Рим периода Республики (5 – 1 вв. до н. э.)
В 509 г. до н. э. римляне сбросили монархическую власть и установили республику. Каждый год избирали граждан на высшие государственные должности: консулов, преторов, цензоров, эдилов, квесторов. Этот период был довольно длительным, поэтому его принято разделять на две части: Ранняя Римская Республика и Поздняя Римская Республика. В первой половине 3 в. до н. э. Рим подчинил все народы Апеннинского полуострова и стал полновластным хозяином территорий, которые сейчас относятся к Италии. Республикой правили два консула из касты патрициев. Такое положение дел не могло длиться долго, поэтому плебеи организовали бунт.
Патрициям от рождения присваивались привилегии высшей касты, а плебеям не разрешалось даже заключать законные браки или носить с собой оружие. Они требовали отмены долгового процента, права на участие в сенате и прочих привилегий. В связи с тем, что их военная роль в стране возросла, патрициям пришлось пойти на уступки и к концу 3 века до н.э. у плебеев были те же права и возможности, что и у «высшей касты». Вследствие борьбы плебеев за свои права два основных сословия римлян были уравнены в правах и образовали единое гражданское общество. Отныне римляне стали более сплочёнными. В 3 в. до н. э. Рим начал борьбу с финикийским государством Карфаген за господство в Средиземном море. На протяжении 3-2 вв. до н. э. Рим победил и стал сильнейшим государством Средиземноморья. Образовались заморские территории — провинции, которыми управляли проконсулы, преторы, назначенные сенатом. Превратившись в могущественное рабовладельческое государство, Рим сумел одержать победу над сильными соседями — Македонским и Понтийским царствами, подавил восстание рабов под руководством Спартака, подчинил Галлию силой легионов Юлия Цезаря.
Но в самом Риме к тому времени обозначился кризис республиканского строя. Рим из небольшого полиса превратился в огромное государство, управлять которым через выборных правителей было невозможно. В 1 в. до н. э начался период гражданских войн, установилась диктатура Суллы, потом Цезаря, которые постепенно доказали целесообразность единоличной власти. Все это привело к возникновению в дальнейшем Римской империи. В Римской республике было сильно влияние этрусского и греческого искусства. Ведущий вид искусства: архитектура - общественная (гражданская) и частная (утилитарная); связь этрусского культа предков с развитием римского скульптурного портрета. Источники изучения искусства и культуры Древнего Рима: письменные памятники (трактаты), археологические раскопки древнеримских городов: Помпеи, Геркуланум, Стабии. Архитектура. Приоритет инженерных сооружений: дороги, мосты, водопроводы-акведуки. Рост городов, монументальное строительство. Пять типов ордеров древнеримской архитектуры (3 греческих + 2 римских ). Дороги. Аппиева дорога - «царица дорог», проложенная при цензоре Аппие Клавдие Цеке. Это общественная дорога, созданная по специальной технологии, с использованием вулканической лавы, в 4 веке до н.э., существует до сих пор. Самая значимая из античных общественных дорог Рима. Через неё было налажено сообщение Рима с Грецией, Египтом и Малой Азией.
Акведуки. Сеть водопроводов, построены с использованием арочных конструкций и учетом рельефа местности, могли быть многоярусными. Акведу́к (от лат. aqua — вода и duco — веду) — водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников.
Акведуки появились за столетие до римлян на Ближнем Востоке, где вавилоняне и египтяне строили сложные ирригационные системы.
Римляне тоже стали успешно строить многочисленные акведуки для доставки воды в города и к промышленным центрам. Многие из них дошли до нашего времени. В город Рим вода поставлялась через 11 акведуков, которые были построены в течение 500 лет и имели общую длину почти 350 километров. Однако только 47 километров из них были наземными: большинство проходило под землёй. Самый длинный римский акведук был построен во 2 столетии нашей эры, чтобы поставлять воду в Карфаген (сейчас это место находится на территории современного Туниса, его длина составляла 141 километр. При строительстве применялись передовые строительные материалы — такие как водостойкий пуццолановый бетон. Римские акведуки были чрезвычайно сложными сооружениями, технологически они не устарели даже через тысячу лет после падения Римской империи. Они были построены с замечательной точностью: акведук Пон-дю-Гар в Провансе имел уклон всего 34 см на километр (1:3000), спускался всего на 17 метров по вертикали при всей его длине 50 километров. Транспортировка воды только за счёт силы тяжести была очень эффективна. Римская ордерная система (1). Использование, интерпретация и развитие греческого наследия в римской ордерной системе: римско-дорический, римско-ионический, римско-коринфский типы ордера + 2 римских типа ордеров: тосканский (этрусский) и композитный 1 Отличия: в неиспользовании каннелюр в римско-ионическом ордере, например. Тосканский ордер (2) существовал уже у этрусков и получил распространение у римлян. Новым был композитный ордер, капитель которого (3) сочетала в себе элементы ионического и коринфского ордеров ((волюты+ листья аканта). 2 3 Листья аканта – древнейший декоративный элемент (несколько типов).
