28. Экономический анализ в разработке показателей бизнес-плана
Разработка бизнес — плана включает в себя три этапа: I этап - подготовительный, II этап - планирование. III этап - контроль за исполнением запланированного проекта. На первом этапе руководством организации разрабатываются цель и задачи бизнес - плана, проводится мониторинг конъюнктуры рынка и потенциальных инвесторов, осуществляется анализ собранных данных. В процессе мониторинга собирается информация по двум направлениям: 1 - ое направление - фиксируются данные о рынке сбыта аналогичного товара: цена разных продавцов в разных районах сбыта; дизайн и потребительские свойства товара: виды продаж (через оптовые организации, посредников, магазины, ярмарки и т. д. ): категории покупателей (организации, население, отечественные, зарубежные). 2-ое направление - данные о потенциальных инвесторах: вид инвестора (отечественные, иностранные, банки, инвестиционные компании, государство, частное лицо и т. д. ): возможный объем инвестируемых ресурсов: сроки выдачи кредитов: финансовые издержки (процентные ставки за пользование кредитными ресурсами). На основе мониторинга проводится анализ собранных данных. Цель анализа - предоставление объективной информации для составления разделов бизнес - плана. Основные задачи анализа: Оценка положения дел в отрасли: Анализ потенциальных потребителей (уровень доходов и структура их расходов): Сравнительный анализ отдельных групп показателей деятельности конкурентов (цена, качество, дизайн, перспективы развития); Анализ конъюнктуры рынка, изменения цен. Анализ внешних факторов (экономических, природно-климатических. социальных. национально - культурных). Источниками информации являются: данные периодической печати (специализированные газеты, журналы);
данные товарных бирж. органов статистики и других специализированных органов; данные интервьюеров (анкеты, наблюдения); реклама. На этапе планирования цель анализа - разработка показателей бизнес - плана и обеспечение взаимоувязки между показателями. Задачи анализа специфичны разделам бизнес -плана. Для первого раздела " Товар" основными задачами анализа являются: Анализ потребительских свойств товара; Оценка товаров конкурентов: Анализ цен и затрат на производство товаров. Для составления второго раздела " Рынок сбыта" основной задачей анализа является оценка рыночной конъюнктуры в исследуемый период и анализ факторов, которые будут оказывать воздействие на конъюнктуру в будущем. При разработке третьего раздела " Конкуренция" проводится анализ объемов продаж, доходов. стратегии конкурентов, оцениваются их сильные и слабые стороны. Задачи анализа при разработке четвертого раздела " План маркетинга": Анализ тенденции изменения цен; Анализ каналов сбыта: Анализ эффективности рекламы: Анализ " ССВУ" - " силы. слабости, возможности, угрозы" организации. В процессе составления пятого раз/1, ела бизнес - плана - " План производства" осуществляется анализ: материальных ресурсов. трудовых ресурсов. технике - организационного уровня, затрат на производство продукции. Для описания раздела " Риски" бизнес - плана необходимо решить следующие задачи: анализ причин и источников риска; разработка мероприятий по сохранению и предотвращению риска; выбор программы страхования от рисков. Наиболее важную роль играет анализ в разработке финансовых показателей бизнес -- плана. Основные задачи анализа: анализ финансового состояния организации; анализ доходов и затрат; анализ денежных расходов и поступлений; анализ безубыточности (порога рентабельности) - взаимосвязи: затраты - объем продаж - прибыль.
Для взаимоувязки финансовых показателей составляют баланс денежных расходов и поступлений, прогноз доходов и затрат и сводный баланс активов и пассивов. На третьем этапе - контроль за исполнением бизнес - плана определяются отклонения фактических действий от запланированных и в процессе анализа выявляются причины этих отклонений. В результате делаются выводы о качестве бизнес - плана. Таким образом, анализ необходим на всех стадиях разработки и выполнения бизнес - плана. Безусловно, качество бизнес - плана зависит от полноты научно-обоснованного анализа, квалификации и опыта разработчиков. Для разработки и обоснования показателей бизнес - плана используются следующие аналитические методы: нормативный: расчетно-аналитический: балансовый: метод оптимизации плановых решений; экономико-математическое моделирование. Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает: федеральные нормативы: нормативы субъектов РФ: местные нормативы: отраслевые нормативы: нормативы хозяйствующего субъекта. Федеральные нормативы являются единым для всей территории Российской Федерации. для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др. Нормативы субъектов РФ. а также местные нормативы действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Речь идет о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др. Отраслевые нормативы действуют в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые предприятия, акционерные общества и т. п. ). Сюда входят нормы предельных уровней рентабельности предприятий -монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот но налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов и др.
