Реставрационные работы в западной Европе в XIX-XX вв.
Развитие исторической науки, археологии и искусствознания со временем поставило новые проблемы, указавшие на недостаточность "законов изящного" для реконструкции памятников, удовлетворяющей требованиям науки. Первая попытка создать научный метод реставрации памятников принадлежит Иоганну Иоахиму Винкельману (1717-1768). В его трудах памятники древнего искусства стали рассматриваться не только как художественный феномен, но и как предмет индивидуального творчества, принадлежащий определенной школе, географической среде и исторической эпохе. Именно И.И. Винкельману принадлежит заслуга обогащения формальных приемов реставрации методами исторического анализа памятников материальной культуры. Его главный труд "История античного искусства" (1764) содержал не только огромный фактологический материал по искусству Древней Греции (в меньшей мере - Древнего Рима), но и заложил фундаментальные основы эстетической оценки античных древностей, он доказывал "...причины успехов и превосходства греческого искусства над искусством других народов...". Идеи Винкельмана стали основой возрождения общеевропейского интереса к истории и искусству Древней Греции, к формированию в архитектуре многих стран, в том числе и в России, различных вариантов стилей "классицизма". Идеи Винкельмана о "идеальном прекрасном" утвердились также и в подходах к изучению, сохранению и восстановлению культурно и социально значимых исторических объектов. Часто приводя к идеальному и идеализированному подходам к восстановлению таких памятников - путем "исправления" их облика под идеальные образцы. Дальнейшее развитие темы реставрации связано с эпохой "романтизма", открытием национального своеобразия культуры, разрушением безусловного авторитета античного искусства и расширением горизонта исторических исследований. Романтизм связал археологию с этнографией, а к началу XIX в. она начинает развиваться как историческая наука. С этим этапом формирования археологии и связывал возникновение реставрации Виолле-ле-Дюк (1814-1879).
Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк привнёс во французскую научную школу методику точного, археологического подхода к обмерам и описаниям предметов старины, однако его практический опыт реставрации был, по меньшей мере, спорным: «...Реставрировать здание не значит подновлять его, ремонтировать или перестраивать; это значит — восстанавливать его завершённое состояние, какого оно могло и не иметь никогда до настоящего времени...». Виолле-ле-Дюк 40 лет занимался изучение древностей Франции и проводил реставрационные работы на десятках храмов, замков и древних крепостей. Среди его крупнейших работ: реставрации Аббатства Сен-Дени (1846-1879), Сен-Шапели (с 1840), Собора Парижской Богоматери (с 1840), Амьенского собора (1850-1859), замка Каркассона (1856-1866), Венсенского замка и многие другие. На основе многих архивных исследований и натурного изучения Виолле-ле-Дюк написал и опубликовал фундаментальные многотомные издания: 10-томный "Толковый словарь французской архитектуры XI - XVI века" (1854-1868), 6-томный "толковый словарь французской утвари от Каролингов до Ренессанса" (1858-1875), 2-томное издание "Беседы об архитектуре" (1863-1872), "Русскео искусство. Его источники, его составные элементы, его высшее развитие, его будущность" (1877). Виолле-ле-Дюк связывает зарождение реставрации с формированием особого метода, позволяющего с достоверностью воссоздавать древние памятники по их остаткам, учитывая исторические культурные явления и процессы. Виолле-ле-Дюк рассматривает реставрацию под углом зрения восстановления памятников древности, и видит в нем метод изучения (применительно к истории искусства и археологии) истории культуры древних народов. Реставрация, по мнению французского архитектора, призвана "разрушать ложные понятия, выводить на свет забытые истины", она естъ одно из самых действенных средств способствовать прогрессу". Но, говоря об истоках реставрации, о времени ее зарождения в XIX в., Виолле-ле-Дюк имел в виду уже сформировавшийся метод, который вошел в практику научного исследования исторических проблем археологии и искусствознания. Ведь именно разработку аналитического метода Виолле-ле-Дюк ставит в заслугу своему времени: "Заслуга нашего времени перед потомством состоит уже в том, что мы представим ему новый метод, как изучать прошедшее с материальной и духовной стороны".
Такой подход вызывал противодействие противоположного лагеря «консерваторов», возглавляемых Джоном Рёскином, который упрекал Виолле-ле-Дюка в том, что после его реставрации нельзя собрать даже обломков настоящей старины. Крайний пример подхода Виолле-ле-Дюка — замок Пьерфон, в «реставрации» которого доминировала идея создания «идеального здания» средневекового стиля. Идея творческого воссоздания средневековых памятников «по Виолле-ле-Дюку» прижилась во многих странах Европы; именно ей обязаны своим внешним видом многие сохранившиеся памятники — от замка Карлштейн до Успенского собора во Владимире-Волынском. С точки зрения современной практики консервации зданий реставрационный подход Виолле-ле-Дюка рассматривается как слишком свободный, субъективный и базирующийся на интерпретациях, часто приводя к уничтожению подлинности памятников в угоду реализации гипотетической идеальности. Многие рассматривали его реставрационные методики как "стилистическую (романтическую) реставрацию". Однако некоторые архитектурные памятники могли бы быть утеряны без его участия в их восстановлении. Как самостоятельная дисциплина научная реставрация памятников искусства зарождается в середине XIX века внутри модели христианского мировоззрения, в котором «время оценивается как направленный процесс, имеющий начало и конец, прошлое и будущее. Отсюда вытекает возможность безвозвратной утраты тех ценностей, которые формируют основы культуры, а значит и требования к их безусловному сохранению».
На развитие теории и практики реставрации большое влияние оказали проведенные в 1898—1917 гг. греческим архитектором Н. Баланосом работы по реставрации Парфенона, Эрехтейона, Пропилей в Афинском акрополе; труды и высказывания К. Бойто и Г. Джованнони в Италии, Ш. Бюльса в Бельгии, Л. Клоке, а позднее П. Леона во Франции, М. Дворжака и А. Ригля в Австро-Венгрии, К. Гурлитта, Г. Хагера в Германии и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|