Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Защита трудовых прав работников




 

Высшей ценностью государства являются человек, его права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод че­ловека и гражданина - обязанность государства. Эти закреплен­ные ст. 2 Конституции России положения лежат и в основе разд. XIII ТК РФ.

Конвенции МОТ подчеркивают, что наиболее слабо защищенная сторона трудовых отношений - работник. Поэтому ему необ­ходима государственная защита от произвола работодателя (хо­зяина). Разные государства имеют разный уровень такой защиты.

В России работники за годы советской власти привыкли к тому, что их защищает государство, начиная с создания трудового законодательства, Кодекса, предусматривающего такую защиту.

Выделяют следующие направления развития системы защиты прав работников:

1) установление на федеральном уровне Трудовым кодексом и другим трудовым законодательством высокого уровня условий труда, гарантии основных трудовых прав, которые дополняются, повышаются, развиваются региональным трудовым законодатель­ством и в локальном порядке коллективными договорами, согла­шениями, трудовыми договорами;

2) развитие производственной демократии как непосредст­венной, так и представительской (через профсоюзы и других представителей работников), когда работники сами участвуют и в определении правил внутреннего трудового распорядка, и в установлении обязательности заключения в организации коллек­тивных договоров, не отдавая все это на решение только работо­дателя;

3) широкая пропаганда трудового законодательства всеми способами (через СМИ, лекции и т. д.) среди трудящихся, а также обучение основам его работодателей и их представите­лей. Трудовые права работников призваны защищать и все юрисдикционные органы, рассматривающие трудовые споры, включая суды.

Трудовой кодекс воспринял традицию Кодекса законов о труде по защите трудовых прав работников и выделил специаль­но разд. XIII, названный «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства».

В первой же статье этого раздела (ст. 352 ТК РФ) указаны основные три способа защиты трудовых прав работников и их законных интересов:

1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

2. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами

3. Самозащита работниками трудо­вых прав.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудово­го законодательства и охраной труда возник в России в виде фабричной инспекции еще во второй половине XIX в. Фабричные инспекторы были первыми в истории России государственными за­щитниками рабочих от хозяйского произвола фабрикантов. Все три Кодекса законов о труде России имели самостоятельные главы по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства, который осуществляли не только го­сударство в лице своих специализированных инспекций, проку­ратуры, но и профсоюзы, так как им было передано это право государством в 1933г. В настоящее время государство от профсоюзов это право надзора вернуло себе, создав Гострудинспекцию с ее органами на местах, которая находится в структуре Министерства труда и социального развития России. За профсоюзами со­хранился общественный профсоюзный контроль в этой области.

Наша страна ратифицировала Конвенцию МОТ № 81 (1947 г.) об инспекции труда и протокол к ней 1995 г. в соответствии с которым обязалась иметь государственную инспекцию труда, обес­печивающую соблюдение трудового законодательства и охраны труда на всех производствах Российской Федерации.

Трудовой кодекс предусматривает в гл. 56 систему органов контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и охра­ны труда.

Эта система состоит из следующих федеральных надзорных органов и их органов на местах:

1) Федеральная инспекция труда;

2) Надзор за безопасным ведением работ в промышленности;

3) Энергетический надзор.

4) Надзор за ядерной и радиационной безопасностью;

5) Санитарно-эпидемиологический надзор.

Все эти государственные органы действуют на ос­новании положений принятых постановлениями Правительства или указами Президента РФ.

Ин­спектора федеральной инспекции при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независи­мы от государственных органов, должностных лиц и руковод­ствуются только Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Функции государственного надзора и контроля в сфере труда осуществляют в пределах своей компетенции федеральные орга­ны власти (п. 6 ст. 20 Закона «Об основах охраны труда в Рос­сийской Федерации»), органы местного самоуправления, а так­же прокуратура РФ и ее органы на местах при реализации ими общего надзора за соблюдением законодательства.

Исторически сложилось так, что во всех западных странах и в России государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и охраны труда возник раньше профсоюзного контроля.

Итак, Государственный надзор и контроль в сфере труда осуществляют:

- специально уполномоченные независимые государственные органы и инспекции, Федеральная инспекция труда и ее органы;

- местные органы самоуправления;

- министерства, ведомства - внутриведомственный контроль на подчиненных им производствах;

- генеральная прокуратура РФ и подчиненные ей нижестоя­щие прокуратуры - высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде на территории Российской Феде­рации (ст. 353 ТК).

- Конституционный Суд РФ реагирует на нарушения не толь­ко по применению трудового законодательства, но и по его уста­новлению (например, он признал незаконность ограничения оп­латы вынужденного прогула по ст. 213 КЗоТ), поскольку явля­ется высшим судебным органом конституционного контроля.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудово­го законодательства и охраны труда во всех организациях на тер­ритории России осуществляют: Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда на мес­тах, действующие на основании Положения о ней, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78 «О Федеральной инспекции труда».

Федеральная инспекция труда -единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации.

Эти органы анализируют причины трудовых нарушений в области охраны труда и готовят предложения по совершен­ствованию указанных актов, а также обобщают данные о состоя­нии и причинах производственного травматизма, разрабатывают меры по их профилактике, дают заключения по проектам строи­тельных норм и правил (СНиП), участвуют в разработке гос­стандартов по безопасности труда.

Федеральной инспекцией труда руководит государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на долж­ность и освобождаемый от нее Правительством РФ. Государст­венный инспектор труда назначает и освобождает от должности руководителей государственных инспекций труда - главных ин­спекторов труда Российской Федерации. Федеральная инспекция находится в структуре Министерства труда и социального развития России.

Ст. 356 ТК закрепила основные полномочия органов федеральной инспекции труда:

-осуществляют государственный надзор и контроль за соблю­дением в организациях трудового законодательства посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;

-анализируют обстоятельства и причины выявленных правона­рушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав;

- осуществляют рассмотрение дел об административных право­нарушениях в сфере труда;

- проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного на­значения, вводом их в эксплуатацию;

-осуществляют надзор и контроль за порядком расследования и учета несчастных случаев на производстве;

- анализируют состояние и причины производственного трав­матизма;

Федеральная инспекция труда и ее подведомственные органы осуществляют свою деятельность во взаимодействии со специализированными федеральными над­зорами, органами прокуратуры, органами исполнительной власти, правовой и технической инспекциями труда объединений проф­союзов.

Должностные лица органов государственного надзора и кон­троля (государственные инспекторы) по охране труда имеют право:

- для проверки производства беспрепятственно посещать лю­бые предприятия;

- выдавать должностным лицам администрации работодателя обязательные для исполнения предписания;

- участвовать в расследовании несчастных случаев и профес­сиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;

- получать информацию от должностных лиц администрации о состоянии условий и охраны труда и о всех несчастных случа­ях на производстве и профессиональных заболеваниях;

- приостанавливать работу организаций, отдельных производст­венных подразделений и оборудования в случаях непосредствен­ной угрозы жизни и здоровью работников;

- выдавать работодателям обязательные к рассмотрению пред­ставления об устранении выявленных нарушений законодатель­ства об охране труда;

- проверять условия и охрану труда, в том числе предусмот­ренных коллективными договорами или соглашениями;

- участвовать в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производст­ва в качестве независимых экспертов;

- обращаться в соответствующие органы с требованием о при­влечении к ответственности должностных лиц, виновных в нару­шении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

- участвовать в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств по коллективным договорам или соглашениям с изменениями усло­вий труда.

Деятельность государственных инспекторов осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и граж­данина, законности, объективности, независимости и гласности. Государственные инспекторы труда за трудовые правонаруше­ния могут налагать на виновных должностных лиц, работодате­лей штрафы. Их размеры предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в зависимо­сти от вида трудового правонарушения.

Суммы этих штрафов направляются на бюджетный счет Мин­труда России, которые используются на улучшение условий и ох­раны труда.

Эти инспекторы являются государственными служащими и на них распространяется законодательство о федеральной госу­дарственной гражданской службе, в том числе и об ответственности.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности, который вправе следить за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горно-рудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геолого-разведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности.

