Предметное поле социологии
Стр 1 из 16Следующая ⇒ СОЦИОЛОГИЯ для «технарей»
Учебное пособие для студентов технических вузов
Могилёв 2012
УДК 316
Рассмотрен и рекомендован к изданию на заседании кафедры гуманитарных дисциплин Протокол №____от ______2011 г.
Научно-методическим советом Протокол №____от ______2011 г.
Автор: д.с.н. Бубнов Ю.М.
Рецензент: Лихачёв Н.Е., доктор социологических наук, директор Могилёвского института региональных социально-политических исследований
Бубнов Ю.М. Социология: Учебное пособие для студентов технических вузов. – Могилёв: УО «МГУП», 2011. – 88 с.
В соответствии с программой изучения курса социологии в техническом вузе представлен базовый категориальный аппарат социологической науки, его предмет и метод, наиболее важная, на наш взгляд, проблематика социальных аспектов жизнедеятельности современного общества. Курс лекций будет полезным студентам и преподавателям высших учебных заведений технического профиля.
© УО «Могилёвский государственный университет продовольствия» Бубнов Ю.М.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемый конспект лекций по социологии задумывался как учебное пособие для студентов технических специальностей – будущих специалистов и руководителей производства. Такое пособие по социологии призвано не только помочь студентам изучить соответствующую дисциплину и сдать зачёт по ней, но, в первую очередь, помочь им увидеть социальные факторы поведения людей и научиться применять социальные мотивы и стимулы в работе с персоналом. Автор ставил перед собой следующие задачи: помочь студентам приобрести научные знания об обществе, в котором они живут; научить их компетентно разбираться в тех проблемах, которые обусловлены социальными факторами, предвидеть социальные последствия своей деятельности, а также выработать навыки применения социологических методов при решении личных, общественных и производственных проблем.
В результате изучения курса социологии студенты должны знать: - основные теоретические и методологические проблемы социологии; - базовые категории и понятия социологии; - наиболее авторитетных учёных, внесших существенный вклад в становление и развитие социологии; - основы конкретных методов и процедур социологической работы. - основные подсистемы общества; - закономерности становления, функционирования и развития социальных общностей и социальных процессов; - влияние социо-нормативной среды на жизнь человека; - трансформационные процессы перехода от одного типа общества к другому; - актуальные социальные проблемы в Беларуси, странах СНГ и в мире, в целом; - возможности и ограничения конкретных методов и процедур социологических исследований; В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести следующие навыки: - выработки адекватных оценок социальных проблем, с которыми сталкивается современное белорусское общество; - определения самостоятельной, аргументированной позиции при обсуждении и решении тех или иных социальных проблем;
- владения простейшими приёмами проведения социологических исследований; - выработка на основе интерпретации результатов социологических опросов рекомендаций, направленных на совершенствование социо-нормативной среди трудового коллектива.
Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА 1. Предметное поле социологии 2. Структура социологии 3. Функции социологии 4. Институционализация социологии
Тезаурус темы.
Предметное поле социологии Объект социологии – общество. Такое определение объекта социологии ясно из самого названия этой науки. Термин «социология» происходит от латинского «societas» (общее, общество) и греческого «logos» (слово, знание, учение, наука). Следовательно, в буквальном переводе слово «социология» означает «учение об обществе». Однако общество является объектом изучения и многих других наук, таких как, например, политология, экономика, этика. Каждая из этих наук рассматривает в общем объекте – обществе – свой специфический предмет. На что же направлен интерес социологии? Иными словами, каков предмет социологии? Социологию интересуют социальные общности различного масштаба (нации, классы, слои, группы) и их влияние на индивида. Одно из самых удачных определений предмета социологии дал российский учёный В.А.Ядов. По его мнению, «социология есть наука о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи между этими общностями, между общностями и личностями» [1]. Будучи наукой о социальных общностях, социология исследует: - массовые социальные процессы и массовое поведение людей; - состояние, направленность и формы социального взаимодействия людей; - совокупную жизнедеятельность людей, образующих социальные общности; - сходство или противоборство социальных интересов. Социологов интересует социальность как важнейшая характеристика человеческой жизнедеятельности, обусловившая глобальный успех Homo sapiens. Разумность человека многие учёные ставили под сомнение, указывая на иррациональность и аффективность как индивидуального, так и группового поведения людей. А вот социальная организованность человеческих сообществ позволила, например, Аристотелю дать человеку родовое имя Homo politicus, то есть «человек взаимодействующий». В действительности стоит признать оба эти качества – способность приспосабливать с помощью разума окружающую среду к своим потребностям и высокую степень социальной организации – в равной степени важными условиями успеха как отдельных индивидов, так и целых человеческих сообществ, включая и весь род людской.
