Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Изучение дисциплины «Теория и история культуры» тесно взаимосвязано со следующими дисциплинами учебного цикла: «История искусств», «Теория и история социально-культурной деятельности», «Социально-культурная работа за рубежом», «Народная художественная культура», «Философия», «История», «Русский язык и культура речи». Учебный процесс рекомендуется вести на конкретном материале, в основу проводимых занятий необходимо брать события, происходящие в реальной жизнедеятельности людей. Объём дисциплины и виды учебной работы Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачётные единицы.
Темы курса сгруппированы в одном разделе, который заканчивается проведением экзамена. Методикой изучения дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий и семинаров, инновационных форм (презентаций, эссе, тренингов, деловых игр) в течение первого семестра. Чтение лекций предусматривается по темам, имеющим теоретическое значение. По ним, также, предусмотрено написание проектного эссе. Семинары проводятся с целью углубления изучения материала и контроля его усвоения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий, включая самостоятельную работу)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Теория и история культуры в системе современного гуманитарного знания. Природа и смысл гуманитарного образования. Культурология и гуманитаризация образования. Возникновение культурологии как самостоятельной отрасли знания. Специфика культурологии как интегративной науки. Единство понимания и объяснения в культурологии. Культурология как осуществление диалога культур. Культурология и другие гуманитарные науки. Вклад западной культурантропологической мысли в осмысление феномена культуры. Проблемное поле теории культуры в парадигмах современных авторов. Множественность подходов к научному познанию сущности культуры. Актуальные вопросы современной культурологии. Гуманитарный подход в культурологии. Ценностные ориентации культурологического познания. Своеобразие современного этапа развития теории культуры.
Культура и глобальные проблемы современности. Охрана национального культурного наследия. Возрождение религиозно-культовой культуры России. Международное культурное сотрудничество.
Тема 2. История и теория культуры в учениях европейских философов-просветителей. Идеология Просвещения. Дж. Вико как один из основоположников теории культуры: идеи о «круговороте» культур, о целостности культуры, о единстве человека, истории и культуры. Критика идей Просвещения. Осмысление проблемы культуры в работах Ж.-Ж. Руссо, крупнейшего представителя французского Просвещения. Понимание цивилизации и культуры в трудах В.Р. де Мирабо. Культура как результат деятельности человеческого рода на протяжении всей истории его существования в теории культуры И.Г. Гердера – основателя научного теоретического знания о культуре. Тема 3. Семиотический подход к культуре. Культура как знаково-символическая система. Междисциплинарный характер понятия «семиотическая культура». Два основных направления семиотики. Характеристика социально-психологического подхода (Ч. Моррис, А. Гардинер, Ч. Пирс). Контекст социальной деятельности в теоретико-деятельностностном подходе (Г.П. Щедровицкий). Семиотическая культура как комплекс знаковых систем и культурных текстов. Проблема «понимания» в «науках о культуре». Герменевтика (В. Дильтей, М. Хайдеггер, Г. Гадамер, П. Рикёр). Вклад тартуско-московской школы в разработку историко-типологической проблемы семиотического подхода к культуре. Культура как «семиосфера» (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский и др.). Тема 4. Проблема культуры в русской философии. Русский идеализм как социально-философское направление, культуроцентризм русского идеализма. Культурологические теории западников и славянофилов. Проблема типологии культуры в теории А.С. Хомякова. Размышления о культуре Вл. Соловьева, В. Вернадского, Л. Гумилева: Теория «всеединства» Вл. Соловьева. Его «теория осуществления» как реализация высших культурологических гуманистических общечеловеческих ценностей – истины, добра и красоты. Концепция «ноосферы» (идея нерасторжимости человека и природы) В.И. Вернадского, создателя учения антропокосмизма. Концепция пассионарности Л.Н. Гумилева.
Н.А. Бердяев о соотношении культуры и цивилизации. Человек, творчество, культура в философии Н.А. Бердяева. Метафизическая и историческая трактовка русской идеи в работах И.А. Ильина: духовность как источник культуры; тесная взаимосвязь веры и культуры; проблема кризиса культуры как результат утраты веры. Социально-культурные трансформации в современной России (Л. Ионин).
Тема 5. Историософская теория К.Ясперса. Периодизация истории сквозь призму культуры. Основание культурологических воззрений К. Ясперса – христианское миропонимание. Универсализм и эсхатологичность в понимании культуры К. Ясперсом. Истоки, пути развития и цель культуры. Культурно-историческая периодизация К. Ясперса. Методологические возможности концепции «осевого времени». Значение нигилизма в преобразовании культуры. Значение концепции К. Ясперса для развития культурологической мысли.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|