Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные характеристики инновационных кластеров




Тип инновационного кластера Тип связи Характеристики кластера Примеры производств / регионов
Связанные кластеры · Рег. ресурсы производства, отрасль, рабочая сила · Неторговая внешняя среда · Максимальный информационный поток · Высокая степень внут. производственных связей · В основном малые предприятия · Место нахождения: в городе, часто в центре города · Быстрая реакция на инновации · Гибкость · Простая система входа и выхода в кластер - "Открытость" · Квартал Джуэлри, Бирмингем · Производство мебели, Хэкни, Лондон
Новые промышленные зоны · Торговая и неторговая внешняя среда · Установившиеся торговые связи, включая транспортные и информационные связи между фирмами · Стабильное производство - взаимоотношения между фирмами · Сочетание крупных предприятий и предприятий малого и среднего бизнеса · Место нахождения: вне города · Макро-международная торговля · Попытки влияния на инновации путём планирования действий производителей и поставщиков · Устойчивые отношения - "Закрытый клуб" · Силиконовая долина, Калифорния · Шоссе М4, Англия
Инновационная среда · Отношения, основанные на доверии между отдельными участниками · Высокий риск проектов с общими целями · Высокая степень торговых и неторговых связей между фирмами " В основном предприятия малого и среднего бизнеса · Место расположения: вне города · Важность общественного капитала · Высокая степень "включённости" в регион · Эмилия-Романа · Северо-восток Милана
Соседские кластеры · Отн-но близкое расположение фирм друг от друга · Наукоёмкие инновации · Более сильные внешние, чем внутренние связи · Серийное производство, ориентированное на потребителя · Предприятия малого и ср. бизнеса и микро-фирмы · Место расположения: вне города · Микро-международная торговля · Регион как место расположения, а не часть производственной системы, "невключённость" · Хертфордшир

21. Роль национальных стратегических приоритетов в инновационной сфере

В силу ограниченности ресурсов - проблема определения государственных приоритетов в данной области. Приоритетные направления развития науки и техники формируются под воздействием прежде всего национальных социально-экономических приоритетов, политических, экологических и иных факторов; отличаются интенсивными темпами развития, более высокой концентрацией трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Выбор приоритетов и селективная поддержка на их основе конкретных направлений исследований и разработок, а также отдельных научных организаций - основной элемент государственной научно-технической политики.

Приоритетные направления реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, по развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспечению социальных программ, международному сотрудничеству. Приоритетные направления развития науки и техники, а также перечень критических технологий федерального уровня в России утверждаются Правительственной комиссией по научно-технической политике.

Преимущественной государственной поддержкой пользуются инновационные процессы в областях, являющихся приоритетными с точки зрения общей социально-экономической политики государства, а также имеющих первостепенное значение для достижения общенациональных целей. В этой связи для России в нынешних условиях особую роль приобретают инновационные проекты в таких областях, как производство и переработка продовольствия, топливно-энергетический комплекс, химия, производство новых материалов, инновационно-коммуникационные системы, транспорт, освоение космического пространства, биотехнологии, рационализация природопользования, медицина, социально-культурное развитие.

Выбор приоритетных областей диктуется

- мировой практикой,

- спецификой социально-экономического и культурно-исторического развития страны,

- остротой проблем текущего этапа.

В качестве критериев выбора инновационных приоритетов на государственном уровне могут выступать:

• совокупная коммерческая эффективность проекта;

• общегосударственная, социальная значимость нововведения;

• степень научной и технической новизны;

• направленность на решение актуальной технической или технологической задачи в соответствующей области;

• межотраслевая направленность, способность инновации дать импульс спектру новых технологий в смежных областях;

• вклад в укрепление позиций страны на международной арене, мировых рынках товаров и услуг;

• наличие кадрового обеспечения, стимулирование роста интеллектуального потенциала;

• степень информационного и патентно-лицензионного обеспечения;

• возможность привлечения различных источников финансирования;

• наличие организационно-управленческих механизмов реализации проекта;

• воздействие на состояние окружающей среды;

• уровень риска и др.

22. Основные принципы развития технологических ниш

Инновационные технологии часто появляются при очень специфических обстоятельствах, в определенном «микроклимате», который характеризуется местными или специфичными для технологии факторами. Именно такое микровидение характерно для подхода развития технологических ниш.

Технологическая ниша - специальная область для применения новой технологии, которая представляет собой своего рода испытательный стенд, где в условиях временной защиты от рынка и других институциональных давлений производители, пользователи, а иногда и правительство, другие заинтересованные стороны развивают технологию, доводя ее до зрелого состояния. Заметим, что определение «технологическая» позволяет провести различие между областью применения, где необходимы специальные меры защиты, и областью применения, где они уже не требуются. Последняя ситуация часто понимается как «рыночная ниша».

Итак, защита необходима, так как технические, экономические, организационные и социальные факторы оказывают давление на процесс принятия технологических решений, т.е. оказывают влияние на его развитие в определенном направлении. Эти факторы образуют существующий «технологический режим», который определяется как весь комплекс научных знаний, технических приемов, производственных технологий, характеристик продукции, навыков, умений и процедур, а также институтов и элементов инфраструктуры, который придает целостность каждой технологии.

Теория развития ниш рассматривает технологические режимы как научно-когнитивный и технологический контекст для более детального анализа процессов технологической эволюции,

При разработке новой технологии участники инновационного процесса сталкиваются со многими неопределенностями и рисками, которые они стремятся уменьшить путем получения знаний, опыта и навыков, связанных с соответствующими технологиями. Эта деятельность ориентирована на существующий технологический режим, законодательство и поддерживающие институты.

Процесс развития технологической ниши начинается с ее формирования, создается некую область для применения данной технологии. Это способствует дальнейшему выходу технологии за пределы исследовательской лаборатории, и результате чего технология улучшается в техническом и экономическом смысле. Кроме того, становится все более понятным характер потенциальных пользователей технологии и расширяется ее общественное признание. Обычно эта область ищется там, где менее существенны определенные недостатки технологии (по сравнению с существующими технологиями), а ее достоинства позволяют достичь конкурентного преимущества. Ожидание того, что технология может стать успешной в течение того или иного периода времени, мотивирует действующих лиц.

Технологическая ниша может поддерживаться в течение длительного времени, даже когда невелики шансы на рыночный успех. Причинами для продолжения развития технологии могут быть сохранение рабочих мест, престиж, обучение инженерного и управленческого персонала или поддержание базы знаний. В таких случаях часто именно правительство осуществляет финансирование, поскольку рыночные агенты (например, производители и потребители) обычно имеют более краткосрочный интерес. С другой стороны, когда технология достигает зрелости и может «стоять на своих собственных ногах», она может переместиться в «рыночную нишу». С течением времени она может стать новой доминирующей технологией и, таким образом, изменить технологический режим. Это может, но не обязательно должно случиться в то время, когда существующий режим переживает кризис, так как развитие ниши связано со структурными проблемами и изменениями в существующем режиме. Следовательно, новый технологический режим может заменить старый.

Процессы развития ниш могут привести к различиям в стилях динамики диффузии инноваций. Следовательно, теория развития ниш заполняет определенные бреши в понимании инновационных стилей.

 

23. Особенности развития НИС в России

«+»

• наличие значительного сектора фундаментальной науки (прежде всего научные организации Российской академии наук и других академий наук, имеющих государственный статус);

• обеспечение проведения прикладных исследований и технологических разработок и внедрения научно-технических результатов в производство (система государственных научных центров Российской Федерации, отраслевые научные организации, корпоративная наука), наличие конкурентных преимуществ России в ряде важнейших технологических направлений, в частности в авиационно-космической и атомной промышленности;

• эффективная система образования, а также практика подготовки и аттестации кадров высшей квалификации;

• наличие отдельных базовых элементов инновационной структуры - инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий, технопарков (в том числе при ведущих вузах), фондов, специализирующихся на поддержке инновационного предпринимательства, включая государственные и частные венчурные и др.

«-»

• наличие низкого спроса со стороны реального сектора экономики на перспективные (коммерч. прим-ие) результаты научно-технической деятельности. Основные эк. факторы, сдерживающие инновационную активность предприятий реального сектора экономики - недостаток собственных средств для расширения данного вида деят-ти, высокая стоимость нововведений, эк. риски и длительные сроки окупаемости;

• отсутствие развитой нормативно-правовой (законодательной) базы для осуществления инн. деят-ти, а также мер ее господдержки, включая прямые (бюджетное финансирование) и косвенные (налоговые преференции, госгарантии и т.п.) механизмы;

• отсутствие действенных механизмов реализации определенных государством приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ, общая «размытость» перечня критических технологий федзначения, множественность научных организаций, претендующих на соответствующую господдержку. Следствием – нерац. распыление бюджетных средств и недофинансирование исследований (развития знаний) в перспективных областях науки, обеспечивающих в том числе конкурентоспособность экономики России на мировом рынке;

• отсутствие общей координации финансируемых отдельными ФОИВ НИОКР, что препятствует как консолидации финансовых, кадровых и оргресурсов государства для реализации крупных научно-производственных проектов, так и инвентаризации и введению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, полученных за счет средств федбюджета, в смежных отраслях реального сектора экономики;

• ослабление кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производ. предприятиями, в том числе на уровнях системы воспроизводства научных кадров, оргобеспечения цепи «прикладные исследования - опытно-конструкторские разработки - производство», подготовки кадров под конкретные направления ИД;

• низкая информационная прозрачность инн. сферы, прежде всего недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта принципиально нового (инновационного) продукта, а также - для частных инвесторов и кредитных организаций - об объектах вложения капитала с потенциально высокой доходностью;

• низкий уровень развития малого инн.предпринимательства (в том числе ПБОЮЛ);

• наличие законодательных ограничений, не позволяющих использовать бюджетные средства, выделяемые РАН и академиям, имеющим госстатус, ведомственным и другим гос. научным организациям на развитие ИД, прежде всего на создание аффилированных академическим институтам лиц (инн.предприятий и инн.инфраструктуры академий);

• недооценка частью ОГВ (включая администрации субъектов РФ) социально-экономической значимости развития инн.процессов в стране, что приводит к не всегда обоснованному выбору отраслевых и региональных приоритетов технологического развития и, соответственно, снижению эффективности использования бюджетных средств.

Такая ситуация сохраняется на фоне того, что к началу 2006 г. в России:

• сформировалась система реализации важнейших инн.проектов гос.значения, основанная на долевом участии федбюджета (финансирование стадии НИОКР) и внебюджетных источников (освоение в производстве и организация выпуска продукции);

• формируются основы нормативного правового обеспечения и господдержки ИД (2005 г. «Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 года»);

• создается система прямой господдержки малых инн.предприятий, одним из основных элементов которой является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

• в основном сформировалась система частных венчурных фондов, а также - через реализацию мер по поддержке малого инн.предпринимательства и развитию системы венчурных фондов, деятельность Венчурного инновационного фонда - создается система таких отраслевых и региональных венчурных фондов с госучастием;

• в субъектах РФ с высоким научным потенциалом (например, в Московской, Томской и др. областях) реализуются пилотные проекты по формированию РИС; в части регионов уже приняты местные законы об инн. деят-и;

• сформированы система и механизмы государственной поддержки наукоградов, специфической особенностью которых является приоритетное развитие инновационной деятельности и ее инфраструктуры; в четырех регионах уже создаются первые особые экономические зоны технико-внедренческого типа;

• получили развитие новые для НИС негосударственные формы: независимые исследовательские центры (преимущественно ориентированные на зарубежный рынок), малые инновационные предприятия (включая инжиниринговые и консалтинговые фирмы);

• получил развитие научно-исследовательский комплекс внутри крупных корпораций (корпоративная наука);

• формируется способная к саморазвитию инновационная подсистема в рамках сектора фундаментальных исследований, в первую очередь на базе имеющих высокий научный потенциал организаций РАН и других академий наук, имеющих государственный статус;

• началось создание региональных и отраслевых структур кластерного типа (например, в области электроники, микроэлектроники и информационно-телекоммуникационных технологий - на базе инновационно-промышленного комплекса Московского государственного института электронной техники, город Зеленоград; в области оптоэлектроники - на базе инновационно-промышленного комплекса «Светлана», город Санкт-Петербург), позволяющих существенно повысить эффективность взаимодействия предприятий частного высокотехнологичного сектора экономики и научных организаций.

Основная системная проблема заключается в том, что темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не отвечают потребностям системы обеспечения национальной безопасности и растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии; при этом предлагаемые российским сектором исследований и разработок отдельные научные результаты мирового уровня не находят применения в российской экономике ввиду несбалансированности национальной инновационной системы, а также вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора.

Для детализации указанной системной проблемы целесообразно выделить четыре проблемы следующего уровня.

1. Россия обладает одним из лучших в мире потенциалом в ряде областей фундаментальной науки, однако отсутствуют условия для его расширенного воспроизводства. Это обусловливает высокий риск деградации отечественной фундаментальной науки, утраты престижа России как научной державы.

2. Существующие разрывы в инновационном цикле и переходе от фундаментальных исследований через НИОКР к коммерческим технологиям, низкий уровень развития сектора прикладных разработок и неразвитость инновационной инфраструктуры в части коммерциализации передовых технологий приводят к тому, что за рубеж поставляются знания при крайне низком уровне экспорта технологий.

3. В предпринимательском секторе доминируют отсталые технологические уклады, низким остается уровень восприимчивости компаний к новым технологическим решениям, в значительной части компаний инновационная деятельность осуществляется ситуативно. Это предопределяет, при наличии роста инновационной активности предпринимательского сектора, доминирование в его затратах на технологические инновации расходов на новое оборудование при низком спросе на исследования и разработки.

4. В целом ресурсы предпринимательского сектора ориентированы в большей степени на закупку импортного оборудования, при этом предлагаемые сектором исследований и разработок знания в большей степени востребованы за рубежом. Таким образом, капитализация высокого интеллектуального ресурса происходит преимущественно вне пределов России, а значительные средства предпринимательского сектора исключены из процессов воспроизводства отечественного сектора исследований и разработок.

 

24. Понятие, функции и роль инновационной инфраструктуры

Инновационная инфраструктура - это множество субъектов инновационной деятельности, выполняющих функции обслуживания и содействия инновационным процессам.

ИИ решает задачи: информационное обеспечение, производственно-технологическая и финансовая поддержка инновационной деятельности, задачи сертификации и стандартизации инновационной продукции, содействия продвижению эффективных разработок и реализации инновационных проектов, проведения выставок инновационных проектов и продуктов, оказания консультационной помощи, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для инновационной деятельности и др.

Инновационная инфраструктура - это все информационные, организационные, маркетинговые, образовательные и другие сети, которые помогают новой идее добираться до своей практической реализации и находить своего потребителя.

Институты инновационной инфраструктуры призваны гармонизировать взаимосвязи между 4 основными типами рынков, определяющих эффективность функционирования инновационной системы

Задач развития ИИ:

• развитие производственно-технологической, информационной, экспертно-консалтинговой и образовательной инфраструктуры инновационной деятельности;

• образование финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла;

• содействие развитию кооперационных связей между субъектами инновационной системы.

Проблемы в РФ

- сущ.ИИ не способствует развитию кооперационных связей между субъектами инновационной системы: малые и средние инновационные компании крайне недостаточно интегрированы в инновационные сети;

- не развиты кооперационные связи, позволяющие формировать инновационные цепочки «наука и образование - инновационный малый и средний бизнес - крупный бизнес», что препятствует диффузии знаний, их распространению из сектора исследований и разработок, капитализации знаний в российской экономике.

- инновационная инфраструктура неэффективна: невозможно обеспечение трансфера результатов сектора исследований и разработок в российскую и глобальную экономику, развитие предпринимательства в инновационной сфере.

 

25. Развитие кооперационных связей

 

Развитие технологической, информационной, консалтинговой, образовательной и финансовой инфраструктуры инновационной деятельности должно способствовать развитию кооперационных связей между субъектами инновационной системы.

Развитие кооперационных связей между субъектами инновационной системы играет ключевую роль для формирования региональных инновационных кластеров (позволяющих развивать конкурентные преимущества отдельных регионов, значительно снижать отставание в уровне экономического развития регионов), создает благоприятные условия для развития частно-государственного партнерства в инновационной сфере, интеграции науки и образования.

Стратегическое партнерства вузов и инновационных компаний

Интеграция между научной и образовательной деятельностью

Инновационная инфраструктра

Сотрудничество различных инновационных компаний (патенты, создание союзов, альянсов, многоуровневых компаний (холдингов, консорциумов и т.п.)

Препятствует развитию кооперации инновационных компаний:


• недостаток знания

• недостаток понимания

• недостаток средств (ресурсов)

• недостаток общих интересов

• конфликт интересов

• недостаток доверия

• плохие коммуникации.


 

26. Основные типы технопарковых структур

 

• инкубаторы (см вопрос 28)

• технопарки

- научно-производственный территориальный комплекс, главная задача - формирование макс. благоприятной среды для развития малых и средних наукоемких инновационных фирм-клиентов.

Спектр фирм-клиентов технопарков в отличие от инкубаторов не ограничивается только вновь создаваемыми и находящимися на самой ранней стадии развития инновационными компаниями. Услугами технопарков пользуются малые и средние инновационные предприятия, находящиеся на различных стадиях коммерческого освоения научных знаний, ноу-хау и наукоемких технологий. Для технопарков не свойственна жесткая политика постоянного обновления, ротации клиентов, типичная для инкубаторов в области инновационной деятельности.

Технопарки предназначены для поддержки только инновационной деятельности.

структура технопарка представлены:

• инновационно-технологический центр;

• учебный центр:

• консультационный центр;

• информационный центр;

• маркетинговый и другие центры;

• промышленная зона.

Каждый из центров технопарка предоставляет специализированный набор услуг, например услуги по переподготовке специалистов, поиску и предоставлению информации по определенной технологии, юридические консультации и т.п. Как уже отмечалось, в состав технопарка в качестве его отдельного структурного элемента может входить инкубатор.

Центральное место в структуре технопарка обычно отводится инновационно-технологическим центрам (ИТЦ), при которых нередко функционируют информационно-аналитические центры. Подобно инкубаторам, ИТЦ может являться и самостоятельным элементом инновационной инфраструктуры, функционирующим независимо от какой-либо технопарковой структуры.

 

• технополисы (см. вопрос 27)

 

27. Ключевые характеристики технополисов

- крупный современный научно-промышленный комплекс, включающий университет или другие вузы, научно-исследовательские институты, а также жилые районы, оснащенные культурной и рекреационной инфраструктурой.

Цель:

сосредоточение научных исследований в передовых и пионерных отраслях,

создание благоприятной среды для развития новых наукоемких производств в этих отраслях.

Критерии отбора территорий для технополиса:

• расположение недалеко от «материнского» города с населением свыше 200 тыс. человек - достаточно высокий уровень коммунального обслуживания;

• близость к аэропорту, лучше к международному, или к станции скоростной железной дороги;

• сбалансированный комплекс промышленных предприятий, научно-исследовательских учреждений и жилых кварталов;

• наличие современной информационной сети;

• благоприятные условия для жизни, способствующие творческой работе.

Наукоград в РФ - муниципальное образование, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом.

 

28. Бизнес –инкубаторы и их особенности

- многофункциональные комплексы, предоставляющие разнообразные услуги новым инновационным фирмам, находящимся на стадии возникновения и становления, предназначены для «высиживания» новых инновационных предприятий, оказания им помощи на самых ранних стадиях их развития путем предоставления информационных, консультационных услуг, аренды помещения и оборудования, других услуг. Инкубатор занимает, как правило, одно или несколько зданий. Инкубационный период фирмы-клиента длится обычно от 2 до 5 лет, после чего инновационная фирма покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.

Перечень услуг: «крыша над головой» на льготных условиях, возможность контактировать с себе подобными и пользоваться услугами, позволяющими зарождающейся инновационной компании выжить в сложной, быстро меняющейся инновационной среде с высоким уровнем рисков.

Прародителем инкубаторов в сфере ИД - творческие коммуны архитекторов, дизайнеров, художников или мастеров народных промыслов. Эти коммуны, как правило, перестраивали занимаемые ими здания так, чтобы создать наиболее благоприятную для творчества и общения среду. Отличительной особенностью этих коммун, родиной которых считают Великобританию, является то, что они имели определенный набор услуг коллективного пользования.

Комплексы инкубаторов располагаются, как правило, в одном или нескольких зданиях.

два основных вида:

- которые действуют как самостоятельные организации,

- инкубаторы, входящие в состав технопарка.

Инкубаторы могут создаваться и для так называемых нетехнологических, т.е. традиционных, отраслей и видов деятельности (например, искусства, сельскохозяйственной деятельности)

Виртуальные инкубаторы («инкубаторы без стен»): помогают оценить коммерческий потенциал инновационного проекта; провести соответствующие маркетинговые исследования; урегулировать отношения с материнской организацией (университетом, научно-исследовательским институтом и т.п.) по вопросам интеллектуальной собственности; разработать бизнес-план и общую стратегию бизнеса; найти партнерские организации, выступающие в роли поставщиков или потребителей инновационной продукции, и т.д. Не предоставляют аренду помещений фирмам-клиентам. Достоинство - скромные инвестиции на создание.

В мире насчитывается более 2000 самостоятельных инкубаторов.

 

29. Принципы государственного финансирования инновационной деятельности?

Финансирование инновационной деятельности за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной стратегии и политики и предназначается как для решения крупномасштабных научно-технических проблем, так и поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства.

