Исторические архитектурные стили
Стилевые характеристики архитектурного облика исторических зданий и сооружений являются одним из важнейших комплексных параметров исторической среды. В системе архитектуры исторических стилей многих стран Европы можно выделить в качестве основных следующую последовательность стилевого развития зодчества: египетские стили - стили античности (греческие и римские стили) - романские стили - готика (стили западно-европейского средневековья) - ренессанс (итальянский, французский, немецкий) - барокко (итальянское, немецкое, французское, русское) - рококо (французское, немецкое, итальянское, русское) - классицизмы (итальянские, французские, английские, немецкие, русские) - ампиры (французский наполеоновский, русский, итальянский) - стили историзма (с различными многочисленными, почти бесконечными вариациями а разных странах), в том числе - "русский стиль", "византийский стиль" (в России) - модерн (в его европейском многообразии) - неоклассика - стили авангарда (немецкий, советский) - модернизм - и т.д. Каждая стилевая система имела особые образные и объемно-пространственные особенности, закономерности архитектурно-строительного искусства. Египетские стили. Египетская архитектура поражает особой внечеловеческой масштабностью и монументальностью, выверенным геометризмом построек, нетрадиционностью использования строительных материалов и конструкций. Египетские храмы представляют из себя первые архитектурные сооружения, формирующие особый тип объёмно-планировочной структуры. Стили античности (Греческие, Римские - времен республики, империи). Представляют собой совокупность греческой и римской архитектуры. Греческие архитекторы разработали и применили стройную теорию архитектуры, а именно: использовали на практике закон симметрии и золотого сечения, ввели в теорию и практику ордерную систему, основанную на следующих ордерах (имеющих особые образные и пропорциональные характеристики): дорический ордер, ионический, коринфский, с тонкой прорисовкой деталей на основе законов (?) визуального восприятия. Последовательные ученики греков - древние римляне (в эпохи республики и империи) развили ордерную систему и дополнили ее тосканским и композитным ордерами, строя уже все пять ордеров на основе строгих математико-геометрических закономерностей. В архитектурно-строительном искусстве римляне объединили систему греческих ордеров, италийскую циркульную арку и свод цилиндрической формы, создав новые типы конструкций - арочно-ордерную ячейку, купол. Позднее в Европе новые формы, и новые законы построения архитектуры, разработанные римлянами стали основой стилей Ренессанса и Классицизма.
Романские стили(XI — XII века) (от лат. romanus — римский). Художественный стиль, господствовавший в Западной Европе, а также в ряде стран Восточной Европы в X—XII вв., в некоторых местах - даже в XIII в.. Один из главных этапных периодов развития европейской средневековой культуры, в первую очередь - архитектуры. Сам термин "романский стиль" сформировался в начале XIX века, когда в процессе внимательного изучения археологов, историков и искусствоведов архитектуры этого времени была установлена генетическая связь этого этапа зодчества с архитектурной древнеримской архитектурой. Среди основных морфологических особенностей этого стиля - применение полуциркульных арок, цилиндрических сводов, куполов, массивных стен из кирпича с возможными слоями каменной кладки, узкие проемы окно, ступенчатые порталы входов и т.д. Среди наиболее характерных построек этого времени, исполненных в данном стиле - феодальные замки-крепости с донжонами, храмы, храмовые и монастырские комплексы, а также дорожная инфраструктура (мосты, инженерные сооружения).
