Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Р а з д е л I Этика и история этических учений




Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«белорусский государственный университет транспорта»

Кафедра «Философия, история и политология»

Н. В. Бессольнова

Этика

Тематика контрольных работ

Для студентов ФБО специальности ЭТ

 

Гомель 2010


Министерство образования республики беларусь

 

учреждение образования

«белорусский государственный университет транспорта»

 

Кафедра «Философия, история и политология»

 

Н. В. Бессольнова

 

Этика

 

Тематика контрольных работ

для студентов ФБО специальности ЭТ

 

 

Одобрено методической комиссией факультета безотрывного обучения

 

Гомель 2010


 

УДК 371.15

ББК 87.7

Б53

 

Р е ц е н з е н т – канд. ист. наук, доцент кафедры «Философия, история и политология» Н. К. Тетерюков (УО «БелГУТ»)

 

Бессольнова, Н. В.

Б53 Этика: тематика контрольных работ для студентов ФБО специальности ЭТ / Н. В. Бессольнова; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. - Гомель: БелГУТ, 2010. - 43 с.

ISBN 978-985-468-754-4

 

 

Предложены тематика контрольных работ, вопросы к ним, основные понятия и рекомендуемая литература. Указываются требования, предъявляемые к заданиям, даны методические рекомендации по их выполнению.

Предназначена для самостоятельной работы студентов-заочников.

 

 

УДК 371.15

ББК 87.7

ISBN 978-985-468-754-4 © Бессольнова Н. В., 2010

© Оформление. УО «БелГУТ», 2010

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Изучение курса «Этика» в высших учебных заведениях предполагает освоение студентами наследия мировой этической мысли и получение знаний о моральных принципах, нормах и категориях. Эти знания необходимы в процессе формирования ценностных ориентаций личности.

Контрольная работа выполняется студентом-заочником в межсессионный период. Перед выполнением контрольной работы необходимо ознакомиться со списком основной литературы. Он содержит основные учебники и учебные пособия по курсу «Этика».

Контрольная работа должна состоять из плана, краткого введения, изложения содержания рассматриваемой темы, заключения и списка использованной литературы. План контрольной работы и примерная литература к темам даются в данном пособии. Студенты, достаточно глубоко изучившие и усвоившие избранную тему, могут по своей инициативе включать в работу какой-нибудь дополнительный вопрос, однако включение должно быть логически обосновано.

В кратком введении необходимо указать цель работы, актуальное значение рассматриваемых проблем.

Основная часть контрольной работы должна свидетельствовать о знании студентом существа самой темы, всего изученного и использованного при написании учебного, периодического материала.

Изложение темы должно иметь законченный характер. Итоги и выводы отражают качество выполнения поставленной задачи.

Все приведенные в тексте цитаты должны быть подтверждены ссылками на источник: автор, название работы, год и место издания, страница.

Свой ответ на поставленный в задании вопрос студент должен сформулировать в письменном виде и поместить в конце контрольной работы (после списка литературы).

Студенту следует избегать наиболее характерных недостатков, которые имеют место при выполнении работ. К ним относятся поверхностное изложение основных теоретических положений, механическое комбинирование или дословное переписывание разделов учебников, монографий, журнальных статей, непоследовательность в изложении.

Задание контрольной работы выбирается по номеру в списке группы. На титульном листе указываются фамилия, домашний адрес, шифр, на первой странице – номер темы, сама тема и план работы. В самом конце ставится дата выполнения работы и подпись автора.

После проверки контрольная работа рекомендуется к защите. Во время защиты студент должен ответить на вопросы по данной работе и подтвердить знание основных понятий темы.

Список основной литературы

Биомедицинская этика: учеб. пособие для студентов вузов / под общ. ред. Т. В. Мишаткиной, С. Д. Денисова, Я. С. Яскевич. – Мн., 2003.

Горелов, А. А. Этика: учеб. пособие для техникумов / А. А. Горелов. – М.: Московский лицей, 2004.

Гусейнов, А. Краткая история этики / А. Гусейнов, Г. Иррлитц. – М., 1987.

Гусейнов, А. А. Этика / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. – М., 1998.

Дружинин, В. Ф. Этика. Курс лекций: учеб. пособие для вузов / В. Ф. Дружинин, Л. А. Демина.– М., 2009.

Зеленкова, И. Л. Основы этики / И. Л. Зеленкова. – Мн., 1998.

Зеленкова, И. Л. Этика / И. Л. Зеленкова. – Мн., 2003.

Зеленкова, И. Л. Этика: ответы на экзаменационные вопросы / И. Л. Зеленкова. – Мн., 2008.

Зеленкова, И. Л. Этика. Тексты, комментарии, иллюстрации: хрестоматия / И. Л. Зеленкова. – Мн., 2001.

Зеленкова, И. Л. Этика: учеб. пособие для вузов / И. Л. Зеленкова. – Мн., 2004.

Зеленкова, И. Л. Этика: учеб. пособие и практикум / И. Л. Зеленкова, Е. В. Беляева. – Мн., 1997.

Золотухина-Аболина, Е. В. Современная этика / Е. В. Золотухина-Аболина. – Ростов н/Д, 2003.

Иванов, В. Г. Этика: учеб. пособие для вузов / В. Г. Иванов. – СПб., 2006.

Кондрашов, В. А. Этика. Эстетика / В. А. Кондрашов, Е. А. Чичина. – Ростов н/Д., 1998.

Мишаткина, Т. В. Педагогическая этика: учеб. пособие / Т. В. Мишаткина // Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 304 с.

Мишаткина, Т. В. Этика. Практикум: пособие для студентов вузов / Т. В. Мишаткина. – Мн., 2003.

Мишаткина, Т. В. Этика: учеб. пособие / Т. В. Мишаткина, З. В. Бражникова. – М., 1996.

Мишаткина, Т. В. Этика: экспресс-курс / Т. В. Мишаткина. – Мн., 2003.

Основы этических знаний. – СПб., 1998.

Прикладная этика / под общ. ред. И. Л. Зеленковой. – Мн., 2002.

Росенко, М. Н. Основы этических знаний / М. Н. Росенко. – СПб., 1998.

Словарь по этике. – М., 1989.

Тетерюков, Н. К. Этика / Н. К. Тетерюков. – Гомель: БелГУТ, 2001.

Шрейдер, Ю. А. Лекции по этике / Ю. А. Шрейдер. – М., 1994.

Этика / под общ. ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевич. – Мн., 2002.

Этика: фундаментальный курс в авторизованном изложении. – М., 1993.

Тематика контрольных работ

Р а з д е л I Этика и история этических учений

Задание 1 Предмет этики

1 Предмет этики. Соотношение понятий этика, мораль, нравственность.

2 Структура этики и ее виды.

3 Основные этапы истории этики.

 

Вопрос для размышления

 

Как Вы оцениваете высказывание А. Швейцера о том, что этика – это безгранично расширенная ответственность перед всем живущим?

 

Основные понятия: этика, мораль, нравственность, гуманистическая этика, авторитарная этика, моральные ценности, теория морали, нормативная этика, прикладная этика.

 

Список литературы

Гусейнов, А. А. Этика / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. – М., 1998.

Дружинин, В. Ф. Этика. Курс лекций: учеб. пособие для вузов / В. Ф. Дружинин, Л. А. Демина. – М., 2009.

Зеленкова, И. Л. Основы этики / И. Л. Зеленкова. – Мн., 1998.

Зеленкова, И. Л. Этика / И. Л. Зеленкова.– Мн., 2003.

Золотухина-Аболина, Е. В. Современная этика / Е. В. Золотухина-Аболина. – Ростов н/Д, 2003.

Иванов, В. Г. Этика: учеб. пособие для вузов / В. Г. Иванов. – СПб., 2006.

Мишаткина, Т. В. Этика. Практикум: пособие для студентов вузов / Т. В. Мишаткина. – Мн., 2003.

Мишаткина, Т. В. Этика: учеб. пособие / Т. В. Мишаткина, З. В. Бражникова. – М., 1996.

Словарь по этике. – М., 1989.

Тетерюков, Н. К. Этика / Н. К. Тетерюков. – Гомель, 2001.

Этика / под общ. ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевич. – Мн., 2002.

Шрейдер, Ю. А. Лекции по этике / Ю. А. Шрейдер. – М., 1994.

Задание 2 Этические учения Древнего Востока

1 Этика буддизма.

2 Конфуцианская этика.

3 Социальная этика ислама.

 

Вопрос для размышления

 

Прокомментируйте высказывание: «Поистине одно дело благое, другое приятное. Оба они с различными целями сковывают человека. Хорошо бывает тому, кто держится благого; гибнет цель у того, кто выбирает из них приятное... Разумный предпочитает благое приятному, глупый ради мирского благополучия выбирает приятное» или: «Для народа человеколюбие нужнее, чем огонь и вода. Я видел, как от огня и воды погибали, но не видел, чтобы кто-нибудь погиб от человеколюбия» (Конфуций).

 

Основные понятия: Будда, йога, дхарма, карма, сансара, Конфуций, культ предков, сяо (сыновья почтительность), жэнь (гуманность), ритуал, Мухаммед, ислам, Коран, сунна, шариат.

 

Список литературы

Буддизм: история и культура. – М., 1988.

Будда: истории о перерождениях. – М., 1991.

Васильев, Л. С. История религий Востока / Л. С. Васильев. – М., 2000.

Гусейнов, А. Краткая история этики / А. Гусейнов, Г. Иррлитц. – М., 1987.

Иванов, В. Г. История этики Древнего мира / В. Г. Иванов. – СПб., 1998.

Зеленкова, И. Л. Этика: учеб. пособие и практикум / И. Л. Зеленкова, Е. В. Беляева. – Мн.,1997.

Лаптенок, С. Д. Этика и этикет / С. Д. Лаптенок. – Мн., 1998.

Лао-Си. Тао-те-кинг, или Писание о нравственности / Лао-Си. – М., 1991.

Настольная книга атеиста. – М., 1974.

Форвард, М. Мухаммед: краткая биография / М. Форвард. – М., 2002.

Шрейдер, Ю. А. Лекции по этике / Ю. А. Шрейдер. – М., 1994.

 

Задание 3 Этика Античности

1 Этика классического периода античной философии (Сократ, Платон, Аристотель).

2 Этические принципы киников и киренаиков.

3 Эпикуреизм, стоицизм и скептицизм о нравственных основах человеческих отношений.


Вопрос для размышления

 

Согласны ли Вы с Аристотелем: «Счастье – это начало в том смысле, что все мы ради него делаем все остальное»?

 

Основные понятия: этический релятивизм, этический рационализм, эвдемонизм, ригоризм, аскетизм, атараксия, гедонизм, эпикуреизм, киренаики, киники, стоицизм.

Список литературы

Аристотель. Этика к Никомаху / Аристотель // Соч.: в 4 т. – М., 1983. – Т. 4.

Горелов, А. А. Учеб. пособие по истории этики для школ / А. А. Горелов. – М., 1992.

Гусейнов, А. А. Великие моралисты / А. А. Гусейнов. – М., 1995.

Гусейнов, А. Краткая история этики / А. Гусейнов, Г. Иррлитц. – М., 1987.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. – М., 1986.

Иванов, В. Г. История этики Древнего мира / В. Г. Иванов. – СПб., 1998.

Ксенофонт. Воспоминания о Сократе / Ксенофонт. – М., 1993.

Лаптенок, С. Д. Этика и этикет / С. Д. Лаптенок. – Мн., 2002.

Лосев, А. Ф. Жизненный и творческий путь Платона / А. Ф. Лосев // Соч. – М., –1968. – Т. 1.

Сенека, Л. А. Нравственные письма к Луцилию / Л. А. Сенека. – Кемерово, 1986.

Шрейдер, Ю. А. Лекции по этике / Ю. А. Шрейдер. – М., 1994.

Задание 4 Этика средневековья

1 Формирование христианской этики средневековья (IV–V вв.) (Августин Блаженный, Иоанн Златоуст).

2 Этические воззрения представителей школы схоластики (XI–XIV вв.) (Пьер Абеляр, Фома Аквинский).

3 Десять библейских заповедей и их общечеловеческое значение.

Вопрос для размышления

Прокомментируйте слова Христа: «А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».

 

Основные понятия: религия, вера, патристика, апологетика, схоластика, церковь, религиозный догмат, моральный выбор.

