Христианская религия и искусство зародились в провинции Иудея в Римской империи.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Оказавшись под властью Рима, Иудея вынуждена была платить тяжелую дань. Римские легионеры постоянно находились в Иерусалиме. Вместе с тем в период римского владычества иудейское царское правление достигло значительного успеха и даже славы. Несмотря на все политические перемены, царь сохранял свое положение. Пока он правил в согласии с волей римлян, его власть была абсолютной. Настал долгий период мира, нарушавшегося лишь незначительными пограничными конфликтами. Царь Ирод (ок. 73-74 гг. до н. э. – 4 г. до н. э.) считался одним из самых способных правителей того времени, и по многим причинам его царствование осталось в памяти еврейского народа. Это был период интенсивного развития. Население и богатство страны быстро росли. Налоги были тяжелые, но доход с них шел в значительной мере на общественные работы.
История жизни Иисуса Христа (еврейское имя Иешу́а). В период правления царя Ирода из среды еврейского народа выделился Мессия (Спаситель мира) Иисус Христос, появление которого согласно христианским текстам было предсказано пророками в прошлом. Его появление обусловило появление такой мировой религии как христианство, основанной на этических ценностях Нового Завета.
Христиане верят, что договор-союз Бога с людьми совершен дважды. Первый договор заключен Богом с Моисеем (13 век до н.э.) на горе Синай, где Моисей получил от Бога Скрижали Завета. Скрижали – каменные плитки с начертанными на них десятью заповедями 1. Да не будет у тебя других богов перед ликом Моим (ст. 3). 2. Не создавай себе кумира... (ст. 4-6). 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, в суе, то есть в празднословии (ст. 7). 4. Помни день субботний... (ст. 8-11).
5. Почитай отца твоего и мать твою... (ст. 12). 6. Не убивай (ст. 13). 7. Не желай того, что тебе не принадлежит, чужих жены, мужа (ст. 14). 8. Не кради (ст. 15). 9. Не произноси ложного свидетельства... (ст. 16). 10. Не желай дома ближнего твоего... (ст. 17). Этот договор отражен в первой части Священного писания-Библии. Первые пять книг Библии почитаются еврейским народом как еврейская Библия – Тора (Пятикнижие). В них Моисей упоминается как пророк, который вывел израильтян из Египта, где они пребывали в рабстве; в честь чудесного избавления евреев из египетского плена возник праздник еврейской Пасхи. Слово «Пасха» в переводе с древнееврейского означает переход от смерти к жизни, возрождение. Через Моисея Бог сообщил условия союза-завета Бога с Израилем. Этот завет лег в основу религии евреев – иудаизма, а Моисей стал ее основателем. Первая часть Библии позднее стала называться Ветхим Заветом. В нем, в частности, присутствует наставление о том, как стоит поступать на основе закона возмездия: "око за око, зуб за зуб: как он сделал, так и ему должно сделать" (Левит, 24, 20; об этом же – Исход, 21, 24; Второзаконие, 19, 21). Второй договор заключен Богом с людьми благодаря появлению Миссии Иисуса Христа, которое было предсказано в Ветхом Завете. Иисус Христос не оставил после себя никаких сочинений. Считается, что он скрепил своей кровью – то есть утвердил личным примером всей своей жизни - новый (второй) союз-договор между Богом и человеком (1 Кор 11:25; Евр 9:15). Таким образом события его жизни, смерти и Вознесения легли в основу Нового Завета. Все сведения, приведенные в 27 книгах Нового завета, описывающих жизнь Иисуса Христа и объясняющих смысл его служения, исходят от его первых последователей-апостолов и их учеников. Смысл этических ценностей Нового Завета точно отражен в книге «Моя жизнь» Марком Шагалом: «В нашей жизни, как в палитре художника, есть только один цвет, способный дать смысл жизни и искусству — цвет любви».
В Новом Завете прежний закон возмездия «око за око» сменил новый закон прощения, любви и сочувствия к другим без разделения на «своих» и «чужих». С этого времени важнейшим фактором становления и бытования Человеком становится эмпатия - способность к сочувствию: сорадости и состраданию к другим.
