Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

36. Теории социального научения в социологии ХХ века.




С середины 20 века получили развитие " смягченные" варианты бихевиоризма, отмеченные усложнением схемы S-R за счет введения промежуточных переменных. Тем не менее для сторонников как ортодоксальной, так и различных новых ориентаций в бихевиоризме был характерен анализ поведения и единый набор используемых категорий, что позволяет объединить их в целостное направление. Одной из таких центральных категорий является " научение". Именно через научение приобретается весь репертуар наблюдаемого поведения, за пределы которого исследователи обычно не выходят.

Теории социального научения — социологические теории, разработанные последователями Б. Скиннера, опирающиеся на схему оперантного научения.

 

1. Первая схема, научение типа S, заимствована бихевиористами у И. П. Павлова и представляет собой схему так называемого классического обусловливания.
Экспериментатор воздействует на организм условным раздражителем (например, звонком) и подкрепляет его безусловным (например, подачей пищи), т. е. безусловный стимул используется для вызывания безусловной реакции в присутствии поначалу нейтрального стимула. После ряда повторений реакция ассоциируется с этим новым стимулом. Продуктом научения по такой схеме становится респондентное поведение – поведение, отвечающее на определенный стимул. Подача подкрепления здесь связана со стимулом, отсюда и обозначение научения как научения типа S.

2. Вторая схема, научение типа R, – это схема оперантного научения, разработанная Скиннером. Суть научения по данной схеме состоит в том, что вместо предложения стимула, вызывающего определенную реакцию, экспериментатор, наблюдая за организмом, ждет случайного появления реакции в интересующем его направлении. Ее проявление сразу же подкрепляется. Продуктом научения по данной схеме оказывается оперантное поведение, или оперант.

Оперант — это поведение, вызванное стимулом, следующим за ним. В данном случае подкрепляется уже не стимул, а реакция организма, именно она вызывает подкрепляющий стимул. Отсюда обозначение такого научения, как «научение типа R»

 

Эта схема, разработанная Б. Скиннером, была:

o Модифицирована

o Обогащена когнитивными элементами

o Включена в социальный контекст

Основные последователи:

o Джулиан Бернард Роттер (1916-2014) — создатель теории социально-когнитивного научения.

o Альберт Бандура (1925) — автор теории реципрокного детерминизма. Теория Альберта Бандуры предполагает объяснение способов, которыми люди приобретают разнообразные виды сложного поведения в условиях социального окружения.

 

Эти ученые, фокусом анализа которых оставалось обусловленное различными стимулами человеческое поведение, заняли промежуточное положение между бихевиористами и сторонниками когнитивистского подхода, в рамках которого поведение целиком находится в контексте некоторых организованных систем образов, понятий и других " менталистских" образований.

 

(Подробно концепция социального научения Бандуры)

В центр своих исследований поставил анализ человеческого поведения и факторы, которые его определяют. Несмотря на схожесть с бихевиоризмом он выступил против его произвольных экстраполяций данных из мира животных на социальный мир. Говорил, что теории соц. научения, разработанные Скиннером и Роттером, страдают тем, что основываются на " ограниченном ряде принципов, установленных и поддержанных в основном исследованиями научения у животных в ситуациях с одной персоной". Для адекватного рассмотрения соц. явлений нужно " расширить и модифицировать эти принципы + ввести новые, установленные и подтвержденные исследованиями приобретения и модификации человеческого поведения в диадической и групповых ситуациях". Также он был неудовлетворен тем, что старые подходы были неспособны решить проблемы возникновения новых форм поведения.   По мнению Бандуры, инструментальное обусловливание и подкрепление должно рассматриваться как выбор реакции среди уже имеющихся в поведенческом репертуаре индивида, а не как приобретенные (в отличие от Роттера и Скиннера). Бандура рассматривал подкрепление как фактор, способствующий научению, а не вызывающий его. Например, наблюдатель может научаться новым реакциям, наблюдая за поведением модели + необязательно ставить реакцию модели и реакцию наблюдателя в условия подкрепления.   А. Бандура, связав поведение человека с его социальным окружением, назвал свой подход социобихевиористским. Суть подхода: личность формируется поведением человека, его индивид. характеристиками (особая роль у мышления) и влиянием окружающей среды. Все эти факторы действуют вместе, а научение не обязательно предполагает вознаграждение.   Выделил 2 типа научения – путем проигрывания и путем наблюдения.   В теории социального научения Бандуры люди не побуждаются к определенным действиям исключительно внутренними силами или внешними стимулами. Психологическое функционирование следует объяснять в терминах непрерывной реципрокной интерактивности персональных и внешних детерминант. В рамках такого подхода важную роль играют косвенные символические и саморегуляционные процессы.   o Способность применять символы предоставляет людям мощное средство общения с окружающей средой. Через посредство вербальных и воображаемых символом люди преобразуют и сохраняют опыт в репрезентативной форме, что является руководством для будущих действий. Способность к целенаправленным действиям коренится в символической активности. Образы желаемого будущего помогают формированию видов поведения, которые специально предназначаются для достижения отдаленных целей. Посредством символов люди могут решать проблемы без практической реализации всех возможных решений. Они могут предвидеть возможные последствия различных поступков и соответственно корректировать свое поведение. Без использования символов невозможно рефлексивное мышление. o Способности к саморегуляции: организуя побудительные мотивы, поступающие от внешнего окружения, генерируя когнитивные средства поддержки, оценивая последствия собственных поступков, люди способны до некоторой степени осуществлять контроль над своим собственным поведением. Функции саморегуляции создаются и время от времени поддерживаются внешними явлениями.   Концепция соц. научения Бандуры также называется " медиаторно-стимульной ассоциативной теорией".

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...