Выразительно прочитайте письмо.
1. Какое из этих значений применимо к этому тексту? 2. Что такое тема текста? Определите тему этого текста. 3. Что такое основная мысль текста? Определите основную мысль этого текста. 4. Что отражает заголовок письма Д.С.Лихачева? 5. Найдите в тексте предложение, которое соответствует схеме (по словам в справке) -. -. частица ====== - - - - ~~~~~~ союз ~~~~~~ ______? 6. Как же ведет спор умный и вежливый спорщик? Это ключевой вопрос текста. 7. Ответьте на этот вопрос словами Д.С.Лихачева. 8. О каких недозволенных приемах говорит Д.С.Лихачев? 9. В тексте встретилось незнакомое слово «дискуссия». Определите его значение по словарю. 10. Чем будет являться слово «дискуссия» по отношению к слову «спор»? 11. Найдите в тексте качества, определения, которыми наделяет Лихачев человека, умеющего вести спор. 12. Сколько в тексте логических частей? 13. Используя приемы сжатия, сократите текст путем вычеркивания или приписывания. Это называется реконструкция текста. Задание 2. Внимательно прочитайте текст. Определите и запишите основную мысль каждого абзаца (выделите микротемы).Сократите текст, используя известные вам приёмы компрессии. ТЕМА 9. План и его составление в научной сфере. Виды планов. Задание 1: прочитайте текст, ознакомьтесь с вариантами планового конспекта (назывной, вопросный, развернутый, тезисный) по содержанию текста «Научно-исследовательская работа студентов». По данным образцам составьте свои варианты планов на основе выбранного вами текста.
НИРС в вузе
Внедрение НИРС в учебный процесс обеспечивает повышение качества подготовки специалистов через привитие им навыков самостоятельной творческой работы. НИРС выявляет индивидуальные склонности студентов, развивает творческое, аналитическое мышление, вырабатывает высокие деловые и моральные качества.
Формы и направленность НИРС с каждым годом совершенствуются и развиваются. Какими бы совершенными ни были учебные планы в современном вузе, какие бы рациональные формы учебных занятий они ни предусматривали, настоящее научное творчество студентов возможно лишь тогда, когда оно не ограничивается рамками учебного расписания занятий. Те студенты, которые хотят после окончания вуза работать творчески, должны активно заниматься научной работой, участвуя в студенческих кружках или студенческих конструкторских бюро, в семинарах, олимпиадах, конференциях. Среди многообразных форм привлечения студентов к научной деятельности наиболее плодотворной является работа в научных кружках. Особый эффект кружковая работа имеет на профилирующих кафедрах. Подготовка студентов к самостоятельным научным исследованиям обеспечивается усложнением заданий и все более возрастающим уровнем самостоятельности. Так, на первом этапе студенты занимаются составлением аннотаций к публикациям, подбором литературы по определенной теме, обучаются реферированию. На старших курсах студенты составляют научные обзоры по тематике той или иной профилирующей кафедры. Постепенно студентам поручается самостоятельное решение конкретных задач, определяемых программой производственной/преддипломной практики, а они являются продолжением научных исследований, проводимых в кружках. Результаты своего участия в научных кружках и результаты самостоятельной НИР студенты оформляют в виде законченных научных работ (рефератов, докладов) и представляют их на ежегодные научные студенческие конференции, и их выступления рассматриваются творческим отчетом по НИРС. Во многих вузах расширилось включение элементов творчества в лабораторные работы, а при выполнении таких работ студент самостоятельно составляет план исследований, анализирует результаты эксперимента, составляет научный отчет.
Большой научный интерес у студентов вызывают специальные научные семинары, на которых происходит творческое общение студентов с ведущими учеными и практиками. Участие в работе таких семинаров расширяет кругозор студента, закрепляет и углубляет навыки работы с научной литературой, вырабатывает умение выступать с докладами, вести научную дискуссию. Правильная организация НИРС способствует более эффективной подготовке будущих специалистов.
Назывной план
1. Внедрение НИРС в учебный процесс для повышения качества подготовки специалистов. 2. Развитие творческого, аналитического мышления студентов. 3. Формы и направленность НИРС. 4. Кружковая работа на профилирующих кафедрах. 5. Повышение уровня самостоятельности. 6. Участие в научных студенческих конференциях. 7. Включение элементов творчества в лабораторные работы. 8. Участие в специальных научных семинарах. 9. Эффективная подготовка специалистов.
Вопросный план
1. Что обеспечивает внедрение в учебный процесс НИРС? 2. Для чего необходим НИРС? 3. Каковы формы и направления НИРС? 4. Какая форма НИРС является наиболее плодотворной? 5. Каким образом обеспечивается подготовка студентов к самостоятельным научным исследованиям? 6. Где представляются результаты НИР студентов? 7. Что необходимо включать в лабораторные работы? 8. Что вызывает научный интерес у студентов? 9. Какая организация НИРС способствует эффективной подготовке специалистов?
Развернутый план
1. Внедрение НИРС в учебный процесс для повышения качества подготовки специалистов. а) Выявление индивидуальных способностей, развитие творческого, аналитического мышления студентов. 2. Повышение уровня самостоятельности с помощью различных форм и направлений НИРС: а) участие в кружковой работе на профилирующих кафедрах; б) участие в научных студенческих конференциях; в) включение элементов творчества в лабораторные работы; г) участие в специальных научных семинарах. 3. Способствование НИРС эффективной подготовке специалистов.
Тезисный план 1. НИРС выявляет индивидуальные склонности студентов, развивает творческое, аналитическое мышление, вырабатывает навыки самостоятельного творчества и тем самым способствует обеспечению качества подготовки специалистов. 2. Формы и направления НИРС (научные кружки, лабораторные работы, специальные научные семинары) связаны с повышением уровня самостоятельности студентов: на первом этапе студенты занимаются составлением аннотаций к публикациям, подбором литературы по определенной теме, обучаются реферированию, а на старших курсах студенты составляют научные обзоры, решают конкретные задачи, определяемые программой производственной/преддипломной практики; результаты работы представляют в виде творческого отчета на научной студенческой конференции. 3. Правильная организация научно-исследовательской работы студентов способствует эффективной подготовке будущих специалистов.
Образец тезиса.
1. Изучение литературы по специальности – необходимое условие научных исследований. 2. Важная роль в процессе работы над специальной литературой принадлежит алфавитному и систематическому каталогам. 3. Особое внимание при изучении литературы по специальности должно быть обращено на научно – справочный аппарат книги: оглавление, наличие или отсутствие предисловия (введения), выводов, библиографии, примечаний и т.д. 4. Работа над специальной литературой предусматривает использование различных справочников и словарей. 5. При изучении специальной литературы целесообразно вести различные записи: делать выписки, составлять план, тезисы, конспект.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|