Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусство индо-греческих государств. Бактрия. Гандхара.




Учебное пособие

По истории изобразительного искусства

Класс II полугодие

Искусство Древнего мира: Греция

(3 тыс. до н.э. – 30 гг  до н.э.)

Билет 4. В.1.

Общая характеристика. Истоки формирования изобразительного искусства Древней Греции – в художественных традициях Эгейского мира (крито-микенском искусстве). Исторические связи между греческой культурой и эгейской.

Важная роль греческой мифологии в развитии античного искусства и культуры, мифы были основным источником сюжетов в древнегреческом искусстве.

    Формирование храмовой архитектуры Греции, древнегреческой ордерной системы (дорический, ионический, коринфский ордер). Архитектурные каноны Древней Греции стали классическими (то есть их брали за образец) при дальнейшем развитии западноевропейской архитектуры.

Антропоцентризм искусства Древней Греции: человек в мировоззрении того времени являлся высшей ценностью, центром и высшей целью развития Вселенной, которая благодаря появлению в мире человека смогла себя увидеть глазами человека и осмыслить его умом. А искусство – необходимость и потребность человека, высшая форма осмысления и созерцания мира.

Искусство греков служило гармоничному развитию человека, изображало идеал, к которому стоит стремится: духовное и физическое, умственное и профессионально-трудовое совершенство (в языке не было разделения понятий «искусство» и «ремесло», они обозначались одним словом, во всем ценилось мастерство). Свободный гармоничный человек политически активен, он -  носитель идеалов античной демократии. Свобода стала осознанной ценностью гражданского демократического общества.

Величие древнегреческой культуры в том, что она стала основанием многих культур мира. Ее влияние прослеживается на Западе и Востоке, а также во времени, в развитии мировой культуры и искусства. Древнегреческая культура осталась образцом полноты взгляда на мир и человека, образцом гуманизма.

 Периодизация древнегреческого искусства:

1. Гомеровский период (11- 8 вв. до н. э.).2. А рхаика (7 - 6 вв. до н.э.). 3. К лассика (5 в. до н.э. – последняя треть 4 в. до н.э.). 4. Э ллинизм (конец 4 – 1 вв. до н.э.)

Гомеровский период, или «темные века» (11- 8 вв. до н. э.) – период бронзового века на Балканском п-ве и Пелопоннесе (совр. Греция), когда появились поэмы «Илиада и «Одиссея», приписываемые слепому сказителю Гомеру. Других памятников письменности не дошло (поэтому - «темный»: об этом периоде мало известно науке). Тесные исторические связи между греческой культурой и эгейской. Формирование храмовой архитектуры (целла+колоннада). Основные типы древнегреческих храмов: храм в антах, простиль, амфипростиль, периптер (классический тип греческого храма), диптер, моноптер и толос (1). Развитие геометрического стиля вазописи. Становление греческого орнамента: меандр («греческая волна»), (2).

1          2

Дипилонские вазы, найденные возле Дипилонов (ди+пилон – «двойные ворота») в Афинах, в райне, где был некрополь и керамические мастерские (1,2,3), характер росписей – геометрический орнамент, погребальные сюжеты. Терракоты и бронзы. Скульптура малых форм, выполненная из глины, бронзы, кости: фигурки идолов, всадников, воинов, пахаря (4), героя, борющегося с кентавром(5). Деревянные скульптуры – ксоаны (6).

1 2

3 4   5   6

      

Архаика (7-6 вв до н.э.): формирование греческого рабовладельческого общества и государства. Образование городов-полисов (Афины, Спарта и др). Ведущий вид искусства: архитектура. Типичные признаки скульптурных произведений эпохи архаики (статика, архаическая улыбка).

 

 

Развитие ремесел, торговли и мореплавания (тип греч. корабля - бирема).

      

Архитектура архаического периода. Храм - ведущий тип общественного здания, внешний облик древнегреческого храма важнее внутреннего декора.

Греческая ордерная система. Ордер - вид опорно-балочной конструкции: колоннада + антаблемент. У греков архаики два вида ордеров: дорический, ионический, позже в эпоху классики добавится еще коринфский (1).

 

Дорический ордер: колонна с вертикальными желобками-каннелюрами + дорическая капитель + триглифо-метопный фриз.

