Стратегическое партнерство вузов и инновационных компаний
«+» Многие правительства рассматривают применение исследований, проводимых в сфере образования, как значительный потенциал активиза а ции инновационной деятельности, как катализатор процесса формирования инновационных организаций. Развитие сотрудничества между вузами и компаниями может дать много дополнительных рабочих мест, увеличить прибыли компаний, что, в свою очередь, означает рост благосостояния в целом. доступ к новым технологиям, в ногу с новыми разработками, возможность воспользоваться знаниями и навыками высококвалифицированных консультантов, совместно разрабатывать новые технологии, научно-исследовательские услуги и мощности по гораздо более низким ценам, чем коммерческие исследовательские организации. «-» - ВУЗы не всегда должным образом оценивают коммерческие аспекты и проблемы промышленников (исследования проводятся не с той степенью неотложности, как это обычно необходимо для компаний) - политике относительно интеллектуальной собственности (акцент на публикации результатов исследований, чем на патентовании). - не все исследования в университетах предназначены для практического или коммерческого использования - масса времени тратится на получение информации, какие исследования проводятся в университетском секторе. - часто университеты не получают от развития связей с производственными предприятиями ни морального, ни материального поощрения. Основные пути и формы сотрудничества университетов и инновационных компаний, применяемые в мировой практике с целью активизации инновационной деятельности. - прием на работу в инновационную организацию выпускников и аспиратой университета (специальные гранты для предприятий, призванные субсидировать зарплаты выпускников первые 2 года)
- специальные схемы преподавания ( позволяет старшекурсникам и аспирантам работать по специальным инновационным проектам в компаниях и организациях, приводит, к снижению затрат на труд, студенты и аспиранты, работая по проекту, как правило, в течение двух лет, получают ценный практический опыт). Например, Конвенция по технологическим исследованиям высшей школы – CORTECHS во Франции: Министерство научных исследований выплачивает единовременную сумму, покрывающую половину заработка молодого специалиста, включая страховку. - творческие отпуска (sabbaticals - годичные отпуска преподавателей для научной работы), которые позволяют профессорско-преподавательскому персоналу вузов работать в инновационных компаниях (стимул для возникновения и развития новых идей как на производственных предприятиях, так и в вузе, что может привести к их совместным инновационным проектам). - создание и развитие связывающих их организационных структур ( университет имеет специальную структуру для трансфера, передачи технологий, которая организует разработку и защиту ценных новых технологий и делает их доступными для компаний. Это дает дополнительную прибыль университету и заработки его персоналу, а компаниям помогает найти инновационные продукты и технологии). - Научные форумы (конференции, симпозиумы, съезды и т.п.) также активно используются вузами для развития их сотрудничества с компаниями. Средствами развития взаимосвязей могут быть и семинары, краткие учебные курсы, семинары-практикумы. - Формирование в вузах отраслевых клубов также способствует развитию их связей с производственными организациями. Такие клубы проводят регулярные встречи и организуют специальные презентации, способствующие развитию инновационной деятельности.
- сотрудничество вузов с инновационными компаниями посредством таких элементов инновационной инфраструктуры, как технопарковые структуры и информационно-технологические системы. - «мягкие» и «жесткие» формы интеграции науки и образования «мягкие»: развитие системы базовых кафедр при крупных научных организациях, расширение практики стажировок студентов, развитие системы научно-образовательных центров при крупных вузах. «жесткие»: формирование крупных интегрированных научно-образовательных комплексов, в том числе «исследовательских университетов». Информационная поддержка и развитие кооперационных связей: • электронные биржи и базы данных по научно-исследовательским разработкам, объектам интеллектуальной собственности, в том числе созданным за счет бюджетных средств, по услугам сопровождения инновационной • системы многоуровневого непрерывного образования в инновационной сфере, разработка и реализация программ дополнительного образования в области инновационного менеджмента; • организация и государственная поддержка проведения инновационной выставочно-ярмарочной деятельности в различных регионах.