Готические стили (вторая половина XII—XV веков). Включает широкое разнообразие средневековых стилей- северной готики, ранней готики, высокой готики, пламенеющей готики, английской, немецкой, французской, итальянской готики и т.д. на обширных пространствах Западной Европы, Центральной Европы, Северной Европы, частично - Восточной Европы. В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика). Готический стиль был широко представлен в официальной, храмовой, общественной, жилой, утилитарной, промышленной и т.д. архитектуре. Но сохранился до нашего времени преимущественно в архитектуре соборов, церквей, монастырей, ратуш, отчасти - в архитектуре жилой городской застройки. Для готики характерны кружевное математически точное построение максимально облегченных несущих конструкций, использование темы стрельчатых арок, высоких и узких башен, богато украшенных фасадов со скульптурными и резными деталями и фрагментами (скульптуры и скульптурные группы, вимперги, тимпаны, архивольты, щиты, рельефы и т.д.) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Церковь монастыря Сен-Дени (Франция), возведенная по инициативе и, возможно, по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением в Европе. Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу — в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и быстро уступил место Ренессансу; а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» — немецкий стиль. С приходом в начале XVI в. Ренессанса готический стиль стал утрачивать своё значение. Но в XVIII в. в странах Европы возродился интерес к готической архитектуре, проявившись в стилистике новомодного тогда Романтизма. Из этого интереса выросло многообразие английских стилей - викторианских и т.д. В XIX в., в первую очередь на основе деятельности Виолле-ле-Дюка в Европе снова сформировался интерес к средневековой готической архитектуре. В зодчестве многих стран в эпоху историзма (эклектики) стали проявляться различные вариации современных тогда архитектурно-стилевых решений зданий и сооружений с использованием готической архитектурной тематики.
Ренессанс (стиль Возрождения) (XV—XVI веков). Период развития архитектуры в европейских странах, в первую очередь - в Италии, затем, во Франции с начала XV до начала XVII века. Период, основанный на преимущественном освоении исторических традиций античной культуры и, в том числе, античной архитектуры - культуры Древней Греции и Рима. Этот период является переломным моментом в истории архитектуры, в особенности по отношению к предшествующему архитектурному стилю - к Готике. ПВ это время подавляющее внимание придавали освоению и применению закономерностям и формам античной архитектуры: геометрии и порядку составных частей, симметрии, пропорции, использованию ордерных систем и особенностей безордерной архитектуры, внедрению традиций архитектурно-строительного искусства, с полуциркульной аркой (и становившейся уже традиционной аркадой), с эдикулами, нишами, цилиндрическими сводами, парусами, полусферами куполов, четкой геометричностью размещения колоннад. Яркая ренессансная стилистика охватила системы фасадного построения и искусство интерьеров. Она сформировала совершенно исключительный синтез искусств, объединивший все виды монументальных искусств вокруг зодчества. Ренессансные черты проявились в создании крупнейших градостроительных ансамблей, отказавшихся от лабиринтности средневекового градостроительства в пользу четкого геометризма и ансамблевости новых ренессансных улиц и площадей. Ренессанс постепенно, с конца XVI - начала XVII вв. переродился во многих странах в еще более скульптурный и художественный стиль - барокко. Но его идеи и формы снова проявились во многих европейских странах в формах историзма с первой трети XIX в., в первую очередь - в наиболее крупных, наиболее значимых постройках - в общественных зданиях, в соборах и т.д. Например - в структуре, планировочной и конструктивной системе, облике Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Барокко (XVII — начало XVIII века). Стиль барокко достаточно быстро распространился в Италии, Германии, Испании, Фландрии (совр. Бельгии), Нидерландах, России, Речи Посполитой, Франции. Итальянское слово «барокко» означает - "причудливый, странный". Архитектуре барокко свойственны торжественность образов, динамичность их построений и силуэтов,, смелость контрастов объемов, линий, пространственных построений, масштабов, контрастность и (или) разнообразие цветовых решений, света и тени, стремление к слиянию различных искусств в едином ансамбле. Создававшиеся в эту эпоху городские ансамбли, площади, улицы, усадьбы, парки и сады, облагороженные природные ландшафты стали создаваться как единое целое, часто формируемое на принципах и теории театрализированных пространств, с устройством реальных и иллюзорных перспектив, кулис, осей видимости и т.д. Архитектура барокко отличается мощным пространственным размахом, сложностью форм и планов, криволинейностью объемов, силуэтов и очертаний, особой живописностью связей с окружающим пространством. Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые, сдвоенные, строенные и многообразные по композиции масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, используются волюты, раскреповки разных типов и очертаний, сложно рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — рокайли (раковины) - для разных типов элементов и деталей, теламоны (атланты), кариатиды, сложно прорисованные маскароны, сочетание камня (штукатурки) и литья с позолотой. Живописность архитектурных форм и объемов сопровождалась особой регулярностью пейзажных решений окружавших здания садов. В Европе в те времена господствовал "регулярный сад (парк)" (французского или итальянского типа). В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556—1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.). Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. Значительный вклад оставили Д. Фонтана, Р. Райнальди, Г. Гварини, Б. Лонгена, Л. Ванвителли, П. да Кортона. В России барокко широко представлено в архитектуре Санкт-Петербурга и его окрестностей 1730-х - 1750-х гг. в творчестве Ф.-Б. Растрелли, С.И. Чевакинского. А в Москве - в творчестве И.П. Зарудного.