 

 

Триглифо-метопный фриз (триглифы + метопы)

Мето́па (греч. μετόπη — «пространство между глазами») — в архитектуре элемент фриза дорического ордера в виде каменных или керамических плит, заполняющих промежутки между двумя триглифами.

Дорические храмы: руины храма Аполлона в Коринфе (1) и храма Посейдона в Пестуме, совр. «Храм Геры II» (2; 3 - реконструкция) – это дорические периптеры. Сокровищница афинян в Дельфах (4) – дорический храм «в антах».

1 2

3      4

Ионический ордер - самый изящный. Его родина – Иония, область на западном побережье Малой Азии у Эгейского моря (совр. территории, прилегающие к Измиру в Турции). Иония по легенде основана сыновьями последнего афинского царя Кодра. «Ионическое переселение», по легендам, произошло 140 годами позже окончания Троянской войны. Характерные черты ионического ордера:

колонна с каннелюрами + ионическая капитель с двумя волютами + фриз.

  Ионическая капитель (1), волюта (2) (консоль с волютой из г. Дельфы, из сокровищницы сифносцев)

1    2

Волюта (итал. voluta — завиток, спираль) — архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре. Является составной частью ионической, коринфской и композитной капителей.

Примеры ионических храмов периода архаики: сокровищница сифносцев в Дельфах – ионический храм в антах (вместо ионических колонн – коры (статуи девушек), а консоль в виде волюты). Отдельно стоящая ионическая колонна со сфинксом возле сокровищницы наксосцев в Дельфах:

3 4 5

       Скульптура эпохи архаики. Зарождение монументальной пластики. Формирование гуманистического начала. Создание образа гармоничного человека. Развитие различных типов фигуры: тип куроса (6) - обнаженной мужской фигуры, изображающей богов и атлетов («Аполлон Тенейский» (2), «Мосхофор» («несущий теленка» (3); тип «коры» - одетой женской фигуры («Кора в пеплосе» (4), с задачей передать красоту складок драпировок.

6 7 8

9 10

Фронтонные композиции (1). Фронтон - треугольная или циркульная верхняя часть фасада здания, часто декорированная рельефной композицией, ограниченная двускатной крышей.

1

Развитие керамики. Район Афин Керамик, где были мастерские керамистов. Ремесло=искусству. Чернофигурная, краснофигурная вазопись и билингвы. Мастера чернофигурной вазописи: кратер с фризовой композицией с колесницами, авторы: Клитий (вазописец) и Эрготим (гончар) (2), Амазис (владелец мастерской, оставивший свою подпись на вазах) «Похищение Елены» (3), Эксекий «Ахилл и Аякс, играющие в кости» (4). Мастера краснофигурной керамики: создатель краснофигурной росписи Андокид: билингва «Пирующий Геракл» (5,6), Эфроний «Смерть Сарпедона» (7).

2 3   4

5 6 7

 

Элементы орнамента: пальметта (стилизация пальмового листа):

Эпоха классики

(5 в. до н.э. – посл. треть 4 в. до н.э.): и ранняя и зрелая классика.

Искусство Древней Греции классики сформировало образно-художественную систему воплощения эстетического идеала гармонично развитого человека, превзойти который не удалось впоследствии никому. Она осталась эталонной в искусстве. На греческих образцах классического периода учатся все художники последующих времен. Ведущий вид искусства - архитектура, синтез с живописью и скульптурой.Архитектурные и скульптурные произведения имели не только художественное, но и важное общественное значение.

       Период ранней классики. Ведущий вид искусства: архитектура. Развитие скульптуры: фронтонные композиции храма Афины Афайи на острове Эгина (1,2), фронтоны храма Зевса в Олимпии (2). Переход от статики к передаче движения. Воплощение эстетического идеала в статуях атлетов: «Дельфийский возничий», бронза(3) и богов: статуя Фидия «Зевс Громовержец» в Олимпии – одно из 7 чудес света(4).

1 2 3          

Древнегреческие статуи отливали из бронзы, а также создавали гигантские хрисоэлефантинные статуи – из золота и слоновой кости, которые представляли собой настоящее сокровище. Такова была статуя Зевса работы Фидия в Олимпии (оригинал не сохранилась).

