Ключевые положения концепции Б.Скиннера
Ключевые положения концепции Б. Скиннера o Бихевиоризм — форма теории особой науки о поведении. Он позволяет формулировать вопросы настолько ясно, что на них могут быть даны однозначные ответы. Это средства для применения экспериментального подхода к человеческому поведению. o Согласно Скиннеру, поведение должно быть исследовано как и другие достойные внимания феномены. o Научный анализ поведения должен принимать как данное то, что поведение находится в несоизмеримо больше степени под влиянием общих факторов и генетической структуры, нежели под влиянием самого человека и его внутренних состояний. o Он считал, что необходимо изучать человека на основании его видимого поведения, а не думать о его внутренних процессах. Он писал: «всматриваться в умственное или психическое состояние — значит, искать не там, где нужно…» (Критика З. Фрейда) o Он считал, что применение к описанию и анализу человеческого поведения «ментальных терминов» — неправомерным. Он не видел места ментального в системе научного анализа.
Ментальные термины используются, когда люди не осознают причины сложно поведения или не подозревают о предшествующих каткому поведению процессах: o Свобода o Достоинство o Воля o Творчество o Автономный человек o Личность
Устоявшаяся традиция мыслить данными терминами мешает увидеть реально существующих конкретный мир. Проблема не в том, что нужно полностью отказаться от категорий, а в том, что они неприменимы в научном анализе поведения.
В рамках функционального анализа нудно сконцентрироваться на изучении и контроле поведения, а также факторах, влияющих на него. В частности, считал, что личность — шаблон.
Поведение — все то, что совершает организм при условии, что эти действия являются видимыми. Бихевиоризм позволяет создать фундаментальное научное знание. Бихевиоризм — это 4) Теория особой формы науки о поведении; 5) Средство, дающее возможность применять экспериментальный подход к изучению человеческого поведения.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СКИННЕРА Полезен для объяснения причинно-следственных связей. Рассматривал лишь те аспекты поведения людей и животных, которые подавались непосредственному наблюдению и требовали точны научных описаний. «В рамках функционального анализа нудно сконцентрироваться именно на изучении и контроле поведения, а также случайностях которые на него влияют» (с) Б. Скиннер Согласно функциональному анализу каждый аспект поведения рассматривается как функция окружающих условий, которые могут быть описаны физическими величинами. Для функционального анализа следует выбирать относительно простой вид поведения, который: o Свободно и многократно воспроизводим; o Легко поддается наблюдению и регистрации. Функциональный анализ способствует выявлению факторов, которые изменяют поведение или оставляют его прежним.
ЕДИНИЦЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА o Респондентное поведение — поведение, посредством которого живое существо автоматически реагирует на предшествующий стимул (возбудитель). Респондентное поведение достаточно просто изучается и демонстрируется. Напр., сидение зрачка при ярком свете. o Оперантное поведение — спонтанно возникающее (независимо от определенных обстоятельств) и, в то же время, обусловленное поведение. Оперантное поведение можно искусственно вызвать - то есть обусловить, и, таким образом, различными способами управлять им, то есть оно окажется под контролем стимулов. Термин «оперантный» показывает, что поведение воздействует на среду, генерируя последствия.
o Оперантное обусловливание — это процесс формирования и поддержания какой-либо модели поведения с вытекающими с этой же модели последствиями. Благодаря ОО человек сохраняет равновесие ходит, говорит, пишет и т. д. Оперантное подкрепление нуждается в процессе и последующим анализе. Как правило, все поведение человека оперантно. o Подкрепление — любой стимул, который следует ща конкретным действием, и увеличивает или поддерживает вероятность появления именно этого действия вновь, является подкреплением. Напр., подкрепление становится более значимым с каждым правильным действием, когда определенное поведение приводит к определенному результату (голубь, который ходит по часовой стрелке за едой) ВЫВОД: На базе многочисленных исследований Скиннер понял, что человека можно научить проявлять практически любой тип оперантного поведения, свойственный и людям, и животные. При этом любой стимул увеличивает / поддерживает вероятного проявления какого-либо действия.
Согласно Скиннеру, можно выделить 2 типа событий, обладающих эффектов подкрепления: 1. Положительное подкрепление связано с получением приятного стимула. Оно увеличивает вероятность повторения того действия, после которого оно появилось (напр., стакан воды в ситуации жажды). 2. Негативное подкрепление усиливает то поведение, которое уменьшает / уничтожает вероятность появления подобного подкрепления. (напр., обжечь руку о кипящую воду). Он понял, что любое поведение моде регулироваться как позитивными, так и негативными подкреплениями. Знание обо все предшествующие подкреплениях, позволяет объяснить любое поведение.
Он выделять первичные, вторичные и обобщенные подкрепления, чтобы понять, как ведет себя человек. 1. Первичные подкрепления — стимулы, определяющиеся физическими потребностями индивидов в их стремлением выжить (воздух, вода, пища). 2. Вторичные подкрепления — автономные стимулы, но они вызывают такую тесную ассоциацию с первичными стимулами, что, в конце концов, и сами начинают действовать как подкрепления (напр., деньги). 3. В различных ситуациях форма «предшествующего» поведения может вести за собой различные виды подкреплений. Тогда непосредственная стимуляция на основе такого поведения становится обобщенным подкреплением.
Большое внимание он уделял режиму подкрепления: как быстро запоминается поведение, как часто нужно подкреплять, как долго будет продлеваться эффект от подкрепления. ВЫВОД: для поддержания поведения режим подкрепления не менее важен, чем и само подкрепление. Действие подкрепления эффективнее, чем действие наказания.
o Кода подкрепление перестает поступать, реакция становится менее частой, — оперантное угасание. (утрата тенденции повторять поведение, которое больше не приносит выгоды). o Отсутствие подкрепление также вызывает ярость или фрустрацию. o Чтобы предсказать силу угасания подкрепления, необходимо знать историю всех предшествующих подкреплений. Поведение является сильны или слабым из-за действия большого числа переменных, поэтому задача науки — выявление этих переменных, которые оказывает влияние на поведение. Чтобы понять сами себя, люди должны понять, что и поведение — целенаправленный процесс, который может быть описан в тех условиях, в которых он происходит, то есть найти те факторы, которые увеличивают вероятность появления этих факторов в будущем.
(Как дополнение)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|