Рабочая тетрадь. Для обязательной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов по: ПМ04. «выполнение работ по профессии младшая
«Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики
«Чебоксарский медицинский колледж»
Министерства здравоохранения Чувашской Республики»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для обязательной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов по: ПМ04
«Выполнение работ по профессии младшая
медицинская сестра по уходу за пациентом»
МДК I – ТПСД.
« Этика и деонтология в сестринском деле »
Специальность: 060501 «Сестринское дело»
Курс: 1
| Выполнила: студентка 1 курса, группы 1м/с Ж Немойкина Мария
|
г. Чебоксары
2017г.
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь предназначена для обязательной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов на занятиях по: ПМ04 МДК I, III а также отработки пропущенных занятий по специальности «Сестринское дело».
Целью разработки данной тетради является более углубленное изучение этики и деонтологии в медицине (взаимоотношения внутри трудового коллектива и с пациентами).
В рабочей тетради собраны материалы, разработанные преподавателем
Задания для студентов составлены от простого к сложному.
В учебно-методическое пособие включены задания в виде:
1. Использование американской технологии критического мышления по 3-м этапам:
– Этап вызова
– Этап осмысления;
– Этап рефлексии
1 этап. Цели:
– Вызова актуализировать и обобщить имеющиеся знания.
– Вызвать устойчивый интерес к теме занятия.
– Побудить студентов к самостоятельной работе.
1. Метод «корзина идей»
Выполнение:
Студенты в течение 1 минуты должны написать в корзине все слова по данной теме.
Преподаватель на доске записывает правильные и ошибочные слова; вместе со студентами анализируют.
2. Цель: составить кластер (в переводе созвездие, пучок) – графическая организация материала.
Выполнение:
К стрелкам написать основные заповеди медицинской этики.
Основные заповеди медицинской этики
|
|
|
2 этап - осмысления.
Цели:
– Получить новую информацию.
– Осмыслить её.
– Соотнести её уже с имеющимися данными.
1. Методика INSER + (значок) предлагает активное чтение, оценивание самостоятельно информации.
Выполнение: (время 4 мин. )
Студент читает алгоритм и ставит значки:
«! » знаю и понимаю информацию
«+» новая информация
« - » думал иначе
«? « не понимаю
Затем идет обсуждение; преподаватель дает пояснения.
Студент по непонятному тексту в рабочую тетрадь записывает сформулированный вопрос.
Домашнее задание:
К следующему занятию написать правильный ответ
2. Методика: ЗХУ
Знаю
| Узнаю
| Хочу знать
|
До
прочитки текста
| После
прочитки текста
| Непонятная информация
|
Выполнение: Студент в течение 1 минуты кратко заполняет таблицу по теме. По непонятной информации формулирует вопросы
3 этап Рефлексии
Цели:
– Целостное осмысление темы.
– Формирование собственного отношения к теме.
«МЕТОД СИНКВЕЙН» (с французского – стихотворение в пять строк)
1 строка - одно слово – существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором пойдет речь;
2 строка - два слова – прилагательное или причастие, дают описание признаков этого предмета;
3 строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывают характерные действия предмета;
4 строка - фраза из четырех (3-5) слов, которые выражают личное отношение автора синквейна к предмету;
5 строка - содержит одно слово, характеризующее суть предмета.
Пример:
Глаза
Красивые, зеленые
Видят, озаряют, притягивают
Человек разумное существо
Зеркало
Синквейн к слову ЭТИКА
Этика
философская, нравственная
изучает, анализирует, обосновывает
систему норм нравственного поведения
учение о морали
I занятие Тема: «Понятие о медицинской этике, морали и деонтологии»
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА:
«Брейн-Ринг», «Понятие о медицинской этике, морали и деонтологии»
Цель:
1. Выработать у студентов быструю ответную реакцию, необходимую в деятельности среднего медицинского работника.
2. Определить уровень и полноту усвоения пройденного материала.
