Слитное и раздельное написание не с прилагательными и наречиями на о—е
УРОК 2
Слитное и раздельное написание не с прилагательными и наречиями на о—е Следующая тема, которая одинаково успешно может быть введена как в 5, так и в 6 классе, – «НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на– о, – е». Основная цель урока – осуществление учащимися (при незначительной помощи учителя) переноса имеющихся знаний по базовой теме «НЕ с существительными» на сходный материал («НЕ с прилагательными и наречиями на– о, – е») с целью его обобщения. Основное средство – структурная модель таблицы, с анализа которой начинается изучение материала. Вначале учитель заполняет по горизонтали следующие две графы («Прилагательное», «Наречие») и привлекает внимание учащихся к структуре таблицы (три блока), чтобы выяснить, почему первые три темы (существительное, прилагательное, наречие) объединены в один блок. Такое расположение сходного материала дает возможность изучать его обобщенно, блочно. Кратко опишем методику ввода теоретического материала, в основу которой положен принцип опережающего обобщения как доминирующий в данной ситуации. Вначале учащиеся вспоминают первое правило о слитном написании не с существительными. Затем записываются примеры – неряха, нелепость, небрежность – и дается следующее задание: от данных существительных образовать прилагательные и наречия и объяснить их правописание. В итоге получается такая запись: неряха – неряшливый – неряшливо, нелепость – нелепый – нелепо, небрежность – небрежный – небрежно. Учащиеся делают вывод по аналогии: существительные, прилагательные, наречия на– о, – е пишутся с не слитно, если слово без не не употребляется.
Таким образом можно ввести и второй пункт обобщенного правила (о слитном написании не со словами, которые можно заменить синонимом без не). Анализируются слова: неправда – неправдивый – неправдиво, нередкость – нередкий – нередко, неясность – неясный – неясно. Учащиеся без особых затруднений формулируют правило о слитном написании не со словами (существительными, прилагательными, наречиями), которые могут быть заменены синонимами или близкими по значению словами. Подбор однокоренных слов для наблюдений и анализа значительно облегчает процесс переноса знаний и формулировку обобщенных правил. Для закрепления этого пункта правила можно тоже использовать ряд упражнений учебника. Кроме того, учащиеся выполняют ряд заданий на подбор синонимов к словам с приставкой не. Например: неприятель (…) отступил. Мальчик решил нетрудную (…) задачу. Товарищ жил недалеко (…) от бассейна и т. д. Усвоение третьего пункта обобщенного правила осуществляется тоже на основе переноса уже имеющихся знаний о раздельном написании не с существительными при наличии противопоставления (с опорой на первый пример). Не удача помогла на экзамене, а глубокие знания. Этот фильм не интересный, а скучный. Не далеко, а близко от дома построили стадион. По аналогии с уже известным правилом учащиеся формулируют обобщенное правило: существительные, прилагательные и наречия на– о, – е пишутся с не раздельно, если в предложении имеется противопоставление с союзом а. И наконец, последнее правило о правописании не с частями речи при наличии слов, усиливающих отрицание (далеко не, вовсе не и др. ), вводится на основе переноса после анализа соответствующих примеров: Он вовсе не приятель нам. Это далеко не безопасное путешествие. Прочитать текст по-французски оказалось вовсе не легко. Учащиеся формулируют правило: существительные, прилагательные, наречия на– о, – е пишутся раздельно с не при наличии усиливающих отрицание слов далеко, вовсе и др.
В ходе анализа примеров завершается заполнение первого блока таблицы. Подводятся итоги. Учащиеся составляют план ответа на тему «НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на – о, – е», подтверждают каждый пункт обобщенного правила своими примерами и т. д. На данном этапе дидактический материал необходимо комбинировать таким образом, чтобы в нем одновременно перемежались примеры на правописание не с существительными, и с прилагательными, и с наречиями, что даст возможность уже на раннем этапе осуществлять как обобщение, так и дифференциацию взаимосвязанных правил и написаний. Приводим образец упражнения. 1. Через три дня они были уже недалеко от места, служившего предметом их поездки. 2. Говорили не громко, не тихо, а так, как следует. 3. Неясная речь – это мутное зеркало. 4. Недоброе слово больней огня жжет. 5. Небольшая ночная птица неслышно и низко мчалась на мягких крыльях. 6. После вчерашнего шторма море еще не успокоилось, но волны уже не сердито били о берег, а плавно накатывались. 7. Шорская гвардия – для недругов гроза. 8. Придумать такое было вовсе не просто». К завершению работы по вводу 1-го блока правил таблица приобретает следующий вид (см. с. 243). На этапе закрепления проводятся также различного рода обучающие диктанты, творческие работы по составлению предложений, текстов, может широко применяться работа с синонимами, антонимами и др. Последующие уроки по данной теме будут направлены на совершенствование приобретенных умений и навыков, на отработку таких случаев, которые вызвали затруднения при усвоении темы, на самостоятельное создание текстов в рамках определенных жанров и стилей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|