Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Л. И. Винокурова. Женская общественная активность в сельской Якутии




Л. И. Винокурова

Якутск, Институт гуманитарных исследований и проблем

малочисленных народов Севера СО РАН

ЖЕНСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ В СЕЛЬСКОЙ ЯКУТИИ

1980—1990–х гг.

В современной Якутии женщины составляют 52% населения, из 490 тысяч женщин треть проживает в сельской местности. Их трудовая и общественная деятельность является важным компонентом жизни республики. Начало было положено гендерным переворотом 1920–х гг., в массовом порядке вовлекшим якутянок в производство, в политику, в публичную жизнь. В течение всего ХХ века энтузиасты–общественницы были «женским лицом» проводимых в регионе преобразований. В переломный период 1980—1990–х гг. женская общественность оставалась активной социальной силой, влияющей на события в республике.

Несмотря на значимость, женская общественная активность в Якутии последней четверти ХХ века, включая организованное движение, не становилась предметом специального научного изучения. Исследовательский интерес к women studies совпал с перестроечными 1990–ми, когда бурно обсуждались проблемы экологии, культуры народов республики и вопросы пола. В различных дискуссиях по истории и по текущей ситуации поднимались вопросы социально–демографического и социо–культурного развития, неизменно затрагивающие аспекты гендерного равноправия, истоки и причины гендерных конфликтов. Актуализировались вопросы истории женской личности, социальные и этнические составляющие регионального гендера; накапливался материал для научного дискурса[341]. В общественно–государственной практике республики был востребован гендерный анализ, оформилось осознание необходимости гендерной экспертизы.

Женская общественная активность играет особую роль в сельских социальных коммуникациях, выступает влиятельным фактором повседневной жизни, чему способствуют и историко–культурные традиции края. Высокая ценность общения, значимость общественного мнения в локальных социумах остаются характерной чертой Якутского края и сохраняются в сельских общинах в различной степени до сих пор. Государственная власть всегда учитывала данное обстоятельство, умело используя в продвижении идеологических проектов потенциал сельской общественности. На селе Якутии пресловутый «женский актив» участвовал в реализации всех общественно–экономических и культурных программ. В период 1980–х гг. на якутском селе именно женщины–общественницы несли на себе основной груз работы с населением, напр., такое рутинное социальное направление как повышение культуры быта. Через женскую общественную сеть охватывались многие стороны частной жизни, так, в якутских селах семьи соревновались по показателям учебы детей, трудовой и бытовой дисциплины членов семьи, их морального облика.

В сельской местности деятельность женских общественных объединений носила ярко выраженный социально адаптирующий характер. При этом общественницы оказывали организационную и практическую помощь не только женщинам и девушкам, но и всем другим категориям населения – детям, старикам и мужчинам. Это в ситуации 1990–х гг., когда именно сами женщины всех возрастов составили «первый эшелон» сокращенных и уволенных на госбюджетных предприятиях. На 1 января 1994 г. 80% только официально зарегистрированных безработных составили женщины, 60% из них имели детей до 16 лет. Кризис вызвал массовую женскую безработицу на селе: после краха совхозов до начала 2000–х в массе безработных 60% составляли именно сельские жительницы в возрасте от 30 до 44 лет[342]. В условиях кризиса сельские женщины проявили большую волю к выживанию: показали высокую мобильность и способность к адаптации, составив 54, 9% прибывших на новое место жительства в 1990–е гг. внутри Якутии, а также большую часть поменявших род занятий и прошедших переобучение. К концу 1990–х на якутском селе, преимущественно населенном коренными этносами (якуты, русские старожилы и северные меньшинства), каждый четвертый предприниматель был женщиной, что и при известной схеме оформления частного предприятия или фермерского хозяйства на супругу или дочь, отражает сдвиг в женском гендерном статусе. Характерно, что в социализации женщин в новых условиях сельская женская общественность тесно сотрудничала с предпринимательством, доказав, что качественный, квалифицированный труд может обеспечить материальную независимость, изменить самосознание и самооценку человека. В борьбе со всеми российскими формами дискриминации часть женщин Якутии смогла занять ниши, приносящие доход, пусть и самые трудоемкие и малоприбыльные: в основном сервисные — от бытовых до интеллектуальных услуг.

Женская общественная активность проявилась и в сфере накопившихся в республике демографических проблем[343]. В частности, именно сельские общественные клубы стали зачинателями в работе с проблемой безбрачия, мужского и женского одиночества в сельских поселениях Якутии. Нельзя не отметить женскую активность в организации воспитания подрастающих поколений. В рамках женских общественных инициатив была начата пропаганда культурного наследия коренных народов, именно женсоветы и родительские советы на селе в 1990–е гг. развернули приобщение детей и подростков к традиционным этническим занятиям. Женщины–общественницы смогли организовать совместную деятельность представителей разных поколений, независимо от возраста и пола, что также благоприятно влияло на стабильность локальных социумов. Сельские общественницы еще в 1980–е гг. выступили с призывом ограничить продажу и потребление алкоголя. Созданные ими зоны трезвости уцелели даже в годы самого глубокого кризиса 1990–х гг., когда культурно–нравственная атмосфера в селах резко ухудшилась под напором социальной депрессии. Пока нет специальных исследований по многолетним результатам существования таких зон (обычно отдельных сел в улусах), но отзывы самих жителей — только позитивные: практически все отмечают снижение смертности и травматизма, рождение в целом здоровых детей, а также повышение культуры быта и ведения домашних хозяйств. Жители зон трезвости (их сегодня 46 в республике с населением около 1 млн. чел. — Л. В. ) считают, что расширение сети трезвости, сокращение торговли пивом, которое разрешено в свободной розничной торговле, могло бы существенно оздоровить сельскую жизнь[344].

В целом, сюжеты истории женской общественной активности в 1980—1990 гг. на селе Якутии показывают не только существенность вклада, но и потенциал женской общественной активности, способной стать катализатором и двигателем многих социальных инициатив.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...