Современная наука выявила, что за проявление сочувствия отвечают определенные отделы головного мозга человека, однако эту способность, как и другие, необходимо в себе развивать, чтобы стать полноценным человеком. Существует определенный процент людей с нарушениями этого отдела мозга, не способные сочувствовать другим, такие люди часто добиваются большого успеха в карьере, поскольку им легко «идти по головам», безжалостно использовать других для своей личной выгоды, однако, они не способны переживать неэгоистические любовь и радость, и по большому быть счастливыми.
Время рождения Иисуса Христа историки относят к 749-754 годам от основания Рима. Это событие оказало огромное влияние на мировую историю, настолько, что год рождения Иисуса Христа явился точкой отчета нового летоисчисления “от Рождества Христова», которого мы придерживаемся и сейчас.
Мать Иисуса дева Мария происходила из древнего рода царя Давида. Давид – второй царь Израиля, победитель великана Голиафа, отец мудрого царя Соломона, автор библейской книги псалмов. О Давиде известно из целого ряда текстов, включая Ветхий Завет. О нем можно прочитать в Первой книге Царств (1 Цар. 16-30), Второй книге Царств, Третьей книге Царств (3 Цар. 1-2), Первой книге Паралипоменон (1 Пар. 11-23, 28-29). Также он упоминается еще в 10 книгах Ветхого Завета, Евангелиях от Матфея, Марка и Луки, Деяниях святых апостолов, посланиях апостола Павла к Римлянам и Евреям и в Откровении апостола Иоанна Богослова. Давид, белокурый мальчик с красивыми глазами и приятным лицом (1 Цар. 16:12) искусно играл на арфе и стал при дворе первого израильского царя Саула музыкантом и оруженосцем. Он победил великана-филистимлянина Голиафа, убив его камнем из пращи (1Цар. 17), за что стал военачальником и снискал большую славу в народе.
Первый израильский царь Саул, не был рад возвышению Давида, считая его опасным соперником. Он стал преследовать Давида, но тот спасся, и стал правителем соседней Иудеи. Когда умерли Саул и его наследник Иевосфей, старейшины Израиля пришли к Давиду и провозгласили его царем над всем Израилем (2 Цар. 5:3). В итоге Давид «царствовал над Иудеей семь лет и шесть месяцев, и в Иерусалиме царствовал тридцать три года над всем Израилем и Иудеей» (2 Царю 5:5). При нем Иерусалим стал столицей.
Мария, из рода царя Давида, не смотря на свое высокое происхождение, жила скромно, она была сиротой, и ее опекал ее дальний родственник, престарелый Иосиф из Назарета, небольшого города в Галилее - северной части Израиля. Иосиф был простым плотником. Благовещение. Согласно христианским текстам, однажды Архангел Гавриил, явившись, возвестил Деве Марии о том, что Она выбрана Богом стать Матерью Сына Божия – который должен был родиться человеком и своей жизнью явить людям пример праведных поступков и духовный путь Спасения, ведущий к жизни вечной. В изобразительном искусстве это событие стало изображаться в сцене под названием Благовещение (Архангел Гавриил принес деве Марии Благую Весть). Иосиф и Мария приняли решение сочетаться фиктивным браком, сохраняя в тайне Благую весть. Это было необходимой мерой предосторожности, поскольку по законам того времени за рождение ребенка вне брака могли побить камнями. Последовавшее затем рождение сына Божия Иисуса Христа произошло в небольшом иудейском городке Вифлееме, в котором раньше родился царь Давид, предок Христа. О рождении Иисуса рассказывается в Евангелии от Матфея и Луки. В Вифлееме в честь этого события сохраняется и почитается Пещера Рождества, в которой, по легенде, родился Иисус из Назарета, а потому это место считается священным для христиан. Над пещерой со временем воздвигли Базилику Рождества Христова – она одна из старейших церквей в мире. Поклонение волхвов (греч. μάγοι ἀπὸ ἀνατολῶν — дословно «маги с Востока») — евангельское краткое упоминание (Мф. 2:1—11) и популярный богословский и иконографический сюжет о мудрецах, пришедших с Востока, чтобы поклониться младенцу Иисусу и принести ему дары.
Согласно апостолу Матфею, волхвы жили где-то на Востоке. Они увидели в небе звезду и поняли, что она является знамением. Последовав за её движением по небосводу, они пересекли несколько государств и прибыли в Иерусалим. Там они обратились к правящему государю этой страны Ироду с вопросом, где они могут увидеть только что родившегося Царя Иудейского, очевидно, предполагая, что правитель должен быть связан с ним родственными узами. Царь Ирод встревожился этим известием о появлении другого претендента на трон, но вида не показал и вежливо проводил волхвов из дворца, попросив их, когда они найдут Царя, сообщить ему, где он находится, «чтобы и мне пойти поклониться Ему». Путешественники покинули Иерусалим и последовали дальше за путеводной звездой, которая привела их в Вифлеем. Там они нашли Марию с младенцем, поклонились ему и принесли дары. «Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (Мф. 2:9—11)» Путеводная звезда стала называться с тех пор Вифлеемская звезда. После волхвам во сне было дано откровение, что к Ироду возвращаться с вестью об успехе их путешествия не стоит, и они отправились домой другой дорогой. Не дождавшись их, разгневанный Ирод устроил избиение младенцев. Избиение младенцев. Избиение младенцев описывается только в Евангелии от Матфея. Согласно евангельскому рассказу иудейский царь Ирод послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов, чтобы избавиться от соперника, который мог бы, повзрослев, претендовать на трон. Далее евангелист сообщает, что избиение было предсказано пророком Иеремией (Иер. 31:15). Бегство в Египет. Согласно евангельскому рассказу, Иисус спасся благодаря бегству его семьи в Египет, куда Иосифу повелел отправиться явившийся во сне ангел. Жизненный путь Христа. Детство. Иисус родился в Вифлееме, а рос в Назарете. Он считался сыном Марии и плотника Иосифа. До тридцатилетнего возраста Иисус Христос жил вместе со Своей Матерью, Девой Марией, в Назарете, в доме Иосифа. Когда Ему минуло 12 лет, Он вместе с родителями отправился в Иерусалим на праздник Пасхи и пробыл в храме три дня, беседуя с книжниками. О других подробностях жизни Спасителя в Назарете ничего не известно, кроме того, что Он помогал Иосифу плотничать.
Богоявление. Сюжет Богоявления связан с крещением Иисуса Христа. На 30-м году жизни Иисус Христос принял от пророка Иоанна Предтечи крещение в реке Иордане. Этого пророка именуют также Иоанн Креститель. Крещение Иисуса Христа стало началом земного служения по спасению рода человеческого. Прежде чем начать Свое общественное служение, Иисус Христос отправился в пустыню и постился сорок дней, преодолевая разные искушения. 12 апостолов. Общественное служение Иисус начал в Галилее избранием 12-ти апостолов. Брак в Кане. Чудесное претворение воды в вино, совершенное Иисусом Христом на бракосочетании в Кане Галилейской, укрепило веру Его учеников. После еврейской Пасхи Иисус Христос созвал Своих апостолов, дал им необходимое наставление и послал их проповедовать приближение Царства Божия. Сам Иисус Христос тоже путешествовал, проповедуя, собирая учеников и распространяя христианское учение. Иисус Христос явил множество чудес и пророчеств. Умножив пять хлебов и несколько рыб, Он накормил многотысячную толпу; Он воскрешал мертвых и исцелил бесчисленное множество больных. При этом, Иисус Христос всячески избегал человеческой славы. Для собственной надобности никогда не прибегал к своей всемогущей силе. Все Его чудеса проникнуты глубоким состраданием к людям. Евангелисты записали многие предсказания Иисуса Христа. Некоторые из них исполнились уже при жизни Апостолов и их преемников. Среди них: предсказания об отречении Петра и предательстве Иуды, о распятии и воскресении Христа, о сошествии Св. Духа на Апостолов, о чудесах, которые будут совершать апостолы, о гонениях за веру, о разрушении Иерусалима и др. Общественное служение Иисуса Христа продолжалось более трех лет. Первосвященники, книжники и фарисеи не приняли Его учение и, завидуя Его чудесам и успеху, искали случая убить Его. Изгнание торгующих из храма. После воскрешения Спасителем четверодневного Лазаря, за шесть дней до Пасхи, Иисус Христос, окруженный народом, торжественно, как сын Давида и царь Израилев, вошел в Иерусалим. Народ воздавал Ему царские почести. Иисус Христос прямо направился в храм, но, увидев, что первосвященники дом молитвы превратили в “вертеп разбойников,” изгнал оттуда всех торговцев и менял. Это вызвало гнев фарисеев и первосвященников, и они на своем собрании решили Его погубить. Между тем Иисус Христос по целым дням учил народ в храме. В среду один из Его двенадцати учеников, Иуда Искариот, предложил членам синедриона тайно предать своего Учителя за тридцать серебряных монет. Первосвященники с радостью согласились.
