Типология исторической застройки
Зоны (территории) исторической застройки: Включают всю застройку, появившуюся до развития крупнопанельного домостроения и перехода к застройке жилыми районами и микрорайонами, т.е. до середины 50-х гг. XX века. В любом историческом города веками формировалась особая типология исторической застройки. В последние десятилетия повсеместно сформировались типы застройки, основанные на функциональных принципах: жилая застройка, промышленная, общественная, спортивно-рекреационная и т.д. В Санкт-Петербурге с 1712 г. пошли другим путем. Здесь формировалась целенаправленно, на основании императорских указов следующая взаимоувязанная и иерархически созданная типология городской и пригородной среды, основанная на принципах центральности и градостроительно-композиционных качествах: - Центр столичного города. - Периферия города. - Ближние предместья. - Пригородная застройка. - Окрестные сельские поселения. В рамках каждого типа среды объекты разных функций (жилые, общественные, промышленные, спортивные и т.д.) должны были "вписываться" в сформулированные в указах и неукоснительно соблюдавшиеся "средовые" требования. Каждый из типов среды отличался особыми качествами планировочной структуры (особенности трассировки улиц и формирования площадей), размещения и характеристиками системы доминант, характеристиками застройки (этажность, плотность застройки, способы и процент озеленения, особенности размещения зданий и сооружений относительно красных линий и т.д.). Для центра города характерны регулярные параметры планировочной системы (геометрически четкие улицы, геометрия площадей - на основе круга, квадрата, прямоугольника), пространственная, практически математически выверенная точность постановки высотных доминант, размещение жилой и общественной, обязательно брандмауэрного типа застройки (с сохранением границ межевания участков внутри каждого квартала) строго по красным линиям, неукоснительно соблюдая принцип периметральной застройки, "под единый карниз". Высотность зданий и характеристики застройки: для застройки XVIII - начала XIX вв. - 2-3 этажная, ячеистого типа, для середины XIX - конца XX вв. - 4-6 этажная, сетчато-ячеистого типа. В зонах нового советского строительства вплоть до 1950-х гг. при формировании магистралей и кварталов уровня городского центра применяли застройку ("под застройку исторического центра Санкт-Петербурга") - ячеисто-мембранного типа.
Для периферийного типа городской среды характерны геометрическая четкость (чаще всего - прямолинейность) улиц и магистралей, геометричность площадей, строчная застройка, без соблюдения правил красной линии, со свободным размещение на территории единого квартала. Для Санкт-Петербурга характерно, что строчная застройка является застройкой периферийной, никогда не претендующей на центральность (и не имеющей возможности стать элементом центра города). Для застройки XVIII - начала XIX вв. - 1-2 этажная, для середины XIX - середины XX вв. - 4-6 этажная, для середины - конца XX в. - 6-12 этажей, для начала XXI в. - до 22-28 этажей. Застройка предместная. В зонах и на территориях вне границ города, непосредственно примыкая к городской границе. Планировочная система включала магистрали и улицы как геометрически четких очертаний и трассировок, так и мягкой, живописной прорисовки в плане. Застройка могла быть свободная по размещению, как на красной линии, таки и в глубине участков. Для застройки XVIII - середины XX вв. - 2-4 этажная, для середины XX в. - в 6-9 этажей. К началу XXI в., в связи с забвением исторических средовых принципов застройка приграничная (вдоль границы города) стала выравниваться с городской застройкой, доходя до 22-28 этажей, поддерживая принципы свободного размещения на строительных участках.
