Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место дисциплины в структуре ООП ВПО




Изучение дисциплины «Теория и история культуры» тесно взаимосвязано со следующими дисциплинами учебного цикла: «История искусств», «Теория и история социально-культурной деятельности», «Социально-культурная работа за рубежом», «Народная художественная культура», «Философия», «История», «Русский язык и культура речи». Учебный процесс рекомендуется вести на конкретном материале, в основу проводимых занятий необходимо брать события, происходящие в реальной жизнедеятельности людей.

Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачётные единицы.

 

Вид учебной работы Всего часов Распределение по семестрам
Аудиторные занятия (всего)      
Лекции (Л)      
Семинары (С)      
Инновационные формы практических занятий (ПЗ)      
Самостоятельная работа студента (всего)      
Проработка материалов лекций 2,7 2,7  
Текущие консультации 5,4 5,4  
Работа в библиотеке (с интернет-ресурсами) 13,5 13,5  
Выполнение домашних заданий (3 задания) 16,2 16,2  
Подготовка к внутрисеместровой аттестации 2,7 2,7  
Подготовка к контрольной работе 2,7 2,7  
Подготовка к практическим занятиям, семинарам 10,8 10,8  
Форма итогового контроля Экзамен Экзамен  
Общая трудоёмкость дисциплины час      
зач. ед.      

 

Темы курса сгруппированы в одном разделе, который заканчивается проведением экзамена. Методикой изучения дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий и семинаров, инновационных форм (презентаций, эссе, тренингов, деловых игр) в течение первого семестра. Чтение лекций предусматривается по темам, имеющим теоретическое значение. По ним, также, предусмотрено написание проектного эссе. Семинары проводятся с целью углубления изучения материала и контроля его усвоения.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий, включая самостоятельную работу)

Номера и наименование разделов и тем Всего часов Аудиторные часы Из них по видам учебных занятий Форма отчета (экз., зачет) Самост. работа.
Лекции Семинары практ.занятия. Лабораторн. работы Инновац. формы
1. Теория и история культуры в системе современного гуманитарного знания.         -      
2. История и теория культуры в учениях европейских философов-просветителей.         -      
3. Семиотический подход к культуре.         -      
4. Проблема культуры в русской философии.         -      
5. Историософская теория К.Ясперса.         -      
6. Структуралистическая интерпрета-ция культуры.         -      
7. Современные концепции культуры.         -      
Всего по курсу         -      
Форма итогового контроля             Экзамен    

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Теория и история культуры в системе современного гуманитарного знания.

Природа и смысл гуманитарного образования. Культурология и гуманитаризация образования. Возникновение культурологии как самостоятельной отрасли знания. Специфика культурологии как интегративной науки. Единство понимания и объяснения в культурологии. Культурология как осуществление диалога культур. Культурология и другие гуманитарные науки.

Вклад западной культурантропологической мысли в осмысление феномена культуры. Проблемное поле теории культуры в парадигмах современных авторов. Множественность подходов к научному познанию сущности культуры. Актуальные вопросы современной культурологии. Гуманитарный подход в культурологии. Ценностные ориентации культурологического познания. Своеобразие современного этапа развития теории культуры.

Культура и глобальные проблемы современности. Охрана национального культурного наследия. Возрождение религиозно-культовой культуры России. Международное культурное сотрудничество.

 

Тема 2. История и теория культуры в учениях европейских философов-просветителей.

Идеология Просвещения. Дж. Вико как один из основоположников теории культуры: идеи о «круговороте» культур, о целостности культуры, о единстве человека, истории и культуры. Критика идей Просвещения. Осмысление проблемы культуры в работах Ж.-Ж. Руссо, крупнейшего представителя французского Просвещения. Понимание цивилизации и культуры в трудах В.Р. де Мирабо. Культура как результат деятельности человеческого рода на протяжении всей истории его существования в теории культуры И.Г. Гердера – основателя научного теоретического знания о культуре.

Тема 3. Семиотический подход к культуре.

Культура как знаково-символическая система. Междисциплинарный характер понятия «семиотическая культура». Два основных направления семиотики. Характеристика социально-психологического подхода (Ч. Моррис, А. Гардинер, Ч. Пирс). Контекст социальной деятельности в теоретико-деятельностностном подходе (Г.П. Щедровицкий).

Семиотическая культура как комплекс знаковых систем и культурных текстов. Проблема «понимания» в «науках о культуре». Герменевтика (В. Дильтей, М. Хайдеггер, Г. Гадамер, П. Рикёр).

Вклад тартуско-московской школы в разработку историко-типологической проблемы семиотического подхода к культуре. Культура как «семиосфера» (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский и др.).

Тема 4. Проблема культуры в русской философии.

Русский идеализм как социально-философское направление, культуроцентризм русского идеализма. Культурологические теории западников и славянофилов. Проблема типологии культуры в теории А.С. Хомякова. Размышления о культуре Вл. Соловьева, В. Вернадского, Л. Гумилева: Теория «всеединства» Вл. Соловьева. Его «теория осуществления» как реализация высших культурологических гуманистических общечеловеческих ценностей – истины, добра и красоты. Концепция «ноосферы» (идея нерасторжимости человека и природы) В.И. Вернадского, создателя учения антропокосмизма. Концепция пассионарности Л.Н. Гумилева.

Н.А. Бердяев о соотношении культуры и цивилизации. Человек, творчество, культура в философии Н.А. Бердяева. Метафизическая и историческая трактовка русской идеи в работах И.А. Ильина: духовность как источник культуры; тесная взаимосвязь веры и культуры; проблема кризиса культуры как результат утраты веры. Социально-культурные трансформации в современной России (Л. Ионин).

 

Тема 5. Историософская теория К.Ясперса.

Периодизация истории сквозь призму культуры. Основание культурологических воззрений К. Ясперса – христианское миропонимание. Универсализм и эсхатологичность в понимании культуры К. Ясперсом. Истоки, пути развития и цель культуры. Культурно-историческая периодизация К. Ясперса. Методологические возможности концепции «осевого времени». Значение нигилизма в преобразовании культуры. Значение концепции К. Ясперса для развития культурологической мысли.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...