 

Список литературы

Абеляр, П. История моих бедствий / П. Абеляр. – М., 1992.

Августин, А. Исповедь / А. Августин. – М., 1991.

Беме, Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении / Я. Беме. – М., 1990.

Библия. – М., 2000.

Бонавентура. Путеводитель души к Богу / Бонавентура. – М., 1993.

Васильев, Л. С. История религий Востока / Л. С. Васильев. – М., 2000.

Гусейнов, А. Краткая история этики / А. Гусейнов, Г. Иррлитц. – М., 1987.

Иванов, В. Г. История этики средних веков: учеб. пособие для вузов / В. Г. Иванов. – СПб., 2002.

Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. – Мн., 1991.

Лаптенок, С. Д. Этика и этикет / С. Д. Лаптенок. – Мн., 2002.

Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1991.

Шпенгер, Я. Молот ведьм / Я. Шпенгер, Г. Инститорист. – М., 1992.

Экхарт, М. Духовные проповеди и рассуждения / М. Экхарт. – М., 1991.

 

Задание 5 Этика эпохи Возрождения

1 Гуманизм как основной принцип этики Возрождения.

2 Отражение нравственных ценностей эпохи в искусстве и литературе.

3 Гуманизм белорусского Возрождения (Ф. Скорина, С. Будный).

 

Вопрос для размышления

Леонардо да Винчи говорил: «Всякая жизнь, хорошо прожитая, есть долгая жизнь». Как Вы понимаете слова великого художника, и что для Вас означает «хорошо прожитая жизнь?»

 

Основные понятия: Возрождение, гуманизм, антропоцентризм, индивидуальность, творчество, рационализм, эмпиризм, искусство.

 

Список литературы

Гусейнов, А. Краткая история этики / А. Гусейнов, Г. Иррлитц. – М., 1987.

Дружинин, В. Ф. Этика. Курс лекций: учеб. пособие для вузов / В. Ф. Дружинин, Л. А. Демина. – М., 2009.

Зеленкова, И. Л. Этика / И. Л. Зеленкова. – Мн., 2003.

Зеленкова, И. Л. Этика. Тексты, комментарии, иллюстрации: хрестоматия / И. Л. Зеленкова. – Мн., 2001.

Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. – Мн., 1991.

Культурология: учеб. пособие / С. В. Лапина [и др.]. – Мн., 2003.

Лыч, Л. Гiсторыя культуры Беларусi / Л. Лыч, У. Навiцкi. – Мн., 1996.

Падокшын, С. А. Фiласофская думка эпохi Адраджэння ў Беларусi / С. А. Падокшын. – Мн., 1990.

Словарь по этике. – М., 1989.

Этика / под общ. ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевич. – Мн., 2002.

Задание 6 Этическая мысль Нового времени

1 Реформация и этика протестантизма (XVI–XVII вв.).

2 «Разумный эгоизм» эпохи Просвещения (XVIII в.).

3 Просвещение на Беларуси (С. Полоцкий).

 

Вопрос для размышления

Согласны ли Вы с утверждением французских сторонников «разумного эгоизма» (К. Гельвеций. П. Гольбах), что правильно понятый личный интерес есть основа общего блага всех?

 

Основные понятия: Реформация, протестантизм, Просвещение, рационализм, «естественное право», «общественный договор», «разумный эгоизм».

 

Список литературы

Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма: избр. произв. / М. Вебер. – М., 1990.

Вольтер. Философские сочинения / Вольтер. – М., 1998.

Гельвеций, К. А. Счастье / К. А. Гельвеций. – М., 1987.

Гольбах, П. А. Избр. произв.: в 2 т. / П. А. Гольбах. – М., 1963. – Т. 2.

Гусейнов, А. Краткая история этики / А. Гусейнов, Г. Иррлитц. – М., 1987.

Зеленкова, И. Л. Этика: учеб. пособие для вузов / И. Л. Зеленкова. – Мн., 2004.

Зеленкова, И. Л. Этика: учеб. пособие и практикум / И. Л. Зеленкова, Е. В. Беляева. – Мн., 1997.

Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. – Мн., 1991.

Лаптенок, С. Д. Этика и этикет / С. Д. Лаптенок. – Мн., 2002.

Очерки истории этики. – М., 1969.

Падокшын, С. А. Фiласофская думка эпохi Адраджэння ў Беларусi / С. А. Падокшын. – Мн., 1990.

Таранов, П. С. От Монтеня до В. В. Розанова / П. С. Таранов. – М., 2001.

Этика / под общ. ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевич. – Мн., 2002.

 

Задание 7 Этические принципы немецкой классической философии

1 Категорический императив И. Канта.

2 Этика в системе Г. В. Ф. Гегеля.

3 «Новая религия любви» Л. Фейербаха.

Вопрос для размышления

Как Вы понимаете высказывание Л. Фейербаха: «Для возникновения морали нужны, по меньшей мере, два человека – мужчина и женщина. Больше того, половое отношение можно прямо характеризовать как основное нравственное отношение, как основу морали»?

Основные понятия: мораль, нравственность, категорический императив, моральная воля, свобода, любовь, антропологизм, этический рационализм.

 

Список литературы

Гусейнов, А. А. Великие моралисты / А. А. Гусейнов. – М., 1995.

Гусейнов, А. Краткая история этики / А. Гусейнов, Г. Иррлитц. – М., 1987.

Зеленкова, И. Л. Этика: учеб. пособие для вузов / И. Л. Зеленкова. – Мн., 2004.

Зеленкова, И. Л. Этика: учеб. пособие и практикум / И. Л. Зеленкова, Е. В. Беляева. – Мн., 1997.

Кант, И. Из лекций по этике. Этическая мысль: научно-публицистические чтения / И. Кант. – М.,1990.

Лаптенок, С. Д. Этика и этикет / С. Д. Лаптенок. – Мн., 2002.

Мир и эрос. Антология философских трактатов о любви. – М., 1991.

Очерки истории этики. – М., 1969.

Таранов, П. С. От Монтеня до В. В. Розанова / П. С. Таранов. – М., 2001.

Фейербах, Л. Соч.: в 3 т. / Л. Фейрбах.– М., 1974. – Т. 3.

Этика / под общ. ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевич. – Мн., 2002.

Кисель, М. А. Этика Гегеля / М. А. Кисель, М. В. Эмдин. – Л., 1966.

Прерва, В. В. Этические взгляды Гегеля / В. В. Прерва. – М., 1988.

 

Задание 8 Этика марксизма

1 Классово-партийный характер марксистской этики.

2 Приоритет общественного интереса над личным в этике марксизма.

3 Коммунизм как высшая нравственная ценность в этике марксизма.

Вопрос для размышления

В 1961 г. на XXII съезде КПСС была принята 3-я программа партии, где был изложен моральный кодекс строителя коммунизма. Подумайте над этими нормами; или прокомментируйте высказывание К. Маркса: «Сердце человека – удивительная вещь, особенно, если человек носит сердце в своем кошельке…».

 

Основные понятия: коммунистическая мораль, классовое в морали, общечеловеческое в морали, нравственный прогресс, коллективизм, эгоизм, моральное отчуждение, гуманизм, патриотизм, интернационализм, индивидуализм.

Список литературы

Зеленкова, И. Л. Этика: учеб. пособие и практикум / И. Л. Зеленкова, Е. В. Беляева. – Мн., 1997.

Маркс, К. Афоризмы, изречения / К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. – М., 1987.

Маркс, К. О морали и нравственном воспитании / К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. – М., 1985.

Марксистская этика. – М., 1986.

Марксистская этика: учеб. пособие для вузов / А. И. Титаренко [и др.]. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1980.

Ленин, В. И. Задачи союзов молодежи (Речь на III Всероссийском съезде РКСМ 2 октября 1920) / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. – Т. 4.

Петровский, Р. В. Диалектика прогресса и становление нравственности / Р. В. Петровский. – М., 1978.

Шрейдер, Ю. А. Лекции по этике / Ю. А. Шрейдер. – М., 1994.

Этика / под общ. ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевич. – Мн., 2002.

 

Задание 9 Этические поиски русской религиозной философии кон. XIX – нач. ХХ вв.

1 Нравственные искания русской литературы XIX в. (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский).

2 Этика «всеединства» Вл. Соловьева.

3 Этические воззрения Н. Бердяева.

Вопрос для размышления

Как Вы понимаете высказывания Л. Н. Толстого: «Привычка к праздной жизни для человека хуже всех бедствий»; «Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой»?

Основные понятия: всеединство, соборность, богочеловечество, непротивление злу насилием, суперморализм, Божественный абсолют, «новая этика творчества».

 

Список литературы

Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. – М., 1993.

Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. – М., 1989.

Воровский, В. В. Статьи о русской литературе / В. В. Воровский. – М., 1986.

Гусейнов, А. А. Великие моралисты / А. А. Гусейнов. – М., 1995.

Гусейнов, А. Краткая история этики / А. Гусейнов, Г. Иррлитц. – М., 1987.

Зеленкова, И. Л. Этика: учеб. пособие и практикум / И. Л. Зеленкова, Е. В. Беляева. – Мн., 1997.

Ленин, В. И. Лев Толстой как зеркало русской революции / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. – Т. 17.

Очерки истории русской культуры второй половины XIX в. / под ред. Н. М. Волынкина. – М., 1976.

Очерки русской этической мысли. – М., 1976.

Очерки этической мысли в России кон. XIX – нач. ХХ вв. – М., 1985.

Соловьев, В. С. Оправдание добра / В. С. Соловьев // Соч.: в 2 т. – М., 1991. – Т. 1.

Таранов, П. С. От Монтеня до В. В. Розанова / П. С. Тарантов. – М., 2001.

Толстой, Л. Н. Не убий никого / Л. Н. Толстой // Этическая мысль: научно-публицистические чтения. – М., 1992.

Шестов, Л. Добро в учении Л. Н. Толстого и Ф. Ницше / Л. Шестов // Вопросы философии. – 1990. – № 7.

Этика / под общ. ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевич. – Мн., 2002.

Задание 10 Этика постклассической философии

1 Учение о «воле к жизни» А. Шопенгауэра.

2 Концепция «сверхчеловека» Ф. Ницше.

3 Философия морали А. Бергсона или неорелигиозные этические системы (П. Тейяр де Шарден, Г.-Ж. Маритен, К. Барт).

 

Вопрос для размышления

Проанализируйте высказывание А. Шопенгауэра: «Истина же такова: мы должны быть несчастны, и мы несчастны. При этом главный источник самых серьезных зол, постигающих человека, это сам человек: человек человеку волк. Кто твердо помнит это, для того мир представляется как некий ад, который тем ужаснее дантовского ада, что здесь один человек должен быть дьяволом для другого». Какие аргументы, по Вашему мнению, лежат в основе этого утверждения? Какие контраргументы Вы могли бы привести?

 

Основные понятия: философия жизни, индивидуализм, «воля к жизни», «воля к власти», «сильная личность»,моральный нигилизм, «сверхчеловек», интегральный гуманизм, томизм, неотомизм, «град земной»,«град Божий», теологическая антропология, неопротестантизм, «христианский реализм».

 

Список литературы

Бергсон, А. Два источника морали и религии / А. Бергсон. – М.: Директ-Медиа, 2009.

Гусейнов, А. Краткая история этики / А. Гусейнов, Г. Иррлитц. – М., 1987.

Зеленкова, И. Л. Этика: учеб. пособие и практикум / И. Л. Зеленкова, Е. В. Беляева. – Мн., 1997.

Ницше, Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. – М., 1994.

Ницше, Ф. Воля и власть: посмертные афоризмы: сб. / Ф. Ницше. – Мн.: «Попури», 1998.

Ницше, Ф. Злая мудрость. Афоризмы и изречения о морали / Ф. Ницше // Соч.: в 2 т. – М., 1990.

Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла. У генеалогии морали / Ф. Ницше. – М., 1992.

Сумерки богов (Ницше, Фрейд, Фромм, Камю, Сартр). – М., 1990.

Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М., 1987.

Шестов, Л. Добро в учении Л. Толстого и Ф. Ницше / Л. Шестов // Вопросы философии. – 1990. – № 7.

Шопенгауэр, А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр. – М., 1993.

Шрейдер, Ю. А. Лекции по этике / Ю. А. Шрейдер. – М., 1994.

Этика / под общ. ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевич. – Мн., 2002.

 

Задание 11 Этические концепции ХХ века

1 Научно-рационалистическое направление в этике ХХ века (Б. Рассел, Дж. Мур, Дж. Дьюи).

2 Этика экзистенциализма (М. Хайдеггер. Ж.-П. Сартр, А. Камю).

3 Этика и психоанализ. Фрейдизм и неофрейдизм о психологической детерминации поведения личности (З. Фрейд, К. Юнг).

Вопрос для размышления

Почему для создания подлинных человеческих отношений и обществу, и личности, как считает К. Г. Юнг, необходимо «признание собственного несовершенства»? В чем парадоксальность этого требования?

 

Основные понятия: позитивизм, эмотивизм, интуитивизм, прагматизм, экзистенция, моральный выбор, психоанализ, сублимация, неофрейдизм, «коллективное бессознательное», архетип.

 

Список литературы

Камю, А. Бунтующий человек / А. Камю. – М., 1992.

Лем, С. Этика технологии и технология этики / С. Лем. – Пермь, 1993.

Дьюи, Дж. Цели и средства / Дж. Дьюи // Этическая мысль: науч.-публиц. чтения 1991 г. – М., 1992.

Зеленкова, И. Л. Этика: учеб. пособие и практикум / И. Л. Зеленкова, Е. В. Беляева. – Мн., 1997

Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. – М., 1989.

Сумерки богов (Ницше, Фрейд, Фромм, Камю, Сартр). – М., 1980.

Фрейд, З. Психоаналитические этюды / З. Фрейд. – Мн., 1991.

Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М., 1989.

Хайдеггер, М. Время и бытие. Статьи и выступления / М. Хайдеггер. – М., 1993.

Шрейдер, Ю. А. Лекции по этике / Ю. А. Шрейдер. – М. 1994.

Этика / под общ. ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевич. – Мн., 2002.

Юнг, К.-Г. Архетип и символ / К.-Г. Юнг. – М., 1994.

Юнг, К.-Г. Современность и будущее / К.-Г. Юнг. – Мн., 1992.

Задание 12 «Новые» этические ценности ХХ в.

1 «Новый гуманизм» А. Печчеи.

2 Этические установки Э. Фромма.

3 Теория «благоговения перед жизнью» А. Швейцера.

Вопрос для размышления

Как Вы думаете, почему А. Швейцер считал, что «гибель культуры происходит вследствие того, что создание этики перепоручается государству… Мы не можем впредь признавать в качестве этики принципы целесообразности и вульгарную мораль благоприятных обстоятельств. Мы, безусловно, не сможем ни при каких условиях признать в качестве этики бессмысленные идеалы власти, нации, политических пристрастий, предлагаемые нам жалкими политиками и раздуваемые одурманивающей пропагандой. Все возникающие в обществе принципы, убеждения и идеалы мы должны крайне педантично измерять мерой абсолютной этики благоговения перед жизнью. Одобрять мы должны только то, что согласуется с гуманностью»?

 

Основные понятия: неофрейдизм, психоанализ, «коллективное бессознательное», сублимация, Эрос, Танатос, авторитарная этика, гуманистическая этика, «благоговение перед жизнью», «витальные ориентиры», «новый гуманизм», «любовь к себе», антропоцентризм.

 

Список литературы

Библер, В. С. Нравственность. Культура. Современность / В. С. Библер. – М., 1987.

Зеленкова, И. Л. Этика: учеб. пособие и практикум / И. Л. Зеленкова, Е. В. Беляева. – Мн., 1997.

Исаченко, И. И. Наука и техника против человека / И. И. Исаченко, Г. Б. Кочетков, И. М. Могилевская. – М., 1985.

Печчеи, А. Человеческие качества / А. Печчеи. – М., 1980.

Швейцер, А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. – М., 1992.

Швейцер, А. Культура и этика / А. Швейцер. – М., 1973.

Швейцер, А. Упадок и возрождение культуры / А. Швейцер. – М., 1993.

Шрейдер, Ю. А. Лекции по этике / Ю. А. Шрейдер. – М., 1994.

Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М., 1990.

Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. – М., 1986.

Фромм, Э. Искусство любви / Э. Фромм. – Мн., 1990.

Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм. – М., 1991.

Этика / под общ. ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевич. – Мн., 2002.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...