Цели и основные принципы федеральных аудиторских стандартов. Внутрифирменные аудиторские стандарты.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности - это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. На базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов, сдаваемых для получения права заниматься аудиторской деятельностью. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы. Значение стандартов состоит в том, что они: · обеспечивают высокое качество аудиторской проверки; · содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений; · помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки; · создают общественный имидж профессии; · в определенной мере устраняют контроль со стороны государства; · помогают аудитору вести переговоры с клиентом; · обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса; определяют действия аудитора в конкретных ситуациях. Принципы аудиторской деятельности: 1. Независимость. Основополагающий принцип. Аудитор не должен иметь финансовой, имущественной, родственной и иной заинтересованности в отношении проверяемого хозяйствующего субъекта. 2. Конфиденциальность. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны: хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги; обеспечивать сохранность сведений и документов, полученных и составленных ими при осуществлении ауд деятельности.
3. Профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора. Аудитор должен обладать необходимой профессиональной квалификацией, знаниями в области БУ и налогообложения, в том числе правовыми. 4. Объективность – аудиторы должны рассматривать факты ФХДО с разных сторон, взвешенно рассматривать все за и против, после чего выносить решения по данному вопросу. 5. Честность – неподкупность. Аудиторы не должны скрывать от руководства никаких фактов, обнаруженных во время проверки. По принадлежности стандарты подразделяются на внешние и внутренние: · Внешние стандарты определяют организацию аудиторской деятельности, являются основным элементом системы ее нормативного регулирования. · Внутренние стандарты разрабатываются в аудиторских фирмах и используются для различных целей. ФСАД предоставили большую самостоятельность аудиторам в решении отдельных проблем при проведении проверки. Многие вопросы могут быть урегулированы аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами самостоятельно и закреплены ими во внутрифирменных правилах аудита. Но они не должны противоречить ФСАД. Внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности — это документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Как правило, эти доки должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым российским стандартам аудиторской деятельности.
Применение внутренних стандартов в аудиторских фирмах способствует: · соблюдению требований внешних аудиторских стандартов; · уменьшению трудоемкости аудиторских проверок; · привлечению к проведению аудита аудиторов-ассистентов; · увеличению объема и количества выполняемых аудиторских услуг. Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять следующим требованиям:
· целесообразности — при разработке стандартов следует учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность; · преемственности и непротиворечивости — стандарты должны обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными внутренними стандартами; · полноты и детализации — внутренние стандарты должны комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать; · единства терминологической базы — обеспечивать единство трактовки терминов во всех стандартах и документах. Планирование аудита. Программа аудита Нормативная база: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"от 30.12.2008 N 307-ФЗ Федеральные правила(стандарты) аудиторской деятельности Стандарт №3 Планирование аудита ст1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, применяется в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица. Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в настоящем правиле (стандарте). ст2. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. ст3. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. ст4. Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу. ст5. Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.
ст6. Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. ст7. Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита. Общий план аудита ст8. Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором. ст9. При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание: а) деятельность аудируемого лица, в том числе: · общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица; · особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита; · общий уровень компетентности руководства; б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе: · учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения; · влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
· планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу; в) риск и существенность, в том числе: · ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита; · установление уровней существенности для аудита; · возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий; (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532) · выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей; г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе: · относительную важность различных разделов учета для проведения аудита; · влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей; · существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита; д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе: · привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица; · привлечение экспертов; · количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга; · количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом; е) прочие аспекты, в том числе: · возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом; · обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц; · особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства; · срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу; · форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания. Программа аудита ст10. Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.
ст11. В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов. В процессе разработки программы аудита следует учитывать вопросы, указанные в пункте 9 настоящего правила (стандарта). Изменения в общем плане и программе аудита ст12. Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|