Рококо (середина XVIII века). (Фр. rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как дальнейшее усложнение и развитие стиля барокко. Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Характерными чертами рококо являются особая изысканность и утонченность, даже интимность форм, декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозная орнаментальность оформления интерьеров, в скульптурных и живописных композициях - особое внимание к мифологии и эротическим ситуациям. Стиль рококо был продолжением стиля барокко. Он не внёс в архитектуру никаких новых планировочных тем и конструктивных решений, он оставался в рамках уже традиционных планировочных решений, решая задачи создания максимальной декоративности объемов и пространств. В произведениях архитектуры этого стиля практически исчезают (физически и (или) иллюзорно) прямые линии и плоские поверхности, все ордера подвергаются изменениям - удлинениям или укорочениям фустов, скручиванию их, искажению капителей и баз, усложнениям и умножениям композиций с карнизами, устройством многослойных по композиции фронтонов, созданию усложненной формы кровель с балюстрадами, скульптурой, вазами, навершиями, коронами и т.д. В отделке интерьеров использовали профилировки растительного орнамента, скульптурные группы, усложненные по геометрии плафоны и зеркала, декорированные лепной орнаментацией, гирляндами цветов, пальмовых листьев, ветвей дуба и других деревьев, с использованием военной арматуры, изображений животных и людей и т.д. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, в рисунке паркетов, используется усложненная орнаментация, не имеющая прямолинейных очертаний и состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней и т. п. Таким образом, рококо - это архитектурное явление, проявившее идеальное по преднамеренной максимальности искажений и специально отвергнувшее все "правила" и "нормы" предшествующих стилей - зодчества барокко и ренессанса. Классицизмы (XVII — начало XIX века). Особая линия архитектуры, проявившаяся со второй половины XVII в. на протяжении всего XVIII в. в архитектуре Италии, Франции, Англии, России, Польши, Голландии. В Россию они пришли с середины XVIII в. Классицизм принципиально возвращал зодчество к идеям античной архитектуры как эталону всей пространственной и философской гармонии, к идеям строгости форм, объемов, силуэта, к четкости пропорций, к регулярности и логической ясности всего построения объекта. В градостроительстве проявилась в четкости и регулярности построения площадей, улиц, прокладки каналов, в пространственной ясности визуальных перспектив и силуэтной ритмике городской среды. Одновременно, под влиянием французской философии, во времена классицизма явно проявилось стремление к организации идеальной жизни на природа, к поклонению природы с ее неурегулированной красоте. Это проявилось в возникновении особого типа садово-парковых ансамблей, получивших наименование "пейзажный (английский) парк". Основой архитектурного языка классицизма снова, как и во времена ренессанса (Возрождения) стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности (в первую очередь - в канонах римского зодчества). Поэтому столь всеобщее распространение получили идеи Витрувия и Виньолы. Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс эти идеи в Англию, где палладианство сохранялось вплоть до середины XVIII века. Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. Крупнейшими мастерами классицизма в России были А. Ринальди, Дж. Кваренги, Тома де Томон, А. Захаров и многие другие. В истории развития классицизма можно увидеть несколько этапов - ранний классицизм, высокий классицизм, поздний классицизм. В российской истории и теории существовали также классификации: "екатерининский классицизм", "павловский классицизм", "александровский классицизм". Ампир (начало XIX века). (От франц. empire — империя), стиль в архитектуре и искусстве трёх первых десятилетий XIX в., последний этапный стиль в линии эволюции классицизма. Ампир получил самобытные национальные черты во Франции, Великобритании, Дании, Италии. В России и Германии он стал проявлением идей государственной независимости, которую народы этих стран отстаивали в антинаполеоновских войнах. В России стиль "ампир" стал государственным стилем победителей - победителей в войнах