Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Три склонения имен существительных




УРОК 1

 

Три склонения имен существительных

Цели урока:

– воспроизведение и закрепление материала, изученного в начальной школе, о трех склонениях существительных;

– расширение и углубление знаний учащихся о существительных I и II склонения (о разновидности существительных с основой на– и);

– формирование обобщенных знаний и умений определять типы склонений существительных с учетом основного варианта и разновидности;

– графическое описание обобщенных грамматических правил как основы для построения моделей орфографических правил и способов их применения.

Ход урока

Основная, доминирующая цель урока – выведение обобщенных правил в виде формул склонений существительных как грамматической основы для построения формулы орфографического правила и формулы-предписания, а в дальнейшем – и образца устного рассуждения и письменного обоснования орфограмм.

Основное средство – модель «чистой» (или так называемой «слепой») таблицы, которая заполняется в процессе эвристической беседы. С этой целью до урока на доске вычерчивается структурная модель того обобщения языкового материала, которое будет сформулировано в конце урока (устно и графически).

Аналогичные таблички вычерчивают и учащиеся в своих тетрадях.

Вот изначальный образец модели «чистой» таблицы:

«Чистая» («слепая») таблица – это основная опора для заполнения грамматико-орфографического материала при овладении несколькими идущими друг за другом темами (типы склонений, отчасти – падеж существительного и в особенности – буквы е  и и  в падежных окончаниях имен существительных). На изучение этих тем программой обычно отводится около 7 часов.

Первый этап работы –  воспроизведение знаний, полученных в начальной школе о трех склонениях существительных.

Основной метод работы –  обобщающая беседа с опорой на таблицу, поэтапное ее заполнение. Вопросы для беседы:

– Сколько склонений существительных в русском языке? (Три склонения. )

Учитель и учащиеся заполняют верхний ярус таблицы по горизонтали (I, II, III).

– А теперь посмотрите на структуру таблицы под I и II склонениями. О чем может говорить такое построение? (О неоднородности состава этих склонений, о наличии двух групп разновидностей внутри каждого из них. )

– Давайте условимся обозначать эти группы арабскими цифрами (как понятия более низкого уровня обобщения) в скобках – (1) и (2). Это облегчит нам в дальнейшем графическое описание правил (и приемов их применения).

Заполняется второй ярус таблицы по горизонтали ((1), (2) под первым склонением и так же – (1), (2) – под вторым).

– А теперь давайте вспомним, какие имена существительные относятся к первому склонению? (Существительные мужского и женского рода с окончаниями– а, – я. )

Продолжается заполнение (конкретизация) второго яруса таблицы по горизонтали: записываются окончания существительных I склонения рядом с цифрой (1): (1) – а, – я,  а за пределами таблицы – формула правила I, (1) – а, – я.

– Назовем условно эти существительные существительными первой группы, которую впредь будем называть также основным вариантом. Вторую колонку, под цифрой (2), пока пропускаем. Ваша задача – объяснить впоследствии, почему мы это сделали.

– Продолжим заполнение таблицы. Вспомните, какие существительные входят в состав второго склонения? (Существительные мужского рода на согласный и среднего рода с окончаниями– о, – е. )

Заполняется левая колонка существительных II склонения рядом с цифрой (1): (1) ? – о, – е  (и формула правила II, (1)? – о, – е).

– Как мы условились называть эти существительные? (Существительными п е р в о й группы, о с н о в н ы м вариантом. )

– Как и в первом склонении, здесь тоже пропускаем правую колонку под цифрой (2) и продолжаем дальнейшее заполнение нашей таблицы.

– Вспомните, какие существительные входят в состав III склонения? (Существительные женского рода на согласный с ь  на конце. )

Заполняется третья графа второго яруса по горизонтали:

ь  (III).

В итоге обобщающей беседы таблица приобретает следующий вид:

– А теперь, – предлагает учитель, – давайте обобщим пока устно все, что зафиксировано в наших таблицах. (Учащиеся формулируют обобщенное грамматическое правило о трех типах склонений существительных о с н о в н о г о варианта. )

Следующий этап работы – расширение и углубление знаний учащихся о существительных I и II склонения (о разновидности существительных с основой на– и).

Основной метод работы – эвристическая беседа с опорой на таблицу на основе проблемного задания; поэтапное заполнение таблицы.

Вначале на доске в столбик записываются слова линия, молния, партия  и подобные.

Вопросы для беседы:

– Что общего у этих существительных? (Все эти слова – существительные женского рода, имеют окончание– я,  относятся к I склонению. )

– А теперь обратите внимание на основу данных существительных. Что в ней общего для всех слов? (Наличие буквы и  в конце основы. )

– В какую графу нашей таблицы мы включим эти слова? (Во вторую графу второго яруса, рядом с цифрой (2). )

– Такие слова, – уточняет учитель, – в ваших учебниках именуются существительными на– ия,  где буква и  относится к основе слова.

– Попытайтесь, теперь уже самостоятельно, заполнить данную часть таблицы и записать формулу правила.

Один ученик на доске, а остальные в тетрадях записывают:

I (2) – ия.

По аналогии с этим правилом путем переноса (на основе примеров типа планетарий, задание)  заполняется следующая графа таблицы и выводится очередная часть формулы грамматического правила о типах склонений имен существительных: II (2), – ий, – ие.

Графическую фиксацию однородного состава имен существительных III склонения учащиеся уже сделали на предыдущем этапе работы.

Теперь таблица приобрела следующий вид:

В ней зафиксирована основная языковая база, на которой будет построено изучение орфографической темы о правописании падежных окончаний существительных. При этом принцип заполнения таблицы и графической фиксации орфографических правил и алгоритмических предписаний сохраняется. Он найдет свое отражение также и при построении способов устного и графического обоснования орфограмм. (Продолжение этой работы показано в следующем параграфе данной книги. )

На основе таблицы учащиеся устно формулируют обобщенное правило о составе I и II склонения. Следует особо подчеркнуть, что раннее включение имен существительных на– ия, – ий, – ие  (которые в учебнике даются особняком) в систему I и II склонений имело, как показал наш опыт, огромное значение для обобщения языкового материала, а затем – и для усвоения о б о б щ е н н ы х орфографических правил и приемов их применения, для более ранней дифференциации конкурирующих написаний и на этой основе – предупреждения односторонних (и ошибочных) обобщений.

Теперь переходим к следующему, последнему этапу работы – графическому описанию обобщенных правил для формирования умений определять на их основе типы склонений.

Основной метод  – самостоятельная работа учащихся по выведению формул склонений существительных с опорой на таблицу и образец, данный учителем.

Вначале следует привлечь особое внимание учащихся к тому, что графическое описание правила о составе склонения существительного – это языковая база и основа орфографического правила. В ней фактически уже зафиксированы все условия выбора любой орфограммы данного вида. Поэтому усвоение языковой основы – это, по существу, уже овладение в какой-то мере и орфографическим правилом,

его грамматической частью, ибо формулировка орфографического правила подведет ту или иную норму (окончание– е  или – и)  к соответствующей языковой базе.

Чтобы включить учащихся в самостоятельную работу, вначале учитель сам (при активном участии всего класса) записывает на доске образец графической фиксации состава I склонения, на основе которой учащиеся путем переноса и с опорой на таблицу завершают описание правил о составе остальных типов склонений имен существительных.

Вся запись приобретает следующий вид (значок показывает, что буква и  является частью основы):

В дальнейшем при изучении правил о буквах е  и и  в падежных окончаниях существительных будет, как уже отмечалось, использован такой же принцип графического описания обобщенных орфографических правил, обобщающих алгоритмов и способов графической фиксации умственных действий при мотивировке орфограмм (написаний).

Закрепление языкового материала ведется как на теоретическом, так и на практическом уровне.

Вот лишь краткое описание некоторых вопросов и заданий, которые можно использовать для обобщения и закрепления материала на данном этапе:

– Что мы узнали нового о склонениях существительных? (В I и во II склонении есть по две группы – основная и разновидность, т. е. существительные с основой на – и. )

– Как распределяются по склонениям существительные с основой на – и? (К I склонению относятся существительные женского рода на– ия  типа молния, орфография  и др. )

– Какие существительные относятся ко второй группе II склонения? (Существительные мужского рода на– ий  типа жребий, Василий, планетарий  и др. и существительные на – ие – здание, течение  и др. )

Первая серия грамматических упражнений будет направлена на формирование умений определять тип склонения существительных, на разграничение основного варианта и разновидности существительных I и II склонения как основы для дифференциации взаимосмешиваемых написаний при изучении орфографического материала.

Основной прием  – графическая фиксация состава склонения с целью подготовки учащихся к выполнению орфографических упражнений по принципу «Вначале объясни, а затем – напиши».

Упражнение выполняется по такому образцу: учитель читает словосочетание, в состав которого входит существительное, а учащиеся записывают формулу склонения и соответствующее ей слово. Например:

I (2) – лыжная станция;  I (1) – снежная лавина;  III – пренебрегать опасностью;  II (2) – трудное задание;  II (2) – собирать гербарий;  II (1) – открытое окно;  II (1) – большой успех  и др.

Графическая фиксация признаков правила перед написанием слова заставляет ученика думать, опираясь на конкретный теоретический материал, формирует определенный стиль научного мышления, более четкого и доказательного.

В дальнейшем работу можно усложнить – дать, например, текст с заданием произвести группировку слов в соответствии с их принадлежностью к тому или иному склонению и группе и т. д.

В этом фрагменте урока мы стремились показать, что отработка языкового материала, составляющего основу орфографического правила, – одно из важнейших условий повышения эффективности процесса формирования обобщенных знаний, главный резерв экономии времени, отводимого на изучение теоретического материала как по грамматике, так и по орфографии.

Кроме того, наш опыт показал, что использование на разных этапах «сквозных» приемов, таких, как графическое описание правил, грамматических и орфографических, а затем и приемов их применения и образцов рассуждения, устного и письменного, в виде своеобразных моделей-формул дает возможность с самого начала формировать у школьников правильные и полные обобщения как на теоретическом, так и на практическом уровне. При этом достигается чрезвычайно большая экономия времени, создается единый режим умственной деятельности ученика на всех этапах усвоения грамматико-орфографического материала, и, кроме того, усвоение большого объема орфографического материала осуществляется на уроках русского языка, ориентированных на усиление взаимосвязи между лингвистической и орфографической подготовкой учащихся.

Покажем это на примере изучения следующей темы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...