4 5                                                                                               

Сидя на троне в храме, Зевс почти касался головой потолка целлы, так что зрителям казалось, что если бог встанет, то разрушит храм. Мраморная римская копия со статуи Зевса Олимпийского Фидия. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург (5)

 

        Греко-персидские войны. Победа греков над персами (морское сражение при правлении Перикла и Аспазии в Афинах, и Ксерксе (Артаксерксе-Эсфири) из династии Ахеменидов в Персии; Долосская лига греческих полисов), отражение в архитектуре и скульптуре этой великой победы – Афинский Акрополь.

       Период зрелой классики – особенно при правлении Перикла в Афинах-  высший расцвет греческого искусства. Архитектура. Ансамбль Афинского Акрополя в Афинах, руководитель Фидий, архитекторы Иктин, Калликрат, Мнесикл и др. Основные сооружения на территории Акрополя на плане: (1) Ворота Пропилеи (архитектор Мнесикл), (2) Храм Ники Аптерос (архитектор Калликрат),  (3) Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат), (4) Эрехтейон – храм в честь первого легендарного греческого царя Эрехтея, которого вырастила сама богиня Афина (сделанный Эрехфеем).

 

1         

Афинские Пропилеи – главные ворота для праздничных процессий              

 

 Взаимодействие ансамбля с окружающей средой, сакральный принцип планировки: на линии лучей восходящего солнца, в соответствии с религиозной геометрией: от Пропилей угол обзора 60%, это т.н. «Угол Афины», позволяет охватить взглядом весь комплекс одновременно. Последовательность обзора и синтез впечатлений в достижении целостности образа.

Ансамбль Афинского акрополя посвящен богине Афине.

Важная роль скульптуры в раскрытии идейного содержания ансамбля. Символика и стилистика скульптурных композиций: все они так или иначе рассказывают об Афине.

 

1. Статуя Афины Парфенос (Девы) в главном храме Парфеноне в акрополе Афин, скульптор Фидий. Она хрисоэлефантинная - из слоновой кости и золота. Не сохранилась, известна по копиям и описаниям (1 - реконструкция, 2 – римская мраморная копия). Золото на сумму 40 (или 44) талантов (около тонны) и слоновая кость покрывали деревянный остов статуи высотой в 13 метров. Золото, пошедшее на изготовление Афины, являлось значительной частью национального золотого запаса Афинского полиса.

Афина держит в руке фигуру Ники – богини победы. Шлем Афины имел три гребня (средний со сфинксом, боковые с грифонами). Как пишет Плиний Старший, навнешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней — борьба богов с гигантами, а насандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. База была украшена историей с Пандорой.

На мраморных копиях руку богини с Никой поддерживает столб, существовал ли он в оригинале — предметмногочисленных дискуссий. Ника кажется крошечной, в действительности ее высота составляла 2 метра.

 

2. Статуя Афины Промахос (Воительницы) на площади у главных ворот Пропилей— бронзовая статуя работы Фидия в афинском Акрополе (3).

1  2 3  

 

3. Коры храма Эрехтойона – в портике храма легендарного царя Эрехтея, воспитанника Афины. Мотив «преступления и наказания»: девы-коры были в сговоре с персами, и потому наказаны Афиной - окаменели, из описания римского архитектора Витрувия (4)

       Скульптура эпохи классики. Воплощение древнегреческого идеала физического и духовного совершенства человека.

Фидий - г ений того времени. Рельефы Парфенона: восточная фронтонная композиция (1); скульптуры Акрополя: «Афина Промахос», «Афина Парфенос», 2. «Афина Лемния» - статуя с о. Лемнос (2, не сохранилась, известна по копиям), 3. Хрисоэлефантинная статуя (из слоновой кости и золота) в Олимпии «Зевс Олимпийский» и др.

1 2

Мастера Критий и Несиот - «Памятник героям Гармодию и Аристогитону», или «Тираноборцы» (3 -римская копия). Разворот фигур.

В XX веке памятник древних греков был творчески переосмыслен советским скульптором Верой Мухиной: «Рабочий и колхозница», 1937 г. (4).

3 4

Разработка проблемы движения и расположения фигуры в пространстве.

  Пифагор Регийский: «Мальчик, вынимающий занозу» (5,6 – римские копии). Этот образ был творчески переосмыслен Микеланджело в работе над ансамблем капеллы Медичи в 16 веке (7), сейчас эта статуя Микеланджело, известная как «скорчившийся мальчик», находится в Эрмитаже, в России.

5 6    7

Творчество Мирона из Елевфер и решение им проблемы передачи действия

1. «Дискобол», 5. «Афина и Марсий». 6. метопы «Битва лапифов с кентаврами»)

1 2   3

Поликлет. Трактат «Канон». Прием «хиазма» - сочетание покоя и движения: 1. «Дорифор» («копьеносец»), 2. «Диадумен» - «Юноша, увенчивающий себя победной повязкой (диадемой)», 3, 4. «Раненая амазонка»,

 Колоссальная статуя Геры в Аргосе (греч. Нега Argolis)  Поликлета – не сохранилась.

Древнейшим местом культа Геры была Арголида на северо-востоке Пелопоннеса. Аргос у эллинов был самым древним городом, между ним и Микенами было святилище богини — Герайон. Его сооружение приписывали герою Ясону и аргонавтам. Старый храм Геры сгорел в 5 в. до н. э., и архитектор Эвполем построил новый. В нем знаменитый скульптор Поликлет из Аргоса создал хрисоэлефантинную (из золота и слоновой кости) статую богини (420—417 гг. до н. э.). Это было, вероятно, последнее произведение скульптора.

 1 2 3 4    

Гипсовые головы – копии древнегреческих статуй – являются моделями для обучения академическому рисунку: Диадумен, гипсовая голова (5), учебный рисунок (6).

5 6

Поздняя классика.

Мастера живописи эпохи классики: кроме поздних помпейских фресок, античная живопись не сохранилась. Из описаний известно, что греческие художники создавали декорации для театра, расписывали здания. Теперь только благодаря вазописи мы можем как-то представить, как выглядела греческая живопись.

Агафарг (Агатарх) -  древнегреческий художник. Автор декораций к трагедиям Эсхила. Первый начал разрабатывать принципы линейной перспективы в живописи.

Аполлодор из Афин, Скиограф («тенеписец») — древнегреческий художник, первым изучил эффект светотени, применял его, стал предтечей иллюзионизма в искусстве. Ввёл в живопись также начала линейной перспективы. Основоположник светотеневой живописи, она достигла расцвета в IV веке. До Аполлодора Афинского изображали форму предметов одними линиями, не представляя, что можно на плоскости передать объем. Известны «Молитва жреца» и «Аякс, освещённый молнией», не сохранились.

Зевксис из Гераклеи (совр. Турция), ученик Аполлодора; основатель эфесской школы светотеневой живописи, выдающийся колорист. «Елена Прекрасная», «Семья кентавров», «Пенелопа», «Зевс, окруженный сонмом богов», «Связанный сатир Марсий», «Геркулес-дитя» и «Эрот, увенчанный розами», не сохранились.

 Паррасий из Эфеса (совр. Турция), жил и творил в Афинах и городах Малой Азии, мастер живописи, отличавшейся натурализмом и совершенством пропорций. Сюжеты на мифологические темы.

Тиманф с о.Сифнос - мастер сюжетных сцен. «Ифигения, несомая к алтарю для принесения в жертву», «Коварно убитый Паламед», «Аякс в споре из-за оружия Ахиллеса», «Спящий Циклоп» и «Эрот», не сохранились.

Павсон – основоположник сатирического жанра, карикатур, изображал людей «худшими» в противоположность остальным, создававшим образы идеальных людей, поэтому в воспитательных целях советовал не показывать своих картин молодежи. Мастер кунштюков (изобразительных трюков): Лукиан в «Похвале Демосфену» писал о картине, где в одном положении была стремительно скачущая лошадь, а в другом, перевернутом, лошадь, катающаяся по траве.

Краснофигурная и белофонная вазопись с основой из белой краски, на которую наносились чёрные, красные, многоцветные фигуры в росписи лекифов, арибалов и алабастронов.

1.Евфимид. Амфора со сценой проводов Гектора.

2. Клеофрад"Учитель гимнастики и один из его атлетов"

3.Краснофигурный ритон – ритуальный сосуд по форме рога быка. 

4.Белофонный лекиф мастера Ахилла

 

1.  2 3 4.

Искусство поздней классики: архитектура, скульптура, живописные школы. Период Пелопоннесских войн Афин и Спарты, где Спарта победила.

Гибель Перикла во время эпидемии чумы.

