Понятие «поведение», его значение в психологии
Значительные успехи по выяснению природы человеческого поведения были достигнуты в начале XX в. Впервые основоположником бихевиоризма Джоном Уотсоном было провозглашено, что душа человека является принципиально непознаваемой, а человеческое поведение есть проявление двухзвенной схемы: (S - R) стимул - реакция. Данное заявление было закреплено открытием Владимиром Бехтеревым «сочетательного рефлекса» или, в терминах экспериментальных исследований Ивана Павлова, «условного рефлекса», которые на целые десятилетия были объявлены фундаментальными постулатами для объяснения поведенческих реакций. В начале 30-х гг. американский психолог Эдвард Толмен пришел к заключению, что направляющим началом поведения является цель человека, а связи между стимулом и реакцией являются не прямыми, а опосредованными через «промежуточные переменные»: цель, ожидание, гипотезу, знак и его значение, когнитивную картину мира. Важный вклад в изучение поведения личности привнесла гештальтпсихология, ярким представителем которой является Курт Левин. Он писал, что для объяснения поведения необходимо определить действующую целостную ситуацию, представляющую структуру поля и состояние личности. Важно выявить саму эту ситуацию и то как она представлена в субъективном восприятии действующих в ней людей. Опираясь на зарубежные исследования неофрейдистских школ придающих области бессознательного решающую роль в регуляции поведения, некоторые авторы пытались объяснить разрыв между поведением и осознанием через бессознательные регуляторы. Это работы Б.Ф. Поршнева, В.В. Налимова, В.П. Трусова. Поведение - это присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.
Поведение также трактуется как способ реализации доступных индивиду субъект-объектных и субъект-субъектных отношений. Поведение можно определить как целостную активность человека, направленную на удовлетворение биологических, физиологических, психологических и социальных потребностей. В поведении как целостном акте можно выделить следующие взаимосвязнные этапы. Во-первых, формирование потребности. Во-вторых, развитие мотивации, выражающейся в мотивационном возбуждении. В-третьих, развитие вегетативных реакций, направленных на обеспечение поведенческой активности, а также субъективных переживаний (эмоций) соответствующей модельности и негативных по знаку. В-четвертых, принятие решения применительно к конкретному состоянию и внешней ситуации. В-пятых, поиск или формирование программы для реализации принятого решения. В-шестых, осуществление этой программы и достижение необходимого результата, снимающего потребность, которая запустила поведенческий акт и развитие эмоций типа специфического по модальности удовлетворения, удовольствия или даже экстаза. Характер поведения индивида определяется как его индивидуальными (поведенческими) возможностями, так и характером (содержанием) его оценок тех или иных объектов, процессов, явлений окружающего. В своем поведении человек ориентируется как на потребный результат той или иной потребности, так и на привычные и доступные ему способы поведения, которое всегда имеет индивидуальные черты. Поведение также является способом самоутверждения, способом отстаивания и реализации индивидом своих жизненных интересов. Наиболее распространена точка зрения, согласно которой на поведение индивида комбинированно влияют биологические и средовые факторы: индивид генетически предрасположен к определенным поведенческим проявлениям, которые в большей или меньшей степени формируются под воздействием среды.
Поведение является фактором адаптации, которая достигается как путем перестроек внутри организма, так и путем изменений его поведения в окружающем мире. Мышление и сознание являются способами психического обеспечения поведения, а воображение может становиться видом (виртуального) поведения, если индивид затрачивает на него значительную часть своей психической активности. К фактам поведения относятся: - все внешние проявления процессов физиологических, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей - поза, мимика, интонации и пр.; - отдельные движения и жесты; - действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл; - поступки - еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр.. Единицей анализа поведения является поступок. В поступке проявляется и формируется личность человека. Реализации поступка предшествует внутренний план действия, где представлено сознательно выработанное намерение, есть прогноз ожидаемого результата и его последствий. Поступок может быть выражен: - действием или бездействием; - позицией, высказанной в словах; - отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста; - действием, направленным на преодоление физических препятствий и поиск истины. При оценке поступка необходимо учитывать систему норм, принятых в данном социуме. Для поступка важен нравственный смысл действия, а само действие следует рассматривать как способ осуществления поступка в конкретной ситуации. В поступке выделяются следующие компоненты: - мотив поступка (что его направляет); - цели поступка (могут совпадать, частично совпадать или противоречить интересам других людей); - предмет преобразования (сам человек или личность другого человека; этим поступок и отличается от действия); - средства (словесные, практические, наглядные;' прямые, косвенные и др.); - процесс (собственно поступок); - результат (внутри- или межличностные изменения); - оценка (для того чтобы оценить поступок, необходимо знать мотивы). Далее рассмотрим особенности поведения детей с расстройством аутистического спектра.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|