Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Р а д е л III Нормативная этика




Задание 19 Высшие моральные ценности

1 Человек как моральное существо.

2 Высшие моральные ценности.

3 Самовоспитание и его высшие цели.

Вопрос для обсуждения

Согласны ли Вы со словами Виктора Гюго: «Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень»? Обоснуйте свою точку зрения.

Основные понятия: нормативная этика, моральные ценности, система ценностных ориентаций, прикладная этика, воспитание, самовоспитание, общечеловеческие моральные ценности, индивидуальные моральные ценности.

Список литературы

Вейсс, Ф. Р. Нравственные основы жизни / Ф. Р. Вейсс. – Мн., 1994.

Дробницкий, О. Г. Понятие морали / О. Г. Дробницкий. – М., 1974.

Золотухина-Аболина, Е. В. Курс лекций по этике / Е. В. Золотухина-Аболина. – Ростов н/Д, 1999.

Кузнецов, Г. Природа моральных абсолютов / Г. Кузнецов, Л. Максимов. – М., 1996.

Лаптенок, С. Д. Этика и этикет / С. Д. Лаптенок. – Мн., 2002.

Лаптенок, С. Д. Нравственная культура личности: условия формирования / С. Д. Лаптенок. – Мн., 2001.

Моральные ценности и личность. – М., 1994.

Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм. – Мн., 1992.

Задание 20 Добро и зло

1 Понятие добра. Добро и польза.

2 Понятие зла.

3 Проблема борьбы добра и зла.

 


Вопрос для обсуждения

«Что лучше, – спрашивал в свое время Микеланджело, – зло, приносящее пользу, или добро, приносящее вред?». Ответьте и Вы на этот вопрос.

 

Основные понятия: добро, польза, добродетель, благо, зло, социальное зло, природное зло, ненасилие.

 

Список литературы

Апресян, Р. Г. Добро и польза / Р. Г. Апресян // Этическая мысль: науч.-публ. чтения 1991 г. – М., 1992.

Апресян, Р. Г. Постижение добра / Р. Г. Апресян. – М., 1986.

Бойко, В. В. Доброта в нас и вокруг нас / В. В. Бойко. – М., 1988.

Вейсс, Ф. Р. Нравственные основы жизни / Ф. Р. Вейсс. – Мн., 1994.

Зеленкова, И. Л. Этика. Тексты, комментарии, иллюстрации: хрестоматия / И. Л. Зеленкова. – Мн., 2001.

Золотухина-Аболина Е. В. Курс лекций по этике / Е. В. Золотухина-Аболина. – Ростов н/Д, 1999.

Коган, Л. Н. Зло / Л. Н. Коган. – Екатеринбург, 1992.

Лосский, Н. О. Условия абсолютного добра / Н. О. Лосский. – М., 1992.

Мишаткина, Т. В. Этика. Практикум: пособие для студентов вузов / Т. В. Мишаткина. – Мн., 2003.

Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла / Ф. Ницше. – Мн., 1992.

Скрипник, А. П. Моральное зло в истории этики и культуры / А. П. Скрипник. – М., 1992.

Шестов, Л. Добро в учении Л. Толстого и Ф. Ницше / Л. Шестов // Вопросы философии. – 1990. – № 7.

Шердаков, В. Н. Добро и зло / В. Н. Шердаков. – М., 1992.

Этика ненасилия. – М., 1991.

Якобс, В. Происхождение зла и человеческая свобода / В. Якобс // Вопросы философии. – 1994. – № 1.

Задание 21 Понятие свободы

1 Сущность свободы.

2 Проблема свободного выбора.

3 Свобода и ответственность.

 

Вопрос для обсуждения

Какое содержание Вы вкладываете в формулу «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого»?

Основные понятия: моральная свобода, необходимость, этический фатализм, этический волюнтаризм, моральный закон, моральный выбор, свобода воли, моральная ответственность.

Список литературы

Веламер, А. Модели свободы в современном мире / А. Веламер // Социологос. – М., 1991.

Гаджиев, К. С. Размышления о свободе / К. С. Гаджиев // Вопросы философии. – 1993. – № 2.

Геллер, Э. Условия свободы / Э. Геллер. – М., 1995.

Дубов, Г. В. Проблема свободы и ответственности в общественной мысли современности / Г. В. Дубов. – М., 1990.

Золотухина-Аболина, Е. В. Курс лекций по этике / Е. В. Золотухина-Аболина. – Ростов н/Д, 1999.

Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика / Е. В. Золотухина-Аболина. – Ростов н/Д, 2003.

Калмыков, Р. Б. Анатомия свободы / Р. Б. Калмыков. – Иваново, 1995.

Максимов, А. М. Измерения свободы / А. М. Максимов. – Екатеринбург, 1994.

О свободе человеческой воли. – М., 1991.

Первушина, В. Н. Современная этика: проблемы детерминизма и свободы воли / В. Н. Первушина. – Воронеж, 1993.

Свобода и справедливость. – Нижний Новгород, 1993.

Тарковский, Е. Четыре свободы / Е. Тарковский. – СПб., 1995.

Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М., 1990.

Шопенгауэр, А. Свобода воли и нравственности / А. Шопенгауэр. – М., 1982.

Штайнер, Р. Философия свободы / Р. Штайнер. – Ереван, 1993.

Якобс, В. Происхождение зла и человеческая свобода / В. Якобс // Вопросы философии. – 1994. – № 1.

Задание 22 Долг и совесть

1 Долг и обязанность: общее и различное.

2 Долг и совесть как контрольные механизмы морального сознания.

3 Функции совести и механизм ее действия.

 

Вопрос для обсуждения

Дайте оценку следующим высказываниям Л. Н. Толстого: «Совесть – верный руководитель жизни людей»; «Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызения совести и болезнь».

Основные понятия: долг, нравственный долг, обязанность, чувство долга, активная гражданская позиция, совесть, моральная ответственность, поступок, моральная оценка, стыд, раскаяние, самооценка, обстоятельства, выбор, конфликт.

Список литературы

Блюмкин, В. А. Этика и жизнь / В. А. Блюмкин. – М., 1987.

Вейсс, Ф. Р. Нравственные основы жизни / Ф. Р. Вейсс. – Мн., 1994.

Золотухина-Аболина, Е. В. Курс лекций по этике / Е. В. Золотухина-Аболина. – Ростов н/Д, 1999.

Истины и ценности на рубеже XX – XXI вв. – М., 1992.

Кузнецов Г. Природа моральных абсолютов / Г. Кузнецов, Л. Максимов. – М., 1996.

Лаптенок, С. Д. Этика и этикет / С. Д. Лаптенок. – Мн., 2002.

Милтс, А. А. Совесть / А. А. Милтс // Этическая мысль: науч.-публ. чтения 1990 г. – М., 1991.

Мишаткина, Т. В. Этика. Практикум: пособие для студентов вузов / Т. В. Мишаткина. – Мн., 2003.

Моральные ценности и личность. – М., 1994.

Станчиц, М. А. Долг и совесть / М. А. Станчиц. – Мн., 1988.

 

Задание 23 Страдание и сострадание

1 Патософия – учение о страдании.

2 Способность к состраданию как проявление человеческого в человеке.

3 Милосердие: сущность и формы проявления.

 

Вопрос для обсуждения

Какова Ваша точка зрения по поводу высказывания Аристотеля: «Ничему хорошему в жизни нельзя научиться иначе, чем через страдание». Обоснуйте Вашу точку зрения.

 

Основные понятия: страдание, добро, зло, сострадание, несчастье, смысл жизни, справедливость, сопереживание, прощение, милосердие, великодушие, благотворительность, смирение, покорность.

 

Список литературы

Вейсс, Ф. Р. Нравственные основы жизни / Ф. Р. Вейсс. – Мн., 1994.

Громов, М. Н. Вечные ценности русской культуры / М. Н. Громов // Вопросы философии. – 1994. – № 1.

Золотухина-Аболина, Е. В. Курс лекций по этике / Е. В. Золотухина-Аболина. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.

Зеленкова, И. Л. Этика. Тексты, комментарии, иллюстрации: хрестоматия / И. Л. Зеленкова. – Мн., 2001.

Зеленкова, И. Л. Этика / И. Л. Зеленкова. – Мн., 2003.

Лаптенок, С. Д. Нравственная культура личности: условия формирования / С. Д. Лаптенок. – Мн., 2001.

Льюис, К. Любовь. Страдание. Надежда / К. Льюис. – М., 1992.

Мишаткина, Т. В. Этика. Практикум: пособие для студентов вузов / Т. В. Мишаткина. – Мн., 2003.

Моральные ценности и личность. – М., 1994.

Этика / под общ. ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевич. – Мн., 2002.

Задание 24 Честь и достоинство

1 Честь как проявление общественного признания достоинств личности.

2 Достоинство как атрибут личности.

3 Чувство собственного достоинства и человеколюбие.

 

Вопрос для обсуждения

 

Мы часто слышим утверждение, что, унижая достоинство другого человека, ты теряешь свое собственное достоинство. Почему же иногда молодые люди считают, что если ты не ответил на обиду обидой, то у тебя нет чувства собственного достоинства? И почему многие люди, добившиеся чего-то в жизни, стремятся принизить достоинство других? Эти вопросы часто задают студенты. Подумайте над ними и Вы.

 

Основные понятия: честь, общественное признание, заслуга, авторитет, слава, похвала, известность, уверенность, достоинство, самоуважение, независимость, индивидуальность, социальный статус, честолюбие, гордость, скромность, лжедостоинство, псевдочесть.

 

Список литературы

Блюмкин, В. А. Этика и жизнь / В. А. Блюмкин. – М., 1987.

Вейсс, Ф. Р. Нравственные основы жизни Ф. Р. Вейсс. – Мн., 1994.

Зеленкова, И. Л. Этика: учеб. пособие для вузов / И. Л. Зеленкова. – Мн., 2004.

Зеленкова, И. Л. Этика. Тексты, комментарии, иллюстрации: хрестоматия / И. Л. Зеленкова. – Мн., 2001.

Золотухина-Аболина, Е. В. Курс лекций по этике / Е. В. Золотухина-Аболина. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.

Золотухина-Аболина, Е. В. Современная этика: истоки и проблемы: учеб. для вузов / Е. В. Золотухина-Аболина. – Ростов н/Д., 2000.

Лаптенок, С. Д. Этика и этикет / С. Д. Лаптенок. – Мн., 2002.

Мишаткина, Т. В. Этика. Практикум: пособие для студентов вузов / Т. В. Мишаткина. – Мн., 2003.

Мораль: сознание и поведение. – М., 1986.

Моральные ценности и личность. – М., 1994.

 

Задание 25 Честь и достоинство: современный смысл понятий

1 Исторические изменения понятия достоинства.

2 Достоинство, гордость, гордыня.

3 Честь и достоинство: современный смысл понятий.


Вопрос для обсуждения

Подумайте над вопросами, которые поставила перед студентами Т. В. Мишаткина: «У некоторых людей скромность доходит до самоунижения, а гордость превращается в гордыню. Причем то и другое смыкаются, образуя феномен псевдоскромности, который зачастую несет в себе тщеславие. Чем тщеславие отличается от честолюбия? И почему гордыня издревле считается одним из смертных грехов?»

 

Основные понятия: достоинство, самооценка, самоуважение, добродетели, гуманность, справедливость, доброта, честность, самостоятельность, долг, честь, репутация, почитание, уважение, гордость, унижение, гордыня, эскапизм, личность.

 

Список литературы

Блюмкин, В. А. Этика и жизнь / В. А. Блюмкин. – М., 1987.

Вейсс, Ф. Р. Нравственные основы жизни / Ф. Р. Вейсс. – Мн., 1994.

Зеленкова, И. Л. Этика: учеб. пособие для вузов / И. Л. Зеленкова. – Мн., 2004.

Зеленкова, И. Л. Этика. Тексты, комментарии, иллюстрации: хрестоматия / И. Л. Зеленкова. – Мн., 2001.

Золотухина-Аболина, Е. В. Курс лекций по этике / Е. В. Золотухина-Аболина. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.

Золотухина-Аболина, Е. В. Современная этика: истоки и проблемы: учеб. для вузов / Е. В. Золотухина-Аболина. – Ростов н/Д., 2000.

Марксистская этика: учеб. пособие для вузов. – М., 1986.

Мишаткина, Т. В. Этика. Практикум: пособие для студентов вузов / Т. В. Мишаткина. – Мн., 2003.

Моральные ценности и личность. – М., 1994.

Задание 26 Честность и справедливость

1 Правда как высшая ценность.

2 Смысловое содержание понятия «честность».

3 Понятие «справедливость». Проблема справедливости как социально-экономического и нравственного явления.

 

Вопрос для обсуждения

И. Кант говорил: «Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей». Согласны ли Вы с этим суждением? Прав ли А. Смит, утверждавший, что «…чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости»?

 

Основные понятия: правдивость, честность, справедливость, достоинство, воздаяние, равенство, равноправие, наказание, несправедливость, закон, право, «талионное право», объективность, бескорыстие, беспристрастность, великодушие.

 

Список литературы

Аппензеллер, Т. Волшебная справедливость / Т. Аппензеллер. – М., 1996.

Блюмкин, В. А. Этика и жизнь / В. А. Блюмкин. – М., 1987.

Вейсс, Ф. Р. Нравственные основы жизни / Ф. Р. Вейсс. – Мн., 1994.

Дубко, Е. Л. Идеал, справедливость, счастье / Е. Л. Дубко, В. Д. Титов. – М., 1989.

Зеленкова, И. Л. Этика: учеб. пособие для вузов / И. Л. Зеленкова. – Мн., 2004.

Золотухина-Аболина, Е. В. Курс лекций по этике / Е. В. Золотухина-Аболина. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.

Ермолина, Г. К. Идеал справедливости и действительность / Г. К. Ермолина. – Иваново, 1991.

Кузнецов Г. Природа моральных абсолютов / Г. Кузнецов, Л. Максимов. – М., 1996.

Лаптенок, С. Д. Этика и этикет / С. Д. Лаптенок. – Мн., 2002.

Сажнев, Е. В. Добро и справедливость / Е. В. Сажнев. – Мн., 1984.

Свобода и справедливость. – Нижний Новгород, 1993.

Печенев, В. А. Истина и справедливость / В. А. Печенев. – М., 1989.

Ролз, Д. Теория справедливости / Д. Ролз. – Новосибирск, 1995.

 

Задание 27 Смысл жизни и счастье

1 Представление о счастье, его «разновидности».

2 Нравственные основы счастья. Пути и способы достижения счастья.

3 Счастье и смысл жизни.

 

Вопрос для размышления

Согласны ли Вы с тем, что счастье каждый понимает по-своему? Существует ли некоторое обобщенное понятие счастья, справедливое для всех? Предложите собственную модель счастья.

 

Основные понятия: смысл жизни, наслаждение, страсть, желание, страдание, власть, воля, свобода, смерть, любовь, осмысленность, цель, счастье, благо, внутренняя свобода, ощущение, самореализация личности.

 

Список литературы

Вейсс, Ф. Р. Нравственные основы жизни / Ф. Р. Вейсс. – Мн., 1994

Дубко, Е. Л. Идеал, справедливость, счастье / Е. Л. Дубко, В. Д. Титов. – М., 1989.

Зеленкова, И. Л. Этика: учеб. пособие для вузов / И. Л. Зеленкова. – Мн., 2004.

Золотухина-Аболина. Е. В. Курс лекций по этике / Е. В. Золотухина-Аболина. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.

Лаптенок, С. Д. Этика и этикет / С. Д. Лаптенок. – Мн., 2002.

Малахов, В. А. Смысл жизни и нравственное отношение личности к миру / В. А. Малахов. – М., 1986.

Мень, А. Тайна жизни и смерти / А. Мень. – М., 1992.

Мишаткина, Т. В. Этика. Практикум: пособие для студентов вузов / Т. В. Мишаткина. – Мн., 2003.

Нешев, К. Этика счастья / К. Нешев. – М., 1982.

Попов, Б. Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни / Б. Н. Попов. – М., 1986.

Смысл жизни: опыт философского исследования. – М., 1992.

Татаркевич, В. О. О счастье и совершенстве человека / В. О. Татаркевич. – М., 1981.

Франк, С. Л. Смысл жизни / С. Л. Франк // Вопросы философии. – 1990. – № 6.

Франк, Л. В. Человек в поисках смысла / Л. В. Франк. – М., 1990.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...