16. Понятие инновационной политики. Инновационная политика на различных уровнях хозяйствования 1. Государственная инновационная политика - комплекс целей, а также методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов. См.также вопрос 14. 2. Региональная инновационная политика - совокупность установленных целей и приоритетов развития научно-инновационной деятельности в регионе, путей и средств их достижения на основе взаимодействия региональных и федеральных органов управления. В основе - теория создания благоприятных условий среды для нововведений. Её центральным моментом является динамичная эффективность региональной производственной структуры, а основным инструментом - создание местных синергизм, передача инноваций и технологий (трансфер технологий). Цель РИП: повышение вклада научно-инновационной сферы в НТП страны, в экономику региона, улучшение социально-экономических показателей региона за счет эффективного использования его инновационного потенциала.
Разделы РИП как программы: 1. Анализ состояния научно-инновационной сферы с целью выявления уровня и степени использования инновационного потенциала; перспективности и направлений инновационной деятельности, её масштаба и влияния на конкурентоспособность продукции региона; структурных и институциональных изменений; условий повышения инновационной активности. 2. Цели и приоритеты развития научно-инновационной деятельности в регионе. Принципы РИП: - региональные цели должны вытекать из общей концепции научно- технического развития страны и не противоречить стратегическим федеральным целям; - региональные цели должны быть сформулированы с учетом специфики и потребностей региона; - цели региональной программы должны исходить не из наличия ресурсов и возможностей, наоборот, ресурсная программа должна формироваться из установленных целей; - конкретная разработка структуры целей и в целом целевой программы должна осуществляться на уровне современных методик с широким использованием независимых экспертов и системы экспертных оценок; - международного научно-технического сотрудничества; - государственных (федеральных) программ ускорения научно-технического прогресса; - собственно региональной (муниципальной) политики развития научно- технического потенциала; - отдельных промышленных предприятий и научных учреждений государственной и муниципальной форм собственности; - отдельных приватизационных промышленных и научно-технических фирм; - применительно к конкретным научным коллективам (группам) и отдельным ученым, самостоятельно решающим приоритетные научно-технические задачи 3. Инновационная политика предприятия - определение целей инновационной стратегии и создание механизма поддержки приоритетных программ и проектов предприятия. Подходы к разработке ИПП: 1. Целью инноваций - получение значительной прибыли на определённом отрезке времени за счет «пионерства» в какой-либо области. При этом внедрение инновации и её последующее распространение связывается с возможностью значительного снижения себестоимости и роста спроса на продукцию.
2. Целью внедрения является завоевание (закрепление) небольшого сегмента рынка с минимальной прибылью с последующим увеличением доли на рынке и прибыли. Области деятельности ИПП: - исследования и разработки (поисковые, фундаментальные, прикладные исследования, ОКР, опытное производство и распространение инноваций); - повышение качества и сертификация продукции; - обновление производственной базы (техническое перевооружение); - создание, поддержание и развитие научно-технологического потенциала предприятия; - освоение рынка инноваций (разработка мероприятий, связанных с маркетинговой политикой). Цель ИПП - создание условий для обеспечения эффективной деятельности предприятия на основе повышения его конкурентоспособности и конкурентоспособности продукции. Принципы ИПП: - целенаправленность (ориентация на достижение стратегических и тактических целей предприятия); - приоритетность (выбор важнейших направлений деятельности с учётом возможностей предприятия); - альтернативность проектных решений (разработка различных вариантов и выбор наилучшего из них); - комплексность (охват инновациями смежных сфер деятельности); - обоснованность (обоснование научно-технического, соц., эколог., эк. эффектов с учётом факторов внешней среды); - адаптивность (корректировка плана проведения ИПП в связи с изменением факторов внешней среды).