«Архаическая улыбка» уступила место изображению страдания = страсти – «пафоса», который может овладеть человеком, нарушив гармонию.

Архитектура: развитие типа круглого в плане здания (моноптер, толос).

Греческий театрон на сколне холма. Архитектура Поликлета Младшего: 1.зал культовой музыки – Фимела в святилище Асклепия в Эпидавре (толос),

2,3. театр Диониса в Эпидавре (Афины) – родина греческой трагедии, теперь руины.

1   2

3

4. Галикарнасский Мавзолей - памятник правителя Мавсола, сооружен по приказу супруги в Галикарнасе (совр.Бодрум, Турция), одно из 7 чудес света. Являлся сложным сочетанием династического памятника Гекатомнидов (греческих правителей области Кария в Малой Азии), героона (античного святилища, посвященного герою) и усыпальницы Мавсола.

 

Кори́нфский о́рдер — более поздний из трёх греческих архитектурных ордеров. Витрувий сообщает, что этот ордер был изобретён скульптором Каллимахом из Коринфа (отсюда и название) во 2-й половине 5 века до н. э. Легенда гласит, что скульптор прогуливался по кладбищу и увидел на могиле недавно умершей девушки корзину с её вещами, которую принесла её кормилица. Плетёную корзину овили листья буйно растущего аканта. Эта корзина стала прообразом капители нового ордера — коринфского, а сам ордер стали называть «девичьим», в противоположность дорическому и ионическому — мужскому и женскому.

Коринфский ордер представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта. Абака имеет вогнутые стороны, поддерживаемые четырьмя большими и четырьмя малыми завитками спиралеобразной формы - волютами. По окружности капители в два ряда расположены акантовые листья. Нижний ряд имеет 8 малых листьев, помещенных над астрагалом, верхний состоит из 8 больших листьев, расположенных в промежутках между листьями нижнего ряда под завитками-волютами. Кроме того, имеются так называемые лилейки — волютки, цветки, розетки и другие декоративные элементы капители.

Впервые коринфский ордер был применен в храме Аполлона в Бассах, в Греции второй половины 5 в. до н.э. В усовершенствованном виде встречается далее в круглом храме в Эпидавре; в самом конце 4 в. до н.э. коринфский ордер был использован при создании памятника Лисикрата в Афинах (1, 2 – капитель памятника).

Коринфский ордер стал особенно популярен в следующую эпоху эллинизма.

Скульптура поздней классики:

1. Кресилай «Портрет Перикла» (1) - первый портрет в истории Др. Греции. До него изображали обобщенный тип, идеал, а не конкретного человека.

Фидий вообще поплатился жизнью за то, что изобразил автопортрет. До нас дошла копия щита богини Афины из Парфенона с изображением битвы с амазонками, т. н. «Щит Странгфорда», он хранится в Британском музее.

Считается, что на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил себя и изображение своего друга Перикла (предположительно, в виде Дедала и Тезея).

Для скульптора это произведение оказалось фатальным — его обвинили в оскорблении божества, бросили в тюрьму, где он и умер от лишений и горя.

«Особенно его обвиняли в том, что он, изображая на щите битву с амазонками, вычеканил свое собственноеизображение в виде плешивого старика, поднявшего двумя

руками камень, а также прекрасный портрет Перикла, сражающегося с амазонкой.

Он очень искусно расположил руку, поднимающую копье перед лицом Перикла, как будто хотел скрыть сходство, но оно все же видно с обеих сторон»

(Плутарх, «Перикл»).

 

2. Кефисодот: медная «Статуя богини мира Эйрены с младенцем, богом изобилия Плутосом». 

3. Скопас – скульптор по мрамору (до него предпочитали отливку из меди), разрабатывавший мотив движения: 3. «Арес», 4. «Вакханка» (Менада).

1 2 3. 4.

Рельефы Галикарнасского мавзолея «Амазономахия» (5)

4. Пракситель: «Гермес с младенцем Дионисом» (1),«Эрот» (2),«Афродита Книдская» (3).

1 2 3

Два направления в развитии греческой пластики.

5. Лисипп – представитель индивидуализирующего направления и психологизации образа: 4. «Апоксиомен» (атлет, очищающий себя стригелем от песка), 5. «Геракл со львом». Роль Лисиппа в развитии скульптурного портрета: 6. Портрет Александра Македонского, 7. Портрет Сократа.

