Психолого – педагогическое сопровождение подростков (безнадзорных)
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Лаврова А. В. педагог – психолог МБОУ г. Мурманска СОШ № 53 Нуреева И. А. педагог – психолог МБОУ г. Мурманска СОО № 16 Психолого – педагогическое сопровождение подростков (безнадзорных) с социально – дезадаптивным поведением
Характерологические особенности социально - дезадаптивного поведения безнадзорных подростков.
Безнадзорные подростки – подростки, находящиеся в особой социальной ситуации развития, которая характеризуется отсутствием контроля и надзора со стороны родителей и взрослых, нарушениями межличностных отношений в семье и школе, преобладанием бессодержательного времяпровождения и включенностью в асоциальные референтные группы. Неудовлетворенная потребность в эмоциональном принятии личности подростка проявляется в нарушении его взаимоотношений с окружающим миром и самим собой. Безнадзорные подростки проживают в семьях, но находятся без должного контроля над их воспитанием, обучением, поведением и развитием со стороны родителей, родственников или лиц их заменяющих. Безнадзорные подростки находятся на родительском попечении, сохраняют эмоциональную привязанность к одному или нескольким членам семьи, но большую часть времени предоставлены сам себе. Поэтому дезадаптивное поведение подростков во многом явление социальное, которое связано с такими личностными особенностями как инфантильность, отсутствие учебной мотивации, чувства ответственности за свои действия и поступки и в целом за свою жизнь, неумение предвидеть последствия своих поступков, подверженность влиянию других людей. Неудовлетворенная потребность в эмоциональном принятии личности подростков проявляется в нарушении их взаимоотношений с окружающим миром и самим собой.
Личностный аспект проблемы безнадзорности состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитании подростков, бесконтрольности за их поведением и времяпрепровождением, ведущим к социальной дезадаптации. Социально – дезадаптивное поведение безнадзорных подростков: 1. Отличается своей деструктивностью (аутодеструкция); 2. Склонностью к девиантному поведению с аутоагрессивной направленностью; 3. Эгоистической направленностью в межличностных отношениях. (Систематическое опоздание на уроки, прогулы, отсутствие учебных принадлежностей, домашнего задания, привлечение к себе внимания своимповедением, конфликтность, зацикленность). Могут наблюдаться (диагностироваться) гипертимная, психастеническая, истероидная, лабильная, эпилептоидная акцентуации характера; 4. Отсутствием социальной компетенции; 5. Деформацией представлений о себе - «Я - образа».
Причины социально – дезадаптивного поведения безнадзорных подростков. 1. Нарушение детско – родительских отношений: отсутствует / недостаточный контроль за поведением и занятиями подростков; отсутствует/нарушена эмоциональная связь между детьми и родителями. 2. Низкий уровень социального благополучия семьи. 3. Трудная жизненная ситуация. 4. Борьба за внимание (многодетная семья) 5. Борьба за самоутверждение (против власти родителей и опеки, в коллективе). 6. Отчуждение детей от семьи, школьного коллектива. 7. Отклонения в состоянии здоровья, хронические заболевания. 8. Нарушение отношений со сверстниками 9. Желание отомстить (обида) 10. Отсутствует мотивация к учебной деятельности 11. Потеря веры в собственный успех 12. Неадекватная самооценка 13. Деформация «Я - образа» 14. Неблагоприятные условия для социализации личности.
Ведущие симптомы аутодеструкции 1. Восприятие родителей – непоследовательная мать, враждебный отец 2. Аутичность 3. Низкий личностный адаптивный потенциал 4. Ожидание негативного отношения от других 5. Коллективизм 6. Подчиняемость 7. Склонность к аддиктивному поведению. Аддитивное поведение (акцентуации характера) 8. Зависимость 9. Низкие самоуважение и самоинтерес 10. Альтруистичность 11. Низкое самопонимание 12. Высокая оценка тревожности (фрустрация, страхи) 13. Высокая внушаемость 14. Низкая интеллектуальность 15. Склонность к делинквентному и девиантному поведению 16. Психопатия 17. Высокая аутоагрессия 18. Слабая поведенческая саморегуляция 19. Противоречивое самоотношение
Рассмотрим подростков среднего школьного возраста 11-13 лет. Кризис этого возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов, являясь острым и длительным (кризис социального развития, возраст внутреннего конфликта, психической неуравновешенности и неустойчивого поведения). Кризис идентичности, главная особенность данного подросткового возраста, связан с распадом «детского Я» и необходимостью синтеза нового «взрослого Я», образования «сверх Я» и т. д. Психические новообразования – самосознание и чувство взрослости – являются основой для социализации подростков. Ориентация подростка на высокие и перспективные цели способна направить в желаемое русло его поведение, эмоции, нравственное развитие; ликвидировать или в значительной мере сгладить противоречия в мотивах поведения, в определенной степени привести к внутренней гармонии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|