Для пригородной застройки характерными являются следующие особенности. На территориях пригородных (для Санкт-Петербурга) городов Дворцового ведомства: Гатчины, Павловска, Петергофа, Царского Села неукоснительно соблюдались правила регулярного построения городов, их планировочной системы, с размещением зданий и сооружений как вдоль красных линий, так и в глубине участков. Для застройки XVIII - середины XIX в. - используя застройку особнякового типа в 2-3 этажа, середины XIX - начала XXI в. - с застройкой многоквартирными зданиями до 3-5 этажей. Застройка сельского типа. Внешний пояс составляли поселения сельского типа, с застройкой в 1-2 этажа, с живописными дорогами и улицами (в соответствии с топографическими и географическими особенностями местности), с кварталами и владельческими участками нерегулярного типа. Типология индустриальной застройки, застройки появившейся с 1920-х гг., и получившей особый размах с 1950-х гг., при массовом развитии панельного домостроения, коренным образом отличается от типологии исторической застройки. В современных условиях, при проведении работ по реконструкции исторической застройки и "подтягивания" ее под современные функциональные требования, вкусовые и имиджевые ориентиры, приходится решать проблемы преобразовывать историческую застройку под требования современной среды (тогда полностью теряется все своеобразие исторической среды обитания), либо сохранить историческую застройку типологически и морфологически (но тогда она после преобразований не будет похожа на современные районы). Многие примеры во многих странах мира преобразования исторической застройки под современные требования, с частичным и (или) полным уничтожением историчности, приводили к уничтожению и самобытности десятков городов, их исторических центров. Здесь можно вспомнить идеологию, которая была сформулирована Ле Корбюзье, проповедовавшего абсолютный функционализм и модернизм и сформулировавшего (в конкурсных материалах) идеи полного уничтожения центров Москвы и Парижа. Этот путь реально прошли многие столицы многих стран: Москва, Варшава, Берлин, Стокгольм и т.д. Везде были на местах снесенных исторических кварталов выстроены крупные градостроительные комплексы. В последние десятилетия в части этих столиц идут процессы сноса этой многоэтажной застройки и возврата к типологии исторической застройке (но уже в формате "макетов", с попытками вернуть габариты и основные характеристики утраченной исторической среды). Например - в Берлине, Варшаве.
ТИПОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЛАНИРОВКИ И ЗАСТРОЙКИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ Типология зданий — наука, классифицирующая и изучающая архитектурные объекты в их сравнении и соотношении по общим признакам: - по функциональному назначению; - по типам; - по объемно-планировочным параметрам; - по закономерностям формообразования; - по градостроительным функциям и требованиям к ним; - по эксплуатационным качествам.
По функциональному назначению здания подразделяют: на гражданские (жилые и общественные) — для обеспечения бытовых потребностей и общественной деятельности людей; промышленные — для ведения разнообразной производственной деятельности; сельскохозяйственные — для различных отраслей сельскохозяйственного производства. В исторической застройке также существуют особые типы жилых, общественных, промышленных и т.д. зданий и сооружений. По типам здания классифицируют в зависимости от их функционального назначения. Например, жилые здания подразделяют на следующие типы: одноквартирные (одноэтажные, мансардные, двухэтажные); блокированные (двухквартирные одно-, двухэтажные, четырех-квартирные двухэтажные; многоквартирные одно-, двухэтажные); секционные (односекционные трехэтажные и выше, многосекционные двухэтажные и выше); коридорные, коридорно- секционные; галерейные, галерейно-секционные. Более полная классификация зданий по типам приводится в соответствующих разделах. В исторической городской жилой застройке Санкт-Петербурга можно выделить особняки (здания, предназначенные для проживания одной семьи, они могли быть малоэтажными - в 1-3 этажа, среднеэтажными - в 4-6 этажей), доходные дома (здания, предназначенные для сдачи углов, комнат, квартир, этажей, всего здания или его флигелей в найм с предоставлением только помещений, без мебели, а мебель должен был привозить арендатор), меблированные дома (здания, предназначенные для сдачи углов, комнат, квартир, этажей, всего здания или его флигелей в найм с предоставлением только помещений, с предоставлением мебели от хозяина), гостиницы (меблированные дома преимущественно для краткосрочного найма).
