2. Вопросы образования
Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитывать прежде всего себя. Н. В. Гоголь
Важно донести и до педагогов, что всё в их руках. Мы можем возмутиться и выставить свои требования в защиту качественного образования, в защиту своего здоровья, да и в защиту будущего страны! Ведь уничтожая образование – уничтожается развитие будущего страны. В данной главе мне хотелось бы больше поднять вопросы стратегические, а они иногда носят чисто философский характер. Определить цели, куда нам нужно идти, – это больше к философии. А уже в тактическом плане определяем, что для этого надо на данном этапе развития. Образование XXI века – какое оно должно быть? Правильнее задавать вопрос – каким мы хотим его видеть?! Наверное, на первое место надо поставить вопросы гуманности. Гуманизация образования – это признание человека главной социальной ценностью. Современное образование учитывает приоритеты обучения, которое ориентируется на индивидуальные способности учащегося в учебном процессе, направленного на получение знаний по отдельным дисциплинам. Благодаря такому обучению легко понять способности ученика, удовлетворить его потребности в сфере образования и воспитать чувство собственного достоинства. Это помогает человеку понять духовность, расширить мышление, сформировать целостную картину об окружающем свете и систему ценностей. На основе общечеловеческой культуры смогут развиваться разные человеческие стороны, учитывая субъективные потребности и объективные условия личности, которые напрямую зависят от уровня материального и кадрового потенциала обучения. Такая тенденция в образовании, как национализация, определяет национальную направленность образования. Образование требует постоянного развития, но основывается на исторических особенностях и народных традициях. Обучение способствует сохранению и пополнению национальных ценностей. Современная образовательная система должна быть открытой. Цели обучения должны определяться не только государством, но и учитывать мнения учеников, родителей и педагогов. Открытость образования – ещё одна тенденция, которой подчиняются программы обучения. Образовательные программы нуждаются в основе знаний и должны легко дополняться. При этом учитываются культурные, региональные, этнические и другие особенности.
Современное образование требует применения элементов определения и расширения проблем, научного поиска, индивидуальной деятельности, взаимодействия учеников. Важно реализовать переход от воспроизведения к пониманию и осмыслению, применению полученных знаний на практике. Согласитесь, что сделать это, сидя перед экраном компьютера, практически невозможно. Согласно современным тенденциям развития образования, педагог должен уметь активизировать, мотивировать, формировать мотивы, побуждать к саморазвитию, учитывать активность учащихся, создавать условия для индивидуального движения вперёд. Это невозможно сделать через компьютер, и любой, кто хоть немного сталкивался с процессом преподавания, а не зарабатывания и отрабатывания денег чтением учебного материала, поймёт меня. Существует определённая последовательность: от помощи учителя в решении образовательных проблем и задач на начальном уровне обучения – до максимальной самостоятельной регуляции в обучении и появления взаимоотношений между учеником и педагогом. Во время перехода от наставничества до сотрудничества важно сохранить уважение к учителю со стороны ученика.
Непрерывность образования – важная тенденция в развитии образования. Она способствует углублению знаний и помогает достичь целостности в образовании и воспитании. Непрерывность образования поможет преобразовать полученные знания на протяжении человеческой жизни. Важно взаимодействие воспитания и обучения. Во многих образовательных учреждениях воспитательная функция отсутствует. Только при взаимодействии обучения и воспитания возможно формирование целостной личности. Технический прогресс идёт вперёд, что сказывается и на образовательном процессе. Современные технологии должны присутствовать в новых методиках. Важно правильно использовать полученную информацию и уметь применять её в реальной жизни. Благодаря современным технологиям мы можем получить доступ к любой информации в один клик. При этом реальная жизнь и бизнес ждут от вчерашних выпускников не теоретических знаний, а практических навыков. Эти два факта требуют существенной перестройки образовательного процесса. Интегральный подход – в образовании и в жизни предполагает междисциплинарное обучение. В классической медицине болезнь – это физический недуг, который нужно лечить лекарственными или оперативными методами. Специалист, который использует интегральный подход, рассматривает заболевание не только с точки зрения физического тела, но также учитывает психологическое состояние пациента, его отношения с другими, семейную историю, знает альтернативные методы лечения. Невозможно вылечить болезнь, надо лечить пациента! И ещё раз именно здесь должен сказать, что нет одинаковых средств лечения и одного глобального подхода в лечении для всех людей. Все разные, и к каждому нужен свой подход. Поэтому я убеждён, что у глобалистов и их адептов, которых, к сожалению, много в России, ничего не получится.