Нормативы хозяйствующего субъекта - это нормативы, разрабатываемые непосредственно хозяйствующим субъектом и используемые им для регулирования производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности. постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары. нормативы распределения финансовых ресурсов и прибыли. норматив отчислений в ремонтный 4'оиД и др. Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель. Сущность расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается в том. что на основе анализа достигнутой величины финансовою показателя. принимаемого за базу. и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка. Расчетно-аиалитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определении величины налогов и отчислений от прибыли, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т. н. Сущность балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том. что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии ресурсов и потребности в них. Балансовый метод применяется прежде всего при планировании потребностей в трудовых, материальных, финансовых ресурсах. В анализе, например, используется товарный баланс: в левой части отражаются ресурсы, а в правой - их использование.
Он + П = Р+ В + Ок, где: Он – остатки ресурсов на начало планируемого периода: П – плановое поступление ресурсов; Р – плановое расходование (использование, реализация) ресурсов; В – прочее выбытие ресурсов (потери ресурсов в производстве, возврат поставщикам); Ок – остатки на конец планируемого периода. Сущность метода оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчетов, с тем. чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора: минимум приведенных затрат; максимум приведенной прибыли; минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата: минимум текущих затрат; минимум времени на оборот капитала, т. е. ускорение оборачиваемости средств: максимум дохода па рубль вложенного капитала; максимум прибыли на рубль вложенного капитала: максимум сохранности финансовых ресурсов, т. е. минимум финансовых потерь (финансового или валютного риска). Сущность экономико-математического моделирования в прогнозировании финансовых показателей заключается в том. что оно позволяет максимально приблизиться к точному описанию функциональной зависимости между количественным выражением финансовых показателей и факторов, их определяющих. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой математическое описание экономического процесса посредством выбора факторов, влияющих на структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т. д. ). В модель включаются только основные (определяющие) факторы. Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида: У = Г(х), где: У – показатель: х – факторы. Корреляционная связь - это вероятностная зависимость, не имеющая строго функционального характера. Корреляционная связь показывается уравнениями регрессии различного вида. При расчете моделей планирования первостепенное значение имеет определение периода исследования. Период исследования должен браться таким, чтобы исходные данные были бы однородны. При этом следует иметь в виду, что слишком малый период обследования не дает возможности выявить общие закономерности. А с другой стороны, нельзя брать слишком большой период, так как любые экономические закономерности непостоянны и могут существенно изменяться в течение длительного времени. В связи с этим наиболее целесообразно использовать годовые данные финансовой деятельности за 5 лет, а для текущего (годового) планирования - квартальные данные за 1 – 2 года. При существенных изменениях условий работы хозяйствующего субъекта в плановом периоде в рассчитанные на основе экономико-математических моделей показатели вносятся необходимые коррективы. Экономико-математическое моделирование позволяет также перейти в планировании от средних величин к оптимальным вариантам. Повышение уровня научно-обоснованного планового показателя требует разработки нескольких вариантов планового показателя исходя из различных условий и путей развития хозяйствующего субъекта с последующим отбором оптимального варианта. Для нахождения такого оптимального варианта используются экономико-математические модели.
Построение экономико-математической модели показателя складывается из следующих основных этапов. 1. Изучение динамики показателя за определенный отрезок времени и выявление факторов, влияющих на направление этой динамики и степени зависимости. 2. Расчет модели функциональной зависимости показателя от определяющих факторов. 3. Разработка различных вариантов плана показателей. 4. Анализ и экспертная оценка перспектив развития плановых показателей. 5. Принятие планового решения. Выбор оптимального варианта. В экономико-математическую модель должны включаться только основные факторы. Проверка качества моделей производится практикой. Практика применения моделей показывает, что сложные модели со множеством параметров оказываются зачастую не пригодными для практического использования. Планирование основных финансовых показателей на основе экономико-математического моделирования является основой для функционирования автоматизированной системы управления (АСУ). Применение названных и других статистических и экономико-математических методов расчета показателей бизнес-плана зависит от квалификации и опыта аналитиков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|