Деятельностный (внедренческий) этап
Коррекционная работа по результатам диагностики личностных
особенностей безнадзорных подростков
Коррекционная работа осуществляется в школе и направлена на профилактику дезадаптивного поведения безнадзорных подростков и активизацию их личностных ресурсов, снятие симптомов аутодеструкции и переориентирование вектора развития подростков с саморазрушения на конструктивную траекторию социализации.
1. Социализация подростков.
2. Повышение стрессоустойчивости.
3. Формирование адекватной самооценки.
4. Развитие навыков компетентного поведения, умения обратиться за помощью.
5. Развитие навыков противостояния групповому давлению.
6. Развитие антидеструктивного сознания.
Основными специалистами, реализующими эти направления, являются: классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, заместитель директора по внеклассной работе. Наиболее эффективными методами коррекции безнадзорного поведения являются: обучение подростка 11-13 лет социально – важным навыкам и активизация личностных ресурсов. Форма работы – групповая. Наиболее оптимальным формой коррекции является тренинг личностного роста.
Типы аутодеструкции подростков 11 -13 лет
1. Самоутверждающийся – вызывает у педагогов чувство гнева.
2. Защищающийся (напряженный) – растерянность, тщетность своих педагогических усилий.
3. Демонстративный – чувство раздражения.
4. Подражательный (зависимый) – аутодеструкция такого типа трудно прогнозируемая, часто неожиданна для взрослых.
5. Протестный (мстительный) – такое поведение вызывает страх у взрослых.
Коррекционно-развивающая работа по результатам диагностики ситуаций в школе безнадзорных подростков
1. Коррекционная работа направлена социализацию безнадзорных подростков:
а) На повышение уровня школьной мотивации;
б) На нормализацию отношений между учащимися в классе, сплочение классного коллектива;
в) На нормализацию отношений между педагогами и учащимися;
г) На повышение уровня адаптационных способностей обучающихся.
2. Основными специалистами, реализующими эти направления являются педагог-психолог, классный руководитель, социальный педагог.
3. Наиболее эффективными методами коррекции ситуаций в школе у безнадзорных подростков с социально – дезадаптивным поведением являются:
1. Релаксационные методы и методы тактильной реабилитации (психогимнастика, психомассаж, снятие мышечных зажимов, аутогенная тренировка);
2. Работа с позитивной самоидентификацией, с образом «Я» и образом тела, расширение мировоззрения;
3. Различные методы позитивного взаимодействия в группе (согласование действий, ролевая терапия, сплочение группы, поиск единых ценностей и т. д. )
4. Моделирование, мини – лекции, мозговой штурм, анализ ситуации.
Предмет коррекции
| Специалист
| Субъект коррекции
| Инструмент коррекции
| Доступные ресурсы
| Ожидаемый результат
|
дезадаптация
| Кл. рук., педагог - психолог
| Подростки 11-13 лет
| Коблик, Е. Г., Программа адаптации детей к средней школе «Первый раз в пятый класс! », Владимирова Ю. «Новичок в средней школе»
| Методики, интернет, групповая игротерапия, беседа, анализ ситуации, дискуссия, встреча, психотехнические упражнения.
| Снижение уровня дезадаптации в среднем звене
|
Асоциальность, поведение
| Социальный педагог, кл. рук., педагог-психолог
| Подростки 11-13 лет
| Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации
| Методики, интернет, групповая игротерапия, беседа, анализ ситуации, дискуссия, психотехнические упражнения
| Развитие навыков компетентного поведения, умения обратиться за помощью Социальная адаптация подростка
|
Самооценка, самоотношение решение проблем
| Педагог-психолог
| Подростки 11-13 лет
| Программа Перекресток, Басуева, Сухогузова, Устюгова
| Проективные упражнения рисуночного и вербального типа, рефлексия опыта, обратная связь
| Коррекция представлений о себе. Профилактика ПАФ, развитие и усиление Я подростка, формирование личности, обладающей ресурсами решения проблем констр. способами
|
Мотивация, самооценка
| Классный руководитель
| Подростки 11-13 лет
| Ануфриев, Костромина – Как преодолеть трудности в обучении детей
| Психологическая релаксация, моделирование, мини-лекция, мозговой штурм, анализ ситуации
| Повышение уровня мотивации, самооценки
|
Терпимость
| Педагог-психолог
| Подростки 11-13 лет
| Щеколдина, С. Д. Тренинг толерантности – М., 2004
| Моделирование, мини-лекция, мозговой штурм, анализ ситуации
| Развитие антидеструктивного сознания
|
Саморегуляция, контроль
| Педагог-психолог
| Подростки 11-13 лет
| Зайцев, Г. К. Программа «Твое здоровье: регуляция психики»
| Кинотерапия, групповая дискуссия, психогимнастика
| Развитие антидеструктивного сознания, навыка противостояния давлению
|
Тревожность, страхи
| Педагог-психолог
| Подростки 11-13 лет
| Хухлаева, О. В. Уроки психологии в средней школе «Тропинка к своему Я» - М., 2004, МикляеваА. В., Румянцева П. В. «Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся 1, 5 классов»
| Психологическая релаксация, моделирование, мини-лекция, мозговой штурм, анализ ситуации
| Коррекция и профилактика нарушений поведения, развитие навыков конструктивного выхода из сложных жизненных ситуаций. Формирование адекватной самооценки, повышение стрессоустойчивости, снижение тревожности.