Принцип перераспределения, фокусировки государственного финансирования на начальных стадиях инновационных процессов (посевное (seed) финансирование):

- программы поддержки инновационных проектов, находящихся на начальной стадии, и направленные на расширение государственной финансовой поддержки новых инновационных компаний на этапе старта (start-up).

Принцип конкурсности предоставления финансовых средств государственными фондами, транспарентности расходов и достигнутых результатов, что, в свою очередь, позволяет реализовывать принцип адресности государственного финансирования.

Важную роль в реализации принципов конкурсности, транспарентности и адресности играет организация научно-технической экспертизы при отборе инновационных проектов на получение государственной финансовой поддержки.

Два этапа проведения научно-технической экспертизы инновационных проектов:

1. независимая экспертиза (обычно не менее 2-3 экспертов)

2. обсуждения в рамках групп экспертов или экспертных советов.

Существенная роль:

- разработка системы применяемых критериев оценки,

- развитие программно-ориентированного подхода к госрегулированию ИД в РФ (комплексные целевые программы, ведомственные и отраслевые целевые программы, а также программы специализированных фондов)

- координация деятельности государственных фондов, финансирующих инновационную деятельность.

Основные принципы выделения госфинансирования на ФЦП (национальная инн. стратегия РФ на период до 2015 г.):

• нацеленность программы на развитие такого сектора российской экономики, где основным фактором обеспечения конкурентоспособности на глобальном рынке становятся российские технологии и подготовленные высококвалифицированные кадры;

• направленность программы на капитализацию на территории России существенного объема результатов разработки новых российских технологий, ключевых для развития того или иного сектора российской экономики, при этом программа должна быть «открыта» для использования передовых зарубежных технологий, отечественных аналогов которым нет;

• реализация программы на основе активного использования инструментов частно-государственного партнерства, при этом основные инвестиции в развитие высокотехнологичного производства или сети инновационных услуг должны осуществляться частным бизнесом;

• концентрация и консолидация программных бюджетных расходов на НИОКР на ограниченном числе крупных федеральных целевых программ технологического профиля;

• гибкость и адаптивность управления программой, устойчивость процесса ее реализации, т.е. развитие результатов, полученных в ходе осуществления программы после ее завершения.

 

30. Венчурное финансирование. Особенности функционирования венчурных фондов

Цели: привлечение внебюджетных средств в инновационную сферу.

венчурное финансирование - разновидность акционерных инвестиций, приобретения акций на внебиржевом рынке («прямые инвестиции»), а покупка акций на организованных фондовых рынках («портфельные инвестиции»). Нередко венчурный капитал служит своеобразным мостом к выходу инновационной компании на фондовый рынок.

Водораздел между венчурными и всеми прочими внебиржевыми (прямыми) инвестициями в акционерный капитал проходит по признаку наличия или отсутствия участия в реализации инновационного проекта. Обязательное условие финансирования для снижения рисков - вхождения своего представителя в состав совета директоров инновационной организации.

Венчурное финансирование осуществляется, как правило, в малые и средние инновационные компании без предоставления ими какого-либо залога или заклада в отличие, например, от банковского кредитования. При этом венчурный инвестор, как правило, не стремится приобрести контрольный пакет акций инвестируемой компании, ЧТО отличает его коренным образом от стратегического инвестора или «партнера».

Логика венчурного финансирования если новая инновационная компания в период нахождения в ней в качестве совладельца венчурного инвестора добивается успеха, т.е. если ее стоимость в течение 5-7 лет увеличивается в несколько раз (нередко в десятки и сотни раз), то риски обеих сторон оказываются справедливыми и все получают соответствующее вознаграждение. Венчурный инвестор обычно не заинтересован в распределении прибыли в виде дивидендов, его прибыль появляется, когда он сумеет продать принадлежащий ему пакет акций инновационной компании по цене, в несколько раз превышающей первоначальное вложение. Сам процесс продажи, дивестирования в венчурном бизнесе имеет название «выход» или «экзит» (от антл. exit), а период пребывания венчурного инвестора в инновационной компании определяется как «совместное проживание» (living with company).

Другими словами, приобретая пакет акций или долю, меньшую чем контрольный пакет, венчурный инвестор рассчитывает, что менеджмент инновационной компании будет использовать его средства в качестве финансового рычага для быстрого роста в ходе реализации высокорисковых инновационных проектов. При этом важно, что менеджмент инновационной компании, располагая контрольным пакетом, сохраняет все стимулы для активного участия в ее развитии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...