ТЕМА 3. Общее понятие о научном стиле речи.
В научной речи вместо придаточного предложения условия нередко употребляется деепричастный оборот. Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми. Вид деепричастия зависит от вида глагола в предложении. Деепричастие, образованное от глаголов несовершенного вида, употребляется тогда, когда добавочное действие, выраженное деепричастием, и главное действие, выраженное глаголом-сказуемым, происходят одновременно. Деепричастие, образованное от глагола совершенного вида, употребляется тогда, когда действие, выраженное деепричастием, совершается до начала действия, выраженного глаголом-сказуемым. В предложении, к которому относится деепричастный оборот, сказуемое может быть выражено глаголом в форме будущего времени, сочетанием можно (можем, сможем) + инфинитив и т.п.
Образование деепричастий от некоторых глаголов, Употребляющихся в научном стиле речи Таблица 1
Задание 1. Образуйте деепричастия от глаголов. Выбрать, вызвать, вызывать, выразить, двигаться, действовать, закончить, заметить, изменяться, измерять, исследовать, обнаружить, определить, отличаться, перемещаться, соединить, составить, составлять, стремиться, считаться, увеличиваться, уменьшаться. Задание 2. Найдите предложения с деепричастным оборотом, сделайте синтаксический разбор выполненных предложений.
1. Блеснула яркая молния, и раздался удар грома. 2. Не узнав горя, не узнаешь и радости. 3. Мальчик шёл и не разбирал дороги. 4. Не замечая меня, лебеди плавали, переговаривались. Ученый Ученым в старину называли человека, обученного чему-либо, владеющего определенными знаниями или просто грамотой. Вероятно, на заре науки, когда книги были редкостью, это качество действительно казалось очень значительным: ученый человек знал нечто такое, чего другие не знали, не могли знать. Сегодня положение неизмеримо сложнее. Резко возрос объем знаний. Намного увеличилось число различных энциклопедий, книг, справочников. Появились компьютеры, способные запоминать массу сведений, выполнять многие другие операции. Поэтому сейчас нет нужды в "ходячих справочниках", зато очень велика потребность в ученых-творцах, в людях, способных создавать новое, двигать науку вперед. Что для этого нужно? Природные способности плюс воспитание? А что такое природные способности? Поддаются ли они развитию и как именно их развивать? Не вообще развивать, а так, чтобы человек стал ученым. Ученым в сегодняшнем понимании слова – творцом, созидателем. На эти вопросы исчерпывающих ответов наука пока не имеет, хотя ищет их давно. Среди многих методов, которыми она пользуется, самый древний и самый простой – это изучение личности и биографии великих ученых. По крайней мере в одном можно быть уверенным: все они люди талантливые. К сожалению, во всем остальном картина чрезвычайно пестрая. Так, Ампер был рассеянным. Франклин прожил яркую жизнь, много путешествовал. Биография же Ньютона бедна внешними событиями: учеба, научная деятельность, соседний городок Грантам, Кембридж и Лондон – больше нигде он не был. Циолковский, отец космонавтики, всю жизнь безвыездно прожил в Калуге. Многие ученые, особенно математики, с детства проявляли необыкновенные способности. Так, Софья Ковалевская уже в раннем детстве легко разбиралась в сложнейших законах математики. Альберт Эйнштейн развивался медленно, поздно начал говорить, быстрая сообразительность вообще не была ему свойственна. Иван Павлов обладал превосходной памятью. Чарльз Дарвин жаловался, что постоянно все забывает. Даже такое необходимое ученому качество, как наблюдательность, присуще далеко не всем из них.
Попытки привести талант к "общему знаменателю" пока что безуспешны. Единственно твердо установленный факт относится к возрасту. Абсолютное большинство важнейших достижений науки принадлежит ученым в возрасте от 26 до 40 лет. Конечно, талант и гениальность прямо от возраста не зависят. Но если человек этими качествами обладает, обычно проявляются они в период наибольшей его творческой активности. И тем не менее есть два качества, без которых успех в науке действительно невозможен: смелость мысли и любовь к делу. Когда одного великого ученого спросили: "Как вам удалось сделать открытие? – он ответил: Мне очень хотелось знать, мне было просто интересно". Тот же, кому не хочется знать, кому это не интересно, тот ничего интересного и не узнает. Мозг человека – даже самый совершенный – только скрипка. А смычок, который заставляет ее звучать, – жажда познания.
Задание 3. Определите тип речи данного текста. Аргументируйте ответ. Какого человека в старину называли учёным? Кого называют "ходячим справочником"? Что необходимо делать, чтобы стать учёным? Кто из известных людей для вас является образцом учёного? Какими качествами должен обладать учёный?
Задание 4. Выпишите словосочетания, соответствующие схемам:
Задание 5. Запишите предложения, укажите их состав: 1) Вероятно, на заре науки, когда книги были редкостью, это качество действительно казалось очень значительным: ученый человек знал нечто такое, чего другие не знали, не могли знать. 2) Биография же Ньютона бедна внешними событиями: учеба, научная деятельность, соседний городок Грантам, Кембридж и Лондон – больше нигде он не был. Задание 6. Подготовьте рассказ об одном учёном.
ТЕМА 4. Текст как ведущая единица коммуникации. Виды синтаксической связи в тексте
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|