17. Методы регулирования государством инновационной деятельности 1. мотивационные (экономические регуляторы, которые благоприятствуют развитию инноваций) Льготное налогообложение и кредитование Бюджетное дотирование Таможенное регулирование (таможенные преференции) Эффективная амортизационная политика Совершенствование системы ценообразования (установление и применение правил полной капитализации затрат на НИОКР, включая затраты на приобретение лицензий, патентов) Страхование рисков (включение в стоимость инновационного проекта страховых взносов как платы за риски при его реализации) 2. нормативно-правовые (отношения в сфере авторского права, между субъектами инн.деят-ти и т.п.) Законодательная защита отечественных товаропроизводителей и их прав интеллектуальной собственности, государственный протекционизм Нормативно-правовое регулирование и администрирование Патентно-лицензионная деятельность в целях распространения нововведений
3. методы комплексного научно-технического исследования, инвестирование в НИОКР Участие в проектах, результаты которых имеют двойное применение Адаптация инновационных проектов к региональным условиям 4. формы воспроизводства инновационного научно-технического потенциала (кадры, образование, кооперация ученых и бизнеса) стимулирование закрепления высококвалифицированных кадров, их переподготовка, обучение и привлечение молодых специалистов для работы по новым технологиям.
18. Факторы конкурентоспособности организации Вариант 1 Вариант 2 по В. Куликову: I группа 1. Макроэкономические: - роль государства — имеется в виду степень и характер государственного регулирования экономики; - условия конкуренции контроль участия на рынках, наличие взаимосвязанных корпоративных групп и существование барьеров на пути входа на рынок; - распределение труда и капитала; - обменный курс валют, процентная ставка и состояние распределения фондов через правительственные учреждения; - коммуникации и инфраструктура (действенность и гибкость коммуникаций в таких аспектах, как обмен информацией, торговля, распределение и поставка деталей и других компонентов, материалов и сырья). 2. Факторы микроуровня. II группа Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия: - вызывающие необходимость изменения конкурентоспособности — возникают как результат сдвига в рыночной потребности в продукции предприятия выражающиеся в изменении требований к качеству, ассортименту и др.; - ограничивающие изменение — характеризуется направленным воздействием конкурентов; возникают вследствие ограничений, отражающих сложившиеся пропорции экономики и ограничений в самом предприятии (например, обусловленных технологией), а также вследствие объема инвестиционного потенциала.
Иерархия источников конкурентоспособности (по Портеру): - низкого ранга — дешевая рабочая сила или сырье, которые могут легко получить конкуренты, т.е. это преимущества на основе уровня издержек; - более высокого ранга — патентованная технология, дифференциация на основе уникальных товаров или услуг, репутация фирмы, основанная на усиленной маркетинговой деятельности, тесные связи с клиентами, инновационная по характеру организационная и управленческая деятельность.
С развитием экономики у конкурентоспособности были различные источники, значимость которых менялась с ходом истории. В XVIII—XIX вв., в эпоху становления капитализма, главными источниками конкурентоспособности были сравнительные преимущества: заработная плата, обменные курсы, экономическая, фискальная политика государств. Послевоенные годы XX в. сопровождались бурным ростом потребления, то были рынки продавцов. Главными параметрами, определяющими конкурентоспособность компании в то время, являлись ее величина, мощь, масштабы производства и деятельности. В настоящее время, когда спрос в основном насыщен, рынки стали рынками покупателей, стремительно сокращается жизненный цикл продуктов, очень сильная дифференциация продукта, в силу вступают новые факторы конкурентоспособности: это инновации, способности (умения) фирмы, гибкость и др.
19. Национальные инновацинные системы в условиях глобализации НИС – национальный инновационный стиль НИС ( институциональный подход) - совокупность институтов, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают разработку и распространение инноваций в пределах конкретного государства. В течение последних десятилетий наблюдается усиление национальной специфики развития инновационной сферы. Оособенности и характер НИС обусловливают: × естественные ресурсы, × эк.-географическое положение, × исторический фактор, × система исследований и разработок, × политические факторы (например, поддержка НИОКР в оборонном секторе по политическим причинам), × взаимоотношения между пользователями и производителями, × система образования и переподготовки, × характер других национальных институтов. НИС предполагает существование различных инновационных стилей в различных странах, с другой - глобализация подразумевает диффузию, распространение технологического знания и инноваций по всему миру. Наиболее вероятное средство глобализации технологий - многонациональные корпорации, которые распространяют технологический опыт по своим дочерним структурам, находящимся в различных странах и регионах. Подход Дж. Кантвелла к проблеме «национальное или глобальное»: глобализация технологий в многонациональных компаниях имеет тенденцию усиливать, а не размывать или разрушать национальные модели. Глобализация означает международную интеграцию инновационной деятельности в рамках многонациональных корпораций путем усиления специализации дочерних структур в соответствии с различными требованиями в различных странах и регионах. Патентная статистика является богатым источником эмпирических фактов по проблемам, связанным с особенностями инновационно-технологического развития. Показатели НИС:
технологическая глобализация или «техноглобализм: • «глобальное использование технологий» - отражает увеличение доли технологических инноваций на международных рынках как следствие роста международной торговли; • «глобальная генерация технологий» - охватывает распространение по различным странам научно-исследовательских мощностей, часто принадлежащих многонациональным корпорациям (что иногда классифицируется как прямые иностранные инвестиции в НИОКР), усиливаемое расширением информационных сетей; • «глобальное технологическое сотрудничество» - включает разработку ноу-хау или инноваций партнерами в различных странах, причем каждый партнер сохраняет свою институциональную идентичность и собственность. Технопротекционизм - ограничение доступа иностранных компаний на национальные рынки, в отрасли или исследовательские программы. Однако национальные фирмы могут выигрывать от взаимного международного обмена, а ограничение доступа иностранных фирм, как правило, приводит к ухудшению доступа национальных компаний к зарубежным технологиям, что в конечном счете может не улучшить, а ухудшить их конкурентоспособность. Менее ограничительным подходом является так называемый технонационализм, при котором основное внимание уделяется технологическим возможностям национальных организаций, причем при этом полагается, что эти возможности могут быть созданы усилиями, предпринимаемыми в рамках данной страны. Сторонники такого подхода считают, что переориентация, смещение акцентов с национальной конкурентоспособности, основанной на активах, продукции и технологиях, на национальную задачу улучшения жизненного уровня граждан путем увеличения национального вклада в мировую экономику логически соответствует становлению и развитию экономики знаний. По их мнению, при технонационализме национальные инновационные системы характеризуются своей открытостью. Политика технонационализма должна включать такие аспекты увеличения на национальном уровне способности ассимилировать знания, как, например, инвестиции в образование и переобучение, поощрение взаимодействий между обучаемым и обучающим, чтобы обогатить знания и опыт своих граждан и способствовать созданию метазнаний в их организациях. 20. Региональные инновационные кластеры Экономические аспекты глобализации выдвигают на первый план локализацию, так как выживание в условиях развивающейся глобальной экономики все в больше степени зависит от инновационности и квалификации людей, их умений и талантов и от институтов, имеющихся на местном уровне. Локализация уравновешивает глобализацию, она раскрывает местное разнообразие и креативность. Под локализацией обычно понимается процесс использования существенных экономических мощностей географически очерченного региона (в рамках страны) или даже крупного города для того, чтобы успешно осуществлять инновации и совместно конкурировать посредством взаимосвязанных сетей и альянсов. Эти региональные инновационные кластеры или «районы высоких технологий» развиваются на основе межфирменных связей в рамках определенного региона с целью снижения трансакционных издержек, использования местной отраслевой среды и культуры, повышения инновационного потенциала. Организации становятся все в большей степени вовлеченными в местные и региональные сети фирм и институтов, которые конкурируют на основе «гибкой специализации».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|