Тайная вечеря. В четверг Иисус Христос, желая совершить Пасху вместе со Своими учениками, отправился из Вифании в Иерусалим, где Его ученики Петр и Иоанн приготовили для Него большую комнату. Явившись сюда вечером, Иисус Христос показал Своим ученикам величайший пример смирения, умыв их ноги, что у евреев обыкновенно делали слуги. Затем, Он совершил ветхозаветную Пасху. После вечери Иисус Христос установил новозаветную Пасху – таинство Евхаристии или Причащения. Взяв хлеб, Он благословил его, преломил и, подавая ученикам, сказал: “Примите, ядите (ешьте): сие есть тело Мое, которое за вас предается,” затем, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: “Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов.” После этого Иисус Христос в последний раз беседовал со Своими учениками о Царстве Божием. Поцелуй Иуды Потом Он отправился в загородный Гефсиманский сад и, в сопровождении трех учеников – Петра, Иакова и Иоанна, пошел вглубь сада и, повергшись на землю, молился Своему Отцу о том, чтобы миновала Его предстоявшая Ему чаша страданий. В это время в сад ворвалась толпа вооруженных слуг первосвященника под предводительством Иуды. Иуда приветственным поцелуем выдал своего Учителя. Пока первосвященник Каиафа созывал членов синедриона, воины отвели Иисуса во дворец Анана; отсюда Его повели к Каиафе, где уже поздно ночью состоялся суд над Ним. Хотя было вызвано множество лжесвидетелей, но никто не мог указать на такое преступление, за которое Иисуса Христа можно было бы приговорить к смертной казни. Тем не менее, смертный приговор состоялся только после того, как Иисус Христос признал Себя Сыном Божиим и Мессией. За это Христа формально обвинили в богохульстве, за что по закону следовала смертная казнь. В пятницу утром первосвященник отправился вместе с членами синедриона к римскому прокуратору, Понтию Пилату, для утверждения приговора. Но Пилат сначала не согласился это сделать, не видя в Иисусе вины, достойной смерти. Тогда иудеи стали угрожать Пилату доносом на него в Рим, и Пилат утвердил смертный приговор. Крестный путь и казнь. Иисус Христос был отдан римским воинам. Около 12-ти часов дня, вместе с двумя разбойниками, Иисус был отведен на Голгофу – небольшой холм с западной стороны Иерусалимской стены, каждый из приговоренных сам нес свой крест, и был распят на этом кресте. Иисус Христос принял смерть безвинно, так же, как и многие люди в истории человечества. Распятие – в то время было распространенным видом казни. Безропотно принял Иисус Христос и это событие человеческой жизни. Стоял полдень. Вдруг солнце померкло, и тьма на целые три часа распространилась по земле. После этого Иисус Христос громко воззвал к Отцу: “Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил!” Потом, видя, что все исполнилось по ветхозаветным пророчествам, Он воскликнул: “Совершилось! Отче Мой, в руки Твои предаю дух Мой!” и, склонив Свою главу, испустил дух. Последовали страшные знамения: завеса в храме разорвалась надвое, сотряслась земля, распались камни. Видя это, даже язычник – римский сотник – воскликнул: “Воистину Он был Сын Божий” В смерти Иисуса Христа никто не сомневался. Два члена синедриона Иосиф и Никодим, тайные ученики Иисуса Христа, получили разрешение у Пилата снять тело Его с креста и погребли во гробе Иосифа близ Голгофы, в саду. Члены синедриона позаботились о том, чтобы тело Иисуса Христа не было украдено Его учениками, запечатали вход и поставили стражу. Все делалось поспешно, так как праздник Пасхи начинался вечером в этот день. Воскресение. В воскресенье (вероятно, 8-го апреля), на третий день после Своей крестной смерти, Иисус Христос воскрес из мертвых и покинул гроб. После этого Ангел, сошедший с неба, отвалил камень от двери гроба. Первыми свидетелями этого события были воины, стерегшие гроб Христа. Хотя воины не видели воскресшего из мертвых Иисуса Христа, но они были очевидцами того факта, что, когда Ангел отвалил камень, гроб уже был пустым. Испугавшись Ангела, воины бежали. Мария Магдалина и другие мироносицы, отправившиеся ко гробу Иисуса Христа еще до рассвета, чтобы помазать тело своего Учителя, нашли гроб пустым и удостоились увидеть Самого Воскресшего и слышать от Него приветствие: “Радуйтесь!” Кроме Марии Магдалины, Иисус Христос являлся многим Своим ученикам в разное время. Из них некоторые даже удостоились осязать Его тело и убедиться, что Он не призрак. В течение сорока дней Иисус Христос несколько раз беседовал со Своими учениками, давая им последние наставления. В память о Воскрешении Иисуса Христа возник праздник христианской Пасхи, которую стали праздновать в апреле последователи христианской религии.
