Методические указания по выполнению реферата (эссе)
Реферат по учебной дисциплине «Теория и история культуры» учебным планом подготовки студентов по направлению «071800 – Социально-культурная деятельность» не предусмотрен. Студентам предлагается написание проектного эссе профессиональной направленности Написание эссе осуществляется за счет часов самостоятельной работы студентов. Требования к содержанию и оформлению эссе определяются настоящими методическими указаниями. Объём эссе составляет не более 5-ти и не менее 3-х страниц основного текста, а также приложений, объём которых не регламентируется. Допускается предоставление приложений в электронном виде. Структура эссе: 1. Титульный лист. 2. Содержание с указанием названий и номеров страниц каждого раздела. 3. Основной текст. 4. Библиографический список использованной литературы. 5. Приложения. Основной текст состоит из следующих элементов: 1. Введение (не более половины страницы), отражающее актуальность и познавательные задачи, решаемые студентом в ходе раскрытия темы. 2. Два раздела. Первый раздел должен содержать теоретический анализ рассматриваемой проблемы. Второй раздел – анализ практических аспектов рассматриваемой проблемы. Рекомендуемый объём второго раздела – около 30% объёма основного текста реферата. Материал каждого раздела должен быть изложен целиком. Каждый раздел, в соответствии с его названием, должен заканчиваться кратким выводом. 3. Заключение (не более половины страницы), в котором студент формулирует общие выводы, свое отношение к проблеме и перспективы ее реализации в будущей профессиональной деятельности. 4. Библиографический список использованной литературы должен содержать список литературных источников (интернет-ресурсов), которыми пользовался студент при написании эссе, - не более пяти. В основном тексте эссе должны присутствовать ссылки на все источники, указанные в библиографическом списке.
Сроки и форму представления эссе определяет преподаватель. Примерная тематика эссе 1. Условия и причины зарождения культурологического знания. 2. Роль культурологии как науки и учебной дисциплины. 3. Многообразие культурологических школ и теорий. 4. Концепция культуры Э.Б.Тайлора. 5. «Рациовитализм» Х.Ортеги-и-Гассета. 6. Концепция культуры З.Фрейда. 7. Игровая концепция культуры. 8. К.Г.Юнг об архетипах культуры. 9. Концепция «ноосферы» В.И.Вернадского. 10. Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилёва. 11. Теория социокультурной динамики П.Сорокина. 12. Культурологические воззрения Н.Я.Данилевского. 13. Сравнительный анализ культурологических воззрений Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера и А.Тойнби. 14. Россия в системе Восток-Запад: противостояние или диалог культур? 15. Культура как общественное явление, ее роль в жизни человека и общества. 16. Как и почему развивается культура? 17. Основные категории культурологии и их значение. 18. Проблема соотношения культуры и цивилизации в культурологии. 19. Типология культур. 20. Мировая и отечественная культура: характер их взаимодействия. 21. Элитарная и массовая культура, особенности их соотношения в современных условиях. 22. Культурные традиции: их сущность и значение. 23. Христианство и его влияние на европейскую культуру. 24. Проблемы и перспективы развития культуры в XXI веке. 25. Культурологическая характеристика личности. 26. Культурная социализация личности. 27. Нравственные основы культуры человека. 28. Экономическая культура общества и человека. 29. Политическая культура общества и гражданина. 30. Культура и наука. Роль науки в современном мире.
31. Культура и религия, их соотношение в обществе и духовном мире человека. 32. Будущее человека, общества и культуры в контексте глобальных проблем современной цивилизации. 33. Правовая культура общества и личности. 34. Профессиональная культура менеджера. 35. Педагогическая культура специалиста. 36. Культура познавательной деятельности студента. 37. Универсализация культуры: положительные и негативные моменты. 38. Влияние глобальных проблем человечества на развитие национальных культур. 39. Экологическая культура и ее значение в современных условиях. Вопросы к зачёту 1. Культура: основные подходы и определения. 2. Проблема единства культуры и многообразия культур. 3. Постмодернизм в культурологии. 4. «Культура» и «цивилизация»: соотношение понятий. 5. Предмет и особенности культурологии. 6.Структура современного культурологического знания. 7.Социальные функции культурологии. 8.Становление и развитие культурологического знания. 9.Многообразие современных культурологических концепций. 10.Концепция локальных культур Н.Я.Данилевского. 11.Культурологическая концепция О.Шпенглера. 12.Концепция локальных цивилизаций А.Тойнби. 13.Теория культурной социодинамики П.А.Сорокина. 14.Концепция культуры З.Фрейда. 15.Человек как биологическое, социальное и культурное существо. 16.Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилёва. 17.Концепция П.А.Флоренского: христианство и культура. 18.Понятие культуры: многообразие подходов к определению. 19.Цивилизация и культура: соотношение понятий. 20.Содержание и структура культуры. 21.Закономерности развития культуры. 22.Социальные функции культуры. 23.Основные исторические типы культуры. 24.Элитарная и массовая культура. 25.Народная культура и ее основные элементы. 26.Христианство и его влияние на европейскую культуру. 27.«Восток» как социокультурное и культурно-экономическое понятие: единство и многообразие. 28.Запад и Восток: исторический диалог культур. 29.Материальная культура общества. 30.Духовная культура общества. 31.Культура и право. Правовая культура общества и личности. 32.Культура и религия: характер взаимодействия. 33.Культура и политика. Политическая культура общества и личности.
34.Культура и экономика. Значение экономической культуры. 35.Культура предпринимательской деятельности. 36.Культура педагогической деятельности. 37.Культура управленческой деятельности. 38.Содержание профессиональной культуры личности. 39.Культура досуга и семейно-бытовых отношений. 40.Экологическая культура и пути ее развития. 41.Культура общения и межличностных отношений. 42.Культура и личность. 43.Идеал человека и идеал культуры. 44.Становление личности в условиях новых информационно-коммуникативных технологий. 45.Деструктивные тенденции в современном обществе. 46.Субкультуры современного общества. 47.Молодёжная субкультура. 48.Культура как текст. 49.Составляющие профессиональной культуры. 50.Перспективы сохранения культурного многообразия мира. 51.Интернет и формирование сетевой культуры. 52.Культура «информационного» общества как будущее человечества. 6.4. Контрольные вопросы и методические рекомендации по организации самоконтроля В соответствии с расписанием занятий необходимо заранее ознакомиться с требованиями, изложенными в учебно-методическом комплексе. На очередном занятии задать преподавателю вопросы по подготовке к семинарским, практическим и контрольным занятиям. Вопросы к зачету, внутрисеместровой аттестации необходимо уточнить в начале семестра. Заранее получить и изучить рекомендованные литературные источники. Тщательно проработать предлагаемые вопросы по каждой теме. Провести самоконтроль полученных знаний с помощью предлагаемых тестов. При подготовке к практическим занятиям уточнить у преподавателя, какие средства, способы и приемы будут использоваться в ходе занятий. Подготовить и иметь необходимые средства. Периодически уточнять задания у других студентов. 6.4.2. Контрольные вопросы Из нескольких вариантов необходимо выбрать правильный ответ:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|