Если мы посмотрим на образование с разных точек зрения, то увидим, что учиться можно и нужно в любом возрасте – буквально в любом. Это как с любовью. «Любви все возрасты покорны». Так же и с учёбой. Образование в старшем возрасте улучшает ментальное здоровье, снижает риск нарушения когнитивных функций, даёт заряд новых эмоций и способствует общению. Своим пациентам я говорю – лучшая профилактика болезни Альцгеймера – это изучение иностранных языков. Вероятно, в будущем исчезнет понятие возраста, созданного для учёбы. Мы будем учиться всю жизнь – и система образования должна подстроиться и перестроиться под эту потребность. Некачественное обучение в детстве ведет к невозможности получить более качественное образование в дальнейшем. Это приведёт к тому, что стране будет недоставать хороших специалистов. Получается замкнутый круг, из которого потом сложно будет вырваться. И это одна из фундаментальных ошибок тех, кто ломает систему обучения и примитивно рассказывает про обучение по компьютерам. Через некоторое время при такой системе не останется тех, кто сможет грамотно починить компьютер. Я уже не говорю про вопросы лечить, строить и т. п. Мы учим многие вещи по книгам, вместо того чтобы изучать их на практике. В то же время некоторые «учителя» из Интернета никогда и не сталкивались в реальности с тем, чему они учат. Почему бы не изменить и это? В современных школах и университетах проводятся внеклассные мероприятия. Это отличная идея. Правда, часто их основная цель – социализация и совместный отдых. Возможно, стоит добавить в них больше образования? Например: рассказывать об истории и географии края, а вместо картинок из учебника показывать растения в лесу.
Важный вопрос – как изменится роль учителя и преподавателя. Ведь несмотря на то, что и предметы, и время, и место, и методы их изучения важны, в процессе образования учитель играет чрезвычайно важную роль. Люди – это социальные существа, и мы учимся через подражание и доверие. И пока существует человек как вид, так и будет. Лет двадцать назад уже обсуждались школы будущего, в которых роботы заменят учителей. Представлялось, что такие учителя смогут предоставить больше информации, окажутся объективнее и не будут уставать. В наши дни никто даже не упоминает учителей среди профессий, которые заменят роботы. Всё совсем наоборот – именно социальные и помогающие работы защищены от роботизации. Кажется, робототехника сосредоточилась на самодвижущихся машинах, военных дронах и других разработках и совсем не обращает внимания на образование. Одна из причин в том, что есть ещё понимание, что роль учителя заключается не в сухой передаче информации, а в построении особенных отношений с учащимися. Так должно быть и дальше. Искусственный интеллект пока слаб по части человеческих отношений и никогда не заменит настоящие человеческие отношения. Это просто невозможно. Бесспорно: чтобы и дальше сохранять первенство педагога перед компьютером с искусственным интеллектом, нужен не только статус, но и харизма. Сильная и харизматичная личность учителя особенно важна в детском возрасте, когда ребёнку требуется уже не только безусловная, ничего не требующая взамен любовь родителей (то есть когда ребёнка любят просто за то, что он есть), но и взгляд со стороны. Отношения с учителем не такие, как с родителями. Учитель критикует, его положительную оценку и признание ещё нужно заслужить. Такие отношения помогают ребёнку развиваться и не бояться ошибаться, ведь всегда есть надёжный тыл – родители, которые, в отличие от учителя, будут любить «просто так». Сейчас в обществе эти отношения часто перепутаны: родители критикуют и оценивают, а харизматичный учитель… Хорошо, если найдётся хотя бы один на всю школу или университет. Такие учителя запоминаются и потом на всю жизнь остаются с нами. Даже примеров приводить не надо – у каждого есть свой пример в памяти. Возможно, из-за нехватки харизматичных учителей и недоверия к системе образования всё больше родителей берут на себя роль наставников. Не всегда сами учат каким-то предметам, но нанимают репетиторов и отправляют детей на различные внешкольные курсы. Это, возможно, и хорошо, что могут нанять репетитора, но это работает только в школе. А как быть в институте, ну, например, в медицинском? Поэтому с учётом стратегического развития всё же лучше готовить учителей, преподавателей, педагогов с харизмой, которые наслаждаются своей работой, а не выживают на ней.