Вознесение. В сороковой день Иисус Христос, в виду всех Своих учеников, вознесся на небо с Елеонской горы. Христиане верят, что вторично Он придет на землю перед концом мира, чтобы судить живых и мертвых, после чего начнется Его славное и вечное Царство, в котором праведники будут сиять, как солнце. Со временем события из жизни Христа стали сюжетами для христианской живописи, канон которой сложился в эпоху Средних веков. Такие изображения с историей Христа служили иллюстрациями христианских текстов, понятным «рассказом в картинках» даже для не умеющих читать простых людей. Поэтому фрески с историей жизни Христа называют еще «Библией для неграмотных». Спас Нерукотворный. В восточной церкви существует предание о “Нерукотворном образе” Спасителя. Согласно ему, посланный Эдесским царем Авгарем художник несколько раз безуспешно пытался зарисовать лик Спасителя. Когда Христос, подозвав художника, приложил его полотно к Своему лицу, на полотне отпечатлелся Его лик. Получив от своего художника это изображение, царь Авгарь исцелился от проказы. С тех пор это чудотворное изображение Спасителя было хорошо известно в восточной церкви и с него делались копии-иконы. Об оригинальном Нерукотворном образе упоминают древний армянский историк Моисей Хоренский, греческий историк Еваргий и св. Иоанн Дамаскин. В западной церкви существует предание об образе св. Вероники, которая подала Спасителю, идущему на Голгофу, полотенце, чтобы Он вытер Свое лицо. На полотенце остался отпечаток Его лика, который позже попал на запад. В Православной Церкви принято изображать Спасителя на иконах и фресках. Эти изображения не стремятся передать в точности Его внешний вид. Они скорее являются напоминаниями, символами, возводящими нашу мысль к Тому, Кто на них изображен. Глядя на изображения Спасителя, мы вспоминаем Его жизнь, Его любовь и сострадание, Туринская плащаница. Лик Спасителя и все Его тело запечатлелось также на так называемой “Туринской плащанице,” – длинном полотне, в котором, по преданию, было завернуто снятое с креста тело Спасителя. Изображение на плащанице удалось увидеть только сравнительно недавно с помощью фотографии, специальных фильтров и компьютера. Воспроизведения лика Спасителя, сделанные по Туринской плащанице, имеют поразительное сходство с некоторыми древними византийскими иконами (совпадая иногда в 45-ти или 60-ти точках, что, по мнению специалистов, не может быть случайно). Изучая Туринскую плащаницу, специалисты пришли к выводу, что на ней отпечатлелся человек лет 30-ти, ростом 5 футов, 11 дюймов (181 см. – значительно выше своих современников), стройного и крепкого сложения. Формирование христианской религии. К середине I в. и. э. на землях римской провинции Иудеи стала формироваться христианская религия, в которой оформились новые нравственные законы, основанные на сочувствии к другим. По всей империи начались преследования последователей Христа – ранних христиан. Вместе с рабами-гладиаторами, они погибали на сцене Колизея и подвергались пыткам и казням. Появились христианские мученики, погибшие за свою веру и идеалы. Возникнув в Римской империи как религия угнетённых, христианство со временем завладело сознанием различных слоёв населения и распространилось по всей территории империи. В 3 в. н. э. обозначились первые признаки упадка рабовладения. Постепенно на смену эксплуатации рабов пришла эксплуатация зависимых земледельцев, появились первые ростки феодальных отношений. Ослабла