По объемно-планировочным параметрам здания классифицируют по этажности, планировочным схемам, функциональному зонированию зданий на генеральном плане и помещений в самом здании. В исторической застройке можно выделить здания анфиладной системы, анфиладно-коридорной, коридорной, квартирной, зальной планировочных систем. Эта типология соответствовала не только особым функциональным типам зданий и сооружений, но и была востребована в разные хронологические периоды. Наприем, для Санкт-Петербурга жилая и общественная застройка XVIII - начала XIX вв. имела преимущественно анфиладную панировочную систему. А с 1830-х - 1840-х гг. была внедрена в массовое жилищное строительство тех лет система анфиладно-коридорная (анфиладная - для парадной зоны, коридорная - для жилой зоны помещений). Коридорная система планировки исторических зданий в Санкт-Петербурге в XVIII - первой половине XX в. была характерна для казарм (для солдат и рабочих), для бедного жилья, для объектов общественного назначения (больницы, школы и т.д.). Зальная система преобладала в объектах зрелищного и музейного типа, с середины XVIII в. стала повсеместной для спортивных объектов, конных манежей и т.д. По закономерностям формообразования здания подразделяют на образованные простыми геометрическими телами и элементами (параллелепипедами, призмами, кубами) и сложными (цилиндрами, куполами, конусами, их пересечениями и т.п.). Общую форму зданий также расчленяют разнообразные элементы: эркеры, балконы, лоджии, оконные и дверные проемы, ниши, колонны, пилястры, карнизы, пояса, сандрики, фронтоны, парапеты и др. Форма здания, непосредственно, связана с конструктивной схемой. Жилым многоэтажным зданиям (секционным) придается более простая форма, малоэтажным (усадебным) и общественным — более сложная. Форма также зависит от градостроительных функций здания и влияет на его положение в планировочной структуре поселения (микрорайон, квартал, центральная часть городского пространства).
В исторической застройке система формообразования ярко проявляется в стилистических и объемно-планировочных особенностях зданий и сооружений. каждая стилистическая система имела свой наиболее соответствующий этому стилю набор элементов, деталей, фрагментов (и их конкретных прорисовок), создавая неповторимую комбинаторику стилеформирования. Для градостроительных функций важны прежде всего общественные здания и инженерные сооружения, в меньшей мере — жилые и промышленные здания с повышенными архитектурными качествами. Общественные здания и инженерные сооружения являются основными композиционными элементами застройки общегородского центра, центров городских районов, микрорайонов, они определяют силуэт города и образуют совместно с системой улиц и площадей основные ансамбли и зоны города. В системе исторической застройки городов России важнейшими элементами городской среды были главные городские площади, всегда регулярного типа, с геометрически четкими очертаниями в плане, с устоявшейся морфологический и функциональной структурой: губернский или уездный дом, главный Гостиный двор, дом городской полиции с каланчей, стоящие четко по периметру жилые дома. В центре площади (рядом с площадью) - городской сквер, как элемент центра. Такая типология исторического городского центра была обязательной и неукоснительно соблюдалась. Эксплуатационные качества зданий определяются их долговечностью, огнестойкостью, капитальностью, моральной амортизацией и т.п.
21."РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ" В СРЕДНИЕ ВЕКА Древние «реставрации» всегда носили утилитарный, прагматический характер. Это, конечно же, были не реставрации в современном понимании, а многочисленные попытки продлить жизнь сохраняемых объектов, часто под лозунгом "сохранения как было прежде". При этом произведения древности восстанавливались не как документы истории (в их подлинности), но как носители актуальных, часто сакральных и символических значений с актуальными функциями. Сохранение сакральности - "как прежде было" - часто вело к полной или частичной замене самого подлинника на что-то иное, часто мало совпадающее с исчезающим оригиналом. История приспособления древностей, а значит, и их восстановления, насчитывает тысячелетия, тогда как история реставрации немногим более одного столетия. Исторические документы хранят многочисленные свидетельства деятельности, которая подпадает под определение реставрации. Но это всегда были акции по приспособлению памятников к актуальному тогда использованию. Можно упомянуть историю о замене египетскими фараонами голов древних статуй, коллекцию вавилонского царя Навуходоносора (VII— VI в. до н.э.), в которой были собраны произведения, созданные за две тысячи лет до него для шумерского царя Шульги (ок. 2093 — 2046 гг. до н.э.), многовековую практику поновления икон. Проблема сохранения памятников прошлого в их подлинном виде — это специфическая проблема европейской культуры. С другой стороны, известный акт европейской истории - эдикт 457 года императора Майориана (ум. в 461 г.), представляет собой, возможно, один из самых ранних в истории культуры документов в защиту памятников как материальных носителей ценных значений. В нем сказано, что «все здания, которые были воздвигнуты в древности для общего блага и украшения города, будь-то храмы или иные памятники, не должны быть никем разрушаемы, и никто не должен к ним прикасаться...». На востоке Европы в Древней Руси эта же мысль нашла свое выражение в виде нравственного наставления, изложенного в церковных Правилах митрополита Иоанна (1077 — 1089). Согласно одному из наставлений, древние иконы надлежало бережно сохранять в огражденных местах, где их «не могли бы касаться ни человек, ни животное, ни вообще что-либо нечистое». Важно отметить то общее, что роднит столь не схожие по своей форме акты. Это, во-первых, стремление уберечь от разрушения памятники прошлого, независимо от их художественной значимости и, во-вторых, понимание действий (которые мы теперь можем условно сравнить с реставрационными) как глубоко нравственных, культурно обусловленных и социально значимых. Однако реальное отношение к наследию складывалось под влиянием и более прагматических критериев, в первую очередь - критериев вкуса, выражавших художественные и идеологические общественные установки. Но это эстетическое понимание ценности прошлого формировалось очень медленно. Так, даже в XVI в. именно против эгоистических устремлений своих современников, склонных ценить в прошлом только созвучное их утилитарным взглядам, выступал Альбрехт Дюрер (Durer, 1471 — 1528 гг.), когда писал в набросках к Введению трактата о пропорциях: «Часто случается, что благородные гении угасают из-за грубых притеснителей искусства. Ибо когда последние видят изображенные линиями фигуры, они принимают это за суетное порождение дьявола, однако, уничтожая их, они совершают неугодное богу. Ибо, рассуждая по-человечески, бог недоволен теми, кто уничтожает великое мастерство, достигнутое большим трудом и работой и затратами большого времени и исходящее только от бога...». Исходя из многих примеров можно утверждать, что уже на ранних этапах реставрационной деятельности обнаруживается противоречие, свойственное вообще процессам преемственности в развитии культуры. В нашем современном понимании реставрация - это всегда поиск возможностей сохранить вечные ценности. Избирательный характер наследования всегда приводил к отрицанию некоторых, а иногда и многих, ценностей и, следовательно, их материальных носителей, унаследованных от прошлого. Отрицание, как и радикальное приспособление, переосмысление наиболее отчетливо проявляют себя в качестве закономерности процесса на переломах эпох. Издавна действия по сохранению и восстановлению памятников прошлого направлялись не только чувством уважения к их древности или пониманием их художественной значительности. Чаще они были вызваны внехудожественными интересами политического, религиозного, эстетического или чисто прагматического характера. Причем эти же интересы становились причинами и обратных действий — уничтожения «чужого». Этот своего рода наивный эгоизм стал ослабевать лишь благодаря утверждению идей гуманизма в эпоху Ренессанса, но его рецидивы с легкостью обнаруживаются и в наше время. Вплоть до конца XVIII столетия восстановление означало, прежде всего, приспособление объекта к новым функциям. Прошлое было служанкой настоящего. В эпоху средневековья памятники не реставрировались в современном понимании этого слова. Ценностью для средневекового восприятия обладала не столько сама вещь в материальной и художественной конкретности, сколько ее символическое содержание, отличное от материального бытия. Свою ценность художественное произведение сохраняло постольку, поскольку в нем закреплялась память о свершениях и деяниях героев священной истории. В тех. случаях, когда приходилось чинить обветшалые предметы старины или произведения древнего искусства, средневековый мастер старался восстановить функциональные связи и онтологические характеристики вещи, вне которых она теряла свой смысл и культурную значимость. Цель работы была обусловлена идеей восстановления отвлеченного, чаще всего богословского содержания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|