Теоретические основы понятия «аутизм»
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Оглавление Введение. 3 Глава 1. Общая характеристика детей с расстройствами аутистического спектра 6 1.1 Теоретические основы понятия «аутизм». 6 1.2 Причины и классификация расстройств аутистического спектра. 8 1.3 Прикладной анализ поведения. 18 Глава 2. Современные представления о поведении аутичных детей и коррекционной работе. 26 2.1 Понятие «поведение», его значение в психологии. 26 2.2 Особенности поведения детей с расстройством аутистического спектра 29 2.3 Использование методики АВА в коррекционной работе. 39 Заключение. 45 Список литературы.. 48
Введение
Актуальность выбранной темы. Расстройство аутистического спектра в настоящее время не рассматривается как чисто клиническая проблема. В современном понимании он предстает как особый тип нарушения психического развития и, закономерно, что все более значимую роль в его преодолении приобретают психологическая и педагогическая коррекционная работа. Накоплен значительный опыт клинических и психологических исследований, ведется поиск эффективных путей воспитания и обучения детей с расстройством аутистического спектра. Многолетний поиск первичного нарушения, страдающей психической функции, ответственной за дезадаптацию аутичного ребенка, не увенчался успехом, и в настоящее время детский аутизм признан первазивным, всепроникающим нарушением психического развития. В центре внимания специалистов в настоящее время находятся не столько проявления дефицитарности отдельных психических способностей аутичного ребенка, сколько общие закономерности нарушения развития форм его взаимодействия с окружающим миром и, в первую очередь, с близким человеком. Показано, что прогресс в понимании природы детского аутизма может быть достигнут только при осознании единой логики нарушения аффективного и когнитивного развития ребенка.
Понятно, что психологическая помощь ребенку с отклонениями в аффективном развитии не может осуществляться вне контекста работы с его близкими. Это особенно значимо при современной социальной установке на сохранении ребенка в условиях его собственной семьи. Поэтому первостепенно важным в развитии психологической помощи становится поиск форм коррекционной психологической работы, ориентированной, прежде всего, на максимальную нормализацию взаимодействия матери и ребенка, ребенка и близкого взрослого. Разработка средств раннего выявления тенденций искажения психического развития и коррекционной поддержки ребенка до момента окончательного формирования синдрома детского аутизма направлены на улучшение прогноза его социальной адаптации. Научная разработанность проблемы. На современном этапе за рубежом исследование расстройства аутистического спектра активно ведут такие авторы, как М. Раттер (M. Rutter); Л. Винг (L. Wing); К. Лорд (C. Lord et al.); Д.Л. Роббинс (D.L. Robbins et al.). Ими изучаются причины возникновения аутизма и специфика проявления его характеристик; ведется усовершенствование диагностического инструментария, а также методов обучения и терапии людей с нарушениями аутистического спектра. Особый акцент как в зарубежных, так и в российских исследованиях ставится на выявление природы расстройства аутистического спектра. В исследованиях О.С. Никольской[1], Е.Р. Баенской[2], М.М. Либлинг[3] и В.В. Лебединского[4] аутизм рассматривается как результат нарушений в эмоциональной сфере детей и подростков. Экспериментальные данные, полученные в исследованиях В.М. Башиной и Courchesne & Pierce, позволяют говорить о генетических и нейробиологических корнях аутизма и его связи с нарушениями функций головного мозга.
В отечественной научно-исследовательской литературе наиболее значимым среди многообразных факторов, указывающих на наличие расстройства аутистического спектра, признается следующая специфическая триада симптомов: 1 - непосредственно аутизм, то есть уход в себя; 2 - стереотипность поведения; 3 - особая характерная задержка и нарушение развития речи. Эти симптомы, как правило, проявляются уже в первые два-три года жизни ребенка. Исследования В.Е. Кагана, К.С. Лебединской и О.С. Никольской, И.И. Мамайчук, Т. Питерса, В.В. Лебединского позволяют дать следующее определение: аутизм - это постоянное нарушение развития человека, которое проявляется в течение первых трех лет жизни; оно является следствием неврологического расстройства и характеризуется отрывом от реальности, отгороженностью от мира, отсутствием или парадоксальностью реакций на внешние воздействия, пассивностью и сверхранимостью в контактах со средой в целом. В работах К.С. Лебединской и О.С. Никольской[5] дается характеристика проявлений феномена раннего детского аутизма и представлено углубленное описание психологических профилей для детей и подростков в рамках возрастных периодов развития. Целью работы является теоретическое обоснование проблемы особенностей поведения детей с расстройством аутистического спектра. Задачи работы обусловлены поставленной целью: - рассмотреть теоретические основы понятия «аутизм»; - изучить причины и классификацию расстройства аутистического спектра; - описать особенности прикладного анализа поведения; - изучить понятие «поведение»; - выявить особенности поведения детей с расстройством аутистического спектра; - описать возможности использования методики АВА в коррекционной работе.
