Процедуры действий при посадке судна на мель.
При возникновении опасности посадки судна на мель необходимо предпринять решительный маневр
(резкий поворот, отработка двигателями полным ходом назад, отдача одного и даже двух якорей и др.) с целью предотвращения либо уменьшения тяжелых последствий посадки на мель. Такой маневр должен исходить из быстрой оценки аварийной ситуации и соответствовать хорошей морской практике.
Если угроза посадки судна на мель неизбежна, но аварийная ситуация не является столь быстротечной
(например, дрейф судна с неисправными двигателями, судно дрейфует на якорях во время штормовой погоды в направлении отмели и др.), необходимо принять максимально возможное количество балласта, чтобы увеличить осадку судна. В дальнейшем, откачав балласт, можно уменьшить силу давления на грунт или даже поставить судно на «плав».
В момент касания корпусом грунта следует немедленно застопорить главные двигатели и руль поставить в положение «прямо». Только при слабой посадке на ровный фунт и полной уверенности капитана в отсутствии препятствий под кормой можно допустить попытку самостоятельно сойти с мели в первые же минуты отработкой главными двигателями назад, такая попытка не должна быть затяжной, чтобы не ухудшить положение аварийного судна.
Зафиксировать в судовом журнале момент времени, курс посадки, угол крена, предпринятые меры.
Объявить общесудовую тревогу, проверить состояние экипажа, поставить главные задачи аварийным
партиям: осмотреть отсеки судна в районе посадки,при обнаружении повреждений корпуса определить их
характер, привести в готовность все средства борьбы за живучесть (аварийное имущество и материалы,
водоотливные, противопожарные, спасательные средства). Поднять соответствующие сигналы МППСС-72,
Как можно точнее определить координаты места посадки.
Произвести замеры уровней воды и топлива во всех междудонных цистернах, диптанках, льялах трюмов,
форпике и ахтерпике и других отсеках, определив наличие водотечности. В последующем замеры необходимо проводить регулярно (не реже, чем через каждый час), результаты заносить в таблицу. По изменению уровней можно судить о водотечности отсеков, качестве заделки пробоин и эффективности осушения отсеков.
При обнаружении водотечности немедленно начать откачку воды имеющимися на судне стационарными
и переносными средствами. Одновременно приступить к выполнению всего комплекса мероприятий по борьбе с водой, согласно судовым планам.
Произвести замеры глубин вдоль обоих бортов через интервалы не реже 10-15 метров.
С возможной достоверностью определить характер грунта и район прилегания корпуса к фунту. Для этого целесообразно использовать метод «подрезки» корпуса стальным подкильным концом со стороны носа и кормы.
Снять осадки носа, кормы, на миделе с обоих бортов, рассчитать среднюю осадку судна на мели.
Вычислить осадку и водоизмещение судна перед посадкой на мель, которые определяются по осадке и
водоизмещению при выходе из последнего порта с учетом количества израсходованных на переходе переменных запасов (топлива, воды и пр.), а также изменения солености забортной воды.
Определить возможность уменьшения силы давления на грунт откачкой балласта, осушением отсеков,
сливом топлива, разгрузкой и дифферентованием судна.
Осмотреть положение, состояние груза в трюмах.
Проверить состояние и возможность работы винтами и рулем.
Обеспечить постоянное наблюдение за положением, состоянием судна, окружающей обстановкой, состоянием фактической погоды.
Проанализировать навигационную обстановку, гидрометеорологическую характеристику района аварии.
Рассчитать элементы приливо-отливных явлений, установить наблюдение за сгонно-нагонными колебаниями уровня моря.
На основании собранной информации о положении, состоянии судна, выполненных расчетов, капитан аварийного судна принимает решение о самостоятельной съемке с мели или о необходимости привлечения посторонней помощи.
Попытка самостоятельной съемки с мели может быть успешной, если тяговые характеристики аварийного судна, развиваемые при полной мощности и кратковременном форсировании главных двигателей, с учетом тяговых усилий брашпиля при завезенных якорях, превышают или близки по величине к потребному тяговому усилию после максимально возможного его облегчения. В противном случае, если тяговое усилие аварийного судна значительно меньше потребного усилия, попытки самостоятельной съемки приводят к потере времени, а зачастую и к дополнительным повреждениям корпуса, винто-рулевой группы, и, как следствие, к ухудшению положения аварийного судна. Не позднее чем через 30 минут сообщить судовладельцу (оператору) место, дату, время, координаты, условия (ветер, море, течение, величина прилива, видимость) посадки, данные промера глубин, объем повреждений, водотечность корпуса,
принятые меры для снятия с грунта и защиты интересов судна.