Оборудование: Часы с секундной стрелкой, цветные карточки, оценочный лист.
Сценарий: Преподаватель объявляет тему игры, цели и вступительное слово о значении данной темы. Вопросы к студентам определяются короткими ответами. Каждая команда выбирает капитана. Капитан после заданного вопроса и сигнала через 1 минуту поднимает карточку, если команда готова ответить.
Каждый вопрос оценивается в один балл. Команда набравшая более:
– 15 баллов получив оценку 5/отлично/
– 14 баллов получив оценку 4/хорошо/
– 12 баллов получив оценку 3/удовлетворительно/
Команда, набравшая менее 12 баллов, получает не удовлетворительную оценку.
Вопросы:
1. Какой предмет мы изучаем? Сестринское дело
2. Тема сегодняшнего занятия? Этика и деонтология в сестринском деле
3. В каком году появились основные понятия сестринского дела за океаном?
В США в середине 50 годов 20 века
4. Где и в каком году принят программный документ «Философия сестринского дела в России»?
Голицыно, август 1993 г.
5. Определение сестринского дела как науки?
Сестринское процесс - научно обоснованная технология сестринского ухода. Является одним из основных понятий современной теории сестринского дела.
6. Определение сестринского дела как искусства?
«Сестринское дело - это искусство и наука, которое целиком охватывает тело, разум и духовную сферу пациента, поддерживает духовное, умственное и физическое здоровье посредством обучения и примера, акцентирует внимание на сохранении здоровья, а также на оказании помощи больным, включает в себя заботу о социальной и духовной сфере пациента, также как и о физической, и осуществляет медицинское обслуживание семьи и общества и индивида».
7. Кто явился пионером переворота во взглядах на сестринское дело?
Флоренс Найтингейл
8. Какие основные требования к медицинской сестре предъявляет Этический кодекс медицинской сестры России?
9. Каковы этические правила беседы с пациентом?
1. СОЗДАТЬ ПРИЯТНУЮ АТМОСФЕРУ ПРИ РАЗГОВОРЕ.
2. ПОЛУЧИТЕ ВСЮ ИМЕЮЩУЮСЯ ИНФОРМАЦИЮ О ВАШЕМ ПАЦИЕНТЕ ДО РАЗГОВОРА С НИМ
3. ПОПРОБУЙТЕ ДОБИТЬСЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ВАШИМ ПАЦИЕНТОМ
4. ЗАДАЙТЕ ТОН РАЗГОВОРА
5. ФОРМУЛИРОВКА ТОЧНЫХ ВОПРОСОВ
6. ДЕЛАЙТЕ ЗАМЕТКИ
10. Каковы этические правила проведения инвазивных лечебных и диагностических процедур?
При применении инвазивных диагностических и лечебных методов, необходимо особое внимание медсестры, т. к. каждый из них несет в себе долю риска: можно повредить слизистую оболочку исследуемого органа, совершить его перфорацию, причинить пациенту боль или нанести психологическую травму.
При выполнении таких манипуляций необходим высокий профессионализм, соблюдение заповеди Гиппократа «не на вреди».
11. Какие этические правила следует соблюдать при проведении интимных манипуляций на «закрытых зонах» человеческого организма?
При выполнении интимных манипуляций на «закрытых зонах» человеческого организма (очистительные и лечебные клизмы, обработка наружных половых органов, подача судна, катетеризация моче испускательного канала и др. ) медсестре необходимо учитывать чувство стыда, неловкости, дискомфорта у пациента. Поэтому при данных манипуляциях важно создание условий уединения пациента, щадить самолюбие, учитывать легкую ранимость психики, не показывать пациенту брезгливости, отвращения при выполнении манипуляций, соблюдение профессионального такта, деликатного поведения.
12. Цель сестринского дела?
Цель сестринского дела – осуществление сестринского процесса.
13. Назовите уровни деятельности медицинской сестры?
Уровни деятельности медицинской сестры:
1. Укрепление здоровья.
2. Восстановление утраченных функций.
3. Профилактика болезней и травм.
4. Облегчение страданий.
14. В чем суть принципа социальной справедливости при оказании медицинской помощи?
ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ в области биомедицинской этики заключается в том, что каждый пациент, вне зависимости от социального, материального положения, других факторов, имеет право на получение равного объема медицинской помощи и равного доступа к медицинским ресурсам.
15. Что служит проводником философии сестринского дела? Дайте определение.
Проводником философии сестринского дела в повседневной сестринской практике служит этика
16. Назовите основные принципы (правила) биоэтики.
Выделяют 4 основных принципа:
1. Не навреди.
2. Делай благо.
3. Принцип справедливости.
4. Уважение автономии пациента.
Выделяют 3 правила:
а) правило конфиденциальности;
б) правило правдивости;
в) правило информированного согласия.
17. Дайте определение понятий «медицинская этика» и «деонтология». В чем различие и что общего между ними?
Медицинская этика – это совокупность норм поведения и морали медицинских работников.
Деонтология служит составной частью медицинской этики и носит более конкретный характер применительно к отдельным медицинским специальностям.
Именно поэтому понятия «медицинская этика» и «деонтология» органически связаны, так как имеют дело с моральными и нравственными нормами и основанными на них принципами и правилами поведения медицинских работников, выполняющих свой гражданский и профессиональный долг. В реальной жизни соблюдение деонтологических правил дополняется определенным нравственно-этическим содержанием. Однако, многие нормы морали, особенно
профессиональной, так тесно сливаются с деонтологическими требованиями, что их трудно отделить друг от друга.
18. Почему соблюдение этических норм имеет особенно большое значение в профессии медицинской сестры?
В современных условиях роль медицинской сестры неизмеримо возросла. Из пассивного помощника врача, лица, осуществляющего простейшие лечебные процедуры и уход за больными, медицинская сестра становится значимой фигурой современного здравоохранения. Она приобретает большую самостоятельность, стоит ближе к больному, чем врач. Это особенно отчетливо проявляется, например, в хосписах, так как инкурабельные больные более других нуждаются в милосердной сестринской помощи, в психологической и духовной поддержке. Сопереживание и милосердие должны стать внутренним содержанием, стержнем медицинского работника, который должен выражать это своими поступками и повседневным поведением. Этические убеждения медицинской сестры должны находить свое выражение не в громких заявлениях о любви к человечеству, а в повседневной работе, прежде всего, через общение с пациентами, их близкими, во взаимоотношениях с коллегами.
19. Назовите основные аспекты классической медицинской этики
. Основные аспекты медицинской этики:
• медицинский работник и общество;
• нравственные качества и внешний вид медицинского работника;
• медицинский работник и пациент;
• медицинский работник и родственники пациента;
• медицинская тайна;
• взаимоотношения представителей медицинских профессий;
• усовершенствование знаний;
• этика эксперимента.
20. Раскройте суть и разъясните важность соблюдения принципа конфиденциальности. По отношению к кому он должен соблюдаться?
Предметом конфиденциальности является: сам факт обращения за мед помощью, диагноз заболевания, состояние здоровья, прогноз и все те сведения, которые врач получает в ходе обследования, при выслушивании жалоб. Конфиденциальной должна быть и не медицинская информация о пациенте его близких, ставшая известной врачу. Законодательством строго определен узкий круг ситуаций, когда сведения врачебной тайны могут быть разглашены без разрешений пациента: 1. речь идет о недееспособных, т. е. тех лицах, которые не способны выразить свою волю из-за нарушения сознания, несовершеннолетние. Причем в последнем случае имеется возрастной предел, соответствующий 15 годам, т. е. мед. информация пациентов старше 15 лет не может быть разглашена без разрешения последнего. 2. При наличии угрозы распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений. 3. При наличии у врача оснований предполагать, что ущерб здоровью пациента явился следствием противоправных действий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: