Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Продуктовые и процессные инновации




БАЗИСНЫЕ И УЛУЧШАЮЩИЕ ИННОВАЦИИ

Базисная инновация (радикальная) - это такое нововведение, которое базируется на научном открытии или крупном изобретении и направлено на освоение принципиально новых продуктов и услуг, технологий новых поколений.

Улучшающая инновация (приростная) - это нововведение, направленное на улучшение параметров производимых продуктов и используемых технологий, совершенствование продукции и технологических процессов.

Закономерности в динамике, последовательности, скорости

На реализацию базисных и. существенное стимулирующее влияние оказывает создание союзов, объединений организаций, организационных сетей.

Для создания и распространения улучшающих инноваций важное значение имеет организационная специфика, особенности инновационной деятельности в той или иной организации, поскольку улучшающие инновации более автономны и менее комплексны, чем базисные.

Динамика базисных и улучшающих инноваций в организации существенно зависит от места, которое занимает данная организация в структуре отрасли, и ее роли в ней. Отраслевые технологические лидеры или крупные организации в своей деятельности акцентируются на улучшающих инновациях, в то время как небольшие организации или отраслевые аутсайдеры часто стремятся создавать радикально новые продукты и технологии, т.е. осуществлять радикальные инновации.

На динамику базисных (радикальных) и улучшающих (приростных) инноваций существенное влияние оказывает и этап отраслевого жизненного цикла. Как известно, отрасли бывают молодые (например, электронная промышленность, индустрия программного обеспечения, кабельная промышленность и др.) и старые (например, легкая, угольная, лесная промышленность и др.). В молодых отраслях, т.е. на ранних стадиях отраслевого жизненного цикла, превалируют базисные (радикальные) инновации. На поздних стадиях, т.е. в старых отраслях, подавляющее большинство составляют улучшающие (приростные) инновации.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Производственные инновации воплощаются в новых продуктах, услугах или технологиях производственного процесса, т.е. они представляют собой реализацию нового знания в новых продуктах, услугах или введение новых элементов в производственный процесс. Другими словами, производственные инновации - это те, которые реализуются в первичной производственной деятельности.

Управленческие инновации - это то новое знание, которое воплощено в новых управленческих технологиях, в новых административных процессах и организационных структурах. Они могут представлять собой, например, введение новых методов организации работы, структурирования задач, распределения ресурсов, определения вознаграждения и т.п. Иначе говоря, сферой реализации управленческих инноваций является менеджмент хозяйствующего субъекта. Естественно, что управленческие инновации не прямо, но косвенно связаны с первичной производственной деятельностью.

Закономерностей в динамике и последовательности осуществления производственных и управленческих инноваций

Темпы осуществления производственных инноваций выше управленческих. Возникающий разрыв получил в инновационном менеджменте название организационного лага. Орг.лаг имеет социально-психологическое объяснение: труднее поверить в эффективность и разумность управленческих инноваций, а значит, и сложнее решиться на их осуществление по сравнению с производственными инновациями, которые являются более наблюдаемыми, более «осязаемыми», для которых легче проводить испытания.

Стратегические инновации (прорывные) - это радикальные управленческие инновации, например, новый подход к управлению каким-то социально-экономическим объектом, новый способ осуществления какого-то бизнеса, новый способ ведения конкурентной борьбы и т.п.

• эти инновации нацелены на другие свойства продуктов или услуг по сравнению с традиционными подходами;

• эти инновации обычно инициируются малыми и низкоприбыльными компаниями, которые в случае успешной реализации инновации начинают быстро расти.

Компаниям, осуществляющим стратегические инновации, как правило, удается захватывать значительную часть существующего рынка.

Конфликт между традиционным и инновационным способами осуществления деятельности.

Способы реагирования зрелых компаний на прорывные стратегические инновации.

1. Концентрация на традиционном бизнесе и инвестирование в него.

2. Игнорирование инновации.

3. Контратака - разрушение инновации.

4. Осуществление инновации, участие одновременно в обеих играх.

5. Переключение на новый способ ведения бизнеса.

 

ПРОДУКТОВЫЕ И ПРОЦЕССНЫЕ ИННОВАЦИИ

Продуктовая инновация включает получение нового продукта или услуги с целью удовлетворения определенной потребности на рынке. Имеют рыночную ориентацию и диктуются, главным образом, потребителем

Процессная инновация означает новые элементы, введенные в производственные, управленческие, организационные, маркетинговые и другие процессы. Определяются в основном внутренними факторами и диктуются прежде всего соображениями эффективности.

Производственные инновации могут быть как продуктовыми, так и процессными, управленческие инновации являются преимущественно процессными.

При исследовании динамики продуктовых и процессных инноваций применяются две модели (два подхода):

1) модель лага - подход, при котором продуктовые и процессные инновации рассматриваются как циклически сменяющие друг друга, т.е. осуществление одного типа инноваций приводит через определенный промежуток времени к реализации инноваций другого типа;

2) синхронная модель - подход, который предполагает одновременное осуществление продуктовых и соответствующих процессных инноваций.