4 5. 6. 7   

6. Леохар - представитель классицизирующего направления, идеализация образа: прославленный «Аполлон Бельведерский» (8,9).

8 9

Современный гипс для учебного рисунка с образом Аполлона, и сам рисунок:

Эллинизм (кц 4 – 1 вв. до н.э.)

Эллинизм – новый этап развития рабовладельческого общества, связанный с завоеваниями Александра Македонского, создавшего эллинистическую мировую империю.

Особенность: взаимосвязь греческой и восточной культур (Египет Птолемеев, Малая Азия, Греко-Бактрийское царство, индо-греческие царства с правителями-греками династии Евтидема, Гандхара и др).

 

В архитектура бурно развивается градостроительство. Рост новых городов и их регулярная планировка:

гипподамов план:сетка улиц, пересекающихся под прямым углом и образующих кварталы равной величины. Возведение Александрии, Милета, Пергама, Приены). Этот план позволил быстро создавать новые города.

В послевоенный период в XX веке для массовой застройки вновь использовали регулярную планировку, например, при возведении Автозаводского района г. Тольятти.

 

Два основных течения в изобразительном искусстве: идеализирующее и натуралистическое. Развитие в искусстве жанров и художественных направлений («школ»). Развитие индивидуального портрета.  

Живописные школы:

- Сикионская школа (Сикион, Греция) придерживалась научного метода обучения, ее методика преподавания повлияла на развитие изо. искусства. Основатель Эвпомп. Известный представитель-Апеллес, друг и портретист А.Македонского.  

- Фиванско-аттическая школа ( появилась в Фивах и переместилась в Афины ). Мастера живописи: Протоген- друг Апеллеса, Филоксен ("Битва А.Македонского с Дарием", (1) повторена в мозаике из Дома Фавна в Помпеях).

    

"Битва А.Македонского с Дарием", фрагмент мозаики из Дома Фавна в Помпеях

 

Центры искусства эллинизма:

Александрия в Египте - регулярный город архитектора Дейнократа, столица Египта под управлением греческой династии Птолемеев, важнейший центр эллинистического мира.

Музеум, Библиотека – центры культуры и просвещения, Маяк на о.Фарос (1) - высотой 140 м. (египетский пилон+греческая ордерная система) –одно из 7 чудес света.

Скульптура:

  Александрийская школа.

Культ бога Сераписа (1) - эллинистический бог одновременно изобилия, плодородия и подземного царства, и загробной жизни. Объединение египетской и греческой мифологий: в одном образе Сераписа соединились черты египетского бога Осириса-Аписа, культ которого развивался в Мемфисе, и греческих богов – Зевса и Аида (границы царства которого охраняет трехглавый пес Цербер. Три головы символизируют три времени – прошлое, настоящее и будущее. Их единство – знак вечности. 

Слово «апис» означает «бык» - это священное животное и у греков, и у египтян.

1

Развитие садово-парковой и декоративной скульптуры:

 Аллегория, то есть иносказание «Нил» (2) – образ реки в виде полнокровного мужчины и его многочисленных детей. (Римская копия из музея Ватикана)

2

Образ Афродиты:

Кефисодот Младший и Тимарх. «Афродита Медичи» («Медицейская», по имени владельцев), с дельфином. Мраморная римская копия (1), мраморная римская копия Венеры Медицейской из ГМИИ им. А.С.Пушкина г.Москва (2).

1   2

 

Развитие бытового жанра: натуралистическое направление.

Статуи  старухи-пастушки (3) и старика-рыбака (4).

 

3 4

Боэф «Мальчик с гусем» (1) – садово-парковая скульптура.

 

Развитие глиптики – резьбы по полудрагоценным и драгоценным камням.

«Камея Гонзага» (2) -изображение Птолемея II и его жены Арсинои из трехслойного сардоникса, идеализированные образы. Камея —ювелирное изделие, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине. Названа по имени Франческо Гонзага (15 век) – владельца этой уникальной античной камеи

7 8

 

Пергамская школа. Пергам в Малой Азии.

