Адам олеарий новое описание путешествия на восток магистра Адама олеария (извлечения)
⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22
...В городе Москве найдётся более двух тысяч церквей, монастырей и часовен. В настоящее время почти каждый пятый дом является часовнею {224}, так как каждый вельможа строит себе собственную часовню и держит на свой счёт особого попа; только сам вельможа и его домашние молятся в этой часовне. По указанию нынешнего патриарха, ввиду часто возникающих пожаров, большинство деревянных часовен сломаны и построены вновь из камня; некоторые часовни внутри не шире 15 футов... Лютеране и кальвинисты до сих пор встречают хороший приём не только в разных местах в стране, но и в самой Москве при дворе ради торговли и сношений, которые с ними усердно ведутся, а также и ради тех должностей, на которых они служат царю, дома и в поле. Тех из них, что живут в Москве, имеется до тысячи. Каждому разрешается совершать богослужение в публичных церквах. Раньше обе религии имели в городе Москве, в округе Царь-город, свои построенные здесь церкви. Однако лютеране лет 20 тому назад потеряли церковь, по приказу патриарха церковь в тот же день была разрушена до основания. Лютеранам, однако, позволили построить вне Белой стены, в округе Большой (Земляной) город, новую. Кальвинисты, также внутри Белой стены, стали рядом со своею часовнею строить красивую каменную церковь и довели её почти до крыши. Так как, однако, патриарх и великий князь не разрешили постройки, а лишь смотрели на неё сквозь пальцы, то патриарху как-то пришло в голову приказать разрушить эту церковь, а заодно упразднить и часовню, находившуюся близ неё. После этого кальвинисты некоторое время для слушания проповеди ходили церковь к лютеранам, пока они, наконец, не получили собственной церкви,
Когда, некоторое время спустя, лютеране принуждены были, по настоянию патриарха, убрать свою церковь и из Большого (Земляного) города, они, с соизволения {225} царя, заняли вне вала на свободной площади место и построили на нём церковь, большую, чем предыдущая. Однако недавно они вновь со своей церковью должны были перейти на другое место... ...Был отдан строгий приказ: «Кто из немцев хочет перекреститься по русскому обряду, тот пусть остаётся жить в городе, но кто отказывается поступить так, тот обязан в течение короткого времени вместе с жилищем своим выбраться из города за Покровские ворота, в Кокуй; место, где 40 и более лет тому назад немцы исключительно жили и где погребен датского короля Хрястиана IV брат, герцог Иоганн... Это место лежит на реке Яузе и получило название Кокуй... Царь теперь дал этому месту другое наименование, назвав его Новою иноземскою слободою. Здесь каждому, по его личному состоянию, должности или промыслу, отведено определённое место для построек, и вся слобода разделена правильными улицами. Те, у кого в городе были деревянные дома, велели их ломать и вновь сложить в Новой иноземской слободе, где они теперь, в случае часто возникающих у русских пожаров, живут в гораздо большей безопасности, чем в городе. Когда немцы теперь увидели, что им как бы дан особый город для мирной жизни в нём, они не задумались сами сломить своя далёкие теперь от них церкви и перенесли их к своим очагам и домам в Новую иноземскую слободу. Теперь у лютеран здесь две немецкие церкви, а у кальвинистов — голландская и английская...
ЯКОБ РЕЙТЕНФЕЛЪС [15] СКАЗАНИЯ СВЕТЛЕЙШЕМУ ГЕРЦОГУ ТОСКАНСКОМУ КОЗЬМЕ III О МОСКОВИИ (извлечение)
Москва, средоточие государства и священное местопребывание царей, по справедливости должна быть отнесена к числу величайших городов на земном шаре... заключает в себе более 6000 тысяч жителей...
Климат в Москве довольно мягкий, и местоположение ее весьма красиво; она поражает своими приблизительно двумя тысячами церквей, которые почти все каменные и придают городу великолепный вид. Этой внешней красоте немало способствуют семь умеренной высоты холмов, на которых она... возвышается. Дома обывателей большей частью деревянные и имеют очень мало окон; впрочем, между ними попадаются много и каменных, принадлежащиих боярам и иноземцам... Улицы вымощены, но не камнем, а деревянными бревнами или кольями, положенными в один непрерывный ряд, постоянно, впрочем, покрытыми грязью или толстым слоем пыли, и бывают довольно гладки лишь зимой, когда снег и лёд сравняют всё. Внутри, за стенами города, протекают лишь две реки: Москва, с действительно глубоким судоходным руслом, и весьма неглубокая Неглинная, третья же река, Яуза, с мелким руслом, омывает лишь предместья города. Все они приводят в движение мельницы, к великой пользе города... В небольших расстояниях от города виднеются несколько летних дворцов, назначенных для отдохновения царей... Из предместий главные — Иноземская слобода, или Кокуй... с постройками также деревянными, возведёнными по правилам и образцам немецким; здесь немцы живут отдельно от русских и посещают три лютеранских, две кальвинистских, одну голландскую и одну англиканскую (церкви)...
САМУИЛ МАСКЕВИЧ [16] ДНЕВНИК МАСКЕВИЧА 1594-1621 ГОДОВ (извлечение)
...Мужчины не допускают женщин а свои беседы, не дозволяя им даже показываться на люди, кроме одной церкви. Да н тут каждый боярин, живущий в столице домом, имеет для жены церковь, не в далёком расстоянии от своего двора... ...Комнаты для женщин строятся в задней части дома, и хотя есть к ним вход со двора по лестнице, но ключ хозяин держит у себя, так что в женскую половину можно пройти только чрез его комнату. Из мужчин не пускают туда никого, не исключая домашних. Двор же за комнатами женскими обгораживается таким высоким палисадником, что разве птица перелетит чрез него. Здесь-то женщины прогуливаются. Если хозяин гостю рад, то выводит к нему жену и детей, их непременно надобно поцеловать для приветствия, иначе будет неучтиво... Москвитяне соблюдают великую трезвость, которой требуют строго и от вельмож и от народа. Пьянство запрещено; корчем или кабаков нет во всей России; негде купить вина, ни пива; и даже дома, исключая бояр, никто не смеет приготовить для себя хмельного; за этим наблюдают лазутчики и старосты, коим велено осматривать дома. Иные пытались скрывать бочонки с вином, искусно заделывая их в печах, но и там, к большой беде, виновных находили. Пьяного тотчас отводят в «бражную тюрьму», нарочно для них устроенную; там для каждого рода преступников есть особая темница; и только через несколько недель освобождают от неё, по чьему-либо ходатайству. Замеченного в пьянстве вторично снова сажают в тюрьму надолго, потом водят по улицам и нещадно секут кнутом; наконец освобождают. За третью же вину опять в тюрьму, потом под кнут; из-под кнута в тюрьму, из тюрьмы под кнут... виновного раз до десяти, чтобы, наконец, пьянство ему омерзело {233}. Но такое исправление не поможет, он остаётся в тюрьме, пока не сгниёт...
ГАНС МОРИЦ АЙРМАН [17] СОВЕРШЕННО КРОТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПОЛЬСКОГО И МОСКОВСКОГО ПУТЕШЕСТВИЯ (извлечение)
...Они (русские) свою баню поверху и по стенам всю затягивают прекрасным белым полотном, что очень приятно увидеть; так они постоянно устраивали для моего покойного господина графа (Христиана Горна). А на пол они постилают порубленные еловые ветки... Это делают и в Финляндии, что при разогревании даёт очень приятный запах. В общем, ни в одной почти стране не найдёшь, чтобы так ценили мытьё, как в этой Москве. Женщины находят в этом высшее своё удовольствие; при этом я вспоминаю обычай московитов, что ни одна женщина или девушка не может явиться пред лицом его царского величества, если накануне она не очистилась в бане... Ещё надо отметить, что они в бане не применяют передников и о них даже не знают, а для прикрытия срама пользуются веником... ...Касательно самих московитов, (то) по своей фигуре это большей частью крупные полные люди с рослым телом и широкими плечами; притом, однако, очень неуклюжи я не так ловки и проворны, как поляки, которые также редко малорослы. Это видно по их (московитов) движениям и по походке, так как они выступают словно быки. Лица у них также крупные, сверху и снизу имеют сильную растительность, которую отпускают с юности и видят в этом особую авторитетность. Волосы свои они отпускают несколько коротко на самые уши; летом пользуются большими остроконечными шляпами, а зимой — большими шапками. Одежда их — длинный, свисающий по икры, кафтан, на боках он несколько сужен, носят его постоянно нараспашку, а под ним — другую одежду, доходящую до колен; сапоги, заходящие только на икры и подбитые снизу железом (подковками). Притом пользуются разными расцветками для своей одежды. На шее московиты не носят ни ворота, ни платка, но, по своему достатку {235}, прядь жемчуга или, зимой, прекрасный соболь...
...Было бы слишком длительно рассказывать всё, что вспомнил о Москве. А если немногим упомянуть жён и женщин московитов, то таковые с лица столь прекрасны, что превосходят многие нации. И самих их редко кто может превзойти — если только посчастливится увидеть их, ибо они столь бережно содержатся в Москве и не могут показываться так публично, как у нас. Они ходят постоянно покрытыми (платком), как, по-видимому, и дома, а поэтому солнце и воздух не могут им повредить; но, кроме того, они не удовлетворяются естественной красотой, и каждый день они красятся; и эта привычка обратилась у них в добродетель и обязанность. Они стройны телом и высоки, поэтому их длинные, доходящие с верху до самого низа одежды сидят на них очень красиво. Они, по своему обычаю, сверх меры богато украшают себя жемчугом и драгоценностями, которые у них постоянно свисают с ушей на золотых колечках; также и на пальцах носят драгоценные перстни. Свои волосы, будучи девицами, заплетают в косу и ещё украшают жемчугом и золотом так, что это выглядит чудесно, а на конец свисающей косы навешивают они кисть из золотых или шёлковых нитей или переплетенную жемчугом, золотом и серебром, что очень красиво; на ногах носят кожаные сапожки разных расцветок. Эта московитекая женщина умеет особенным образом презентовать себя серьёзным и приятным поведением. Когда наступает время, что они должны показываться (гостям), и их с почётом встречают, то такова их учтивость; они являются с очень серьёзным лицом, но не недовольным или кислым, а соединённым с приветливостью; и никогда не увидишь такую даму хохочущей, а ещё менее с теми жеманными и смехотворными ужимками, какими женщины нашей страны (Швеции или Германии) стараются проявить свою светскость и приятность. Они (московитки) не изменяют своего выражения лица то ли дёрганием головой, то ли закусывая губы или закатывая глаза, как это делают немецкие женщины, но пребывают в принятом сначала положении. Они не носятся точно блуждающие огоньки, но постоянно сохраняют степенность, и если кого хотят приветствовать или поблагодарить, то при этом выпрямляются изящным образом и медленно прикладывают правую руку на левую грудь к сердцу и сейчас же изящно и медленно опускают её, так, что обе руки свисают по сторонам тела, и после такой церемонии возвращаются к прямому положению.
Рукопожатие у них также не принято. В итоге они (московитки) производят впечатление благородных личностей, но должны остерегаться своих мужей, которые им не слишком-то доверяют...
ИОГАНН ФИЛИПП КИЛЬБУРГЕР [18] КОРОТКОЕ ИЗВЕСТИЕ О РУССКОЙ ТОРГОВЛЕ, КАКИМ ОБРАЗОМ ОНАЯ ПРОИЗВОДИЛАСЬ ЧРЕЗ ВСЮ РОССИЮ В 1674 году (извлечение)
...Более всего замечательно и похвально в Москве то, что для каждого рода товаров есть особые улицы и рывки. Торгующие шёлком имеют особенные ряды, равно как и продающие... лук, шапочники... сапожники, русские аптекари, торгующие... румянами, чесноком и так далее, даже для продажи лоскутьев и тряпья назначено непременное место на базаре пред Кремлём, почему и избавляешься от труда искать долго товар, который тебе надобен... Также недалеко от Кремля... есть Охотный ряд, в котором продаются всякие живые птицы, глухие (глухари) и полевые тетерева, рябчики... соколы, перепелки, соловьи, жаворонки... также куры, голуби, гуси, утки, живые кошки и прочее... Во всей Руссии, сколько мне известно, есть только две типографии. Одна в Москве; состоит из восьми станов, которые беспрестанно бывают в деле. Печатают большею частью на писчей бумаге. Здесь найдёшь Святое Писание, творения святых отцов и церковных учителей и многие другие духовные книги; также Уложение или Книгу Законов. Другая типография — в Киеве. И там и здесь также много образов и эстампов на дереве (лубок)... В Москве на реке Неглинной есть Литейный двор, который русские зовут Пушечным двором... Здесь они льют пушки и колокола... ...У русских есть также яблочные погреба, в которых круглый год продаются всякие яблоки, из которых лучшие называются наливными и часто бывают так прозрачны, что на солнце видны зёрна... Все кабаки, винные, пивные и водочные... в пространном русском государстве принадлежат исключительно царю... Но кабаков как в Москве, так и в других городах и селениях не слишком много. Почти у всех, а особливо {237} у крестьян, есть жидкий напиток, называемый квасом...
ДЕ ЛА НЕВИЛЛЬ [19] ЛЮБОПЫТНЫЕ И НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ О МОСКОВИИ (извлечение)
...Царевна[20], предвидя, что со временем, рано или поздно, Пётр[21]сделается опасным препятствием её властолюбию, если она заблаговременно не предупредит опасности, очень раскаивалась, что послушалась прежде мудрых и умеренных советов Голицына[22]... Она совершенно справедливо предвидела, что в будущем ей нельзя уже надеяться на то же, что лучшее, что могло её ожидать, было постепенная потеря власти, но по мере того как власть брата постепенно возросла бы... Она понимала, что сама она после многократных неприятностей будет вынуждена отказаться от всяких притязаний и укрыться в свой монастырь. Все эти соображения побудили царевну, честолюбивую и смелую более, нежели можно было ожидать от женщины, решиться яа всё, чтобы удержаться на той ступени величия, на которой она находилась и к которой она всегда стремилась. Во время своего правления она делала, что только могла, чтобы привлечь к себе много сторонников; этою же целью объясняются и раздававшиеся ею щедро, под предлогом вознаграждения за оказанные услуги, награды... Она внушила Голицыну опасение, что общие враги... захотят заключить её, против её воли, в монастырь, что, разумеется, неизбежно повлечёт за собою и его падение и погибель всех его родных и друзей... Царевна делала между тем всё, что только было возможно, чтобы иметь на своей стороне стрельцов... Факт управления государством царевною Софиею возбудил и в других принцессах царской крови сильное желание оставить, подобно ей, свои монастыри и перейти, как она, в царский дворец... Намерением Голицына было поставить Московию на одну ступень с другими государствами. Он собрал точные сведения о состоянии европейских держав и их управления и хотел начать с освобождения крестьян, предоставив им земли, которые они в настоящее время обрабатывают в пользу царя, с тем чтобы они платили ежегодный налог. По его вычислениям, налог этот увеличил бы ежегодную доходность земель этих государей более чем вдвое...[23]
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Аввакум, протопоп. Житие протопопа Аввакума, им самим писанное / Под ред. Н. К. Гудзия. М., 1960. 2. Аннинский Л. А. Русские плюс... М., 2005. 3. Булгаков С. Н. Православие. Очерки учения православной церкви. М., 1991. 4. Валишевскии К. Первые Романовы / Пер. с франц. В. Ф. Репринтное воспроизведение издания 1911 г. М., 1989. 5. Вернадский Г. В. Киевская Русь / Пер. с англ. Е. П. Беренштейна, Б. Л. Губмана, О. В. Строгановой. Под ред. Б. А. Николаевой. Тверь; Москва, 2004. 6. Вернадский Г. В. Монголы и Русь / Пер. с англ. Е. П. Беренштейна, Б. Л. Губмана, О. В. Строгановой. Тверь; Москва, 2004. 7. Вернадский Г. В. Московское царство/Пер. с англ. Е. П. Беренштейна, Б. Л. Губмана, О. В. Строгановой. Тверь; Москва, 2001. 8. Греков Е.Д. Киевская Русь. М.; Л., 1953. 9. Греков Б. Д. Борьба Руси за создание своего государства. М.; Л., 1945. 10. Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1992. 11. Гумилёв Л. Н. Ритмы Евразии. М., 1993. 12. Зимин А А Формирование боярской аристократии в России во второй половине — первой трети XVI века. М., 1988. 13. Ильин И. Л. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов: В 2 т. Т. 1. М., 1992. 14. Карамзин Н. М. Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из истории государства Российского / Издание подготовлено Г. П. Макагоненко. М., 1988. 15. Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели. Исторические мысли. М., 1991. 16. Ключевский В. О. О русской истории / Под ред. проф. В. И. Буганова. М., 1993. 17. Кобрин В. Б. Иван Грозный. М., 1989. 18. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Кн. 1. М., 1990. Кн. 2. М., 1991. 19. Манягин В. Г. Апология Грозного царя. М., 2002. 20. Манягин В. Г. Вождь Воинствующей Церкви: Царь Иоанн Грозный в иконографии XVI — XVII веков. М., 2003. 21. Митрополит Иоанн (Сяычёв). Самодержавие Духа. СПб., 1995. 22. Москва XV — XVII веков. Иностранцы о древней Москве. Составитель М. М. Сухман. М., 1991. 23. Памятники Древней Руси XI — начала XII ив. М., 1978. 24. Пичета В. И. Белоруссия и Литва в XV — XVI вв. М., 1961. 25. Платонов С.Ф.Иван Грозный. С.-Петербург, 1923. 26. Повести о Куликовской битве. М., 1959. 27. Под скипетром Романовых. Исторические очерки. 1613-1913 гг. СПб., 1912. 28. Полосин И. И. Социально-политическая история России XVI — нач. XVII в. М., 1963. 29. Похлёбкин В. В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах. Вып. I: Ведомства внешней политики и их руководители. Справочник. М., 1992. 30. Россия XV—XVII веков глазами иностранцев. Л., 1986. 31. Русское государство XVII века. Сб. ст. М., 1961. 32. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества в XII — XIII вв. М., 1982. 33. Рыбаков Б. А Язычество древних славян. М., 1981. 34. Соловьёв С. М. Об истории Древней России. М., 1993. 35. Татищев В. С. Избранные произведения. Л.. 1979. 36. Тихомиров М. Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. М., 1965. 37. Толстой М. В, Рассказы из истории русской церкви. Издание Сыасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991. 38. Томсинов В. А. История русской политической и правовой мысли. X — XVIIf вв. М., 2003. 39. «Хожение затри моря» Афанасия Никитина. М., 1958. 40. Художественная проза Киевской Руси XI — XII вв. М., 1957. 41. Фёдорова О. Л. История России в документах. Хрестоматия для иностранцев. М., 2004. 42. Флоря Б. Н. Иван Грозный. М., 2002. 43. Шмидт С. О. Описи церковного архива и архива Посольского приказа. М., 1960. 44. Юшков С. В. «Русская правда». Происхождение. Источники, Её значение / Под. ред. О. И. Чистякова, М., 2002. 45. Янин В. Л. Я послал тебе бересту. Новгородские документы на бересте. М., 1965.
Иллюстрации
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru Оставить отзыв о книге Все книги автора Княжеская: от слова князь (конязь — коняый воин, всадник) — лидер племени.
Летопись: от сложения слов лето (год) и писать — погодная (то есть по годам) запись исторических событий, производимая современником; вид повествовательной литературы, один из главных источников со истории Древней Руси.
«Повесть временных лет» —общерусский летописный свод (= сборник)начала XJ1 в. Авторство «Повести» — спорный вопрос. Историки до самого начала XX в. считали, что «Повесть» — единое произведение, написанное одним человеком в одно время — монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, создателем житийной повести о князьях-мучениках Борисе и Глебе и «Жития Феодосия Печерского». Позже, в том числе и А. А. Шахматовым, доказывалось, что «Повесть» создана на основе нескольких более ранних летописей и Нестор является первым её редактором. Но в результате получилась не просто запись событий, а, по слову, например, Г. В. Вернадского, «всеобъемлющий научный трактат».
Хазары (хозары) образовали в 1Х-ХШ вв. государство («каганат»). Столицей его был город Итиль. Границами каганата были Кавказские горы на юго-востоке, а на западе — области Нижнего и Среднего Поднепро-вья. Под властью хазарского кагана были объединены люди различных племён и религий, но высшее сословие во главе с каганом в IX в. приняло иудейскую веру. Остальная часть населения исповедовала кто ислам, кто христианство или продолжала держаться язычества. Какое-то время славянские племена полян, северян, радимичей и вятичей подчинялись хазарам и платили им дань.
Дань: от слова дать — древняя форма натурального налога.
Варяги — русское название викингов (в Западной Европе они же — норманны), выходцев из Скандинавии, объединявшихся в вооружённые отряды для торговли и разбоя.
Предполагается, что это были новгородские словены, полоцкие кривичи, весь (вепсы) и чудь (финские племена) — предки современных эстонцев.
Критически относящиеся к летописям учёные подвергают сомнению существование этих трёх братьев: слишком уж это соответствует библейским традициям («все мы от трёх братьев — сыновей Ноя»). И действительно, никто не знает точно, откуда взялись эти братья и были ли они вообще братьями. Но их имена — Рюрик, Синеус, Трувор — настоящие, скандинавские. Имя Рюрик встречается в скандинавских династиях, и вполне возможно, что летописный Рюрик был из шведского княжеского рода (по одной из версий, он был князем шведского племени русь). Имена князей после Рюрика — Олег, Игорь — также являются шведскими.
Существование Рюрика большая часть историков не отрицает, но при этом некоторые из них считают недостоверным существование его братьев Синеуса и Трувора, потому что с древ нешведского «Рюрик сина хус трувер» перевели как «Рюрик с домом и дружиной». Лингвисты доказывают, что это неточный перевод, тем более что осуществил его немецкий учёный Г. З. Байер, который только по воле случая обратился к русским летописям, а вообще-то он был китаистом.
Не в одни только русские земли «призывали» правителей извне. Например, ближайшим аналогом русской летописи является рассказ саксонского хрониста X в. Видукинда о том, как призывали в Англию англо-саксов.
В VI в. существовал союз племён во главе с Кием, а в IX в. были крупные объединения славянских племён Куяба (или Куябия, Куявия) — область вокруг Киева, Славия (район озера Ильмень с центром в Новгороде), Ар-тания (место не установлено) и т. д.
Автор этой публикации в «Вестнике древней истории» — В. И. Пархоменко.
Сторонники норманнской теории, ссылаясь на текст русской летописи, считают, что «русью» первоначально называлось одно из скандинавских племён, к которому принадлежал князь Рюрик со своей дружиной. Они сопоставляют слово «русь» со словом «руотси» — так финны называют норманнов-мореплавателей. А вот ещё одно из предположений, сделанное, например, Г. В. Вернадским: название «антов» (этнических предшественников славян) — «асы» и «рухс-асы» (светлые асы), что близко с названием «роксаланов» и с племенным названием «русь», или «рось». А это название было известно до прихода Рюрика с варягами в Новгород в середине IX в. В X—XI вв. Русской землей называла преимущественно Среднее Поднепровье— землю киевских полян, и отсюда это название в течение XII—XIII вв. распространилось на другие области, занятые различными племенами восточных славян.
Город Ладога к концу XVII в. уже не имел того стратегического значения, как в древности, но превратился в село Старая Ладога при Петре I, который был заинтересован в строительстве портового города на берегу Финского залива и сделал Санкт-Петербург столицей государства, чтобы уже больше никогда не потерять выхода в Балтику.
Берестяная грамота — древнерусская грамота, выцарапанная на кусочке берёсты. Грамота — здесь: документ, письмо. Берёста — верхний слой коры берёзы.
Историки предполагают, что в данном случае имеет место этимологическая форма реконструкции истории средневековым хронистом, т. е. имена героев рассказа производятся от названий (Киев, киевские горки — Хо-ривица, Щековица), а не наоборот.
Поляне — одно из славянских племён.
Воевода: от сложения слов воин, войско и водить — в Древней Руси: начальник войска, а также области, округа.
«Путь из варяг в греки» — древний водный торговый путь из Балтийского в Чёрное море, по которому в IX-XII вв. шла торговля Руси и Северной Европы с Византией. Путь проходил от Балтийского моря по реке Нева, Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень, реке Ловать, волоком до реки Западная Двина, волоком до реки Днепр и далее в Чёрное море. На этом пути находились такие крупнейшие русские города, как Новгород, Ладога, Киев и др.
Считается, что Аскольд и Дир в 865 г. приняли христианскую веру от греческих проповедников (см. главу «Рюрик»).
Б. А. Рыбаков на основе новых археологических данных настаивал, как и многие другие историки, что поход на Киев Олег совершил из Ладоги, а ее из Новгорода, который был лишь форпостом Киева в борьбе с варягами. Современные археологи, работающие над ладожскими находками, делают вывод: если Киев — «мать городов русских», то Ладога — «бабушка».
«Путь из варяг в греки» — см. выше.
Сравнивая эти факты с сохранившейся информацией периода Рюрика или Игоря, некоторые историки даже предполагают, что было два Олега. Второй Олег — воевода Игоря, а возможно — его старший сын.
Имеется в виду захват Киева войском Олега.
Договор с Византией.
О Кирилле и Мефодии как создателях первого литературно-письменного языка славян см. ниже, в главе «Особенности крещения Руси».
Л. Н. Гумилёв отмечал: «Удар Святослава по иудейской общине Хазарии был жестоким, но не окончательным». Опровергая распространённое у историков мнение, он утверждал, что хазарское государство было добито всё же не Святославом, а печенегами, которых подкупила Византия. Таким образом она избавилась от одного из торговых соперников.
Добрыня, по предположению некоторых исследователей, явился прототипом богатыря Добрыни Никитича — сподвижника Ильи Муромца в русских былинах.
Адрианополь — греческое название города Эдирне на северо-западе Турции, завоёванного турками в XIV в.
По-видимому, через несколько веков нечто похожее будет и в облике вольнолюбивых людей — казаков, которые появятся на родине Святослава в XV-XVI вв.
Л. Н. Гумилёв считает, что печенегов могли натравить и те киевляне, которые вполне были довольны правлением Ярополка, близкого христианам. Они не желали появления в Киеве Святослава. Язычники его дружины недавно расправились с русскими христианами, которых они объявили виновниками военных неудач русской армии. Тогда и погиб брат Святослава Глеб. Л. Н. Гумилёв считает, что этим Святослав подписал себе смертный приговор. Но эту версию трудно доказать — нет конкретных фактов.
Канонизация (и в католицизме, и в православии) — акт причисления тех или иных лиц к сонму святых.
В исторических источниках эта женщина упоминается часто под каким-то одним из этих четырёх имён, что создаёт трудности у исследователей, и некоторые авторы не воспринимают её как одно и то же лицо.
Кирилл (в миру Константин) и Мефодий (мирское имя неизвестно) — братья из города Солунь (по-гречески Фессалоники). Они были выходцами из богатой греческой семьи и, по-видимому, с детства владели местным славянским наречием. На основе их переводов Священного Писания на южнославянский солунский диалект сложился старославянский язык — первый литературно-письменный язык славян. Кириллом была составлена первая славянская азбука — глаголица.
Понтий Пилат — римский наместник Иудеи, вынужденно приговоривший Иисуса Христа к распятию.
Название «Росиа» отразилось и на печатях некоторых русских князей XI в., например Всеволода Ярослави-ча. Оно встречалось и на печатях греческой знати, связанной брачными или другими родственными отношениями с русскими княжескими фамилиями. Об этом сообщают учёные В. Л. Янин, Я. Н. Щапов и др.
Святополк был сыном «грекивги» — беременной жены Ярополка, на которой женился Владимир после убийства своего брата. Поэтому Святополк считался сыном Ярополка и Владимира. Он был усыновлён Владимиром в 988 г. и считался его старшим сыном.
Тысяцкий — городской голова и предводитель ополчения.
Спас: от слова «Спаситель». Так называли на Руси Иисуса Христа.
Бармы — оплечье, часть одежды, покрывающая плечи. Дополнительно см. сноску к главе «Иван IV».
Об этой церкви, созданной из дуба, говорилось: «...Толико чудна, якова не бывала и потому не будет» — церковь эта настолько красива, что такой не бывало и никогда не будет.
В православной Руси мужчины не брили бороды и волосы на голове, т. к. «человек подобен Богу». Иисуса Христа всегда писали на иконах с бородой.
Общинники: от община — самоуправляющаяся организация жителей какой-либо территориальной единицы. Община — слово позднего происхождения. В древнее время крестьяне знали слово мир, или общество. Земледелие на Руси — трудоёмкая работа, если учитывать её природу (преобладание лесных массивов) и климат (континентальный). Успешно выполняться эта работа могла только коллективными усилиями. Общинное существование крестьян помогало выжить тем из них, кто попал в беду: заболел, потерял кормильца — главу семьи, и т. д.
Посадник: от слова посадить — начальник, правитель какой-либо области; когда-то он назначался князем.
Архимандрит — высшее духовное звание у монахов.
Андрей — один из апостолов, бродячих проповедников христианства — Андрей Первозванный.
Синоп — Синопа, греческая колония на южном берегу Чёрного моря.
Корсунъ — славянское название Херсонеса, греческой колонии на Крымском полуострове.
В скобках даётся современное летосчисление — от Рождества Христова. По церковному календарю ведётся летосчисление от Сотворения мира.
Олег княжил с 879 г. по 912 г. Он начал править в малолетство Игоря — сына легендарного Рюрика. Если Рюрик владел только Новгородом, то Олег присоединил Смоленск, Любеч, а потом и Киев. Киев стал столицей Древнерусского государства.
«... Игоря...» — сын Рюрика Игорь княжил с 912 г. по 945 г. Рюрик управлял Новгородом по приглашению его жителей — так сказано в летописи. Но Игорь после смерти Олега стал править уже Киевской Русью.
Варяги — скандинавские племена на Руси — племенные воины и купцы, торговавшие на пути «из варяг в греки» — от Скандинавии до Византии.
Чудь — финские племена; кривичи, хорваты, дулебы, тиверцы — славянские племена.
Толмачи — переводчики.
Гривна — денежная единица Древней Руси.
Паволока — тонкая ткань.
Узорочье — украшения и дорогие ткани с красивым узором.
Волхвы — название в Древней Руси служителей дохристианских культов, а также восточных мудрецов.
Кудесник — волшебник, колдун.
Искоростень — древлянский город, сегодня город Коростень Житомирской области.
...Ольга с сыном своим Святославом... — Ольга — княгиня Ольга (?-969). После смерти мужа, князя Игоря, она стала управлять государством (945-957), т.к. их сын князь Святослав был ещё ребёнком.
Вышгород — город на Днепре, сегодня районный центр Киевской области.
Щеляг — монета, рало = соха — орудие сельскохозяйственного труда.
Ясы, касоги — предки осетин и черкесов.
Переяславец — город дунайских болгар (близ современного г. Тулча в Румынии).
...И заперлась Ольга в городе Киеве со своими внукапли, — Ярополком, Олегом и Владимиром... — Ярополк — старший сын Святослава, стал княжить после смерти отца с 972 г. по 980 г. Олег — вскоре погиб. Владимир — (?-1015) — княжил после смерти брата Ярополка с 980 г. по 1015 г.
Ярослав — Ярослав Мудрый (около 978-1054), с 1119 г. — великий князь Киевский. Он сын Владимира Святославича, крестившего Русь.
При Ярославе была расширена и укреплена территория Киева.
Георгий — христианское имя Ярослава Мудрого; Ирина — имя жены Ярослава Мудрого.
Черноризец — монах.
Поп (разговорное) — священник.
...В распрях и междоусобиях... — в борьбе друг с другом (= между собой)
«Поучение» Владимира Мономаха содержится в Лав-рентьевском списке «Повести временных лет» под 1096 г. Владимир Мономах (1053-1125) был киевским князем с 1113 г.
«Русская правда» — сборник русских законов XI-ХШ вв., важнейший памятник древнерусского права. Создание «Русской правды» начинается при Ярославе Мудром.
Гривна — денежная и весовая единица в Древней Руси, слиток серебра. Например, 40 гривен равны 8 кг серебра.
Тиун — представитель княжеской администрации, исполнявший судебные функции.
Смерд — так назывались крестьяне до принятия имн христианства.
Холоп — в X — начале XVIII в. феодальнозависи-мые люди, по правовому положению близкие к рабам.
Яса, по-русски — «приказ», «закон» (по-монгольски — «ясак», по-турецки н по-персидски — «яса»).
См., напр., главы о Ясе из сочинения А. М. Джувей-ни «История завоевателя мира» в переводе с персидского В. Ф. Минорского; фрагменты Ясы, приведённые Рашидом Эд-Дином и Макризи, в переводе И. Н. Березина и др. в кн. Г. В. Вернадского «История права», Санкт-Петербург, 1999.
Есть предположения историков, что пересмотр и расширение Ясы было, очевидно, сделано на Курултае в 1218 г., а в 1225 г. была утверждена её окончательная редакция.
Тем — родительный падеж множественного числа от слова «тьма» («десять тысяч).
Михаил Черниговский будет убит в 1246 г. при хане Батые в Сарае за то, что отказался поклониться монгольским (языческим) идолам. Тогда же он был канонизирован Русской православной церковью как «святой благоверный князь Михаил Черниговский».
Неоднозначно относятся к Мстиславу Киевскому. Он был на киевском столе двенадцать лет, что являлось большой редкостью для того времени. Одни считали, что это случилось потому, что он являл собой классический образ великого князя. Другие говорили о его объективности в решении сложных вопросов, третьи видели в его поступках лишь «угодливость» различным противникам. Но сам факт неучастия в битве у реки Калки не украшал его образ. А татары, узнав об этом, когда он оказался в плену, не только не пощадили его, но с презрением бросили к тем раненым, убитым, пленным, которых накрыли страшным помостом — умирать в муках.
Преемники Чингисхана издали большое количество указов и распоряжений, известных часто под именем «ярлык». К ним относятся и ярлыки в пользу русской церкви. Изучением содержания «митрополичьих» ярлыков занимались советские историки Г. А. Фёдоров-Давыдов, А. П. Григорьева, Л. А. Хорошкевич, И. А. Плигузов и др. В этих ярлыках были ссылки на «Великую Ясу» как основной правовой источник. «Митрополичьих» ярлыков сохранилось достаточное количество для исследования, чего нельзя сказать о ярлыках, выданных ханами русским князьям.
В 2005 г. в Казани был поставлен памятник Л. Н. Гумилёву за научные исследования в области истории и культуры степных кочевников,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|