Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О. В. Морева. Источниковедческий анализ




О. В. Морева

Екатеринбург, Свердловская областная универсальная

научная библиотека им. В. Г. Белинского

«ИСТОРИЯ ПРОСТИТУЦИИ» И. БЛОХА:

ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Интерес к истории проституции в последнее время перестал быть маргинальным[382], но по–прежнему исследователи испытывают источниковедческий голод для подобных исследований. В то же время ученые прошлого ввели в научный оборот большой корпус источников, которые они использовали для своих изысканий, применяя доступные им подходы и методы для анализа. Так, только в 1826–1917 гг. в России было опубликовано около 100 монографий, брошюр, докладов, сборников отечественных и зарубежных авторов, посвященных истории проституции[383]. Представление труда немецкого доктора медицины И. Блоха «История проституции»[384] с точки зрения источниковедческого потенциала является целью данного материала.

Книга И. Блоха вышла в Санкт–Петербургском издательстве К. Л. Риккера. Это было первое в России медицинское издательство, которое являлось поставщиком и комиссионером многих высших школ и учреждений (Военно–медицинская Академия, Академия наук, Императорская Публичная библиотека и др. ) «К. Л. Риккер и наука – почти синонимы, – отмечали современники, – Издательская деятельность этой почтенной фирмы во многих случаях являлась ни чем иным, как своеобразным меценатством учению и учености»[385]. Нужно отметить, что ориентация издательства на самое лучшее распространялась и на научно–справочный аппарат книг. Оформление сносок, примечаний, разнообразие шрифтов, обязательные предисловия, наличие авторских и предметных указателей, размещение в конце книги списка обнаруженных опечаток делали риккеровские издания удобными для чтения и занятий научной деятельностью.

В предисловии к своему труду И. Блох отмечал, что намерен «заново переработать, подвергнуть всестороннему, критическому исследованию и разъяснить главнейшие вопросы сексологии на основе антропологически–этнологического метода, равно обнимающего природу и культуру»[386].

И. Д. Ковальченко предложил выделять четыре типа источников с точки зрения форм фиксирования социальной информации: вещественные, изобразительные, письменные и фонические[387]. Видовую классификацию в источниковедении принято основывать на общности структуры, «которая сформировалась и закрепилась как образцовый эталон соответствия общей функции (назначения) продуктов данного вида в системах действующих обществ»[388]. Такая типо–видовая классификация позволяет упорядочить обширный корпус источников, который использовал И. Блох в своем труде.

Из вещественного типа исторических источников обращает на себя внимание привлечение для представления сексуальной жизни первобытного человека украшений, «пестрых предметов» и «ритуальных объектов». По мнению И. Блоха, человек в этот исторический период «является уже носителем культуры, пережившим богатое по содержанию и объему духовное развитие, и в его половой жизни уже несомненно тоже совершилось известное разделение между телесными и духовными элементами ее»[389].

К изобразительному (или визуальному) типу источников нужно отнести упоминаемые И. Блохом памятники гетерам при комментировании «каталогов гетер», статуи «необыкновенно красивых гетер», установленные в храмах, а также их портреты и «пластические изображения», вошедшие в моду в эллинистическую эпоху[390]. Эта отрасль живописи, видимо, была очень популярна, так как «существовал даже особый вид “портретистов проституток” или “порнографов”, которые рисовали портреты проституток с натуры». «Рисунки на вазах» из исторического каталога Дрезденской гигиенической выставки (Дрезден, 1911) представляющие собой изображения «неприличных вещей в таком виде, чтобы они раздражали чувственность», и «бордельные картины» являются уникальным источником визуального типа не только по истории проституции, но и по истории эротического искусства и сексуальной жизни периода эллинизма.

Из фонического типа исторических источников немецкий исследователь активно использовал фольклор: «зазывания», анекдоты, жаргон, пословицы и поговорки, посвященные проституткам, а также описания их музыкального и танцевального искусства у античных авторов и в европейских хрониках[391]. Кроме того, И. Блохом осмыслению подвергаются и суеверия, сохраняющиеся у европейских народов даже в начале ХХ в. Так, он упоминает о том, что «встреча с проституткой – которая сама по себе представляла ведь бесчестное в социальном отношении, ничтожное существо, – приносит счастье».

Самый многочисленный и разнообразный по видам и группам используемых И. Блохом исторических источников – это письменный тип. Он тщательно исследовал законодательные нормы, регулирующие проституцию. Обилие цитат из законов и сводов «всех времен и народов» делает труд И. Блоха не только похожим на своеобразную хрестоматию по правовому регулированию проституции, но и интереснейшим источником по истории сексуальной жизни человечества на протяжении длительного периода времени. Кроме законодательства, немецкий ученый в большом количестве использовал для своего труда делопроизводственную документацию, отложившуюся в архивах и большей частью впервые им введенную в научный оборот. Это уставы публичных домов и борделей, брачные и другие договоры, судебные решения и жалобы, «абонементные бордельные билеты» и документация, связанная с налогообложением и гонорарами. К этому виду исторических источников нужно отнести и публикацию рекламных объявлений, каталоги гетер и «покаянные книги». И. Блох для своего исследования также привлекал статистические данные, заимствованные из трудов историков древности и своих современников, касающихся населения столиц империй и крупных городов в провинциях, соотношения количества рабов и свободных, коренного населения и мигрантов и т. п.

Из источников личного происхождения, объединяющих эго–документы, в исследовании использованы как традиционные для этого вида – это эпистолярии, мемуары и воспоминания, так и не традиционные – «надписи сексуального характера в отхожих местах» и «стенные надписи в Помпеях»[392].

К источникам, представляющим художественную литературу, у И. Блоха было особое отношение. Обильное цитирование (порой очень больших отрывков) античных, арабских и средневековых поэтов и писателей убедительно доказывает, что «изящная словесность» является уникальным историческим источником и по истории «полового вопроса».

Фундаментальный труд немецкого ученого – «основателя антропологической теории сексологии» востребован современными исследователями. Типо–видовая конфигурация источниковой базы демонстрирует, что информационный ресурс его исследования велик и представляет интерес для осмысления введенных в научный оборот источников с помощью новых подходов в гуманитарном знании.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...