Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания по выполнению реферата (эссе)




Реферат по учебной дисциплине «Теория и история культуры» учебным планом подготовки студентов по направлению «071800 – Социально-культурная деятельность» не предусмотрен. Студентам предлагается написание проектного эссе профессиональной направленности

Написание эссе осуществляется за счет часов самостоятельной работы студентов. Требования к содержанию и оформлению эссе определяются настоящими методическими указаниями.

Объём эссе составляет не более 5-ти и не менее 3-х страниц основного текста, а также приложений, объём которых не регламентируется. Допускается предоставление приложений в электронном виде.

Структура эссе:

1. Титульный лист.

2. Содержание с указанием названий и номеров страниц каждого раздела.

3. Основной текст.

4. Библиографический список использованной литературы.

5. Приложения.

Основной текст состоит из следующих элементов:

1. Введение (не более половины страницы), отражающее актуальность и познавательные задачи, решаемые студентом в ходе раскрытия темы.

2. Два раздела. Первый раздел должен содержать теоретический анализ рассматриваемой проблемы. Второй раздел – анализ практических аспектов рассматриваемой проблемы. Рекомендуемый объём второго раздела – около 30% объёма основного текста реферата.

Материал каждого раздела должен быть изложен целиком. Каждый раздел, в соответствии с его названием, должен заканчиваться кратким выводом.

3. Заключение (не более половины страницы), в котором студент формулирует общие выводы, свое отношение к проблеме и перспективы ее реализации в будущей профессиональной деятельности.

4. Библиографический список использованной литературы должен содержать список литературных источников (интернет-ресурсов), которыми пользовался студент при написании эссе, - не более пяти. В основном тексте эссе должны присутствовать ссылки на все источники, указанные в библиографическом списке.

Сроки и форму представления эссе определяет преподаватель.

Примерная тематика эссе

1. Условия и причины зарождения культурологического знания.

2. Роль культурологии как науки и учебной дисциплины.

3. Многообразие культурологических школ и теорий.

4. Концепция культуры Э.Б.Тайлора.

5. «Рациовитализм» Х.Ортеги-и-Гассета.

6. Концепция культуры З.Фрейда.

7. Игровая концепция культуры.

8. К.Г.Юнг об архетипах культуры.

9. Концепция «ноосферы» В.И.Вернадского.

10. Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилёва.

11. Теория социокультурной динамики П.Сорокина.

12. Культурологические воззрения Н.Я.Данилевского.

13. Сравнительный анализ культурологических воззрений Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера и А.Тойнби.

14. Россия в системе Восток-Запад: противостояние или диалог культур?

15. Культура как общественное явление, ее роль в жизни человека и общества.

16. Как и почему развивается культура?

17. Основные категории культурологии и их значение.

18. Проблема соотношения культуры и цивилизации в культурологии.

19. Типология культур.

20. Мировая и отечественная культура: характер их взаимодействия.

21. Элитарная и массовая культура, особенности их соотношения в современных условиях.

22. Культурные традиции: их сущность и значение.

23. Христианство и его влияние на европейскую культуру.

24. Проблемы и перспективы развития культуры в XXI веке.

25. Культурологическая характеристика личности.

26. Культурная социализация личности.

27. Нравственные основы культуры человека.

28. Экономическая культура общества и человека.

29. Политическая культура общества и гражданина.

30. Культура и наука. Роль науки в современном мире.

31. Культура и религия, их соотношение в обществе и духовном мире человека.

32. Будущее человека, общества и культуры в контексте глобальных проблем современной цивилизации.

33. Правовая культура общества и личности.

34. Профессиональная культура менеджера.

35. Педагогическая культура специалиста.

36. Культура познавательной деятельности студента.

37. Универсализация культуры: положительные и негативные моменты.

38. Влияние глобальных проблем человечества на развитие национальных культур.

39. Экологическая культура и ее значение в современных условиях.

Вопросы к зачёту

1. Культура: основные подходы и определения.

2. Проблема единства культуры и многообразия культур.

3. Постмодернизм в культурологии.

4. «Культура» и «цивилизация»: соотношение понятий.

5. Предмет и особенности культурологии.

6.Структура современного культурологического знания.

7.Социальные функции культурологии.

8.Становление и развитие культурологического знания.

9.Многообразие современных культурологических концепций.

10.Концепция локальных культур Н.Я.Данилевского.

11.Культурологическая концепция О.Шпенглера.

12.Концепция локальных цивилизаций А.Тойнби.

13.Теория культурной социодинамики П.А.Сорокина.

14.Концепция культуры З.Фрейда.

15.Человек как биологическое, социальное и культурное существо.

16.Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилёва.

17.Концепция П.А.Флоренского: христианство и культура.

18.Понятие культуры: многообразие подходов к определению.

19.Цивилизация и культура: соотношение понятий.

20.Содержание и структура культуры.

21.Закономерности развития культуры.

22.Социальные функции культуры.

23.Основные исторические типы культуры.

24.Элитарная и массовая культура.

25.Народная культура и ее основные элементы.

26.Христианство и его влияние на европейскую культуру.

27.«Восток» как социокультурное и культурно-экономическое понятие: единство и многообразие.

28.Запад и Восток: исторический диалог культур.

29.Материальная культура общества.

30.Духовная культура общества.

31.Культура и право. Правовая культура общества и личности.

32.Культура и религия: характер взаимодействия.

33.Культура и политика. Политическая культура общества и личности.

34.Культура и экономика. Значение экономической культуры.

35.Культура предпринимательской деятельности.

36.Культура педагогической деятельности.

37.Культура управленческой деятельности.

38.Содержание профессиональной культуры личности.

39.Культура досуга и семейно-бытовых отношений.

40.Экологическая культура и пути ее развития.

41.Культура общения и межличностных отношений.

42.Культура и личность.

43.Идеал человека и идеал культуры.

44.Становление личности в условиях новых информационно-коммуникативных технологий.

45.Деструктивные тенденции в современном обществе.

46.Субкультуры современного общества.

47.Молодёжная субкультура.

48.Культура как текст.

49.Составляющие профессиональной культуры.

50.Перспективы сохранения культурного многообразия мира.

51.Интернет и формирование сетевой культуры.

52.Культура «информационного» общества как будущее человечества.

6.4. Контрольные вопросы и методические рекомендации по организации самоконтроля

В соответствии с расписанием занятий необходимо заранее ознакомиться с требованиями, изложенными в учебно-методическом комплексе. На очередном занятии задать преподавателю вопросы по подготовке к семинарским, практическим и контрольным занятиям. Вопросы к зачету, внутрисеместровой аттестации необходимо уточнить в начале семестра. Заранее получить и изучить рекомендованные литературные источники.

Тщательно проработать предлагаемые вопросы по каждой теме. Провести самоконтроль полученных знаний с помощью предлагаемых тестов.

При подготовке к практическим занятиям уточнить у преподавателя, какие средства, способы и приемы будут использоваться в ходе занятий. Подготовить и иметь необходимые средства.

Периодически уточнять задания у других студентов.

6.4.2. Контрольные вопросы

Из нескольких вариантов необходимо выбрать правильный ответ:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...