государственная власть. В Древнем Риме вместе с христианской религией и мировоззрением стали формироваться и ранние христианские культура и искусство. Раннехристианское искусство. Раннехристианское искусство развивалось в последние века истории Древнего мира, в Древнем Риме, сначала как народное движение, которое преследовалось римскими правителями языческой империи. Первые христиане вынуждены были жить и скрываться в подземных склепах – катакомбах города Рима (1), которые представляли собой разветвленную подземную сеть (2). Именно там и зародилась ранняя христианская культура известна как - катакомбная. 1 2 3 Первые изображения христианских символов на фресках – образ Богоматери «Мадонна Катакомб», 2 век, это фреска из катакомб Присциллы в Риме (3). Первые христианские фрески появились в катакомбах и там же начала складываться система христианской символики (образ Иисуса Христа – доброго пастыря на фреске из римских катакомб (4), древнеримская статуэтка доброго пастыря (5), голубь – символ Св. Духа, лоза – символ Христа и др). Символ – тайный знак, понятный только посвященным.
Черты античной традиции: образ доброго пастыря в раннем христианстве был связан с древнегреческим образом Мосхофора («несущий теленка»), где изображен человек, несущий жертву античным (языческим) богам. Однако в христианстве образ «несущего тельцА» переосмыслен, изменилось его значение: теперь это Миссия, заботящийся о человеческих душах, ведущий их к Спасению и вечной жизни.
1 2 В рельефах с виноградной лозой (1,2) также прослеживаются черты античной традиции, образ лозы – был в античности символом бога Диониса. Он остался символом вечного обновления, преображения, побеждающего смерть, но уже стал символом Иисуса Христа у ранних христиан. Только спустя века, лишь в 4 веке нашей эры, христианскую религию официально признали на территории Римской империи, когда правителем Римской империи стал преемник Диоклетиана император Флавий Валерий Аврелий Константин, вошедший в историю как Константин I Великий, 272-337 (1). По легенде, во время борьбы за трон Константину (306 - 337) явилось видение креста, окруженного сиянием и надписью: «Сим победиши». Император приказал водрузить крест на знамена своих легионов и одержал победу. С этого момента императорская власть стала оказывать покровительство христианам. Он провозгласил христианство государственной религией, в 330 году по политическим соображениям перенёс столицу империи из Рима в основанный им новый город Византий (Константинополь) в Малой Азии. Так, некогда великий город Рим, столица античного мира, превратился всего лишь в провинциальный центр рождающегося мощного государства Византии. С именем Константина I связано окончательное установление в Римской империи системы домината, т.е. неограниченной власти императора. Впоследствии за утверждение христианства Константин Великий был причислен к лику святых: Равноапостольные Св. Константин (сын) и Св. Елена (мать), византийская мозаика (2). Первая христианская церковь была построена на рыночной площади Августеон в 4 веке при императоре Константине I – это был первый собор Св. Софии, который не сохранился до нашего времени, его заново выстроил позднее император Юстиниан в 6 в. Мозаики Собора Св. Софии X века запечатлели донаторский портрет Святого Константина, основателя столицы христианского мира Византии (Константинополя) и в ней первого собора Св. Софии. Мозаика «Богоматерь с Младенцем между императорами Юстинианом и Константином»: императоры Константин и Юстиниан приносят в дар свои детища: град Константинополь и храм св. Софии (3). Образ Св. Константина на фрагменте этой мозаики (4). 1 2 3. 4. Константин также в 325 году созвал в Никее первый церковный собор, на котором утвердили «Символ веры» - изложение основ христианства, что унифицировало религию. В конце того же века император Феодосий признал никейскую ветвь христианства господствующей, государственной религией. Теперь уже христианство преследовало своих противников, в том числе «еретические» христианские ветви. Христианство из гонимого учения трансформировалось в государственную идеологию, христианско-греческую культуру. Центром новой идеологии стала новая столица империи – Византий (переименованный позднее в Константинополь). В 392 году следующий император Феодосий I издал Указ о признании христианства государственной религией с запретом язычества. Христианами с этого времени были уничтожены многие памятники языческой античной культуры, наследие Древних Греции и Рима. В 395 году скончался последний император единой Римской империи Феодосий I Великий, и целостная Древнеримская империя прекратила свое существование, завершая историю Древнего мира. После смерти древнеримского императора Феодосия I, в Римской империи произошло разделение на Западную и Восточную части, в каждой из которых у власти стоял свой император. Перед смертью Феодосий I посадил младшего сына Гонория править в Западной Римской империи, а старший сын Аркадий стал править в Восточной Римской империи.
Восточная часть просуществовала свыше тысячи лет (то есть всё Средневековье) и вошла в историю как империя Византия, а Западная Римская империя была атакована племенами варваров и уже через 80 лет с момента своего образования пришла в упадок. Надо сказать, что победа христианства спасла восточную часть Римской империи. Христианство мобилизовало общество, укрепило моральные устои. Государство использовало церковь для контроля над обществом. Церковь стала символом единения, братства и милосердия. Она не только давала утешение, но и кормила бедных. Императоры сделали церковь богатейшим землевладельцем, передали ей огромные средства, множество домов и земельных участков. На эти средства создавались больницы, дома для приёма странников, любой нищий мог получить в церкви тарелку похлебки или монетку на пропитание. Церковь взяла на себя роль системы социального обеспечения.
На протяжении V века н. э. и до падения Западной империи, однако, Восточная и Западная империи не рассматривались как два отдельных государства, продолжая составлять неделимую в понимании тогдашнего общества единую Римскую империю (причём такая её интерпретация сохранялась и на протяжении многих лет после падения Западной империи в 476 году н. э.). В связи с этим некоторые историки считают более правильным говорить о разделении императорского правления в Римской империи, но не о разделе государства как такового. Разделение императорского правления, также иногда рассматривается как предпосылка для случившегося намного позже раскола христианской церкви на католическую и православную.
Восточная Римская империя (позднее названная Византией) занимала Балканский п-ов, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, часть Месопотамии и Армении, Кипр, Крит, Родос и др. острова Эгейского моря, Южный берег Крыма, ряд городов на Западном Кавказе, часть Аравии. Этносы Византии: греки, сирийцы, армяне, грузины, евреи, копты, иллирийцы, фракийцы и др. Греки господствовали, языком межэтнической коммуникации был греческий язык. Романизация имела поверхностный характер, тем не менее жители Византии считали себя римлянами, империю называли Ромейским царством; т.е. Римской империей, а столицу Восточной империи город Византий (позднее переименованный в Константинополь) называли Новым Римом. В раннехристианском искусстве этого времени появляется новое содержание рельефов догматических саркофагов – «спасение во Христе» (1) 1 Отдельного упоминания заслуживают рисунки коптских тканей 4-12 вв. с христианской символикой из Египта. Копты – один из народов Египта, исповедовавший христианство, ранние христиане (4 в-5 вв.). Образ души – голубь (1,2). 2 3 Столица Западной Римской империи из Рима была перенесена в 395 году в Медиолан (современный Милан). В 402 году, спасаясь от нашествия вестготов, тот же император сделал столицей Равенну и лишь изредка император Западной Римской империи посещал Рим. Раннехристианская архитектура в Западной Римской империи. В Риме и Равенне сохранились уникальные памятники архитектуры раннехристианского периода Западной Римской империи. Два типа раннехристианской культовой архитектуры - базиликальный и центрический храмы - имели античные корни: - б азилика – в античную эпоху являлась общественным светским зданием, где были рынок или суд, а с появлением христианства - стала служить как христианский храм;
- центрический баптистерий: в античную эпоху светский бассейн для плавания – в Средние века стал религиозным (христианское) зданием с купелью для обряда крещения;
- центрический мавзолей: в античную эпоху геройон Мавзола, храм героя с усыпальницей в Средние века стал христианской часовней с усыпальницей. Отличие организации христианской базилики от античного храма (разные принципы: для общественного массового использования внутри – для почитания снаружи). До нашего времени сохранилась Базилика Санта Мария Маджоре 5 века в Риме (3), с мозаиками. 3
Это папская базилика 5 века, посвященная Пресвятой Деве Марии и расположенная на Эсквилинском холме в районе Монте в Риме. Ее название значит, что данная церковь — главная из множества посвященных Богоматери. Благовещение. Мозаика. Базилика Санта-Мария Маджоре, Рим, 5 в. (1) 1 Главная особенность папских базилик – наличие так называемой «святой двери» в храм. Её торжественно открывают лишь в Юбилейный год, который католическая церковь празднует каждые 25 лет. Кроме того, в этих базиликах есть особый алтарь, за которым может служить только сам Римский папа. Основные части базилики: нефы, трансепт, нартекс, апсида. Неф – вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов. Слово «неф» происходит от латинского navis — «корабль». Предположительно, такое название должно было подчеркнуть значение основного пространства храма, поскольку корабль являлся одним из символов христианской церкви – средства спасения в океана житейских невзгод и скорби. Трансе́пт (от позднелат. transeptum из лат. trans «за» и лат. septum «ограда») — поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом. Окончания трансепта образуют апсиды, выступающие за пределы основной части здания. Нартекс – помещение перед входом в раннехристианский храм, где останавливались люди, не имевшие права присутствовать на богослужении, напр., кающиеся. Нартекс примыкает обычно к западной стороне христианского храма. Апсида - примыкающий к основному объему здания пониженный выступ полукруглой, граненой либо сложной формы в плане; этим термином почти всегда обозначаются лишь алтарные объемы. Апсида Базилики Санта-Мария Маджоре, Рим, 5 в.(1) Особую известность базилика Санта Мария Маджоре приобрела благодаря сохранившемуся огромному ансамблю уникальных мозаик. При Папе Сиксте III (432-440) центральный неф украсили 42 мозаичных панно с изображением Библейских сцен из Ветхого завета, расположенных над античными колоннами вдоль всего прохода.
Внутреннее пространство базилики Санта Мария Маджоре в Риме соответствует структуре базилик поздней античности: прямоугольный зал, разделенный двумя рядами древних колонн на высокий и широкий центральный неф и два боковых прохода с его обеих сторон. По некоторым свидетельствам, афинские мраморные колонны являлись элементами древнего языческого храма Юноны. К 5 веку относятся и мозаики триумфальной арки, обрамляющей главный алтарь (1). Например, «Посещение волхвами царя Ирода» (2) «Поклонение волхвов» (1) 1
Другой старейший памятник раннехристианской архитектуры - центрический Мавзолей Галлы Плацидии (2,3) в Равенне, с его мозаиками: «Добрый пастырь» (4),
2 3 4 5 Галла Плацидия - была дочерью римского императора Феодосия I и сестрой императоров Аркадия и Гонория. В 425—437 годах — правительница Западной Римской империей. Личная история Галлы Плацидии наложилась на историю заката Римской империи. Её необыкновенная судьба тесно связана с важными событиями первой половины V века. Рождённая в последние годы существования единой империи, после её окончательного распада в 395 году Галла осталась в Италии под опекой старшего брата, императора Гонория, и его полководца Стилихона. С 409 года она находилась в знатн
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|