статьи, доклада, курсовой или дипломной работы и т.д.

Конспект – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенная для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.

Аннотация - краткая характеристика тематического содержания издания (произведения), его социально-функционального и читательского назначения, формы и других особенностей.

Рецензия -это письменный разбор, предполагающий, во-первых, комментирование основных положений, толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; во-вторых, обобщенную аргументированную оценку и, в-третьих, выводы о значимости работы.

Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.

Литература: 1.Мухамедиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы: Қазақ университеті, 2011.

 

Тема №9. Моя будущая профессия. План и его составление в научной сфере.

Цель занятия: Дать понятие о плане, о видах планакак средство самоконтроля и самооценки субъекта речи.

План занятия: 1.Виды планов. Виды планов как средство самоконтроля и самооценки субъекта речи: вопросный и назывной, тезисный планы.

2. Тезирование научного текста. Виды тезисов в сфере науки: первичные и вторичные тезисы.

Самая краткая запись – это план. План позволяет отразить наиболее существенное, главное в содержании. План может быть простым и развёрнутым, или сложным, когда раскрывается содержание его основных пунктов.

Сложный план отличается от простого тем, что отдельные пункты его, являющиеся заглавиями значительных частей текста, включают в себя подпункты (т.е. заголовки более мелких частей).

Работая над сложным планом, мы учимся обобщать материал, группировать его, систематизировать. При записи сложного плана необходимо внимательно следить за употреблением знаков препинания, а также заглавных и прописных букв.

Формулировка пунктов плана может быть дана в назывной форме, а также в виде вопросительных и повествовательно-утвердительных предложений (иногда последний вид плана рассматривается как план в тезисной форме). При подготовке докладов, сообщений, выступлений, а также курсовой работы составлению плана должно быть уделено самое серьёзное внимание. В процессе исследования план может уточняться.

Примеры: образец плана в виде вопросов, назывных предложений, сложный план и тезисы на тему: "Как работать над литературой по специальности".

 

Простой план в форме вопросительных предложений

1. Для чего необходимо изучение литературы по специальности?

2. Какие существуют основные виды каталогов?

3. Что такое научно-справочный аппарат книги?

4.Какова роль справочников и словарей при работе над специальной литературой?

5.Какие виды записей применяются при изучении литературы по специальности?

 

Простой план в форме назывных предложений

1. Необходимость изучения литературы по специальности.

2. Основные виды каталогов.

3. Научно-справочный аппарат книги.

4. Справочники и словари; их использование при работе над специальной литературой.

5. Виды записей при изучении литературы по специальности.

 

Развернутый (сложный) план

I. Значение работы над специальной литературой.

II. Основные виды каталогов и их роль:

а) алфавитный каталог;

б) систематический каталог.

III. Научно – справочный аппарат книги:

а) выходные данные;

б) аннотация;

в) оглавление;

г) наличие предисловия (введения);

д) характер библиографических ссылок;

е) роль примечаний, указателей и т.д.;

ж) оформление библиографии.

IV. Использование различных справочников по специальности и словарей

(энциклопедических, лингвистических).

V. Виды записей при изучении специальной литературы:

а) выписки (свободные выписки и цитаты);

б) план (простой и сложный);

в) тезисы;

Г) конспект.

Для быстрого восстановления в памяти содержания проработанного научного источника составляется конспект.

Наиболее сложный вид записи – тезисы (тезис от др. - греч. thesis - "положение, утверждение"). В тезисах материал представлен в виде обобщённых формулировок, содержащих определённое утверждение и его обоснование. Это позволяет сконцентрировать внимание на главных положениях и выводах. Тезисы - разновидность сжатого изложения, как и план. Но существует отличие: план только называет то, о чем говорится в тексте. То основное, что говорится в тексте, сформулировано предельно сжато и кратко в тезисах. Тезисы - это сжато сформулированные основные положения, мысли, которые необходимо развивать, доказывать, защищать. Как и в плане, части тезисов расположены последовательно, они связаны логически.

Цитаты - это дословные выдержки из текстов, чьих-либо высказываний. Цитировать можно законченные предложения, их части, даже отдельные слова. Кроме цитат в конспект могут быть вписаны в нетрансформированном виде таблицы, схемы, диаграммы, а также фактический материал.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое компрессия текста?

2. На каких правилах основана компрессия текста?

3. Назовите виды записей научного текста.

4. Перечислите виды конспектов научного текста.

Литература: 1.Мухамедиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы: Қазақ университеті, 2011.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...