Словарь терминов и определений (глоссарий)
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Авгур (лат. augur - птица) – 1) в Др.Риме – жрец, толковавший волю богов по крику и полёту птиц, по падению молнии и другим небесным явлениям, прорицатель: 2) человек, делающий вид, что посвящён в особые тайны. Авторитарный (от лат. autoritas — власть, влияние) – 1) основанный на личной власти, личной диктатуре; 2) стремящийся утвердить свою власть, авторитет; властный. Адаптация (от лат. adaptare — приспособление) культурная. 1.Приспособление человека и человеческих сообществ к жизни в окружающем их мире путем создания и использования культуры как искусственного (не природного) образования через изменение окружающей среды и себя в отношении к ней в соответствии с жизненными потребностями. В этом случае то, что называют культурой и цивилизацией, обычно не различаются. Такое понимание культурной адаптации особенно применимо при рассмотрении ранних периодовбытия человека и социумов, культурогенеза, архаических, или близких к ним, человеческих сообществ. Развитие же собственно культуры, в ее отличиях от того, что именуют цивилизацией, далеко не всегда и не во всем содействует приспособлению человека к выживанию в определенной среде. 2. Культурная адаптация может пониматься и как приспособление человека (социальной группы) к определенной культурной среде, встраивание в нее традиций, ценностей, норм, образцов отношений и поведения, языков культуры и т. д. путем их освоения. Тогда понятие «культурная адаптация» по смыслу связано с понятиями «инкультурация» и «аккультурация». Адаптация социальная — приспособление личности или социальной группы к общественной среде, в ходе, которого согласовываются требования и ожидания участвующих в нем субъектов.
Аккультурация — в современном значении процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций - принципиально нового культурного синтеза (см.: Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1.- СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998.-С. 16). Аксиология (от греч. axia – ценность и logos - учение) – философское учение о происхождении, природе и сущности жизненных ценностей: добре, справедливости, истине и т.д. Альтернативные культуры – подсистемы в культуре, так называемые новые культуры, противопоставляемые традиционной, господствующей в обществе в качестве более перспективной, спасительной альтернативы. Носители альтернативной культуры отказываются от вступления в любые институализированные отношения, «выходят» из общества, объединяясь в небольшие жилищные общины и трудовые коллективы. Например, «хиппи», «новые левые» на Западе. Анимизм ( ит.аnima - душа ) – это вера в способность человека с помощью заклинаний воздействовать на окружающий мир, система фантастических представлений о наличии у человека, животных, растений, предметов независимого начала - души. Анимизм является характерной чертой первобытных религий и обязательным элементом всех современных верований. Термин «анимизм» впервые был употреблён немецким химиком и физиологом Г.Э.Шталем (1659-1734); в научный оборот веден английским антропологом Э.Б.Тайлором (1832-1917), который считал, что анимизм – минимум любой религии. Антропология (от греч. anthropos – человек и logos – учение) – наука о происхождении и эволюции человека, а также о дописьменных культурах. В современной науке встречаются различные варианты систематизации антропологических дисциплин. Основываясь на разграничении исследовательских полей, можно дать следующую систематизацию антропологии: антропология философская, антропология теологическая, антропология культурная и т.д. (см.: Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1.- СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998.-С. 28).
Антропология культурная - научное направление, сформировавшееся в период становления современной этнологии и социокультурной антропологии. Получила развитие главным образом в США, где её родоначальником был Франц Боас (1858-1942). В отличие от антропологии социальной, для неё характерно большее внимание к духовным образованиям, чем к материальным артефактам и системам материальных отношений. Антропология культурная выдвигает на первый план вопросы динамики культуры, механизмы её передачи от поколения к поколению. Задача антропологии культурной –построить теорию человека как творца и носителя культуры, требует учитывать изменчивость его сущности в конкретно-историческом многообразии культур, стремится в анализе человека опираться не только на биологию и психологию, но и на филологию, искусствоведение, историю, социологию и телеологию. Антропология социальная – исследует функционирование социальных институтов и функциональную интеграцию социальных структур; сформировалась в ХIХ-ХХ вв. в основном в Великобритании и Франции под влиянием идей У.Риверса, Альфреда Реджинальда Рэдклифф-Брауна (1881-1955), Бронислава Малиновского (1884-1942). В западной литературе считается, что антропология социальная отличается от этнографии и этнологии большей теоретичностью, а также тем, что не ограничивается описанием фактов. В то же время антропология социальная отличается и от социологии тем, что главной задачей считает понимание общества как целостности. Во второй половине ХХ века происходит сращивание социальной и культурной антропологии в рамках общей социокультурной антропологии. Артефакт (от лат. arte - искусственно + factus - сделанный) культурный - любой объект (вещь, орудие, поведенческий акт, обряд, ритуал, элемент социальной структуры и т. д.), в котором воплощены ценности культуры, ценностные смыслы. Архетип (от греч. архe - начало + топос -образ) культурный — прообраз, первоначало — образец; базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни (типическое в культуре). Наиболее фундаментальными в составе культуры являются универсальные (общечеловеческие) и этнокультурные (этнические) архетипы.
Универсальные: например, архетипы укрощенного огня, хаоса, творения, мужского и женского начал, смены поколений, «золотого века». Этнокультурные представляют собой некие константы этнонациональной духовности, выражают опыт прошлого и чаяния будущего: например, отзывчивость, открытость в русской культуре, связываемые с женским началом (см.: Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1.- СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998.-С. 38-39). Ассимиляция культурная — процесс, в результате которого члены одной социальной группы утрачивают своеобразно своей первоначально существовавшей культуры и усваивают культуру другой социальной группы, с которой они находятся в непосредственном контакте (см.: Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1.- СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998.-С. 39). Барокко (от итал. barocco - букв. вычурный, грубый, неуклюжий, фальшивый) – художественный стиль конца XVI – середины XVIII вв. Отличался от стиля Возрождения и от классицизма XVIII в. декоративной пышностью, динамическими, сложными формами живописностью. Варны (с санкр. – качество, цвет) – социальные слои общества, различающиеся между собой происхождением, общественным положением, правами и обязанностями. Внутри варн существовали внутригрупповые браки. Возрождение, или Ренессанс (от франц. renaissance - возрождение) культурно-историческая эпоха, знаменующая переход от Средневековья к Новому времени. Началось в Италии в XIV в., в других странах Западной Европы в XV-XVI вв. Крупнейшие деятели науки, литературы и искусства того времени: Петрарка, Боккаччо, Коперник, Джордано Бруно, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи и др. Гармония – эстетическая категория, обозначающая целостность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевлённую гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой. Гаруспики (лат. haruspex – кишки, внутренности + specere - наблюдать) – в Др.Риме - жрецы, гадавшие по внутренностям жертвенных животных и толковавшие явления природы.