В предмет социологии входят только существенные, значимые, устойчивые и закономерные социальные связи. Такие связи и отношения, которые оформляются в социальные нормы в виде обычаев, традиций, ритуалов, а также правовые нормы в виде законов, инструкций, официальных правил и распорядков. Первые именуются моральными нормами, существуя в формате неофициальных (неформальных) норм. А вторые, будучи узаконенными государственными органами, имеют статус официальных (формальных) норм. Важный вклад в дело определения предметного поля социологии, а, следовательно, и формирование новой науки внёс один из её основоположников Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.). Он разделял всю совокупность факторов, воздействующих на человека, на три рода. Мир природных фактов (их источником выступает природа) составляют физические и биологические явления. Мир психических фактов (эмоции, переживания, страсти и желания) порождён психической активностью человека. И, наконец, мир социальных фактов, обусловленный обществом. Ясно, что природные факты интересуют естественные науки. Психологи исследуют психические факты. А социальные факты составляют предмет интереса социологии. Социальная реальность имеет своим субстратом (носителем) не природу, как органическая и физическая реальность, и не индивида, как психическая реальность, а общество, которое формирует свою собственную – социальную – среду обитания человека. Итак, предметом социологии выступает социальная реальность, состоящая из социальных фактов. Что же в таком случае есть социальные факты? Ответ на этот вопрос мы находим у Эмиля Дюркгейма: «Это категория фактов, отличающихся весьма специфическими свойствами; ее составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются». [2]
Социальный факт является базовой категорией социологии, определяющей первичный элемент её предметного поля. Э.Дюркгейм трактовал социальные факты, во-первых, как материальный субстрат общества (например, плотность населения), и, во-вторых, как конкретные проявления массового сознания, коллективные представления. Они имеют надындивидуальный, социокультурный статус, хотя и существуют только в сознании индивидов. В современной социологии социальными фактами считают факты массового поведения и сознания, продукты социальной деятельности. Статусом социальных фактов обладают также характеристики социологической процедуры: к ним относятся категории, связанные с проведением эмпирических социологических исследований, такие как выборка, программа исследования, определением уровня достоверности исследования (репрезентативность и т.д.). На поверку социальные факты оказываются стандартами мышления (например, логические и языковые нормы), общественно принятые способы проявления эмоций, а также ритуалы и нормы поведения. Это и стиль одежды, и правила приличия, лексика речи в различной социальной среде и социальные роли учащегося или учителя, отца или сына, дочери или матери, начальника или подчиненного и т.д. Социальные факты объективны в том смысле, что, будучи созданными предшествующими поколениями, они существуют до конкретного индивида и поэтому воспринимаются как им как внешняя данность, которая воздействует на него независимо от его желания. Всякий отдельный человек, появляясь на свет, застаёт уже готовый набор социальных норм. Усвоение и присвоение их в качестве индивидуальных ценностей и мотивов деятельности составляет суть процесса социализации (воспитания) каждого нового поколения. Социальная реальность воздействует на человека с той же неотвратимостью и обязательностью, как и природная реальность, с той лишь разницей, что её влияние на индивида очень редко фиксируется и осознаётся им. Подобно тому, как рыба ничего не знает о воде, пока не окажется на берегу, человек зачастую не догадывается о своей зависимости от общества. Социальная среда, в которой обитает человек, влияет на него опосредованно, через его индивидуальное сознание. Чаще всего индивид не в состоянии разглядеть за своими личными, казалось бы, чисто волюнтаристскими желаниями более или менее настоятельные требования общества.
