Объектно-субъектная классификация социологических теорий
Социологи могут исследовать социальную реальность под различными углами зрения. Соответственно, и классификация социологических подходов может быть осуществлена по разным основаниям. Мы предлагаем познакомиться с двумя классификациями социологических теорий. Первая основана на выделении в качестве определяющего начала, в одном случае, субъектного (человеческого) фактора, а в другом, – не зависящих от человека объективных социальных факторов. Эти подходы диаметрально расходятся в трактовке причинно-следственной связи между индивидом и обществом. Одни учёные считают индивида всего лишь проекцией общества как целостного социального организма, а другие – его творцом-демиургом. Образной иллюстрацией этих подходов могут служить такие строки великого русского поэта Александра Блока: «Мы ли пляшущие тени, Или мы бросаем тень?». В соответствии с этой дилеммой в социологии можно выделить два подхода: субъектный и объектный. В представленной ниже таблице мы предлагаем схему сравнительного анализа этих подходов по различным критериям. Таблица 1 – Сравнительный анализ субъектного и объектного подходов в социологии
Легко увидеть диаметральную противоположность субъектного и объектного подходов. Эта противоположность и породила живительную для социологического знания полемику между представителями этих подходов. Представители объектного подхода, верно отображая социальную обусловленность индивидуального поведения, подвергались жёсткой критике со стороны «субъективистов» за то, что человек в рамках этой концепции уподоблялся марионетке или шестерёнке огромной социальной машины. На самом деле, антагонизм между объективизмом и субъективизмом, на наш взгляд, сильно преувеличен. Он может быть снят путём выделения соответствующих этапов во взаимодействии между обществом и индивидом. Последовательность этих этапов схематично приведена на рисунке.
Рисунок – Этапы взаимодействия индивида и общества
Первый этап является исходной точкой для каждого нового поколения людей. Волею судьбы они оказываются в определённой социо-культурной среде, принципы которой сформированы до них и без их участия. На этапе 2 взрослеющие усваивают созданные предыдущими поколениями социальные образцы поведения, мышления и чувствования. С точки зрения индивида, это означает его социализацию, а с точки зрения общества – индивидуализацию социальных норм. Третий этап – деятельностный – может протекать по двум сценариям. Традиционный сценарий характеризуется воспроизведением тех социальных шаблонов, которые индивид усвоил в ходе социализации. В этом случае реализуется объектная логика взаимодействия индивида и общества. Общество осуществляет себя посредством деятельности индивидов. Индивиды на данном этапе лишены активного начала, они всего лишь эманация, проекция, способ существования общества как единого и целостного социального организма. Они по словам поэта – «пляшущие тени» общества, обеспечивающие своей деятельностью его развитие. Парадигма объективизма как раз и отражает такое распределение ролей индивидов и общества на данных этапах их взаимодействия. Однако в ходе общественно значимой деятельности индивид может создавать новые способы мышления, деятельности и чувствования, которые до него не существовали. Если индивидуальные новации оказываются эффективными, они распространяются в социальной повседневности. Будучи востребованными обществом, новые организационные, поведенческие, ментальные и прочие формы «вливаются» в существующую социо-культурную среду, пополняя или замещая арсенал обычаев, традиций, верований, вербальных форм, образцов поведения, юридических законов и моральных норм, модных течений, кулинарных рецептур и прочего множества нормативных требований общества. Вот здесь-то как раз и проявляется активная роль индивида – строителя и преобразователя общества, которую пытаются описать сторонники субъектного подхода в социологии. Таким образом, объектный и субъектный подходы вовсе не противоречат друг другу. Они всего лишь рассматривают различные фазы взаимодействия индивидом и общественного организма.
Для студентов - будущих руководителей – важно понимать свои возможности активно формировать социо-нормативную среду в рамках своих властных полномочий. И, тем не менее, «столбовой дорогой» социологии выступает всё-таки объектный подход. Так понимали социологию её родоначальники. Так трактуют эту науку и большинство современных социологов. Однако и в рамках объективизма существует множество теорий, школ, гипотез, которые необходимо классифицировать. Наиболее интересной и перспективной нам представляется типологизация социологических теорий в соответствии с тем, какие факторы та или иная теория считает определяющими социальную жизнь человека. Социология, как, впрочем, и любая наука о человеке, занята поиском причин, обусловливающих социальное поведение человека. Учёных всегда интересовало, почему одни народы более успешны в деле созидания своей социальной жизни, а другие отстают, или же вовсе постепенно сходят с исторической арены. В качестве таковых причин обычно называются три главных фактора, обозначенные ещё Эмилем Дюркгеймом: природный, аффективно - эмоциональный (психологический) и социальный. В соответствии с этим конструируются три основные парадигмы: - парадигма натурализма; - парадигма психологизма; - парадигма социологизма. Рассмотрим эти направления на макро и микро-уровнях, каждое из которых будет представлено в качестве примера соответствующими школами и теориями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|