ВИТРУВИЙ ПОЛЛИОН (Vitruvius Pollio) – римский архитектор и инженер 1 в. до н.э. О самом Витрувии почти ничего неизвестно, даже время его жизни (эпоха Цезаря и Августа) установлено предположительно. Витрувий известен своим трактатом "Об архитектуре" (De architectura), который хоть и написан приземленным и сухим языком, но чрезвычайно ценен по содержанию, кроме того это единственное сохранившееся сочинение латинского автора по архитектуре. Здесь имеются исторические и теоретические рассуждения и конкретные практические советы; трактат свидетельствует о широкой образованности автора и его знании греческой философской и технической литературы; описаны его собственные научные эксперименты и опыт инженера. Поскольку большинство сочинений об архитектуре, которые упоминает в своей книге Ветрувий, не сохранилось, трактат «Об архитектуре» представляет собой огромную ценность для истории науки, инженерного дела и архитектуры.
Витрувий придает огромное значение месту расположения постройки и ее ориентации по странам света, акустике и соразмерности как планов зданий, так и фасадов, что свидетельствует о его познаниях в естественнонаучных дисциплинах, математике, музыке, а также в философии. Витрувий указывает, что архитектор должен разбираться в географии, климате, людях, ему необходимы сведения из области медицины, оптики, перспективы, акустики, механики, геометрии и других разделов математики, знание гармонии и астрономии. Им даны рекомендации по улучшению акустики в закрытых помещениях и в театрах под открытым небом, свидетельствующие о практическом опыте и знаниях на стыке математики, физики и музыки. В трактате Витрувия об архитектуре выводится система пропорций человека в связи с архитектурными задачами, важное значение приобретает соразмерность архитектуры человеку. Этот трактат остается актуальным. В 16 веке Леонардо да Винчи, читая его, сделал в своем блокноте зарисовку «Витрувианского человека», которая стала одним из самых известных рисунков мастера (5).
Леонардо да Винчи. Витрувианский человек, 16 в.
Трактат Витрувия был издан на русском языке: Витрувий. Десять книг об архитектуре. М., 1936 Михайлов Б.П. Витрувий и Эллада. М., 1967 Градостроительство: важность строительства общественных мест и зданий Форум - центральная площадь города с крупными общественными зданиями: 1 Римский форум –Романум (1), Руины Форума Цезаря (2).
2 Специфика архитектуры культовых зданий: греческая ордерная система + традиции этрусской архитектуры. Отличие римского храма от греческого: предпочтение отдавалось круглым храмам. Круглой формы были храмы богини Весты, покровительницы домашнего очага и жертвенного огня в Др.Риме: (3) храм Весты на форуме Романум, (4) круглый храм Весты в Тиволи (пригород Рима); колонны стали выполнять декоративную, а не несущую функцию – украшали стены как декоративный элемент: (5) прямоугольный храм мужской богини удачи «Фортуны Вирилис» на Бычьем форуме. 3 4 5 Основные типы светской архитектуры: домус, инсула, вилла (1) городской дом (домус)- особняк для одной семьи,
(2) Инсула – многоэтажный городской дом для нескольких семей (3) Вилла – загородная резиденция (Вилла Мистерий, Помпеи). Погребальные сооружении: (4) Мавзолей пекаря Еврисака с рельефным изображением процесса выпечки хлеба (I в. до н. э.), 4
(5) Мавзолей Цецилии, дочери консула Метеллы (середина I в. до н.э.). 5 *Зубцы на мавзолее надстроили в более позднее время. Скульптура Римской республики. (1) «Капитолийская волчица» - наследие этрусков, символ Рима. Влияние культа предков на развитие скульптурного портрета: изображения на надгробных стелах, развитие портретного бюста: (2) «Портрет старого римлянина» (I в. до н.э.), (3) «Брут» (II в. до н.э.). (4) «Портрет Цицерона» (I в. до н.э.). 1 2 3 4 Портретные статуи, задрапированные в тогу («тогатус»): (5) «Статуя оратора Авла Метеллы» (I в.до н.э.), (6) «Римлянин с портретами предков» = «Тогатус Барберини» (I в. до н.э.). Повествовательный характер римского рельефа: (7) четыре рельефа «Алтаря Домиция Агенобарба» в Риме перед храмом Нептуна (I в. до н.э.): «Свадебный поезд Нептуна и Амфитpиты» (бог моpя и его супруга Амфитpита, сидящие в колеснице, запpяженной тpитоном, весело тpубящим в pог). Мастеp pельефов либо был гpеком, либо был знаком с эллинистическими pельефами Гpеции и Малой Азии и обучался в одной из гpеч. мастеpских. 5 6 7 Живописно-декоративные росписи Рима периода Республики и Империи: портреты, натюрморты, архитектурные формы в интерьере, сюжетные сцены. (8) «Альдобрандинская свадьба» (Рим) - фреска времён Августа (начало империи), греческого образца. Названа по имени владельца кардинала Альдобрандини. 8 Фреска (от итал. fresco — свежий) техника монументальной живописи, стенной росписи по сырой штукатурке. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной. Выполняется художником-фрескистом. Впервые термин «фреска» появился в трактате итальянского художника Ченнино Ченнини в 15 веке.
Помпеи, фрески виллы Мистерий: названа по cюжету изображения посвящения в дионисийские мистерии в одной из комнат (1,2,3,4) Фреска с семейным портретом жителей Помпеи. (5) Мозаика: женский портрет (6)
1 2
3 4
5 6 Фрагменты фресок с натюрмортами Помпеи (1) сливы из Геркуланума (2), и снова Помпеи – вазочка с инжиром (3).
7 8
9 Мозаика (итал. mosaico от лат. (opus) musivum — произведение, посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров; компоновка, набор и закрепление на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|