Если подводное препятствие не нанесено на карту, не имеет штатного ограждения или ограждение не исправно, возложить ответственность на портовые власти.
Если посадка явилась следствием предотвращения столкновения, возложить ответственность на другое судно
Аварийная партия проверяет закрытие водонепроницаемых и противопожарных дверей, осматривает корпус судна, определяет характер и размеры повреждений и в случае поступления воды внутрь судна приступает к борьбе за живучесть.
Далее необходимо:
сообщить в спасательно-координационный центр (СКЦ) об обстоятельствах посадки на мель и докладывать об изменении обстановки каждые 2 − 4 часа;
установить связь с судами, находящимися поблизости;
принять все возможные меры для предотвращения загрязнения моря нефтепродуктами;
произвести расчет приливо-отливных явлений в месте посадки на мель;
постоянно производить контроль уровня воды в льялах и междудонных отсеках,при этом определять и вкус воды (пресная/соленая). Шум выходящего воздуха при откручивании пробки мерительной трубки говорит о том, что в этот отсек поступает вода;
принять меры по заделке пробоины и откачке воды;
составить планшет глубин;
определить возможность самостоятельного снятия с мели или запросить помощь спасательной службы;
при приближении шторма или в штормовую погоду принять меры по закреплению судна на мели путем взятия балласта или затопления отсеков.
Если при посадке на мель не ощущалось ударов о грунт, а контрольные откачки из льял и проведенные замеры уровня жидкостей в цистернах и танках свидетельствуют о том, что корпус не получил повреждений и судно сохранило курс,которым оно следовало до посадки, обычно сразу после посадки на мель работой машины на задний ход пытаются сойти на глубокую воду.
При необходимости делаются попытки "расшевелить" судно на грунте перекладкой руля с борта на борт и путем резкого и кратковременного изменения работы машины на передний ход.
При отсутствии положительного результата в течение 20 − 30 минут останавливают машину и проводят детальный сбор информации, необходимой для принятия более обоснованного решения по снятию судна с мели.
По возможности спускается шлюпка и при помощи ручного лота производится промер глубин в окрестностях судна через каждые 10 − 15 м и определяется характер грунта.
1. Ручной лот
2.
Ручной лот состоит из свинцовой или чугунной гири и лотлиня. Гиря выполняется в форме конуса высотой 25 − 30 см и весом от 3 до 5 кг. В нижнем широком основании гири делается выемка, которая перед замером глубины смазывается солидолом.
При касании лотом морского дна частицы грунта прилипают к солидолу, и после подъема лота по ним можно судить о характере грунта. Разбивка лотлиня обозначается по следующей системе: на десятках метров вплетаются флагдуки различных цветов; каждое количество метров, оканчивающееся цифрой 5, обозначаются кожаной маркой с топориками.
3.
В каждой пятерке первый метр обозначается кожаной маркой с одним зубцом,второй – маркой с двумя зубцами, третий – с тремя зубцами и четвертый − с четырьмя. Данные наносятся на планшет глубин, на котором в масштабе изображается вертикальная проекция корпуса судна. Полученные результаты позволят определить сторону, в которую нужно сдвигать судно, и укажут безопасные глубины для подхода спасателей.
На планшете дополнительно должны быть указаны время и дата промера, состояние прилива, направление и скорость течения, характер грунта и другие данные по указанию капитана.
4. Планшет глубин
5.
Одновременно как можно точнее снимается осадка носом, кормой и на миделе судна с обоих бортов. Сравнением глубин у борта судна с осадками в определенных точках корпуса по обоим бортам определяют место соприкосновения корпуса с грунтом.
Осадка судна в момент перед посадкой на мель рассчитывается с учетом израсходованных в рейсе топлива, воды и различных запасов. Место касания грунта корпусом небольшого судна можно также определить способом подрезки, для чего используются заведенные с носа и кормы подкильные концы.
Определение района касания корпуса судна и грунта
Подкильные концы с носа и кормы проводят под корпусом судна до момента соприкосновения с грунтом. Затем их обтягивают, располагая параллельно шпангоутам, и делают отметки краской на борту судна.
Таким образом определяются границы соприкосновения корпуса с грунтом. Недостаток этого способа заключается в том, что подкильные концы могут зацепиться за выступы грунта В и С и дать неправильное представление о районе соприкосновения.
Водолаз более детально обследует грунт и рельеф дна в месте посадки, район касания грунта, повреждения корпуса и винторулевого комплекса. Однако, если судно плотно сидит на грунте, соприкасаясь с ним большей частью днища, водолаз не сможет определить даже район повреждения.
В таких случаях, если это возможно, водолаза следует опустить в затопленный отсек, где повреждение обнаружить легче.
Воспользуйтесь поиском по сайту: