Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  2. Вопросы образования




 

 

       Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитывать прежде всего себя.

  Н. В. Гоголь


       Сложно словами передать боль педагогов, когда они чувствуют безысходность, беспомощность, ограниченность, связанность в своих действиях, когда педагог не чувствует класс, аудиторию. Он понимает, что тех знаний, которые ему хотелось бы вложить в учащихся, он не вкладывает. От этого преподаватель опускает руки, и возможно раннее педагогическое выгорание. Наш педагог – это необъяснимое создание, которое болеет душой за свою работу. И он никак не может принять тот факт, что ему предлагают вести уроки через посредника! Экран, Интернет, скайп. Да ему проще позвать учеников и студентов к себе домой!!! Чтобы продумать проект, подготовить какой-то материал, прочитать лекцию.

       Важно донести и до педагогов, что всё в их руках. Мы можем возмутиться и выставить свои требования в защиту качественного образования, в защиту своего здоровья, да и в защиту будущего страны! Ведь уничтожая образование – уничтожается развитие будущего страны. В данной главе мне хотелось бы больше поднять вопросы стратегические, а они иногда носят чисто философский характер. Определить цели, куда нам нужно идти, – это больше к философии. А уже в тактическом плане определяем, что для этого надо на данном этапе развития.

       Образование XXI века – какое оно должно быть? Правильнее задавать вопрос – каким мы хотим его видеть?! Наверное, на первое место надо поставить вопросы гуманности. Гуманизация образования – это признание человека главной социальной ценностью. Современное образование учитывает приоритеты обучения, которое ориентируется на индивидуальные способности учащегося в учебном процессе, направленного на получение знаний по отдельным дисциплинам. Благодаря такому обучению легко понять способности ученика, удовлетворить его потребности в сфере образования и воспитать чувство собственного достоинства. Это помогает человеку понять духовность, расширить мышление, сформировать целостную картину об окружающем свете и систему ценностей. На основе общечеловеческой культуры смогут развиваться разные человеческие стороны, учитывая субъективные потребности и объективные условия личности, которые напрямую зависят от уровня материального и кадрового потенциала обучения. Такая тенденция в образовании, как национализация, определяет национальную направленность образования. Образование требует постоянного развития, но основывается на исторических особенностях и народных традициях. Обучение способствует сохранению и пополнению национальных ценностей. Современная образовательная система должна быть открытой. Цели обучения должны определяться не только государством, но и учитывать мнения учеников, родителей и педагогов. Открытость образования – ещё одна тенденция, которой подчиняются программы обучения. Образовательные программы нуждаются в основе знаний и должны легко дополняться. При этом учитываются культурные, региональные, этнические и другие особенности.

       Современное образование требует применения элементов определения и расширения проблем, научного поиска, индивидуальной деятельности, взаимодействия учеников. Важно реализовать переход от воспроизведения к пониманию и осмыслению, применению полученных знаний на практике. Согласитесь, что сделать это, сидя перед экраном компьютера, практически невозможно. Согласно современным тенденциям развития образования, педагог должен уметь активизировать, мотивировать, формировать мотивы, побуждать к саморазвитию, учитывать активность учащихся, создавать условия для индивидуального движения вперёд. Это невозможно сделать через компьютер, и любой, кто хоть немного сталкивался с процессом преподавания, а не зарабатывания и отрабатывания денег чтением учебного материала, поймёт меня. Существует определённая последовательность: от помощи учителя в решении образовательных проблем и задач на начальном уровне обучения – до максимальной самостоятельной регуляции в обучении и появления взаимоотношений между учеником и педагогом. Во время перехода от наставничества до сотрудничества важно сохранить уважение к учителю со стороны ученика.

       Непрерывность образования – важная тенденция в развитии образования. Она способствует углублению знаний и помогает достичь целостности в образовании и воспитании. Непрерывность образования поможет преобразовать полученные знания на протяжении человеческой жизни. Важно взаимодействие воспитания и обучения. Во многих образовательных учреждениях воспитательная функция отсутствует. Только при взаимодействии обучения и воспитания возможно формирование целостной личности. Технический прогресс идёт вперёд, что сказывается и на образовательном процессе. Современные технологии должны присутствовать в новых методиках. Важно правильно использовать полученную информацию и уметь применять её в реальной жизни. Благодаря современным технологиям мы можем получить доступ к любой информации в один клик. При этом реальная жизнь и бизнес ждут от вчерашних выпускников не теоретических знаний, а практических навыков. Эти два факта требуют существенной перестройки образовательного процесса.

       Интегральный подход – в образовании и в жизни предполагает междисциплинарное обучение. В классической медицине болезнь – это физический недуг, который нужно лечить лекарственными или оперативными методами. Специалист, который использует интегральный подход, рассматривает заболевание не только с точки зрения физического тела, но также учитывает психологическое состояние пациента, его отношения с другими, семейную историю, знает альтернативные методы лечения. Невозможно вылечить болезнь, надо лечить пациента! И ещё раз именно здесь должен сказать, что нет одинаковых средств лечения и одного глобального подхода в лечении для всех людей. Все разные, и к каждому нужен свой подход. Поэтому я убеждён, что у глобалистов и их адептов, которых, к сожалению, много в России, ничего не получится.

       Если мы посмотрим на образование с разных точек зрения, то увидим, что учиться можно и нужно в любом возрасте – буквально в любом. Это как с любовью. «Любви все возрасты покорны». Так же и с учёбой. Образование в старшем возрасте улучшает ментальное здоровье, снижает риск нарушения когнитивных функций, даёт заряд новых эмоций и способствует общению. Своим пациентам я говорю – лучшая профилактика болезни Альцгеймера – это изучение иностранных языков.

       Вероятно, в будущем исчезнет понятие возраста, созданного для учёбы. Мы будем учиться всю жизнь – и система образования должна подстроиться и перестроиться под эту потребность.

       Некачественное обучение в детстве ведет к невозможности получить более качественное образование в дальнейшем. Это приведёт к тому, что стране будет недоставать хороших специалистов. Получается замкнутый круг, из которого потом сложно будет вырваться. И это одна из фундаментальных ошибок тех, кто ломает систему обучения и примитивно рассказывает про обучение по компьютерам. Через некоторое время при такой системе не останется тех, кто сможет грамотно починить компьютер. Я уже не говорю про вопросы лечить, строить и т. п.

       Мы учим многие вещи по книгам, вместо того чтобы изучать их на практике. В то же время некоторые «учителя» из Интернета никогда и не сталкивались в реальности с тем, чему они учат. Почему бы не изменить и это?

       В современных школах и университетах проводятся внеклассные мероприятия. Это отличная идея. Правда, часто их основная цель – социализация и совместный отдых. Возможно, стоит добавить в них больше образования? Например: рассказывать об истории и географии края, а вместо картинок из учебника показывать растения в лесу.

       Важный вопрос – как изменится роль учителя и преподавателя. Ведь несмотря на то, что и предметы, и время, и место, и методы их изучения важны, в процессе образования учитель играет чрезвычайно важную роль. Люди – это социальные существа, и мы учимся через подражание и доверие. И пока существует человек как вид, так и будет.

       Лет двадцать назад уже обсуждались школы будущего, в которых роботы заменят учителей. Представлялось, что такие учителя смогут предоставить больше информации, окажутся объективнее и не будут уставать. В наши дни никто даже не упоминает учителей среди профессий, которые заменят роботы. Всё совсем наоборот – именно социальные и помогающие работы защищены от роботизации.

       Кажется, робототехника сосредоточилась на самодвижущихся машинах, военных дронах и других разработках и совсем не обращает внимания на образование. Одна из причин в том, что есть ещё понимание, что роль учителя заключается не в сухой передаче информации, а в построении особенных отношений с учащимися. Так должно быть и дальше. Искусственный интеллект пока слаб по части человеческих отношений и никогда не заменит настоящие человеческие отношения. Это просто невозможно.

       Бесспорно: чтобы и дальше сохранять первенство педагога перед компьютером с искусственным интеллектом, нужен не только статус, но и харизма. Сильная и харизматичная личность учителя особенно важна в детском возрасте, когда ребёнку требуется уже не только безусловная, ничего не требующая взамен любовь родителей (то есть когда ребёнка любят просто за то, что он есть), но и взгляд со стороны. Отношения с учителем не такие, как с родителями. Учитель критикует, его положительную оценку и признание ещё нужно заслужить. Такие отношения помогают ребёнку развиваться и не бояться ошибаться, ведь всегда есть надёжный тыл – родители, которые, в отличие от учителя, будут любить «просто так».

       Сейчас в обществе эти отношения часто перепутаны: родители критикуют и оценивают, а харизматичный учитель… Хорошо, если найдётся хотя бы один на всю школу или университет. Такие учителя запоминаются и потом на всю жизнь остаются с нами. Даже примеров приводить не надо – у каждого есть свой пример в памяти.

       Возможно, из-за нехватки харизматичных учителей и недоверия к системе образования всё больше родителей берут на себя роль наставников. Не всегда сами учат каким-то предметам, но нанимают репетиторов и отправляют детей на различные внешкольные курсы. Это, возможно, и хорошо, что могут нанять репетитора, но это работает только в школе. А как быть в институте, ну, например, в медицинском? Поэтому с учётом стратегического развития всё же лучше готовить учителей, преподавателей, педагогов с харизмой, которые наслаждаются своей работой, а не выживают на ней.

       В традиционных обществах учителя – это пожилые, уважаемые и харизматичные члены социума, мудрецы, к которым всегда можно обратиться за советом. На протяжении истории для того, чтобы стать учителем, нужно было пройти долгое обучение, эта профессия считалась престижной. Сейчас это не так: образование стало доступным для всех и больше не является чем-то особенным, элитным и престижным. Роль педагога принижается и уничижается. 10–15 лет назад так же поступали по отношению к врачам. Что из этого получилось, можно наглядно увидеть сейчас. Может, больше не надо повторять ошибок?

       Большая часть людей в нашем обществе получила школьное и университетское образование. Узнать что-то новое как никогда просто: есть Интернет, всевозможные курсы, доступ к книгам пока есть. К тому же знания накапливаются с каждым годом всё быстрее, и один человек уже просто физически не может всё запомнить и знать. Поэтому теперь мы всё больше осознаем нашу потребность в наставниках – тех, кто не столько передаст нам конкретную информацию (которая и так скоро изменится), сколько научит обращаться с этой информацией, действовать в постоянно меняющемся мире и мыслить самостоятельно. Научит отбирать истинную информацию от фейковой.

       Недостаток этого острее всего чувствуют современные взрослые – отсюда бум на блогеров, менторов и коучей. Люди хотят учиться – это одна из базовых биологических потребностей.

       Стратегические цели понятны, мы их определили, но теперь тактические вопросы – с чего же сейчас начать?

       1. Воздержаться от введения дистанционной формы обучения и активного внедрения методик с применением цифровых технологий в школах и других детских образовательных организациях, так как вред от данных нововведений уже существенно превышает предполагаемую пользу.

       2. Принять к внедрению в школах раздельной формы обучения мальчиков и девочек, как научно обоснованной. Исследования, проведенные и опубликованные Советом директоров школ Республики Крым и озвученные на Общественном совете при Уполномоченном по правам ребёнка при Президенте РФ в 2019 году, подтверждают эффективность внедрения методов обучения в русской классической школе по сравнению с современными формами обучения.

       3. Вернуться к системе ежегодных профилактических осмотров школьников в начале учебного года и по окончании учебного года для оценки состояния здоровья детей и влияния на них новых санитарных правил, которые были введены в 2021 году.

       4. Признать ненаучными и вредными Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2. 4. 3648–20 „Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи“» (зарегистрирован 18. 12. 2020, № 61573) с применением ранее утверждённых СанПиНов, до проведения полномасштабных научных исследований по предлагаемым к изменению пунктам.

       5. Провести добровольную судебно-психиатрическую экспертизу главному санитарному врачу РФ и главным санитарным врачам в регионах с привлечением экспертов из независимой организации, поскольку решения, принятые человеком в пограничном состоянии психического здоровья или психически нездоровым и принятые к исполнению могут привести к фатальным для страны результатам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...