При исполнении обязанностей по надзору за безопасным ведением работ работники федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности независимы и подчиняются только закону.

Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области энергетического надзора.

При проведении указанных мероприятий работники федерального органа исполнительной власти в области энергетического надзора независимы и подчиняются только закону.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.

Работники федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия при осуществлении надзора за соблюдением организациями перечисленных выше норм и правил независимы и подчиняются только закону.

Государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за ядерной и радиационной безопасностью.

Лица, осуществляющие надзор за ядерной и радиационной безопасностью, обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности в проверяемых организациях.

Работники федерального органа исполнительной власти по надзору за ядерной и радиационной безопасностью при осуществлении надзора за ядерной и радиационной безопасностью независимы и подчиняются только закону.

Право на самозащиту работником своих прав нашло свое отражение в ст. 379, 380 ТК РФ «1.В целях самозащиты трудовых прав работник может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные настоящим Кодексом, иными законами и другими нормативными правовыми актами.

2.Работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав. Преследование работников за использование ими допустимых законодательством способов самозащиты трудовых прав запрещается». Это право повто­рено в ст. 219 и 220 ТК РФ, закрепивших в соответствии со ст. 37 Конституции РФ осуществление права на труд в безопасных для жизни и здоровья условиях.

Однако, указывая в ст. 379 ТК РФ формы этой самозащиты, законодатель почему-то не отнес к этим формам разрешение ин­дивидуальных и коллективных трудовых споров - эти важней­шие формы всегда начинаются по инициативе работников, без чего не может быть ни индивидуальных, ни коллективных тру­довых споров.

Понятие «защита трудовых прав» включает не только указанные способы защиты, но и другие способы - как апробированные многолетней практикой (например, при создании самого акта трудового права в централизованном или локальном порядке), так и новые, на­пример предусмотренные ст. 379 ТК РФ: «1.Работник имеет право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами».

Конституцией РФ (ст. 37) и трудовым законодательством признается право работника на разрешение трудовых споров с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

В тех случаях, когда применение отдельных правовых норм в конкретной ситуации вызывает разногласия и стороны расходятся в их понимании, каждая из них имеет право обратиться в компе­тентный орган для защиты своих прав и законных интересов.

Тру­довые споры подразделяются на индивидуальные и коллективные, что влияет на различный порядок их разрешения.

Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора меж­ду работником и работодателем установлен гл. 60 ТК РФ.

Индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разно­гласия между работодателем и работником по вопросам примене­ния законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, тру­дового договора (в том числе об установлении или изменении ин­дивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рас­смотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 381 ТК РФ).

Индивидуальный трудовой спор может возникнуть между работодателем и работником организации.

Кроме того, участниками трудовых споров могут выступать граждане, ранее состоявшие в трудовых отношениях с работодате­лем, а также лица, изъявившие желание заключить трудовой дого­вор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора. К первой группе лиц относятся, например, работники, уволенные по инициативе работодателей и обжалующие та­кое увольнение в судебном порядке. Ко второй группе можно от­нести работников, в отношении которых законодательством зап­рещено отказывать в приеме на работу, в частности женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (ст. 64 ТК РФ). Таким образом, в отличие от КЗоТ РСФСР, в ТК РФ расширен круг субъектов индивидуального трудового спора.

Трудовой спор возникает вследствие разногласий между работ­ником и работодателем по поводу применения норм трудового за­конодательства и иных актов, регулирующих трудовые отноше­ния. Это означает, что к моменту возникновения трудового спора стороны не пришли к взаимному соглашению по спорным вопро­сам путем переговоров, обмена письменными актами и т. п., поэтому необходимо рассмотрение трудового спора компетентным органом, решение которого будет обязательным к исполнению и работником и работодателем.

Предметом разногласий в зависимости от субъектного состава спора могут быть вопросы, связанные с:

- применением законов и иных нормативных правовых актов;

- применением соглашения или коллективного договора;

- применением трудового договора;

-необоснованным (дискриминационным) отказом в приеме на работу;

- дискриминацией при установлении заработной платы и других условий труда.