Гедонизм (от греч. hedone – наслаждение) – принцип мировоззрения и этическое учение, признающее наслаждение и удовольствие, при отсутствии телесных страданий, высшим благом в жизни человека. Гезельшафт (от нем. «Gesellschaft» – общество) – термин Фердинанда Тённиса (1855-1936), характеризующий отношения в индустриально-урбанистическом обществе, основанные на стремлении к личной выгоде, при этом порядок поддерживается на базе формальных законов; формируются специализация профессиональных ролей и светские ценности. Гемайншафт (от нем. «Gemeinschaft» — общинность) – термин Ф.Тённиса, характеризующий отношения в сельских общинах, где люди живут в соответствии с их семейными и общественными обязанностями; основное значение придается обычаям и религиозным ценностям; разделение труда ограниченно. Гендер — пол в социокультурном плане; понятие, которым обозначается своеобразие мужского и женского в культуре, реализуемое в разных формах проявлений мужественности и женственности, мужского и женского поведения (см.: Лоусон Т., Гэррод Дж. Социология. А-Я. Словарь-справочник. -М., 2000.- С. 99). Геноцид ( от греч. genos - род + лат. caedere - убивать, букв. «уничтожение рода, племени» ) – умышленное массовое уничтожение представителей определенной расы, национальности, вероисповедания. Герменевтика (греч. hermeneutike - истолковательное искусство) – традиции и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов (большей частью древних, напр., Гомера, Библии и др.). В эпоху Возрождения герменевтика выступает как искусство перевода памятников античной культуры на язык живой современной культуры. Философская герменевтика, следуя этим традициям, определяет превосходство понимания над разумом, языка над сознанием, тем самым подчёркивает возможность реконструирования «жизненного мира» (Э.Гуссерль) прошлых культур с целью понимания смысла отдельных их памятников. Глобализация культурная - процесс нарастания взаимосвязи и взаимодействий культур, протекающий во всемирном масштабе; интернационализация культуры (см.: Лоусон Т., Гэррод Дж. Социология. А-Я. Словарь-справочник. -М., 2000. -С. 66-67). Глобальная нравственность – общепланетарные нормы поведения людей независимо от их социальных, религиозных, расовых, национальных и других различий. Основу глобальной нравственности составляют общечеловеческие ценности. Глобальная нравственность регулирует межчеловеческие отношения и отношения между людьми в процессе их взаимодействия с природой; направлена на сохранение биосферы и человеческой цивилизации.
Гуманизм (от лат. humanus - человечный) – способ мышления, система взглядов, идей и убеждений, основанная на признании безусловной ценности человеческой личности, ее прав на свободу, счастье, равенство. Гуманизм уважает и соблюдает принцип добра, справедливости и милосердия в качестве нормы межчеловеческих отношений. Дивергенция (от лат. divergere – обнаруживать расхождение) – увеличение качественного разнообразия институционально-политических, социально-культурных, идеологических и иных проявлений. Это ведёт к усложнению существующих и появлению новых систем отношений. Динамика культуры (или социокультурная динамика) — изменения, происходящие внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер (см.: Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1.- СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998.-С. 175-176). Говоря о динамике культуры, или социокультурной динамике, акцент делают не на изменениях культуры самой по себе, а на движущих её социальных факторах, социальных «механизмах» культуры. Диффузионизм — в познании культуры — концепция развития культуры и культур, основывающаяся на представлении о пространственных перемещениях, распространении культуры или её отдельных элементов из какого-либо центра или центров. Диффузия культурная – распространение особенностей свойств данной культуры на другие предметы. Духовная культура – совокупность явлений культуры, возникающих и функционирующих в сознании людей. Духовная культура реализуется в ряде специализированных форм (мораль, право, художественная деятельность, наука, религия и пр.). Западники – одно из направлений русской общественно-политической мысли в середине ХIХ в. Западники считали, что российское общество должно ориентироваться на западноевропейские ценности, активно осваивать духовное наследие Запада. Виднейшие представители: Чаадаев, Герцен, Грановский, Огарев, Боткин, Кавелин и др. Знаки и знаковые системы в культуре (культурах) — носители культурных значений, ценностных смыслов, ценностного содержания. Знак вообще — чувственно воспринимаемый объект, который символически, условно представляет обозначаемый им предмет, явление, действие, событие, свойство, связь или отношение предметов, явлений, действий, событий и отсылает к этому предмету, явлению, действию и т. д., сигнализирует о предмете, явлении, свойстве и т. д., которые им обозначаются (см.: Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1.- СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998.-С. 222-224). Знаки складываются в системы: языковые (естественные и искусственные языки) и неязыковые (например, правила этикета, системы сигналов, символов). Знаки и знаковые системы являются носителями информации, значений, смыслов. Знаковые системы, наряду с несистемными знаками, являются предметом изучения в семиотике. Характеристика знаковых систем является важной составляющей характеристики семиотической культуры и культуры (субкультуры) в целом. Золотое сечение («правило золотого сечения») – геометрическое, математическое отношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей. Всякое тело, вещь, геометрическая фигура, отношение частей которых соответствует такому делению, отличаются строгой пропорциональностью, производят наиболее благоприятное визуальное впечатление. Формулируя правило золотого сечения в качестве непреложного закона архитектуры, скульптуры и живописи, многие теоретики и художники эпохи Возрождения пытались найти идеальную (абсолютную) геометрическую основу искусства. Идеал — совершенный образ явления, наделенный ценностным измерением универсальности, абсолютности; образец объекта, который максимально полным и совершенным образом отвечает потребностям (желаниям) человека; эталонная ценность. Идентичность культурная — единство культурного мира человека (социальной группы) с определенной культурой, культурной традицией, культурной системой, характеризующееся усвоением и приятием ценностей, норм, содержательного ядра данной культуры и форм ее выражения. Импрессионизм (от франц. impression - впечатление) – возникшее в последней трети XIX - начале XX вв. направление в европейской живописи. Художники-импрессионисты стремились запечатлеть видимый мир в присущей ему подвижности и изменчивости, во всем богатстве сверкающих красок. Они пытались передать в своих произведениях непосредственное впечатление от окружающей среды, создав живописными средствами иллюзию света и воздуха, богатой световоздушной среды. Индивидуализм – тип мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу. Инкультурация – процесс освоения человеком – членом конкретного общества – основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении. Историческая типология культур — выявление типов культур в чело-веческой истории, классификация культур по типам и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе (см.: Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1.- СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998.-С. 279). Квазиобщество – обозначение мирового сообщества, которое по многим признакам похоже на обычное общество. Киники (от греч. kinos - собака) – представители античной греческой философии (V-VI вв. до н.э.). Наиболее известные имена – Диоген Синопский и Антисфен. Главной целью жизни киники считали достижениие внутренней свободы и добродетельной, счастливой жизни с помощью полного отказа от всех мирских благ, удовольствий, славы, норм морали, предрассудков и суеверий. Класс – большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу. Классицизм (от лат. classicus - образцовый) – художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Коммуникация социокультурная (от лат. - сообщение, передача; communicare – делать общим, связывать) — процесс взаимодействия между людьми, социальными группами, организациями, конкретными культурами, при котором осуществляется передача и (или) обмен культурной информацией посредством специальных знаковых систем (языков), приемов и средств их использования (см.: Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1.- СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998.-С. 316-317). Конвенциональный – общепринятый, покоящийся только на договоренности между людьми, на условных правилах и ни на чем более. Конвергенции теория – 1) в исследовании коллективного поведения взгляд, согласно которому сама по себе толпа не способствует проявлению необычного поведения. Она привлекает определенные типы людей, и таким образом реализуется поведение, к которому они были предрасположены; 2) в исследованиях развития обществ конвергенция означает возрастание сходства по мере экономического развития традиционных обществ. Конвергенция ( от лат. convergero - сходиться ) – возрастание сходства в развитии разных социальных объектов или возбуждение реализации поведенческих предрасположенностей. Культура (от лат. cultura — обработка, возделывание, облагораживание и cultus— почитание) и цивилизация (от лат. civis— гражданин). Существует множество определений культуры и различные толкования этого понятия. Обобщенно, в одном из современных пониманий, культура — особый духовный опыт человеческих сообществ, накапливаемый и передаваемый от поколения к поколению, содержанием которого выступают ценностные смыслы явлений, вещей, форм, норм и идеалов, отношений и действий, чувств, намерений, мыслей, выражаемые в специфических знаках и знаковых системах (языках культуры). Более упрощенно культура — это обработка, оформление, одухотворение, облагораживание людьми окружающей среды и самих себя: человеческих отношений, деятельности, ее процессов, способов и результатов. Термин «культура» используется и для обозначения общей характеристики состояния жизни общества того или иного региона (культура Востока), исторического периода (культура эпохи Возрождения), этноса (культура басков), специальной группы (культура дворянства), страны (культура Франции). В таком употреблении термин «культура» чаще всего совпадает или почти совпадает по смыслу с термином «цивилизация». Понятие «культура» иногда применяется и для обозначения культурности человека или социальной группы. Культурность: 1) качество человека (социальной группы), характеризующее способность человека к обработке, оформлению, облагораживанию, одухотворению окружающей среды и самого себя; 2) качество человека (социальной группы), характеризующее реальное наличие и меру воплощения в его (их) жизни ценностных смыслов; 3) мера овладения человеком или социальной группой духовным опытом, накопленным обществом (человечеством). Культурный человек — человек, в значительной степени освоивший духовное богатство своей и общечеловеческой культуры и реализующий в жизни ценности, нормы, идеалы, формы отношений и поведения, которые характерны для данной культуры, настроенный на уважение к ценностям других культур, владеющий знаковыми системами выражения духовных смыслов, способностью к творчеству в сфере культуры. Цивилизация — единства в употреблении и понимании термина нет. Слово «цивилизация» используется: 1) как синоним слова «культура»; 2) как обозначение межэтнической, культурно-исторической общности людей, основания и критерии для выделения которой, как правило, различаются в зависимости от контекста и целей применения этого термина (см.: Культура XX века. Словарь. СПб.,1997. С.525), например, западноевропейская цивилизация, древние цивилизации. В Европе XVIII и XIX вв. под цивилизацией понималась высшая стадия социокультурного развития (дикость — варварство — цивилизация). В XX в. (О. Шпенглер, А. Тойнби и др.) употребляли термин «цивилизация» для обозначения локальных моно- или полиэтничных обществ с выраженной социокультурной спецификой (древнегреческая, римская, мусульманская и т. д. цивилизации). В то же время термин «цивилизация» стал содержать в себе смысл технико-механического в культуре (О. Шпенглер), вырождения культуры, ее деградации в цивилизацию. В настоящее время часть исследователей понимает под цивилизацией: 1) особое состояние общества, характеризующееся высокой степенью упорядоченности социальной жизни на основе морали и права, значительного развития образования, науки и техники, технологий деятельности и общения; 2) то, что обеспечивает «комфорт», удобства, предоставляемые в наше распоряжение наукой и техникой, политической и социальной организацией обществ (см.: Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 507-508). Цивилизованность человека или социальной общности обозначает их соответствие характеру и уровню общего цивилизационного развития в тот или иной исторический период. Цивилизованный человек — просвещенный и реализующий в своей жизни образцы отношений и поведения, соответствующие характеру и уровню развитияданной цивилизации, умеющий использовать ее достижения. Бескультурье — реализация культурности человека или социальной группы на предельно низком уровне. Фактически — отсутствие проявлений культуры в ее сущностных моментах при возможном наличии некоторых несущественных (внешних) признаков культурности. Аптикультура — совокупность явлений, в той или иной мере направленных против культуры, на ее уничтожение, разрушение, сведение к низшему уровню, духовному опустошению. Контр-культура - понятие, которое: 1) обычно используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре; 2) отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг. XX в., отражавшей критическое отношение к современной культуре и отвержение её как «культуры отцов» см.: Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1.- СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998.- С. 339-345). Дикость — 1) устаревшее определение самой ранней стадии развития культуры в истории человечества; 2) отсутствие культуры, состояние и проявления бескультурья, реализуемые в намерениях, чувствах, мыслях, отношениях, действиях людей. Варварство — 1) промежуточная стадия исторического развития культуры (между дикостью и цивилизацией); 2) характеристика малокультурного состоянияобщества и (или)проявлений антикультурных тенденций, выражаемых в преднамеренном (или по невежеству) разрушении культуры, ее ценностей, артефактов, памятников, представителей. Культурных кругов теория — направление в рамках исторической школы в этнографии и культурологии, центральной идеей которого было представление о том, что на протяжении ранней истории человечества устанавливались связи между отдельными элементами культуры. В результате этого оформились культурные круги, возникшие на определенном географическом пространстве и распространившиеся затем на другие области (см.: Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1.- СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998.- С. 365-366). Культурная диффузия – распространение особенностей, свойств данной культуры на другие культуры. Культурный релятивизм – убеждение, что культуру можно понять лишь на основе ее собственных ценностей в ее собственном контексте. Культурный ареал – это географический район, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных культурных чертах. Внутри культурного ареала выделяются «культурный центр» - область наибольшей концентрации культурных черт, а также «культурные границы» - места пересечения данной культуры с другими культурами. Культурные архетипы (от греч. arche – начало, исток + typos – вид, образ) – основополагающие, базисные модели духовной, психологической и культурной жизни в какой-либо культуре. Культурные потребности – источник социально-культурной неудовлетво-ренности и культурного развития человека. Формируются у человека в раннем детском возрасте при помощи культурных средств воздействия других значимых лиц (членов семьи, телевидения и др.). К ним относятся потребности в культурном развитии (познании), эстетические, музыкальные, гедонистические (получения удовольствия), культурного общения и др. При благоприятных жизненных условиях способствуют формированию побуждения (мотивов)к усвоению культурных ценностей. Культурные универсалии – это явления, нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического положения, исторического времени и социального устройства. Культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремёсла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурной отношении территории и объекты. Культурное воспитание личности – процесс формирования морально-психологических качеств и поведения человека средствами культуры и искусства. Культурное достояние – совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, имеющие общенациональное, общероссийское значение. Культурное наследие – материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, для мировой цивилизации. Культурогенез – 1) происхождение культур, социальная и историческая динамика культуры, порождение новых культурных форм и их интеграция в существующие культурные системы; 2) один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. (см.: Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1.- СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998.-С. 366-367). Легитимность – характеристика признания членами общности существующего социального порядка, наделение престижем, который диктует нормы и устанавливает образцы поведения. Легитимный – законный. Линейность и циклизм — в представлениях о развитии культуры: 1) линейностъ — представление о развитии человеческой культуры и (или) культур по единой линии и (или) с единой направленностью — от возникновения к высшим или низшим стадиям развития; 2) циклизм — представление о циклическом (от греч. коклос — круг) развитии культуры (культур, цивилизаций) от их возникновения к высшим стадиям и исчезновению. Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития (социализации) и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Личность авторитарная – совокупность черт личности, которая стремится проецировать чувство собственной неполноценности и слабости на членов другой группы и проявляет враждебность к этой группе. Лобби – организация, оказывающая политическое давление в процессе принятия политических решений или мер, которые затрагивают интересы определенной группы. Люмпен – деклассированный человек, полностью выброшенный из общества и утерявший обычные ценности, нормы, стандарты отношений и поведения (преступник, нищий, бомж и т. п.). Магия (лат. magia – чародейство, волшебство, колдовство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека с помощью заклинаний воздействовать на природу, людей, животных, богов, окружающий мир. Магия является составной частью всех религиозных культов; «белая» магия – колдовство с помощью «божественных сил»; «чёрная» магия – колдовство с помощью «нечистой силы», дьявола. Маргинальность – качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств (миграция, межэтнические браки и др.) на грани культур; они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них, в результате чего формируется двойственное самосознание, возникает психическое напряжение и т.п. Маргинальность (от лат. таrgo — край) культурная — понятие, характеризующее положение и особенности жизнедеятельности социальных групп и отдельных личностей, чьи ценностные установки, ориентации, модели поведения одновременно соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из них они не интегрированы полностью (см.: Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.2.- СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998.-С. 11-12). Массовая культура — 1) культура масс (народа), большинства членов общества, культура, которая в принципе не может в целом находиться на самом высоком уровне или непрерывности культурного развития (творчества); 2)коммерциализованная, потребительская, стандартизуемая культура, малокультурность массы (толпы); 3) пошловатая культура средних слоев общества. Материальная культура — все еще используемый, но явно условный термин, обозначающий характер предметности, вещности (а не материальности) носителей духовных ценностных смыслов, особо выразительную опредмеченность (а не материальность) духовных явлений. Ментальность – мироощущение, мировосприятие, формирующееся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания; совокупность психологических, поведенческих установок в недрах определённой культуры под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания. Ментальность является очень устойчивым образованием, меняющимся медленно и незаметно для тех, кто им обладает. Народная культура — понятие, не имеющее четкого определения, смысл которого зависит от меняющегося значения понятия «народ». Часто отождествляется с представлением об этнической и национальной традиционной культуре. Иногда трактовалась как культура масс, низов общества в противопоставленности культуре избранных (верхов, аристократов). Нарциссизм – любовь, влюбленное отношение к своему собственному «Я». Ненасилие (non-violence) – 1) практика и принцип неприменения насилия; 2) использование пассивного сопротивления как формы протеста и средства борьбы. Непротивление злу (non-resistance to evil) – 1) отказ от активной борьбы со злом, противопоставление ему покорности и смирения; 2) базируется на убеждении, что борьба со злом ведет к его усилению. Нигилизм (от лат.nihilo - ничто) – способ мировоззрения абсолютно отрицающий все общепринятые нормы и правила поведения, ценности, идеалы культуру в целом. Ноосфера (греч. noos – ум, разум + sphaira – шар) – особый этап в развитии биосферы, новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором её развития. В.И.Вернадский разработал учение о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества. Для ноосферы характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления и с социально-экономическими законами. Эти законы воплощаются в человеческой деятельности как определяющем факторе её развития и сопоставимой по силе воздействия на природные процессы с геологическими катаклизмами (см.: Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.2. - СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998.- С. 99-101). Норма культурная — стандарт культурной деятельности, регулирующий отношения и поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным культурным группам и выражающий их представления о должном и желательном (см.: Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.2. - СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998.- С.101). Нравственность – в широком смысле – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; в узком смысле – совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. Нравственная позиция – оценка, относящаяся к нормам общественного поведения и их соблюдению, которую человек должен сам осознать, принять ее как ориентир своих поступков. В нравственной позиции заключается внутренняя мотивировка поведения человека, самоконтроль, совестливость, чувство личного достоинства. Нравственные принципы – ценностная основа социальных связей и культуры межличностных отношений. Нравственные принципы имеют универсальное значение; фиксируют то изначальное и общее, что определяет специфические требования к человеку в каждой из сфер деятельности; поддерживают и санкционируют общественные устои, строй жизни и формы общения посредством духовного воздействия через общественное мнение, одобрение или осуждение; находят более конкретное выражение в моральных нормах. Нравственный идеал – представления о нравственном совершенстве; высший моральный образец. Нравственный ориентир – представление человека о том, что подлежит одобрению или осуждению. Обычно нравственные ориентиры облекаются в совершенно осязаемые свойства: патриотизм и гражданственность; трудолюбие и профессиональную честность; скромность и ответственное исполнение обязанностей; великодушие и др. Нравы – относительно устойчивые способы поведения, обычаи, манеры: - преобладающие в конкретном обществе или в социальной группе; и - воспринимаемые как правильные и обязательные. Нравственный прогресс – составная часть социально-исторического прогресса человечества; процесс смены существующих нравственных норм новыми, более совершенными, более гуманными. Обряды — церемонии или ритуалы, которые сопровождают какие-либо ключевые моменты в жизни людей. Обряд – совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства.<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|