Защита трудовых прав работников
Высшей ценностью государства являются человек, его права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Эти закрепленные ст. 2 Конституции России положения лежат и в основе разд. XIII ТК РФ. Конвенции МОТ подчеркивают, что наиболее слабо защищенная сторона трудовых отношений - работник. Поэтому ему необходима государственная защита от произвола работодателя (хозяина). Разные государства имеют разный уровень такой защиты. В России работники за годы советской власти привыкли к тому, что их защищает государство, начиная с создания трудового законодательства, Кодекса, предусматривающего такую защиту. Выделяют следующие направления развития системы защиты прав работников: 1) установление на федеральном уровне Трудовым кодексом и другим трудовым законодательством высокого уровня условий труда, гарантии основных трудовых прав, которые дополняются, повышаются, развиваются региональным трудовым законодательством и в локальном порядке коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами; 2) развитие производственной демократии как непосредственной, так и представительской (через профсоюзы и других представителей работников), когда работники сами участвуют и в определении правил внутреннего трудового распорядка, и в установлении обязательности заключения в организации коллективных договоров, не отдавая все это на решение только работодателя; 3) широкая пропаганда трудового законодательства всеми способами (через СМИ, лекции и т. д.) среди трудящихся, а также обучение основам его работодателей и их представителей. Трудовые права работников призваны защищать и все юрисдикционные органы, рассматривающие трудовые споры, включая суды.
Трудовой кодекс воспринял традицию Кодекса законов о труде по защите трудовых прав работников и выделил специально разд. XIII, названный «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства». В первой же статье этого раздела (ст. 352 ТК РФ) указаны основные три способа защиты трудовых прав работников и их законных интересов: 1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства 2. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами 3. Самозащита работниками трудовых прав. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраной труда возник в России в виде фабричной инспекции еще во второй половине XIX в. Фабричные инспекторы были первыми в истории России государственными защитниками рабочих от хозяйского произвола фабрикантов. Все три Кодекса законов о труде России имели самостоятельные главы по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства, который осуществляли не только государство в лице своих специализированных инспекций, прокуратуры, но и профсоюзы, так как им было передано это право государством в 1933г. В настоящее время государство от профсоюзов это право надзора вернуло себе, создав Гострудинспекцию с ее органами на местах, которая находится в структуре Министерства труда и социального развития России. За профсоюзами сохранился общественный профсоюзный контроль в этой области. Наша страна ратифицировала Конвенцию МОТ № 81 (1947 г.) об инспекции труда и протокол к ней 1995 г. в соответствии с которым обязалась иметь государственную инспекцию труда, обеспечивающую соблюдение трудового законодательства и охраны труда на всех производствах Российской Федерации.
Трудовой кодекс предусматривает в гл. 56 систему органов контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и охраны труда. Эта система состоит из следующих федеральных надзорных органов и их органов на местах: 1) Федеральная инспекция труда; 2) Надзор за безопасным ведением работ в промышленности; 3) Энергетический надзор. 4) Надзор за ядерной и радиационной безопасностью; 5) Санитарно-эпидемиологический надзор. Все эти государственные органы действуют на основании положений принятых постановлениями Правительства или указами Президента РФ. Инспектора федеральной инспекции при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и руководствуются только Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Функции государственного надзора и контроля в сфере труда осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы власти (п. 6 ст. 20 Закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации»), органы местного самоуправления, а также прокуратура РФ и ее органы на местах при реализации ими общего надзора за соблюдением законодательства. Исторически сложилось так, что во всех западных странах и в России государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и охраны труда возник раньше профсоюзного контроля. Итак, Государственный надзор и контроль в сфере труда осуществляют: - специально уполномоченные независимые государственные органы и инспекции, Федеральная инспекция труда и ее органы; - местные органы самоуправления; - министерства, ведомства - внутриведомственный контроль на подчиненных им производствах; - генеральная прокуратура РФ и подчиненные ей нижестоящие прокуратуры - высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде на территории Российской Федерации (ст. 353 ТК). - Конституционный Суд РФ реагирует на нарушения не только по применению трудового законодательства, но и по его установлению (например, он признал незаконность ограничения оплаты вынужденного прогула по ст. 213 КЗоТ), поскольку является высшим судебным органом конституционного контроля.