Правописание н и нн в существительных, прилагательных, наречиях
УРОК 1
Правописание н и нн в существительных, прилагательных, наречиях Цели урока: На основе наблюдений сформулировать обобщенное правило правописания н и нн в названных частях речи; вывести формулу обобщенного правила; обучить приемам обоснования орфограммы; повторить словообразовательный разбор. Ход урока Подготовка учащихся к активному восприятию материала. Учитель предупреждает учащихся, что они приступают к изучению большой и сложной орфографической темы (о правописании н и нн в различных частях речи). Цель сегодняшнего урока – усвоить часть этой темы, а именно: н и нн в существительных, прилагательных, наречиях. Задача учащихся – активно участвовать в анализе материала, формулировках правил и графическом их описании. Объясняется, что для графического описания правил будут использованы формулы, которые способствуют более быстрому запоминанию и более точному воспроизведению правил как частных, так и обобщенных. Для лучшей организации урока потребуются двойные листы, где вычерчивается модель таблицы, которая будет заполняться поэтапно. Заготовка выглядит следующим образом: Для описания правил используются уже известные по словообразовательному разбору условные знаки:
Первый этап – анализ материала, предложенного для наблюдения. На доске и в тетрадях записываются слова:
Так как наблюдение и анализ материала будут проходить примерно по одной схеме, то ребятам на этом этапе урока раздаются заранее приготовленные листки с вопросами и заданиями, на которые всякий раз нужно обращать внимание:
Можно сделать вывод, что правило правописания нн в существительном и прилагательном общее. Выводим формулу этого правила:
Заполняется первый пункт таблицы. Второй этап. Материал для наблюдения: утренний общественный соломенный агитационный Вопросы для анализа: – Какие части речи записаны? (Имена прилагательные. ) – Как образованы данные слова? (От существительных. ) Заполняется второй столбик рядом с записанными ранее словами.
– Что общего в записанных словах? (Это прилагательные, они образованы от существительных с помощью суффиксов– енн-, – онн-, в которых пишется нн, кроме ветреный. ) Заполняется второй пункт таблицы. Формула к концу второго этапа приобретает следующий вид:
Третий этап. Материал для наблюдений (слова записаны на доске учителем, в них выделены суффиксы). Задание: переписать слова в тетради, подчеркнуть суффиксы.
Вопросы для анализа: – Какие части речи вы записали? (Прилагательные. ) – А теперь определите, от какой части речи образованы данные слова? (От существительных. ) – Запишите их рядом:
– Назовите суффиксы, с помощью которых образовались эти слова. (Суффиксы) Какое значение они имеют? (Указывают на материал, из которого что-то сделано, на принадлежность чему-то. ) – Что общего в правописании суффиксов– ан-, – лн-, ин? (Одна буква н. ) Учитель сообщает, что из этого правила есть исключения – это слова стекллнный, оловлнный, деревлнный, которые пишутся с нн. Кроме того, надо отличать по значению слова ветреный (человек), ветрлнОй (двигатель). Заполняется третий пункт таблицы, а формула приобретает следующий вид:
Четвертый этап. Дается материал для наблюдения (он записан в таблице или на переносной доске):
Вопросы для анализа: – К какой части речи относятся слова левого столбика? (Это наречия. ) – Сколько н в наречиях и в словах, от которых они образованы? Какой вывод о правописании н и нн в наречиях можно сделать? (В наречии пишется столько н, сколько в слове, от которого оно образовано. )
Учитель дополняет, что этому же правилу подчиняется правописание н и нн в существительных (це нн ость & lt; – це нн ый, заоч н ик заоч н ый). В кратких прилагательных сохраняется столько н, сколько пишется в полной форме (це нн ый – це нн а, це нн о, це нн ы; ю н ый – юна; ветре н ый – ветре н а). Заполняется четвертый пункт таблицы. Делается обобщение по всему первому блоку правил. Вид формулы к концу четвертого этапа:
Если класс сильный, то можно предложить учащимся, используя записанные формулы правил, самим сформулировать правило правописания н и нн в существительных, прилагательных, наречиях. Если класс слабый или средний, то учитель сам подводит итог, а учащиеся, опираясь на записи, слушают его выводы, приводят свои примеры. Особенность описанной методики обобщенного изучения материала состоит в том, что она не требует построения и ввода моделей алгоритмических предписаний, на основе которых выводятся образцы рассуждения при мотивировке орфограмм. Зафиксированные в виде формул модели орфографических правил уже сами по себе являются образцами устного и графического объяснения орфограмм. (Например, хозяйственный; устное обоснование – в слове суффикс– енн, следовательно, пишу два н; графическое – енн – нн – хозяйственный и т. д. ) Первая серия упражнений выполняется по типу – «вначале объясни – потом запиши». Учащиеся закрепляют все образцы графической фиксации умственных действий при мотивировке изученных орфограмм. Например:
На данном уроке завершается работа над первым блоком правил. На дом учащимся предлагается поработать с таблицей, записать свои примеры на каждую формулу правила, используя соответствующие упражнения школьного учебника. В итоге таблица приобретает следующий вид:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|