Смысловая связь между примерами
СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ
Смысловые отношения
| Типовые конструкции
|
Противопоставление
| Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает
|
Сравнение, сопоставление
| Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…
|
Причина
| Что стало причиной этих событий( поступков героя)? Об этом автор пишет далее.
|
Следствие, вывод
| Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
|
Уступка
| Несмотря на то, что все убеждены в правильности…., герой (автор) думает иначе.
|
ГДЕ ОБОЗНАЧЕНА СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ?
СВЯЗЬ
| Речевые клише
|
Указание на связь примеров как зачин в комментарии:
| Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, проследим за ходом авторской мысли. В. С. Токарева рассказывает о том, как ученики на уроке писали классное сочинение на тему «Самый счастливый день в моей жизни» (предложение№1). (Пояснение к первому примеру) Если хорошенько задуматься то каждый из трех сотен шестидесяти пяти дней в году может быть интересным, уникальным и неповторимым, полон разных событий. Но среди них есть особенные даты, которые значимы для людей и надолго запоминаются.
|
Указание на связь примеров при переходе от первого ко второму:
| Развивая эту тему, автор обращает внимание читателя на то, что каждый учащийся размышлял о том, когда он чувствовал себя счастливым.
|
Указание на связь примеров как итог комментирования:
| Оба приведённых примера, дополняя друг друга, подтверждают, что самый счастливый день – это оказывается день, который остаётся в памяти и дает множество возможностей. Этот день несет в себе что-то новое: опыт, впечатления, ощущения, открытия. Порой они неожиданные, нередко запланированные. Оба примера иллюстрируют одну мысль: неважно, какой сегодня день, месяц, год, выходной день или рабочий. Важно, что он был и оставил самое лучшее, замечательное. Оказывается совсем неважно: нравится – не нравится учительнице, а самое главное – он был этот счастливый день, и девочку « все любили и откровенно … восхищались» ею.
|
СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ (КЛИШЕ)
Указание на смысловую связь между примерами-иллюстрациями может быть выражено различными способами. Перечислим некоторые из них:
Детализация (Можно ли привести подробности? Какие? )
| ... так, например, ... ... укажем детали...
|
Указание на следствие(Как это может сказаться на...?
Из чего это следует?
Что с этим связано? )
| ... вот почему...
|
Подтверждение (Как это подтверждается автором? )
| в подтверждение этих мыслей автора...
|
Объяснение(Почему?
Чем это можно объяснить? )
| ... автор объясняет это тем, что... объясняется это тем, что...
|
Определение(Что обозначает это слово? )
| ... это слово автор понимает по-своему... значение этого слова определяет...
|
Аналогия (На что это похоже? )
| ... как и... здесь прослеживается (обнаруживается)...
|
Выделение (Что здесь главное?
Что автор (рассказчик) отмечает в первую очередь? )
| автор текста фиксирует внимание... автор текста обращает наше внимание на...
|
Сопоставление и противопоставление(С чем это сравнивается?
Чему это противопоставлено? )
| .. сравним... ... автор противопоставляет... ... автор сравнивает...
|
ВНИМАНИЕ! Комментарий – это вторая часть Вашей работы, и в сочинении Вы размещаете его после сформулированной проблемы. Если вы справились с поставленной задачей, вы удовлетворите критерию К2 оценивания сочинения. Это самая дорогая часть работы, и оценивается
6 баллами.
!!! Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст!
IV. Определите позицию автора по выбранной вами проблеме.
Что значит сформулировать позицию автора?
Позиция автора - это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Мы знаем, что проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.
Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит логика изложения мысли в сочинении нарушена.
Проблема
(вопрос)
Позиция автора
(ответ)
Как проявляется позиция автора?
Позиция автора проявляется прежде всего в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения.
Способы выражения позиции автора
· автор может заявлять о своём отношении к поднятой проблеме прямо, словесно полно выразив его в тексте;
· позиция автора может на быть выражена прямо, и тогда мы определяем её по косвенным признакам (чаще всего по каким – либо словам и отдельным репликам).
В случае если позиция автора не заявлена прямо, определить её вам может помочь отношение автора к поднятой проблеме:
· позитивное (положительное);
· негативное (отрицательное);
· нейтральное;
· двойственное;
Учитывается также, каково настроение автора.
Это может быть:
· ирония;
· сарказм;
· грустная, печальная тональность;
· радостная тональность;
· оптимистичный настрой;
· пессимистический настрой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: