Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

15. Анализ показателей производства и реализации продукции




Анализ реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.

На изменение объема реализации влияют многочисленные факторы (рис. 1).

Для анализа выполнения плана по объему реализации продукции составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам. Балансовое управление имеет вид

РП = ГПзап. I + ВП - ГПзап. II,

где РП - объем реализованной продукции;
ГПзап. I, ГПзап. II - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно;
ВП - объем выпуска продукции за период.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд):

Кд = (ВП0 - ВПн) / ВП0,

где ВП0 - плановый объем продукции для заключения договоров;
ВПн - недопоставка продукции по договорам.

Рис. 1. Модель факторной системы объема реализации продукции

Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.

-----------------------

Анализ произ-ва и реализации продукции начинает­ся с изучения динамики произ-ва и реализации товаров. При этом осуществляется расчет темпов роста произ-ва и реализации (как цепных, так и базисных), а также темпов прироста.

С использованием значений показателей объемов произ-ва и реализации по каждому товару и по предприятию в целом рассчитываются следующие показатели:

- абсолютные отклонения значений последующего пе­риода от значений предшествующего периода;

- относит-е отклонения- как отн-е абсолютного отклонения к значению предыдущего периода, в процентах.

Темп роста- отн-ие (в виде коэфф-та или в процентах) значения показателя последующего периода к значению показателя предыдущего периода.

Темпы роста базисные Тб = (Пi/По) 100

Темпы роста цепные Тц = (Пi/По-1) 100

Темп прироста — отношение (в виде коэфф-та или в процентах) абсолютного прироста к предыдущему значе­нию. Темп прироста можно рассчитать и следующим обра­зом: из темпа роста (в коэфф-тах) вычитается единица или из темпа роста (в процентах) вычитается 100.

Важным этапом анализа произ-ва и реализации про­дукции является анализ выполнения плана. Анализ степени выполнения плана проводится как для каждого товара, так и по предприятию в целом. С использованием значений пока­зателей объемов произ-ва и реализации определяются:

- абсолютные отклонения значений последующего пе­риода от значений предшествующего периода;

- относительные отклонения — как отношение абсолют­ного отклонения к значению предыдущего периода, в процентах.

Оперативный анализ произ-ва и реализации продук­ции осуществляется на основе данных за день, декаду, ме­сяц, квартал нарастающим итогом с начала года.

Кроме того, анализ произ-ва и реализации продук­ции включает в себя и составление товарного баланса.

В случае если предприятие учитывает объем реализации по отгрузке, составляется следующий товарный баланс:

ГПнач + ОП = ОР + ГПкон,

где ГП — запасы готовой продукции на начало и конец периода, тыс. руб.;

ОП — объем произ-ва, тыс. руб.;

ОР — объем реализации, тыс. руб.

Если предприятие учитывает реализацию по оплате, то баланс будет выглядеть следующим образом:

ГПнач + ОП + ОН = ОР + ГПкон + ОН,

где ОН — отгруженная, но не оплаченная продукция.

Невыполнение плана реализации продукции может при­вести к чрезмерному росту запасов готовой продукции, по­вышению затрат на складирование, охрану и т. д. Так же от­рицательно на деят-ти предприятия может сказаться как невыполнение плана произ-ва, так и, в некоторых случаях, чрезмерное перевыполнение планируемого объема произ-ва.

Коэфф-т выполнения договорных обязательств на­ходится путем деления разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам и его невыполне­нием на плановый объем поставок.

К = (Пплан – Пн)/Пплан,

где К - коэфф-т выполнения договорных обяза­тельств; Пплан плановый объем поставок, тыс. руб.; Пн - недопоставка продукции, тыс. руб.

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.

Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.

Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.

Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства.

Реализованная продукция - стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...