Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правописание н и нн в существительных, прилагательных, наречиях




УРОК 1

 

Правописание н и нн в существительных, прилагательных, наречиях

Цели урока:

На основе наблюдений сформулировать обобщенное правило правописания н  и нн  в названных частях речи; вывести формулу обобщенного правила; обучить приемам обоснования орфограммы; повторить словообразовательный разбор.

Ход урока

Подготовка учащихся к активному восприятию материала.

Учитель предупреждает учащихся, что они приступают к изучению большой и сложной орфографической темы (о правописании н  и нн  в различных частях речи). Цель сегодняшнего урока – усвоить часть этой темы, а именно: н  и нн  в существительных, прилагательных, наречиях. Задача учащихся – активно участвовать в анализе материала, формулировках правил и графическом их описании. Объясняется, что для графического описания правил будут использованы формулы, которые способствуют более быстрому запоминанию и более точному воспроизведению правил как частных, так и обобщенных.

Для лучшей организации урока потребуются двойные листы, где вычерчивается модель таблицы, которая будет заполняться поэтапно.

Заготовка выглядит следующим образом:

Для описания правил используются уже известные по словообразовательному разбору условные знаки:

 

Первый этап  – анализ материала, предложенного для наблюдения. На доске и в тетрадях записываются слова:

 

Так как наблюдение и анализ материала будут проходить примерно по одной схеме, то ребятам на этом этапе урока раздаются заранее приготовленные листки с вопросами и заданиями, на которые всякий раз нужно обращать внимание:

 

Можно сделать вывод, что правило правописания нн  в существительном и прилагательном общее. Выводим формулу этого правила:

 

Заполняется первый пункт таблицы.

Второй этап.

Материал для наблюдения:

утренний общественный соломенный агитационный

Вопросы для анализа:

– Какие части речи записаны? (Имена прилагательные. )

– Как образованы данные слова? (От существительных. )

Заполняется второй столбик рядом с записанными ранее словами.

 

– Что общего в записанных словах? (Это прилагательные, они образованы от существительных с помощью суффиксов– енн-, – онн-,  в которых пишется нн,  кроме ветреный. )

Заполняется второй пункт таблицы. Формула к концу второго этапа приобретает следующий вид:

 

Третий этап.

Материал для наблюдений (слова записаны на доске учителем, в них выделены суффиксы).

Задание: переписать слова в тетради, подчеркнуть суффиксы.

 

Вопросы для анализа:

– Какие части речи вы записали? (Прилагательные. )

– А теперь определите, от какой части речи образованы данные слова? (От существительных. )

– Запишите их рядом:

 

– Назовите суффиксы, с помощью которых образовались эти слова. (Суффиксы) Какое значение они имеют? (Указывают на материал, из которого что-то сделано, на принадлежность чему-то. )

– Что общего в правописании суффиксов– ан-, – лн-, ин?  (Одна буква н. )

Учитель сообщает, что из этого правила есть исключения – это слова стекллнный, оловлнный, деревлнный,  которые пишутся с нн. Кроме того, надо отличать по значению слова ветреный  (человек), ветрлнОй  (двигатель).

Заполняется третий пункт таблицы, а формула приобретает следующий вид:

 

Четвертый этап.

Дается материал для наблюдения (он записан в таблице или на переносной доске):

 

Вопросы для анализа:

– К какой части речи относятся слова левого столбика? (Это наречия. )

– Сколько н  в наречиях и в словах, от которых они образованы? Какой вывод о правописании н  и нн  в наречиях можно сделать? (В наречии пишется столько н,  сколько в слове, от которого оно образовано. )

Учитель дополняет, что этому же правилу подчиняется правописание н  и нн  в существительных (це нн ость & lt; – це нн ый, заоч н ик заоч н ый).  В кратких прилагательных сохраняется столько н,  сколько пишется в полной форме (це нн ый – це нн а, це нн о, це нн ы; ю н ый  – юна; ветре н ый – ветре н а).

Заполняется четвертый пункт таблицы. Делается обобщение по всему первому блоку правил. Вид формулы к концу четвертого этапа:

 

Если класс сильный, то можно предложить учащимся, используя записанные формулы правил, самим сформулировать правило правописания н  и нн  в существительных, прилагательных, наречиях.

Если класс слабый или средний, то учитель сам подводит итог, а учащиеся, опираясь на записи, слушают его выводы, приводят свои примеры.

Особенность описанной методики обобщенного изучения материала состоит в том, что она не требует построения и ввода моделей алгоритмических предписаний, на основе которых выводятся образцы рассуждения при мотивировке орфограмм. Зафиксированные в виде формул модели орфографических правил уже сами по себе являются образцами устного и графического объяснения орфограмм.

(Например, хозяйственный;  устное обоснование – в слове суффикс– енн,  следовательно, пишу два н; графическое – енн – нн – хозяйственный  и т. д. )

Первая серия упражнений выполняется по типу – «вначале объясни – потом запиши». Учащиеся закрепляют все образцы графической фиксации умственных действий при мотивировке изученных орфограмм. Например:

 

На данном уроке завершается работа над первым блоком правил. На дом учащимся предлагается поработать с таблицей, записать свои примеры на каждую формулу правила, используя соответствующие упражнения школьного учебника.

В итоге таблица приобретает следующий вид:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...