В традиционных обществах учителя – это пожилые, уважаемые и харизматичные члены социума, мудрецы, к которым всегда можно обратиться за советом. На протяжении истории для того, чтобы стать учителем, нужно было пройти долгое обучение, эта профессия считалась престижной. Сейчас это не так: образование стало доступным для всех и больше не является чем-то особенным, элитным и престижным. Роль педагога принижается и уничижается. 10–15 лет назад так же поступали по отношению к врачам. Что из этого получилось, можно наглядно увидеть сейчас. Может, больше не надо повторять ошибок? Большая часть людей в нашем обществе получила школьное и университетское образование. Узнать что-то новое как никогда просто: есть Интернет, всевозможные курсы, доступ к книгам пока есть. К тому же знания накапливаются с каждым годом всё быстрее, и один человек уже просто физически не может всё запомнить и знать. Поэтому теперь мы всё больше осознаем нашу потребность в наставниках – тех, кто не столько передаст нам конкретную информацию (которая и так скоро изменится), сколько научит обращаться с этой информацией, действовать в постоянно меняющемся мире и мыслить самостоятельно. Научит отбирать истинную информацию от фейковой. Недостаток этого острее всего чувствуют современные взрослые – отсюда бум на блогеров, менторов и коучей. Люди хотят учиться – это одна из базовых биологических потребностей. Стратегические цели понятны, мы их определили, но теперь тактические вопросы – с чего же сейчас начать? 1. Воздержаться от введения дистанционной формы обучения и активного внедрения методик с применением цифровых технологий в школах и других детских образовательных организациях, так как вред от данных нововведений уже существенно превышает предполагаемую пользу. 2. Принять к внедрению в школах раздельной формы обучения мальчиков и девочек, как научно обоснованной. Исследования, проведенные и опубликованные Советом директоров школ Республики Крым и озвученные на Общественном совете при Уполномоченном по правам ребёнка при Президенте РФ в 2019 году, подтверждают эффективность внедрения методов обучения в русской классической школе по сравнению с современными формами обучения. 3. Вернуться к системе ежегодных профилактических осмотров школьников в начале учебного года и по окончании учебного года для оценки состояния здоровья детей и влияния на них новых санитарных правил, которые были введены в 2021 году. 4. Признать ненаучными и вредными Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2. 4. 3648–20 „Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи“» (зарегистрирован 18. 12. 2020, № 61573) с применением ранее утверждённых СанПиНов, до проведения полномасштабных научных исследований по предлагаемым к изменению пунктам. 5. Провести добровольную судебно-психиатрическую экспертизу главному санитарному врачу РФ и главным санитарным врачам в регионах с привлечением экспертов из независимой организации, поскольку решения, принятые человеком в пограничном состоянии психического здоровья или психически нездоровым и принятые к исполнению могут привести к фатальным для страны результатам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|