Обобщенные, интегрированные характеристики динамики осуществления инноваций хозяйствующим субъектом:

интенсивность осуществления инновации - степень инновационности, равна числу инноваций, осуществленных за определенный период времени;

скорость осуществления инноваций - скорость, с которой вводятся инновации после того, как они были впервые осуществлены в каком-то другом месте. Этот показатель характеризует способность быстро реагировать на инновации.

8. Основные виды и субъекты инновационной деятельности

Деятельность по организации и осуществлению инновационных процессов - инновационная деятельность.

И.Д.- использование результатов НИОКР либо иных новшеств для создания нового или усовершен.продукта, реализуемого на рынке, нового или усоверш. технолог. процесса, используемого в практич. деят-ти, их распространение, а также предоставление связанных с этим образовательных, консультационных, финансовых и др. видов услуг.

И.Д. - совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций.

Основные виды И.Д.:

• НИОКР;

• технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний;

• Предпроизводственные разработки (модификация товаров, обновление персонала)

• производственное проектирование (подготовка планов техдок-ции для техспециф-ций)

• приобретение патентов, лицензий и ноу-хау;

• инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов;

• сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления;

• маркетинг и организация рынков сбыта инновац.продукции;

• подготовка и переподготовка кадров для И.Д. и др.

Основные элементы структуры инновационной деятельности: инновационные проекты и программы и выполняющие их организации.

В качестве важнейшей подсистемы в структуре И.Д. выделяется инновационная инфраструктура - та подсистема, которая направлена на содействие и поддержкуИ.Д..

Инновационный проект: комплекс документов + деятельность или мероприятия, предполагающие осуществление в определенный период времени каких-либо действий для достижения опр. результатов инновационного процесса

Субъекты И.Д. - организации и лица, которые организуют, ведут, поддерживают, стимулируют и развивают И.Д..

Субъекты И.Д. в РФ: принимающие участие в И.Д. юрлица независимо от орг.-прав. формы и формы собст-ти; физ.лица - граждане РФ; ОГВ РФ, а также ее субъекты; ОМС; инос.организации и граждане.

Субъекты И.Д. могут выполнять функции заказчиков, исполнителей или инвесторов инновационных проектов и программ или проектов и программ поддержки И.Д.

Механизам И.Д. (этапы):

1. Систематизация идей

2. Изучение и оценка созданной инновации (моделирование + научно-тех. экспертиза)

3. Отбор идей и создание на их основе нового продукта

4. Тестирование на рынке

5. Внедрение продукта

6. Изучение результатов внедрения и улучшение продукта

 

9. Понятие инновационного потенциала

Субъектам И.Д. для ее осуществления необходимы различные ресурсы. С целью обобщающей характеристики ресурсов, которые организация, отрасль, регион, государство могут привлечь в ходе осуществления И.Д., используется понятие инновационного потенциала.

ИП (государства, региона, отрасли, организации) - это совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, используемых для осуществления И.Д..

Например, на уровне организации основными видами ресурсов, которые используются в процессе инновационной деятельности, обычно являются здания исооружения, земельные участки, машины и оборудование; нематериальные активы (патенты, лицензии, права на ноу-хау, торговые марки, приобретенные программные продукты); финансовые ресурсы; человеческие ресурсы (знания, умения и навыки работников). Совокупность этих ресурсов, привлекаемых для осуществления И.Д., и составляет инновационный потенциал организации.

 

10. Концепция инноваций по Й. Шумперту.

Австрийский экономист Й. Шумпетер впервые ввел в экономическую теорию понятие «инновация» (в русском языке этому термину соответствует определение «нововведение»). В своей работе «Теория экономического развития» он определяет инновации как любые изменения с целью внедрения и использования новых товаров, рынков и форм организации компании и выводит тип нового, предприимчивого предпринимателя, названного им «новатор»

Шумперт считал, что предприниматель – это новатор, который разрабатывает новые технологии, осуществляет новые комбинации. В книге «Теория экономического развития» он показывает, что функциональной сущностью предпринимателя является выявление и использование новой комбинации факторов производства, то есть реализация нововведений.

«Производить (эти изменения) — значит комбинировать имеющиеся в нашей сфере вещи и силы (...) Производить (...) — значит создавать другие комбинации из этих вещей и сил».

«Форма и содержание развития в нашем понимании в таком случае задаются понятием «осуществление новых комбинаций». Это понятие охватывает следующие пять случаев:

1. Изготовление нового, то есть ещё не известного потребителям блага или создание нового качества того или иного блага.

2. Внедрение нового, то есть данной отрасли промышленности ещё практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара.

3. Освоение нового рынка сбыта, то есть такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.

4. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его ещё только предстоит создать.

5. Проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия.»

