Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Слитное и раздельное написание не с прилагательными и наречиями на о—е




УРОК 2

 

Слитное и раздельное написание не с прилагательными и наречиями на о—е

Следующая тема, которая одинаково успешно может быть введена как в 5, так и в 6 классе, – «НЕ  с существительными, прилагательными и наречиями на– о, – е».

Основная цель урока –  осуществление учащимися (при незначительной помощи учителя) переноса имеющихся знаний по базовой теме «НЕ  с существительными» на сходный материал («НЕ  с прилагательными и наречиями на– о, – е»)  с целью его обобщения.

Основное средство –  структурная модель таблицы, с анализа которой начинается изучение материала.

Вначале учитель заполняет по горизонтали следующие две графы («Прилагательное», «Наречие») и привлекает внимание учащихся к структуре таблицы (три блока), чтобы выяснить, почему первые три темы (существительное, прилагательное, наречие) объединены в один блок. Такое расположение сходного материала дает возможность изучать его обобщенно, блочно.

Кратко опишем методику ввода теоретического материала, в основу которой положен принцип опережающего обобщения как доминирующий в данной ситуации.

Вначале учащиеся вспоминают первое правило о слитном написании не  с существительными. Затем записываются примеры – неряха, нелепость, небрежность  – и дается следующее задание: от данных существительных образовать прилагательные и наречия и объяснить их правописание. В итоге получается такая запись:

неряха – неряшливый – неряшливо,

нелепость – нелепый – нелепо,

небрежность – небрежный – небрежно.

Учащиеся делают вывод по аналогии: существительные, прилагательные, наречия на– о, – е  пишутся с не  слитно, если слово без не  не употребляется.

Таким образом можно ввести и второй пункт обобщенного правила (о слитном написании не  со словами, которые можно заменить синонимом без не). Анализируются слова:

неправда – неправдивый – неправдиво,

нередкость – нередкий – нередко,

неясность – неясный – неясно.

Учащиеся без особых затруднений формулируют правило о слитном написании не  со словами (существительными, прилагательными, наречиями), которые могут быть заменены синонимами или близкими по значению словами.

Подбор однокоренных слов для наблюдений и анализа значительно облегчает процесс переноса знаний и формулировку обобщенных правил.

Для закрепления этого пункта правила можно тоже использовать ряд упражнений учебника. Кроме того, учащиеся выполняют ряд заданий на подбор синонимов к словам с приставкой не. Например: неприятель  (…) отступил. Мальчик решил нетрудную  (…) задачу. Товарищ жил недалеко  (…) от бассейна  и т. д.

Усвоение третьего пункта обобщенного правила осуществляется тоже на основе переноса уже имеющихся знаний о раздельном написании не  с существительными при наличии противопоставления (с опорой на первый пример).

Не удача помогла на экзамене, а глубокие знания.

Этот фильм не интересный, а скучный.

Не далеко, а близко от дома построили стадион.

По аналогии с уже известным правилом учащиеся формулируют обобщенное правило: существительные, прилагательные и наречия на– о, – е  пишутся с не  раздельно, если в предложении имеется противопоставление с союзом а.

И наконец, последнее правило о правописании не  с частями речи при наличии слов, усиливающих отрицание (далеко не, вовсе не  и др. ), вводится на основе переноса после анализа соответствующих примеров:

Он вовсе  не приятель нам.

Это далеко  не безопасное путешествие.

Прочитать текст по-французски оказалось вовсе  не легко.

Учащиеся формулируют правило: существительные, прилагательные, наречия на– о, – е  пишутся раздельно с не  при наличии усиливающих отрицание слов далеко, вовсе  и др.

В ходе анализа примеров завершается заполнение первого блока таблицы. Подводятся итоги. Учащиеся составляют план ответа на тему «НЕ  с существительными, прилагательными, наречиями на – о, – е», подтверждают каждый пункт обобщенного правила своими примерами и т. д.

На данном этапе дидактический материал необходимо комбинировать таким образом, чтобы в нем одновременно перемежались примеры на правописание не  с существительными, и с прилагательными, и с наречиями, что даст возможность уже на раннем этапе осуществлять как обобщение, так и дифференциацию взаимосвязанных правил и написаний. Приводим образец упражнения.

1. Через три дня они были уже недалеко  от места, служившего предметом их поездки.  2. Говорили не громко, не тихо,  а так, как следует.  3. Неясная  речь – это мутное зеркало.  4. Недоброе  слово больней огня жжет.  5. Небольшая  ночная птица неслышно  и низко мчалась на мягких крыльях.  6. После вчерашнего шторма море еще не успокоилось,  но волны уже не сердито  били о берег, а плавно накатывались.  7. Шорская гвардия – для недругов  гроза.  8. Придумать такое было вовсе не просто».  

К завершению работы по вводу 1-го блока правил таблица приобретает следующий вид (см. с. 243).

На этапе закрепления проводятся также различного рода обучающие диктанты, творческие работы по составлению предложений, текстов, может широко применяться работа с синонимами, антонимами и др.

Последующие уроки по данной теме будут направлены на совершенствование приобретенных умений и навыков, на отработку таких случаев, которые вызвали затруднения при усвоении темы, на самостоятельное создание текстов в рамках определенных жанров и стилей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...