Структура социологии. Состав и структура социологии могут быть рассмотрены по двум векторам. Первое основание, по которому возможен анализ структуры социологии, задано уровнями знания от чувственно-конкретного до абстрактного. В соответствии с этим вектором, социология делится на три уровня. - Эмпирическая (прикладная) социология разрабатывает специальный социологический инструментарий и получает с его помощью достоверную социологическую информацию. - Теоретическая социология обобщает, систематизирует первичную социологическую информацию и строит на этой основе теории социальных процессов. - Методологическая социология призвана совершенствовать социологического знания путём уточнения предметного поля социологии, расширения категориального аппарата науки и т.д. Помимо «вертикального» среза, социология структурируется также и по «горизонтальному» вектору. В этом случае социологическое знание включает в себя различные специализированные разделы – отраслевые социологии, которые различаются по особенностям своего предмета исследования. Специализированные разделы социологии включают в себя множество так называемых «предметных» социологий, таких, например, как социология брака и семьи, социология молодёжи, социология культуры, социология религии, политическая социология, экономическая социология, социология управления, социология конфликта. Этот перечень легко продолжить, однако и так понятно, насколько большим он может быть. Отметим лишь, что их количество стремительно увеличивается, что является лишним свидетельством бурного развития социологического знания. В настоящее время насчитывается более 40 различных отраслевых разделов социологии. Зачастую отраслевые социологии развиваются до такой степени, что получают статус отдельной науки. Так, например, социология конфликта, будучи дополненной категориальным аппаратом и инструментарием социальной психологии, преобразовалась в конфликтологию, а социология управления в той её части, которая развивалась применительно к сфере производственных отношений на уровне предприятий, известна сегодня больше под именем «менеджмент». Функции социологии. Как важнейшая обществоведческая наука социология выполняет множество различных функций. Мы выделим лишь основные из них. Первую функцию часто называют познавательной, аналитической. Мы предпочитаем называть её диагностической. Все определения верны, однако последний термин позволяет соотнести эту задачу социологии с функцией врача, который в первую очередь должен поставить правильный диагноз состояния здоровья пациента. Отличие социологии составляет лишь то, что она диагностирует не отдельного человека, а социальные образования различного масштаба, от первичной ячейки общества – семьи, до глобального сообщества людей. Социология способна увидеть скрытые социальные процессы, например, на уровне трудового или учебного коллектива, определить общественную реакцию на управленческие и политические решения руководства, измерить негативные социальные явления, такие как, например, пьянство и алкоголизм, суицид и депопуляцию, безработицу и экстремистские настроения. Именно эту функцию социологии имеют в виду, когда сравнивают её с зеркалом общества. Выявляя и демонстрируя общественные проблемы, социология тем самым способствует их решению. Вторая функция – прогностическая – призвана «заглянуть в будущее» и предупредить о социальных рисках, представить наметившиеся тенденции в развитии общества, а также разработать теоретические модели более гармоничного общественного устройства. Эта функция помогает, к примеру, претенденту на выборный пост узнать о своих реальных шансах выиграть выборы, а производителю той или иной продукции – спланировать объёмы производства, исходя из маркетологического прогноза. Социо-инженерная функция социологии наиболее востребована в экономике и политике, поскольку она способствует решению социальных проблем и, соответственно, гармонизации общественных отношений. Социология давно уже превратилась в действенный инструмент социальных преобразований, предлагая управленческим государственным структурам и активной общественности конкретные рекомендации, направленные на преобразование социальной действительности. Подобно тому, как врач хорош не только тем, что он правильно диагностирует болезнь и даст обоснованный прогноз на будущее, но прежде всего тем, что предложит эффективные средства излечивания, так же и социолог обязан свой анализ социальных проблем завершить формулировкой рекомендаций, позволяющих переломить негативную тенденцию в трудовом коллективе, социальном институте, на административной территории, в масштабе государственного образования или в глобальном человеческом сообществе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|