11. Этапы развития инновационного менеджмента

факторный подход ® функциональная концепция ® системный подход® ситуационный подход

1.Факторный подход: наука и техника как одних из важнейших факторов развития экономического потенциала страны. Факторы развития производственного потенциала промышленных ИП:


- НИОКР,

 

- кадры науки,

- материально- техническая база,

- научное оборудование,

информационные фонды


характерно для подхода:

- разработка оценочных критериев для каждой составляющей фактора

- использование преимущественно экстенсивных рычагов развития, связанных с количественным расширением научно-технической сферы

- появление глубоких исследований и практических разработок в области НТП, его оценки и прогнозирования развития.

- статистические факторные модели,

- нормативные методы планирования и организации, основанные на нормативах трудоемкости, материало- и фондоемкости НИОКР, численности и соотношений различных категорий работников.

2. Функциональная концепция

рассматривает инновационный менеджмент как совокупность управленческих функций и процессов принятия управленческих решений. Существуют различные классификации функций управления инновациями, основанные на разнообразных принципах.

Функции управления - обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять определенные управляющие воздействия на инновационный процесс: планирование, организация и контроль инноваций, а также прогнозирование.

Функциональная концепция базируется на:

- рациональном разделении труда в управлении инновациями,

- специализации управленческих звеньев и оптимизации каждого принимаемого управленческого решения.

Характерно для подхода:

- тщательное регламентирование процедурных аспектов управления (спец. положения об отделах и службах, должностные инструкции, делегирование полномочий и обязанностей).

- экономико-математическое моделирование процессов принятия решений в каждой из функций управления

- в практике управления НИОКР оптимизационные модели формирования тематических планов ИП, календарного планирования работ,

- сетевые методы планирования,

- модели оптимизации организационной структуры ИП.

3.Системный подход

рассмотрение ИП как сложной организационной системы, состоящей из совокупности взаимообусловленных элементов, ориентированных на достижение определенных целей развития с учетом эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов развития. Системный подход обеспечивает динамичный учет всего множества влияющих на управленческое решение факторов и рассмотрение их во взаимной связи с внешними и внутренними тенденциями развития инновационной среды.

Ситуационный подход

пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией,

основан на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (планов и т.д.), учете непредвиденных обстоятельств.

Конкретные ситуации могут изменяться по следующим признакам:

а) содержанию — технические, экономические, политические, организационные, психологические и др.;

б) виду управленческого решения во времени — стратегические, тактические, оперативные;

в) ресурсам и способам обеспечения реализации управленческих решений;

г) методам реализации управленческих решений.

 

12. Функциональная концепция инновационного менеджмента (см.билет 11)

 

13. Место инновационного менеджмента в системе управленческих дисциплин

 

Инновационный менеджмент - самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Инновационный менеджмент - разновидность функционального м-та.

Принципы, процессы и методы:

- общего менеджмента,

- специфические формы управления различными функциональными сферами предприятия или видами хозяйственной деятельности.

Объект ИМ: инновационные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые во всех сферах народного хозяйства.

Аспекты ИМ: наука и искусство управления инновациями,

вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях,

аппарат управления инновациями

Отраслевые дисциплины инновационного менеджмента: управление инновациями в образовании, банковском деле, транспорте, связи и других наукоемких и высокотехнологичных отраслях. Эти управленческие дисциплины, возникшие как бы на пересечении функционального и отраслевого разрезов теории управления, исследуют специфику методов и инструментов управления инновационными процессами в отдельных отраслях.

14. Государственная инновационная политика: цель, задачи

Инновационная политика - комплекс целей, а также методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов.

Цель политики: гармонизация, систематизация и координация инновационной деятельности

развитие фундаментальной науки и важнейших прикладных исследований и разработок;

реформирование научно-технологического комплекса;

формирование национальной инновационной системы;

эффективное использование результатов научно-технической деятельности;

интеграция науки и образования;

совершенствование государственного управления развитием науки и технологий;

расширение международного научно-технологического сотрудничества.

Задачи политики:

- обеспечить увеличение ВВП страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий на базе развития научно-технического потенциала,

- создание системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства.

- учет сложившегося уровня спроса на продукцию отраслей промышленности на внешнем и внутреннем рынках

- определение перспектив их развития, структурных изменений основных производственных фондов, объемов ресурсов, необходимых для обновления и модернизации производственного потенциала на основе реализации отечественных достижений науки и техники.

- обеспечение комплексности, взаимосвязанности инструментов государственной инновационной политики.

- создание условий распространения инноваций: стимулирование конкуренции, ограничение монополий, государственная поддержка, совершенствование налоговой системы, введение определенных налоговых льгот и государственных гарантий и кредитов, обеспечение равных условий для инновационной деятельности всех субъектов независимо от форм собственности и источников финансирования, информатизация общества

Задачи ОГВ в инновационной сфере:

- четкая постановка целей и формированные структуры

- использование средств регулирования и поддержки для оказания влияния на инн.сферу

- формирование инфосистемы (знаний об инн.деят-ти) для поддержки гос.функции осуществления инн.деят-ти

Меры государственной инновационной политики:

- создающие благоприятную для инноваций социально-экономическую среду

- непосредственно инициирующие и регулирующие инновационные процессы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...