против Наполеона и сопутствующих ему сил всей Европы. Ампир сложился в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменились стремлением к их предельной упрощенности и монументальной выразительности. Ориентируясь, как и классицизм, на образцы античного искусства, ампир включил в их круг художественное наследие архаической Греции и имперского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи и воинской силы: монументальные формы триумфальных арок и портиков (преимущественно дорического и тосканского ордеров), военную эмблематику в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки римских легионов, парадные воинские доспехи для триумфальных победительных парадов, лавровые венки победителей, императорские орлы и т. п.). В ампире проявились также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. и.). Первые проявления мотивов будущего ампира можно увидеть в творчестве французского архитектора К.Н. Леду и его сограждан эпохи Великой французской революции. В период империи Наполеона I по его императорскому заказу сформировался стиль, который успел проявиться в решении парадных интерьеров для императора Наполеона (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др.), а также в мемориальной архитектуре (триумфальные арки, памятные колонны), часто повторявшая древнеримские образцы. В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов, перестроенных Персье и Фонтеном для императорского двора и новой знати, неразрывно соединились мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпейских росписей, греческого и римского декора, ренессансных фресок и орнаментов созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба и бронзовым изделиям П. Ф. Томира, стилизованным в духе предметов обстановки богатого древнеримского жилого дома. В России такая торжественная архитектура сформировалась в шедеврах творчества К. Росси, В.П. Стасова. Историзм (эклектика) (система стилей середины XIX - начала XX в.). Направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в1830-е-1890-егг., в отдельных случаях, например, в архитектуре Санкт-Петербурга и других городов, здания и сооружения в стиле эклектики возводили вплоть до 1920-х гг. Архитектура этой эпохи для формирования архитектурных образов фасадов и интерьеров современных зданий и сооружений использовала стилевые решения, отдельные формы и мотивы, группы элементов предшествующих исторических стилей. Иногда современные тогда постройки сооружались как точные копии исторических объектов. В историко-архитектурной и искусствоведческой науке устоялись названия отдельных ветвей историзма (эклектики): неоренессанс, неоготика, необарокко, неорококо, стиль Людовика XIV, псевдорусский (русский) стиль, неовизантийский (византийский) стиль, стиль Людовика XV, индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль, стиль Людовика XVI, викторианский стиль и т.д. Степень архитектурно-художественной точности воспроизводимых элементов зависела от грамотности автора и от уровня поставленных задач и различалась от явных скрупулезных повторений до легких, мало ощутимых и слабо выраженных намеков. При этом, объемно-пространственные, планировочные, конструктивные характеристики зданий и сооружений были современными для XIX в. Среди крупнейших мастеров историзма в России: А.И. Штакеншнейдер, К.А. Тон, А.Ф. Парланд, Н.В. Султанов. Модерн (стиль конца XIX — начала XX века). (От фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендштиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siècle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Голландии, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. Архитектуру модерна отличает стремление к созданию одновременно и эстетически красивых и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались. Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта. В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро. Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антонио Гауди. В Санкт-Петербурге среди наиболее заметных и типичных памятников модерна являются Дом компании «Зингер» (сейчас "Дом Книги") на Невском проспекте, построенный по проекту П.Ю. Сюзора, гостиница «Астория» - арх. Ф.И. Лидваль, комплекс Витебского вокзала - арх. С.А. Бржозовский. И так далее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|