Разногласия между сторонами можно квалифицировать как ин­дивидуальный трудовой спор с момента заявления о них в орган по рассмотрению споров.

До момента обращения в комиссию по трудовым спорам или в суд (к мировому судье) индивидуального трудового спора не существует.

Индивидуальный трудовой спор следует отличать от коллектив­ного трудового спора (ст. 398-418 ТК РФ). Они различаются как по субъектному составу, так и по предмету спора. Так, сторонами индивидуального трудового спора всегда выступает работник и ра­ботодатель, коллектив работников или его представительные орга­ны не могут быть участниками такого спора. Другим отличием яв­ляется то, что индивидуальный трудовой спор может возникнуть по поводу применения норм законодательства о труде или поло­жений трудового договора. Коллективный же спор связан исклю­чительно с заключением, изменением или выполнением коллек­тивного договора, соглашения.

Оба критерия разграничения трудовых споров должны приме­няться одновременно. Это очень важно для определения вида тру­дового спора и порядка его разрешения. Например, спор об установ­лении условий труда или о выполнении коллективного договора может, быть индивидуальным, если условия труда устанавливаются или коллективный договор не выполняется в отношении одного ра­ботника. Если же разногласия возникли по поводу установления условий труда для всего коллектива или невыполнения коллектив­ного договора по отношению ко всем работникам, то имеет место коллективный трудовой спор.

В соответствии со ст. 382 ТК РФ органами по рассмотрению ин­дивидуальных трудовых споров являются комиссии по трудовым спорам (КТС) и судебные органы.

В соответствии с Федеральным законом от 17.12.1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» трудовые спо­ры также рассматриваются мировыми судьями. Как следует из подп. 7 п. 1 ст. 3 указанного Закона, к их компетенции отнесены дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе.

Мировые судьи рассматривают индивидуальные трудовые спо­ры единолично в порядке, установленном гражданско-процессу­альным законодательством. В субъектах Российской Федерации, где мировые судьи не назначены (не избраны) на должность, дела, относящиеся к их компетенции, рассматриваются судьями район­ных судов единолично.

Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в ко­миссии по трудовым спорам установлен ст. 384-389 ТК РФ, а по­рядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах регулируется ст. 390-394 ТК РФ, а также положениями гражданско-процессу­ального законодательства, определяющими подведомственность гражданских дел судам, состав лиц, участвующих в деле, производ­ство в суде первой инстанции, кассационной инстанции, надзор­ной инстанции, порядок осуществления исполнительного произ­водства и др.

Для отдельных категорий работников предусмотрен особый по­рядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Так, в органах государственной власти не создаются комиссии по трудо­вым спорам. Для рассмотрения спора государственный служащий вправе выбрать орган, которому он доверяет разрешение своих раз­ногласий с работодателем. При обращении в вышестоящий госу­дарственный орган за государственным служащим в соответствии со ст. 46 Конституции РФ сохраняется право обращения в суд за защитой своих прав.

Прокурорские работники решение руководителей органов и уч­реждений прокуратуры по вопросам прохождения службы могут обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд.

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам (далее - КТС), если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Если такой спор не рассмотрен комиссией в 10-дневный срок, работник впра­ве обратиться в суд.

К компетенции КТС отнесены все индивидуальные трудовые споры, возникающие в организации, за исключением споров, рас­сматриваемых в ином порядке, в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

В соответствии с ТК РФ создание в организации КТС не являет­ся обязательным и зависит исключительно от инициативы работни­ков и (или) работодателей. Если в организации КТС отсутствует, то рассмотрение возникающих между работником и работодателем трудовых споров осуществляется в судебном порядке. Порядок образования КТС регламентирован ст. 384 ТК РФ. КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. На практике обычно КТС создается по предложению выборного профсоюзного органа, действующего в организации, либо иной инициативной группы работников.

Представители работников в КТС либо непосредственно изби­раются общим собранием (конференцией) работников организа­ции, либо делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. При этом не имеет значения их членство в профсоюзе и занимаемая должность.

Поскольку ГК РФ детально не определен порядок принятия ре­шения общим собранием работников организации то в данной ситуа­ции могут быть применены нормы ТК РФ, регулирующие правила принятия решения общего собрания (конференции) работников при объявлении забастовки (ст. 410 ТК РФ). В частности, общее собра­ние (конференция) работников считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа работников (делегатов конференции). Решение о выборе представителей работников в КТС может считаться принятым, если за него прого­лосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции).

Представители работодателя назначаются в комиссию по трудо­вым спорам руководителем организации. Это могут быть руководители структурных подразделений, работники отделов труда и заработной платы, кадровой службы, юрисконсульт. В данном слу­чае полномочия представителя работодателя оформляются соот­ветствующим приказом руководителя.

КТС может создаваться на определенный срок или без указания срока по выбору общего собрания, принимающего решение об об­разовании комиссии.

После формирования состава КТС из числа лиц, входящих в нее, избираются председатель комиссии и секретарь. ТК РФ - допускает также избрание заместителей Председателя КТС (ч. 6 ст. 387 ТК РФ). Председателем КТС осуществляются организация работы данного органа, извещение заинтересованных лиц о предстоящих заседаниях комиссии, ведение заседаний комиссии, подписание письменных документов, в частности протокола заседания КТС, вызов на заседание комиссии свидетелей, приглашение специали­стов и т. п.

Согласно ч. 3 ст. 384 ТК РФ КТС может быть создана в струк­турных подразделениях организации по решению общего собра­ния работников организации. Такие комиссии образуются и дей­ствуют на тех же основаниях, что и КТС организации. В КТС структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

На работодателя возложена обязанность по организационно - техническому обеспечению деятельности КТС. Должно быть предо­ставлено помещение для заседаний комиссии, выделена оргтехника, бумага, а также организовано ведение делопроизводства, осуществ­ление выдачи копий документов и т.п. Указанное положение ст. 384 ТК РФ не исключает возможности возложения работодателем обязанности по организа­ционному обеспечению деятельности КТС на какого-либо работни­ка организации, которая будет исполняться им наряду с основной трудовой функцией, с установлением определенной доплаты.

Согласно ст. 385 ТК РФ работник обращается в КТС, если он самостоятельно или действуя через своего представителя не урегулировал имеющиеся разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Однако трудовым законодательством не определен порядок та­кой процедуры. Кроме того, при обращении работника в КТС пря­мо не предусмотрена обязанность работника подтвердить соверше­ние действий, направленных на согласование разногласий с работодателем.

Переговоры с работодателем могут проводиться самим работни­ком или по его просьбе представителем профсоюза (первичной профсоюзной организацией) или иного представительного органа. Возможно привлечение к урегулированию разногласий и иных представителей, например законных представителей, адвокатов.

От имени работодателя обычно выступает единоличный испол­нительный орган юридического лица - руководитель или уполно­моченные им лица.

КТС как уполномоченный орган вправе рассматривать споры по многим вопросам, в том числе по вопросам применения норм выра­ботки и сдельных расценок, а также условий труда, обеспечивающих выполнение норм выработки, перевода на другую работу и оплаты труда при переводе, оплаты труда при невыполнении норм выработ­ки, простое и браке, оплаты сверхурочных работ и работ в ночное время, компенсации за работу в выходные и праздничные дни и др. Вместе с тем КТС не имеет права принимать к рассмотрению споры, которые отнесены к компетенции суда. Комиссией не рас­сматриваются споры государственных служащих и других катего­рий работников, для которых установлен особый порядок разре­шения трудовых споров.

В целях определения конкретных полномочий, порядка образо­вания и деятельности комиссии по трудовым спорам в организа­ции целесообразно разработать соответствующее положение о КТС.

Структура положения о КТС включает: общие положения, право на обращение, состав КТС, председатель, срок полномочий КТС, обязанности работодателя при образовании и организации деятельности КТС, регламент работы КТС, порядок рассмотрения индивидуальных труд. споров, решение КТС.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...