Глава 1. Общая характеристика детей с расстройствами аутистического спектра Теоретические основы понятия «аутизм» По данным многих специалистов и наблюдениям родителей, необычность развития детей с расстройством аутистического спектра проявляется ярко, со всей очевидностью в возрасте от 2,5-3 до 6-7 лет - период, который можно назвать критическим. От того, насколько правильно родители, близкие, специалисты оценят состояние ребенка, поймут, что ему необходим особый подход в воспитании и обучении, а возможно, и лечение, будет зависеть, как сможет он войти в жизнь и найти себя в ней. Общеизвестно, что при нормальном развитии в этом возрасте происходит наиболее активное освоение мира, способов взаимодействия с ним, развитие речи, мышления, творчества, фантазии, становление характера; ребенок начинает понимать эмоциональную сторону отношений между людьми, осознавать себя. В игре он выражает себя, готовится к будущему.
Расстройство аутистического спектра это тип общего нарушения развития, который определяется наличием[6]: а) аномалий и задержек в развитии, проявляющихся у ребенка; б) психопатологических изменений во всех трех сферах: эквивалентных социальных взаимодействиях, функциях общения и поведения, которое ограничено, стереотипно и монотонно. Эти специфические диагностические черты обычно дополняют другие неспецифические проблемы, такие, как фобии, расстройства сна и приема пищи, вспышки раздражения и направленная на себя агрессивность. "Руководство по диагностике и статистике психических расстройств" пятого пересмотра (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition, DSM-V), разработанное и опубликованное Американской Психиатрической Ассоциацией (American Psychiatric Association) 18 мая 2013 года, включает для расстройств аутистического спектра (РАС) (Autism Spectrum Disorder, ASD) 299.00 (F84.0) следующие критерии диагностики: A. Устойчивые дефициты в социальной коммуникации и социальном взаимодействии в различном контексте, проявляющиеся в настоящий момент или имеющееся в анамнезе в следующих (примеры приведены для наглядности и не являются исчерпывающими, см. текст): 1. Дефициты в социально-эмоциональной взаимности; начиная, например, с аномального социального сближения и неудач с нормальным поддержанием диалога; к снижению обмена интересами, эмоциями, а также воздействию и реагированию; до неспособности инициировать или реагировать на социальные взаимодействия.
2. Дефициты в невербальном коммуникативном поведении, используемом в социальном взаимодействии; начиная, например, с плохой интегрированности вербальной и невербальной коммуникации; к аномалии зрительного контакта и языка тела или дефицитов понимания и использования невербальной коммуникации; до полного отсутствия мимики или жестов. 3. Дефициты в установлении, поддержании и понимании социальных взаимоотношений; начиная, например, с трудностей с подстройкой поведения к различным социальным контекстам; к трудности с участием в играх, в которых задействовано воображение, и с приобретением друзей; до видимого отсутствия интереса к сверстникам. B. Ограниченность, повторяемость в структуре поведения, интересах или деятельности, что проявляется по меньшей мере в двух из следующих (примеры приведены для наглядности и не являются исчерпывающими, см. текст): 1. Стереотипные или повторяющиеся моторные движения, речь или использование объектов (например, простые моторные стереотипии, выстраивание игрушек или махание объектами, эхолалия идиосинкратические фразы). 2. Чрезмерная потребность в неизменности, негибкое следование правилам или схемам поведения, ритуализованные формы вербального или невербального поведения (например, резкий стресс при малейших изменениях, трудности с переключением внимания, негибкие шаблоны мышления, поздравительные ритуалы, настаивание на неизменном маршруте или еде). 3. Крайне ограниченные и фиксированные интересы, которые аномальны по интенсивности или направленности (например, сильная привязанность к необычным предметам или чрезмерная озабоченность и увлечение ими, крайне ограниченная сфера занятий и интересов или персеверации). 4. Избыточная или недостаточная реакция на входную сенсорную информацию или необычный интерес к сенсорным аспектам окружающей среды (например, видимое безразличие к боли или температуре окружающей среды, негативная реакция на определенные звуки или текстуры, чрезмерное обнюхивание или трогание предметов, зачарованность источниками света или объектами в движении)[7].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|