Руины театра древнего Пергама (совр. Турция, Измир)

Для пергамской школы характерно проявление новых качеств эллинистической скульптуры. Особенно ярко в скульптуре с традиционными сюжетами греческого искусства с изображением столкновения космоса с хаосом, света разума с тьмой инстинктов:

-гигантомахия – битва греческих богов с гигантами, или иначе – титанами;

- кентавромахия – битва лапифов (греческая народность) с кентаврами;

- амазономахия - война ахейцев с амазонками.

- Трояномахия – битва ахейцев с троянцами (из «Иллиады» Гомера).

- персомахия – борьба греков с персами. 

  После завоеваний Александра Македонского представления греков о мире изменились. Они расселились на обширном пространстве от Египта до Индии и перестали воспринимать другие культуры как темные и варварские, и вражеские. Произошло объединение культур и все стали учиться и заимствовать лучшее друг друга. 

В это время в греческом искусстве начинает преобладать изображение страдания.

И это страдание поверженных врагов.

Это говорит о том, что искусство греков отразило развитие эмпатии, то есть сочувствия – способности поставить себя на место другого человека, понять его чувства.

Эмпатия – стала одним из отличий человечества как биологического вида, за нее отвечают определенные отделы мозга. Ее возникновение и развитие – важный шаг эволюции человека. 

У эмпатии есть одна особенность: такая способность или есть ко всем, или ее нет в принципе. Невозможно испытывать сочувствие выборочно, только к своим. Как только в сознании происходит разделение людей на своих и чужих, и возникает бессердечность и равнодушие, или даже злонамеренность к этим чужим людям, то эмпатия блокируется как способность вообще. Люди становятся черствыми ко всем, утрачивают сострадание и сорадость.

Поэтому не случайно, в искусстве древних греков периода эллинизма на первый план выходит переосмысление прежнего победного опыта и становится важным в традиционных сюжетах борьбы греков с чужаками, изображать чувства поверженных врагов.

Раньше греки гордились собой и своими достижениями, развитием, и всегда считали остальной мир – недостойными варварами и врагами. Теперь же греки познакомились с этими людьми и стали жить с ними в одной эллинистической империи как с соседями.

Теперь в искусстве греки стали выражать уважение к тем, в ком прежде видели врагов цивилизации, вызывать и развивать сочувствие ко всем людям без разделения. Эллинизм – это уже единый мир, где объединились Запад и Восток.

 

Бронзовые группы Эпигона, Пиромаха, Стратиника, Антигона:

Дары Аттала - «Большие посвящения» в Пергаме и «Малые посвящения» меньшего размера в Афинском Акрополе.

Это многофигурные монументы победы, воздвигнутые правителем Пергама Атталом I.

Ансамбль афинского памятника состоял из четырех композиций, каждая группа находилась на отдельном постаменте. Длина всей платформы 124 м. Около 120 бронзовых фигур. Сюжеты выстроены в хронологической последовательности: самая ранняя -мифическая битва гигантов и богов, далее сражение греков с амазонками и победа над персами, и в конце битва Пергама с галлами у реки Каик. Таким образом, победа Пергама приравнивалась к победам в греко-персидской войне, значение сражений с галлами поднималось на уровень героического мифа. Пергам, наследник Афин, представал защитником цивилизованного мира от варварской агрессии. Но в отличие от предшествующей традиции «победных» посвящений, скульпторы вызывают сочувствие и уважение к поверженным врагам.

Сохранились римские копии «Малых посвящений»: скульптуры Умирающего Галла, Амазонки, Перса и Гиганта. Малые дары Аттала из Неаполитанского музея – это поздние римские копии из мрамора:

 Одна из самых выразительных – статуя погибшей царицы амазонок, Антиопы, с прекрасным лицом. Как показали рисунки статуи, сделанные в XVI веке, изначально Амазонка изображалась с младенцем. Образ юной матери, погибшей в битве, был заведомо рассчитан на скорбь и сочувствие зрителя. Фигура Перса идентифицируется по тонким шароварам и восточному головному убору. Варвар лежит ничком, полузакрывшись, убит. Гигант погиб, лента, лежащая рядом с телом, означает, что он был царем. Созерцание его неподвижного тела вызывает не торжество, а трагическое чувство. Умирающий галл - первое в греческом искусстве изображение боли, физического страдания, соединенной с болью душевной от горечи поражения, оно тоже вызывает сочувствие к проигравшим битву и отдает дань достойным врагам, сохранившим мужество перед лицом смерти.

П

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...