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраны труда во всех организациях на территории России осуществляют: Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда на местах, действующие на основании Положения о ней, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78 «О Федеральной инспекции труда». Федеральная инспекция труда -единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации. Эти органы анализируют причины трудовых нарушений в области охраны труда и готовят предложения по совершенствованию указанных актов, а также обобщают данные о состоянии и причинах производственного травматизма, разрабатывают меры по их профилактике, дают заключения по проектам строительных норм и правил (СНиП), участвуют в разработке госстандартов по безопасности труда. Федеральной инспекцией труда руководит государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Правительством РФ. Государственный инспектор труда назначает и освобождает от должности руководителей государственных инспекций труда - главных инспекторов труда Российской Федерации. Федеральная инспекция находится в структуре Министерства труда и социального развития России. Ст. 356 ТК закрепила основные полномочия органов федеральной инспекции труда: -осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом; -анализируют обстоятельства и причины выявленных правонарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав;
- осуществляют рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере труда; - проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию; -осуществляют надзор и контроль за порядком расследования и учета несчастных случаев на производстве; - анализируют состояние и причины производственного травматизма; Федеральная инспекция труда и ее подведомственные органы осуществляют свою деятельность во взаимодействии со специализированными федеральными надзорами, органами прокуратуры, органами исполнительной власти, правовой и технической инспекциями труда объединений профсоюзов. Должностные лица органов государственного надзора и контроля (государственные инспекторы) по охране труда имеют право: - для проверки производства беспрепятственно посещать любые предприятия; - выдавать должностным лицам администрации работодателя обязательные для исполнения предписания; - участвовать в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование; - получать информацию от должностных лиц администрации о состоянии условий и охраны труда и о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; - приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; - выдавать работодателям обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда; - проверять условия и охрану труда, в том числе предусмотренных коллективными договорами или соглашениями; - участвовать в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов; - обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве; - участвовать в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств по коллективным договорам или соглашениям с изменениями условий труда. Деятельность государственных инспекторов осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности. Государственные инспекторы труда за трудовые правонарушения могут налагать на виновных должностных лиц, работодателей штрафы. Их размеры предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в зависимости от вида трудового правонарушения.
Суммы этих штрафов направляются на бюджетный счет Минтруда России, которые используются на улучшение условий и охраны труда. Эти инспекторы являются государственными служащими и на них распространяется законодательство о федеральной государственной гражданской службе, в том числе и об ответственности. Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности, который вправе следить за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горно-рудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геолого-разведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности. При исполнении обязанностей по надзору за безопасным ведением работ работники федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности независимы и подчиняются только закону. Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области энергетического надзора. При проведении указанных мероприятий работники федерального органа исполнительной власти в области энергетического надзора независимы и подчиняются только закону. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия. Работники федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия при осуществлении надзора за соблюдением организациями перечисленных выше норм и правил независимы и подчиняются только закону. Государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за ядерной и радиационной безопасностью. Лица, осуществляющие надзор за ядерной и радиационной безопасностью, обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности в проверяемых организациях. Работники федерального органа исполнительной власти по надзору за ядерной и радиационной безопасностью при осуществлении надзора за ядерной и радиационной безопасностью независимы и подчиняются только закону. Право на самозащиту работником своих прав нашло свое отражение в ст. 379, 380 ТК РФ «1.В целях самозащиты трудовых прав работник может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные настоящим Кодексом, иными законами и другими нормативными правовыми актами. 2.Работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав. Преследование работников за использование ими допустимых законодательством способов самозащиты трудовых прав запрещается». Это право повторено в ст. 219 и 220 ТК РФ, закрепивших в соответствии со ст. 37 Конституции РФ осуществление права на труд в безопасных для жизни и здоровья условиях. Однако, указывая в ст. 379 ТК РФ формы этой самозащиты, законодатель почему-то не отнес к этим формам разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров - эти важнейшие формы всегда начинаются по инициативе работников, без чего не может быть ни индивидуальных, ни коллективных трудовых споров. Понятие «защита трудовых прав» включает не только указанные способы защиты, но и другие способы - как апробированные многолетней практикой (например, при создании самого акта трудового права в централизованном или локальном порядке), так и новые, например предусмотренные ст. 379 ТК РФ: «1.Работник имеет право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами». Конституцией РФ (ст. 37) и трудовым законодательством признается право работника на разрешение трудовых споров с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. В тех случаях, когда применение отдельных правовых норм в конкретной ситуации вызывает разногласия и стороны расходятся в их понимании, каждая из них имеет право обратиться в компетентный орган для защиты своих прав и законных интересов. Трудовые споры подразделяются на индивидуальные и коллективные, что влияет на различный порядок их разрешения. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора между работником и работодателем установлен гл. 60 ТК РФ. Индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 381 ТК РФ). Индивидуальный трудовой спор может возникнуть между работодателем и работником организации. Кроме того, участниками трудовых споров могут выступать граждане, ранее состоявшие в трудовых отношениях с работодателем, а также лица, изъявившие желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора. К первой группе лиц относятся, например, работники, уволенные по инициативе работодателей и обжалующие такое увольнение в судебном порядке. Ко второй группе можно отнести работников, в отношении которых законодательством запрещено отказывать в приеме на работу, в частности женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (ст. 64 ТК РФ). Таким образом, в отличие от КЗоТ РСФСР, в ТК РФ расширен круг субъектов индивидуального трудового спора. Трудовой спор возникает вследствие разногласий между работником и работодателем по поводу применения норм трудового законодательства и иных актов, регулирующих трудовые отношения. Это означает, что к моменту возникновения трудового спора стороны не пришли к взаимному соглашению по спорным вопросам путем переговоров, обмена письменными актами и т. п., поэтому необходимо рассмотрение трудового спора компетентным органом, решение которого будет обязательным к исполнению и работником и работодателем. Предметом разногласий в зависимости от субъектного состава спора могут быть вопросы, связанные с: - применением законов и иных нормативных правовых актов; - применением соглашения или коллективного договора; - применением трудового договора; -необоснованным (дискриминационным) отказом в приеме на работу; - дискриминацией при установлении заработной платы и других условий труда. Разногласия между сторонами можно квалифицировать как индивидуальный трудовой спор с момента заявления о них в орган по рассмотрению споров. До момента обращения в комиссию по трудовым спорам или в суд (к мировому судье) индивидуального трудового спора не существует. Индивидуальный трудовой спор следует отличать от коллективного трудового спора (ст. 398-418 ТК РФ). Они различаются как по субъектному составу, так и по предмету спора. Так, сторонами индивидуального трудового спора всегда выступает работник и работодатель, коллектив работников или его представительные органы не могут быть участниками такого спора. Другим отличием является то, что индивидуальный трудовой спор может возникнуть по поводу применения норм законодательства о труде или положений трудового договора. Коллективный же спор связан исключительно с заключением, изменением или выполнением коллективного договора, соглашения. Оба критерия разграничения трудовых споров должны применяться одновременно. Это очень важно для определения вида трудового спора и порядка его разрешения. Например, спор об установлении условий труда или о выполнении коллективного договора может, быть индивидуальным, если условия труда устанавливаются или коллективный договор не выполняется в отношении одного работника. Если же разногласия возникли по поводу установления условий труда для всего коллектива или невыполнения коллективного договора по отношению ко всем работникам, то имеет место коллективный трудовой спор. В соответствии со ст. 382 ТК РФ органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются комиссии по трудовым спорам (КТС) и судебные органы. В соответствии с Федеральным законом от 17.12.1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» трудовые споры также рассматриваются мировыми судьями. Как следует из подп. 7 п. 1 ст. 3 указанного Закона, к их компетенции отнесены дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе. Мировые судьи рассматривают индивидуальные трудовые споры единолично в порядке, установленном гражданско-процессуальным законодательством. В субъектах Российской Федерации, где мировые судьи не назначены (не избраны) на должность, дела, относящиеся к их компетенции, рассматриваются судьями районных судов единолично. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам установлен ст. 384-389 ТК РФ, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах регулируется ст. 390-394 ТК РФ, а также положениями гражданско-процессуального законодательства, определяющими подведомственность гражданских дел судам, состав лиц, участвующих в деле, производство в суде первой инстанции, кассационной инстанции, надзорной инстанции, порядок осуществления исполнительного производства и др. Для отдельных категорий работников предусмотрен особый порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Так, в органах государственной власти не создаются комиссии по трудовым спорам. Для рассмотрения спора государственный служащий вправе выбрать орган, которому он доверяет разрешение своих разногласий с работодателем. При обращении в вышестоящий государственный орган за государственным служащим в соответствии со ст. 46 Конституции РФ сохраняется право обращения в суд за защитой своих прав. Прокурорские работники решение руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы могут обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд. Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам (далее - КТС), если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Если такой спор не рассмотрен комиссией в 10-дневный срок, работник вправе обратиться в суд. К компетенции КТС отнесены все индивидуальные трудовые споры, возникающие в организации, за исключением споров, рассматриваемых в ином порядке, в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. В соответствии с ТК РФ создание в организации КТС не является обязательным и зависит исключительно от инициативы работников и (или) работодателей. Если в организации КТС отсутствует, то рассмотрение возникающих между работником и работодателем трудовых споров осуществляется в судебном порядке. Порядок образования КТС регламентирован ст. 384 ТК РФ. КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. На практике обычно КТС создается по предложению выборного профсоюзного органа, действующего в организации, либо иной инициативной группы работников. Представители работников в КТС либо непосредственно избираются общим собранием (конференцией) работников организации, либо делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. При этом не имеет значения их членство в профсоюзе и занимаемая должность. Поскольку ГК РФ детально не определен порядок принятия решения общим собранием работников организации то в данной ситуации могут быть применены нормы ТК РФ, регулирующие правила принятия решения общего собрания (конференции) работников при объявлении забастовки (ст. 410 ТК РФ). В частности, общее собрание (конференция) работников считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа работников (делегатов конференции). Решение о выборе представителей работников в КТС может считаться принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). Представители работодателя назначаются в комиссию по трудовым спорам руководителем организации. Это могут быть руководители структурных подразделений, работники отделов труда и заработной платы, кадровой службы, юрисконсульт. В данном случае полномочия представителя работодателя оформляются соответствующим приказом руководителя. КТС может создаваться на определенный срок или без указания срока по выбору общего собрания, принимающего решение об образовании комиссии. После формирования состава КТС из числа лиц, входящих в нее, избираются председатель комиссии и секретарь. ТК РФ - допускает также избрание заместителей Председателя КТС (ч. 6 ст. 387 ТК РФ). Председателем КТС осуществляются организация работы данного органа, извещение заинтересованных лиц о предстоящих заседаниях комиссии, ведение заседаний комиссии, подписание письменных документов, в частности протокола заседания КТС, вызов на заседание комиссии свидетелей, приглашение специалистов и т. п. Согласно ч. 3 ст. 384 ТК РФ КТС может быть создана в структурных подразделениях организации по решению общего собрания работников организации. Такие комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и КТС организации. В КТС структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений. На работодателя возложена обязанность по организационно - техническому обеспечению деятельности КТС. Должно быть предоставлено помещение для заседаний комиссии, выделена оргтехника, бумага, а также организовано ведение делопроизводства, осуществление выдачи копий документов и т.п. Указанное положение ст. 384 ТК РФ не исключает возможности возложения работодателем обязанности по организационному обеспечению деятельности КТС на какого-либо работника организации, которая будет исполняться им наряду с основной трудовой функцией, с установлением определенной доплаты. Согласно ст. 385 ТК РФ работник обращается в КТС, если он самостоятельно или действуя через своего представителя не урегулировал имеющиеся разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Однако трудовым законодательством не определен порядок такой процедуры. Кроме того, при обращении работника в КТС прямо не предусмотрена обязанность работника подтвердить совершение действий, направленных на согласование разногласий с работодателем. Переговоры с работодателем могут проводиться самим работником или по его просьбе представителем профсоюза (первичной профсоюзной организацией) или иного представительного органа. Возможно привлечение к урегулированию разногласий и иных представителей, например законных представителей, адвокатов. От имени работодателя обычно выступает единоличный исполнительный орган юридического лица - руководитель или уполномоченные им лица. КТС как уполномоченный орган вправе рассматривать споры по многим вопросам, в том числе по вопросам применения норм выработки и сдельных расценок, а также условий труда, обеспечивающих выполнение норм выработки, перевода на другую работу и оплаты труда при переводе, оплаты труда при невыполнении норм выработки, простое и браке, оплаты сверхурочных работ и работ в ночное время, компенсации за работу в выходные и праздничные дни и др. Вместе с тем КТС не имеет права принимать к рассмотрению споры, которые отнесены к компетенции суда. Комиссией не рассматриваются споры государственных служащих и других категорий работников, для которых установлен особый порядок разрешения трудовых споров. В целях определения конкретных полномочий, порядка образования и деятельности комиссии по трудовым спорам в организации целесообразно разработать соответствующее положение о КТС. Структура положения о КТС включает: общие положения, право на обращение, состав КТС, председатель, срок полномочий КТС, обязанности работодателя при образовании и организации деятельности КТС, регламент работы КТС, порядок рассмотрения индивидуальных труд. споров, решение КТС.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|