|
Обучение, поведение, общение
| Педагог - психолог
| Подростки 11-13 лет
| Коррекционно – развивающая программа для детей, имеюих трудности в общении, поведении и обучении
| Проективные упражнения рисуночного и вербального типа, рефлексия опыта, обратная связь
| Коррекция и профилактика нарушений поведения, развитие навыков конструктивного выхода из сложных жизненных ситуаций. Формирование адекватной самооценки
|
Оздоровление детско - родительских отношений
| Классный руководитель, педагог – психолог
| Подростки 11-13 лет
| Сказкотерапия
| Проективные упражнения рисуночного и вербального типа, ролевая игра, обучающие упражнения, рефлексия опыта, психорелаксация
| Создание условий для понимания детьми и подростками закономерностей детско-родительских отношений, причин семейных конфликтов, расширение репертуара поведенческих стратегий.
|
Психолого-педагогические программы, направленные на развитие социальной компетентности учащихся
Коррекционная работа по результатам диагностики ближайшего окружения и взаимоотношений в семье безнадзорных подростков.
Коррекционная работа осуществляется с семьей/ближайшим окружением и направлена на профилактику и гармонизацию взаимоотношений между членами семейного коллектива безнадзорных подростков, активизацию их личностных ресурсов, снятие симптомов аутодеструкции и переориентирование развития с саморазрушения на конструктивные взаимоотношения.
Коррекционная работа направлена:
а) Оздоровление детско – родительских отношений;
б) Негативно – переживаемый родительский стиль воспитания;
б) На повышение в глазах родителей ценности общения со своими детьми;
в) Формирование у родителей подростков отношения к ним как самоценным личностям, имеющим сильные стороны и все необходимые возможности для достойной жизни.
г) Повышение психолого – педагогической компетенции родителей и ближайшего окружения безнадзорных подростков.
Основными специалистами, реализующими эти направления, являются социальный педагог, классный руководитель, педагог – психолог, зам директора по ВР.
Наиболее эффективными методами коррекции с семьями безнадзорных подростков с социально – дезадаптивным поведением являются: семейные клубы, групповые тренинги и индивидуальные беседы направленные на гармонизацию семейных взаимоотношений, развитие интеллектуальных способностей и общей вербальной культуры.
1. Групповая (семейная) дискуссия (об обсуждении членами семьи широкого круга проблем, касающихся их жизни, а также способов решения различных семейных вопросов);
2. Работа в подгруппах;
3. Ролевые игры (проигрывание семейных ролей в различного рода играх, символизирующих семейные отношения (например, игра в " звериную семью", в которой участвуют папа-кот и мама-кошка), " обмен ролями" (игры, в которых родители и дети меняются местами или супруги между собой), " живые скульптуры" (члены семьи изображают различные аспекты своих взаимоотношений). (Приложение 7)
4. Индивидуальные консультации направленные на гармонизацию внутрисемейных взаимоотношений.
Предмет коррекции
| Специалист
| Субъект коррекции
| Инструментарий коррекции
| Доступные ресурсы
| Ожидаемый результат
|
Семейные отношения; стиль семейного воспитания
| Педагог-психолог,
классный руководитель, социальный педагог
| Родители учащихся, учащиеся
| Ю. Б. Гиппенрейтер тренинг для родителей
| Внутренние ресурсы:
1) Коммуникативный потенциал;
2) Ценные для семьи аспекты жизни;
3) Позитивный опыт решения проблем.
Внешние ресурсы:
1) Значимая деятельность, которая является источником их стабильности, особенно творческая.
2) Социально - Культурный опыт
| Умение понимать причины поведения своего ребенка. Способность прогнозировать разрешение конфликтных ситуаций с ребенком. Повышение самооценки в социальной роли родителя. Улучшения во взаимоотношениях родителей и детей.
|
Навыки конструктивного выхода из сложных жизненных ситуаций
| Педагог-психолог,
классный руководитель, социальный педагог
| Родители учащихся, учащиеся
| 1)Щеколдина, С. Д. Тренинг толерантности
2)Тренинги личностного роста
3)Сказкотерапия, проективные упражнения рисуночного и вербального типа, ролевая игра, обучающие упражнения, рефлексия опыта, психорелаксация
| Внутренние ресурсы:
1) Коммуникативный потенциал;
2) Ценные для подростка аспекты его «Я»;
3) Позитивный опыт решения проблем.
Внешние ресурсы:
1) Значимая деятельность, которая является источником их стабильности, особенно творческая.
2) Социальный опыт.
| Развитие интеллектуальных способностей и общей вербальной культуры
|
Включение во внеурочную деятельность, организация досуга
| Классный руководитель, социальный педагог, зам. директора по ВР
| Учащийся, родители
| Школьные и классные мероприятия, секции, кружки, занятия с родителями, родительский клуб и т. д.
| Внутренние ресурсы:
1) Коммуникативный потенциал;
2) Ценные для подростка аспекты его «Я»;
3) Позитивный опыт решения проблем.
Внешние ресурсы:
1) Значимые другие.
2) Значимая деятельность, которая является источником стабильности, спортивная, творческая.
| Активное участие в жизни класса и школы.
Осознание своей индивидуальности и каждой личности и его роли в социуме
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: