Искусство периода Римской империи
Установление военной диктатуры в конце 1 в. до н.э., превращение Республики в Империю. Искусство времени первого императора Рима - Октавиана, титулованного Августом, т.е. божественным. Героизированные в духе греческого искусства скульптурные портреты императора. Обожествление в искусстве Августа, героизация его личности в монументальной скульптуре: «Статуя Августа» (1) из виллы его жены Ливии у Прима-Порта, «Август в позе Юпитера», (2) Ливия в образе богини (3).
1 2 3
Формирование официального классического стиля. Ведущий вид искусства: архитектура. Масштабное градостроительство: возведение новых городов, дворцов, портов, акведуков, мостов. Форум Августа (1) для торжеств привилегированной элиты. Основные памятники и типы конструкций последующих периодов: Колизей (2- современные руины, 3 - реконструкция) (Colosseum – колоссального размера) – построенный при императоре Тите из рода Флавиев трехъярусный амфитеатр, с применением римской ордерной ячейки, объединяющей в одно целое аркаду и ордера: тосканский, ионический, коринфский. «Амфитеатр Флавиев». Арена колизея имела разборные конструкции. Она могла заполняться водой, там демонстрировали в том числе и морские сражения. Это не только сложный архитектурный, но и инженерный объект. Гладиаторские морские сражения в Древнем Риме или шоу с имитацией морского боя считались особой роскошью среди зрелищ. Основные конструкции Колизея: арка и свод цилиндрический и крестовый, а также бетон в сочетании с кирпичом и мрамором – травертином, примененные в строительстве - вклад римлян в мировое зодчество. 1 2
3 Триумфальная арка Тита, 81 г. (1). Назначение арок и их разновидности (одно, двух, трех и пятипролетные). Стилистические особенности рельефа арки Тита: диагональное расположение отдельных групп в многофигурных композициях, введение декоративного орнамента.
1 2. Триумфальная арка Константина (трехпролетная), нч 4 в. Жилищное строительство (по материалам раскопок Помпеи, Стабии и Трои, погибших в 71 г.). Частные дома и многоквартирные (инсулы). Планировка, устройство жилищ, их убранство. Деление богатого дома на две части. Официальный центр дома – атриум с бассейном (заимствование у этрусков). Наличие в жилой территории перистиля (заимствование у греков). Украшение полов частных домов мозаиками (1,2,3), а стен фресками. 1 2 3 4 5 5 6 7 8 Четыре стиля настенной росписи: -инкрустационный (1) - имитация декоративной облицовки, -архитектурно-перспектиный (2), - «египтизирующий», или иначе «канделябрный» (3) – в период влияния на Рим культуры Египта, - фантастический (сочетание архитектурного с канделябрным). 1 2 3 4 Форумимператора Трояна (5), 109 – 113 гг.; архитектор Аполлодор (5) - как образец монументального архитектурного ансамбля имперского Рима. Колонна Трояна (6,7), начало 2 века – на форуме Трояна в Риме, полая, внутри лестница, ведущая на обзорную площадку. Документальная точность исторического рельефа. Реализм и пафос прославления победителя. Материал: каррарский мрамор. 6 7 Пантеон (1,2) – «храм всех богов», 125 г. н.э. (2 век), при императоре Адриане, образец нового типа храма. Принципы организации пространства, применение новых конструкций – купола- и строительных материалов. Круглый план здания, единый купол, богатый интерьер; решение проблемы освещения («глаз Пантеона»).
Мавзолей Адриана (3) 117 – 138 гг., в Риме (сегодня замок Св. Ангела). 3 ТермыКаракаллы (4-реконструкция), нч 3 в. - общественные бани по греческому образцу: спа-центры со спортзалами и бассейнами с водой разной температуры; интерьеры украшались статуями атлетов, мозаиками. Современные руины терм Каракаллы (5).
4 5 Базилика Максенция (1), нч 4 века - тип базилики был перенят у греков («дом базилевса+царя») — общественное здание прямоугольной формы, из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов, место собраний: суд, рынок. 5 6 Значение римского зодчества: синтез архитектуры этрусков, греков, и завоеванных «варварских» государств в республиканском Риме, формирование собственного римского стиля в период Империи. У греков балочные, у римлян арочные конструкции. Бетон. «Августовский классицизм» - в основе развития европейской архитектуры. Скульптура. (1) «Жертвоприношения богине Мира» стена Алтаря мира (13 – 9 гг. до н. э.) на Марсовом поле в Риме. Развитие римского скульптурного портрета: 1 век - реалистический скульптурный портрет: (2) Веспасиан, (3) Вителлий, 2 век - стремление создать идеал, подобный греческому в эпоху Адриана: (4) портрет Антиноя. 3-4 века – реалистическая прямота портретов последних веков существования Рима: (5) бюст Каракаллы. Отражение глубокого экономического и социального кризиса, породившего конфликт между индивидом и обществом в портретах. Портрет Каракаллы (ок. 211 – 217 гг. н. э.). Изменение выразительного языка скульптуры. Портреты III века, периода кровавых и гражданский войн в истории Рима. Правдивость, беспощадная разоблачительность скульптурных портретов «солдатских императоров». Портрет Филиппа Аравитянина (Араба, ок. 245 г. н. э.) Появление портретов людей неримского происхождения: (7) «сириянка». Создание (8) конной статуи императора Марка Аврелия (170 г.), послужившей образцом для последующих европейских монументов. 1 2 3 4 5 6 7 8 Скульптурный портрет Антиноя – стал образцом при обучении изобразительному искусству. Гипсовая голова Антиноя для академичского рисунка (9,10).
Фаюмский живописный портрет: изображения жителей римского Египта 1-4 вв. (египтяне, греки, римляне, сирийцы, евреи,нубийцы) - искусство римских провинций. Развитие живописного портрета под воздействием эллинистически-римского искусства. Техника энкаустики – восковой живописи. Эти портреты мемориального характера, впервые были обнаружены в захоронениях г.Фаюм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|